ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы мониторинга параметров качества продукции в
процессе производства 8
1.1 Понятие и сущность качества продукции как фактора
конкурентоспособности продукции 8
1.2 Мониторинг параметров качества продукции в процессе производства 16
1.3 Методика определения конкурентоспособности в контексте качества 24
2 Анализ основных показателей конкурентоспособности и системы менеджмента качества ООО «ОПТИМА»
2.1 Характеристика деятельности ООО «ОПТИМА»Ошибка! Закладка не
определена.1
2.2 Анализ и оценка функционирования системы менеджмента качества ООО
«ОПТИМА»
2.3 Анализ параметров качества продукции в процессе производства как фактор обеспечения конкурентоспособности продукции ООО «ОПТИМА»
3.1 Зарубежный и отечественный опыт мониторинга параметров качества
продукции в процессе производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общепризнанной стратегией улучшения деятельности предприятия считается непрерывное улучшение действующих процессов, результатом которых является конечная продукция, предназначенная для реализации потребителям. Постоянный и длительный успех предприятия в условиях конкуренции в сфере потребления продукции требует постоянного повышения ее ценности. Для непрерывного поддержания способности создавать и повышать ценность продукции предприятие должно постоянно вести работу по улучшению процессов ее создания.
С этой целью на предприятии осуществляются процессы мониторинга, измерения, анализа улучшений деятельности, необходимых для подтверждения и создания уверенности у потребителей о соответствии продукции, обеспечения соответствия и гибкости системы менеджмента качества в условиях изменяющихся требований потребителей и заинтересованных сторон, постоянного повышения результативности процессов СМК и повышения качества и надежности продукции в соответствии с растущими потребностями и ожиданиями потребителей.
Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные социально-экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов новой экономики — сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов и моделей управления.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных 5
производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка является конкуренция. Основным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
В настоящее время поле конкуренции для российских промышленных компаний значительно расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды деятельности предприятий, повышение уровня и интенсивности конкуренции.
С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование применения мониторинга параметров продукции в процессе производства как фактора повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ООО «ОПТИМА»). В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки мониторинга параметров продукции в процессе производства;
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
- представить краткую характеристику ООО «ОПТИМА»;
- изучить особенности мониторинга параметров продукции в процессе производства на ООО «ОПТИМА»;
- разработать направления совершенствования процессов мониторинга параметров продукции в процессе производства как фактора конкурентоспособности продукции ООО «ОПТИМА».
Объект исследования - деятельность предприятия ООО «ОПТИМА».
Предметом исследования выступили параметры продукции, определяющие уровень конкурентоспособности компании.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме:
- анализ и синтез;
- логический подход к оценке экономических явлений;
- комплексность, системность, сравнение изучаемых показателей.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Войцеховская И.М, Савицкая Г.В., Ламбен Ж.-Ж., Фатхутдинов Р.А., Завьялов П.С., Голубков Е.П.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы производственными компаниями, повышающими уровень
конкурентоспособности. Предлагаемые рекомендации и критические замечания могут быть использованы предприятиями при снижении влияния отрицательных факторов и решении проблем, возникающих в процессе их функционирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мониторинга параметров продукции в процессе производства и конкурентоспособности.
Во второй главе проводится анализ основных показателей деятельности и системы менеджмента качества ООО «ОПТИМА».
В третьей главе разрабатываются направления совершенствования процессов мониторинга параметров продукции в процессе производства как фактора конкурентоспособности предприятия ООО «ОПТИМА». В заключении подводятся основные выводы и формируются предложения.
Конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
Понятие «мониторинг» все более широко вторгается во все сферы жизни общества. Применение мониторинга в научной сфере началось в почвоведении, затем распространилось на экологическую деятельность, а затем практически во все аспекты научной и практической работы. Именно многоплановость его применения и вызывает на сегодняшний день неоднозначность понимания, толкования, а отсюда - и его использование.
Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла.
Традиционные объекты мониторинга сегодня - это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.
Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то необходимые коррекции и корректирующие действия должны предприниматься с целью обеспечения соответствия продукции.
эффективно действующая система управления качеством производимой продукции - стержень современного производства. Именно она, позволяет добиваться успеха в жесткой конкурентной борьбе, характерной сегодня для борьбы за потребителя, за удержание и завоевание новых рынков сбыта.
Политика акционерного общества в области качества используется как средство управления предприятием с целью улучшения его деятельности, является основой политики и стратегии предприятия. Система менеджмента качества ООО «ОПТИМА» сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов ГОСТ РИСО 9001:2008, ИСО 14001:2004, OHSAS 18001:1999.
В то же время проведенный анализ управления качеством продукции позволил выделить ряд проблем, препятствующих успешному функциони-рованию системы менеджмента качества ООО «ОПТИМА»:
-отсутствует полное вовлечение работников всех уровней в процесс внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Не сформирована действенная система индивидуального и коллективного участия в управлении качеством рядовых работников;
- качество поступающего сырья и материалов не всегда соответствует предъявляемым требованиям;
- моральный и физический износ оборудования препятствует выпуску качественной продукции.
Применение новых информационных технологий в системах мониторинга и менеджмента качества, на всех стадиях жизненного цикла продукции способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству предприятия гарантировать, что все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции, находятся под контролем, а управление системой качества учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность.
Применение системы мониторинга «Оптимизация ERP» ООО «ОПТИМА»позволит оперативно решать такие следующие задачи:
- выбор поставщика на основе сравнительного анализа качества партий, поступающих от различных контрагентов и / или требований к готовой продукции, выдвигаемых получателем;
- оценка степени совершенства организации производственного процесса по данным о качестве готовой продукции и израсходованного сырья;
- формирование исходных данных для расчетов потребностей в сырье определенного сорта;
- анализ текущих складских запасов на предмет возможности обеспечения плановых потребностей производства в сырье определенного качества;
- формирование тестов качества (программ испытаний) для МЦ;
- ввод, ведение и хранение записей о пробах, отбираемых из партий МЦ для прохождения соответствующих тестов;
- регистрация результатов контроля качества, определение статусов и сортов партий МЦ, печать сертификатов качества (качественных удостоверений);
- ведение истории изменений статусов и сортов партий МЦ в разрезах хранения;
- получение аналитических отчетов для поддержки принятия решений по управлению качеством продукции.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества.
Требования.- Введ. 2008-18-12. - М.: Изд-во стандартов, 2009. - 25с.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2000. Системы менеджмента качества.
Рекомендации по улучшению деятельности. - Введ. 2000 -15 -12. - М.: Изд-во стандартов, 2007. - 26с.
3. «Волшебная палочка» под названием TQM // Управление качеством. - 2014. - № 7. - С.49.
4. Аристов, О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
5. Артюшина Е.В. Роль доверительных отношений в управлении сотрудниками, работающими с клиентами / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 106-110.
6. Бурдаков Е.А. Конвергенция качества образования и бизнеса / Е.А. Бурдаков // Управление качеством. - 2014. - № 6. - С. 32-39.
7. Буров М.П. Качество рабочей силы и образования / М.П. Буров // Управление качеством. - 2014. - № 5. - С. 18-24.
8. Вотякова И.В. Оценка эффективности инновационного развития кадрового потенциала социально-экономической системы: современный аспект / И.В. Вотякова // Управление персоналом. - 2012. - № 4. - С. 44-46.
9. Дейнека, А.В., Жуков Б. М. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие. М.: Академия естествознания, 2012. - 358 с.
10. Ефимов, В.В. Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2012. - 240 с.
11. Згонник Л.В. Национальная доктрина развития человеческого капитала / Л.В. Згонник // Управление персоналом. - 2013. - № 3. - С. 36-40.
12. Зорина Э. «Ключевые показатели эффективности» как инструмент управления персоналом / Э. Зорина // Управление персоналом. - 2014. - № 8. - С. 49-50.
13. Иванов В.В. Модель управления трудовым потенциалом территории по принципу «одного окна» / В.В. Иванов, А.Н. Коробова, И.П. Силаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 33-46.
14. Калинина С.В. Оценка компетентности профессорско- преподавательского персонала в системе менеджмента качества вуза / С.В. Калинина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 115-122.
15. Канне, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 560 с.
16. Карманов Д. Люди - основа нашего бизнеса / Д. Карманов // Управление персоналом. - 2012. - № 20. - С. 18-21.
17. Коноплев, С.П. Управление качеством: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 252 с.
18. Краснов В.Е. Управление изменениями: преодолеть сопротивление / В.Е. Краснов, П.Ф. Друкер // Управление качеством. - 2013. - № 11. - С. 31-41.
19. Лесников И.Н. Инвестиционная составляющая в системе сбалансированных показателей оценки персонала / И.Н. Лесников // Управление персоналом. - 2012. - № 4. - С. 47-50.
20. Мазур, И.И. Управление качеством: учебное пособие. - 5-е издание. - М.: Омега-л, 2013. - 399 с.
21. Малова И.И. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателей / И.И. Малова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С. 108-117.
22. Масааки Имаи Забытый потенциал компании / Имаи Масааки // Управление качеством. - 20114 - № 1. - С. 43-45.
23. Масааки Имаи От управления качеством продукции к управлению качеством человеческого капитала / Имаи Масааки // Управление качеством. - 2014. - № 10. - С. 23-25.
24. Мишин, В.М. Управление качеством: учебник для вузов. - 2-е издание. - М.: Юнити-дана, 2012. - 463 с.
25. От управления качеством продукции к управлению качеством человеческого капитала // Управление качеством. - 2012. - № 10. - С. 8-11.
26. Покровский А. Система менеджмента качества учит думать / А. Покровский // Управление качеством. - 2012. - № 11. - С. 29-30.
27. Поляков В. Качество образования - стратегический ресурс российской экономики / В. Поляков, А. Конюховский // Управление качеством.
- 2012. - № 8. - С. 34-41.
28. Райсс М.Н. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №5. - С. 12.
29. Салимова, Т.А. Управление качеством: учебное пособие. 5-е
издание. - М.: Омега-л, 2014. - 416 с.
30. Суходоева Л.Ф. Кадровый потенциал предприятия / Л.Ф. Суходоева // Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3. - С. 165-167.
31. Мишурова, И. В. Технологии кадрового менеджмента: учебное пособие. - М.: Март, 2014. - 368 с.
32. Тугускина Г.Н. Анализ человеческого капитала коммерческих предприятий / Г.Н. Тугускина // Управление персоналом. - 2012. - № 1. - С. 42¬44.
33. Холодков, А.В. Экономические аспекты управления человеческими ресурсами / А.В. Холодков, С.А. Сурков // Менеджмент в России и за рубежом.
- №1. - 2012. - С. 129
34. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: учебное пособие. - М.: Велби, 2015. - 160 с.
35. Чачава А. Двадцать принципов успешного ведения бизнеса / А. Чачава // Управление качеством. - 2012. - № 8. - С. 60-61.
36. Чеснокова М.С. Развитие компетенции как элемент корпоративного управления промышленным предприятием / М.С. Чеснокова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 110-119.
37. Шокина, Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014. - 344 с.
38. Юдин П. Инвестиции в персонал и темпы рыночного роста / П. Юдин // Управление качеством. - 2013. - № 8. - С. 57-59.