ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятия, виды, факторы доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения 10
1.2 Особенности управления объектами социальной инфраструктуры с
целью повышения их доступности для инвалидов и маломобильных групп населения 25
1.3 Методика оценки эффективности управления доступностью объектов
социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения 41
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНЫВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика социально-экономического положения инвалидов и
маломобильных групп населения в Челябинской области 49
2.2 Анализ эффективности управления доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения на примере Челябинской области 60
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Совокупность направлений совершенствования доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп
населения Челябинской области 87
3.2 Расчет социально-экономической эффективности предлагаемого проекта. 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Образец оформления отзыва руководителя
Приложение Б - Образец оформления и форма рецензий
Актуальность темы. Выбор темы выпускной квалификационной работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе, а также доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Проблема определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. Все ключевые области жизни инвалидов (в том числе такие, как образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда) является приоритетной целью любого общества и государства.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН еще в 2006 году. Согласно ей наше государство должно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа ко всему физическому окружению наравне с другими гражданами. Законодательством Российской Федерации определены также и требования к органам власти и организациям по созданию условий для инвалидов. Обозначена и ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Важным направлением в современных условиях является формирование доступной среды, доступности объектов социальной инфраструктуры, индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учетом его потребностей, окружения, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей, сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей.
Объект исследования - объекты социальной инфраструктура для инвалидов и маломобильных групп населения.
Предмет исследования - доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения.
Цель работы - исследование управления доступностью объектами социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН, для разработки рекомендаций по его совершенствованию на примере Челябинской области.
Основные задачи для достижения цели:
1) изучить основные понятия и теоретические подходы, связанные с проблемой доступности объектов социальной инфраструктуры;
2) рассмотреть особенности управления доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН;
3) выявить методику оценки эффективности управления доступностью объектов социальной инфраструктуры;
4) оценить социально-экономическое положение инвалидов и МГН.
5) проанализировать эффективность управления доступностью объектов социальной инфраструктуры;
6) определить основные направления совершенствования развития доступности объектов социальной инфраструктуры;
7) предложить рекомендации по совершенствованию управления доступностью объектов социальной инфраструктуры.
Особые обязательства по созданию доступности для инвалидов накладывает ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году Конвенция ООН оправах инвалидов. В сложившейся ситуации проблема создания для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является актуальной задачей социальной политики Правительства Российской Федерации. Работа по созданию доступной среды для инвалидов требует комплексного подхода и координации действий исполнительных органов власти в решении проблем развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения. При этом, основными факторами низкой активности в реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов являются:
- недостаточное финансирование;
- отсутствие инициативы исполнительных органов власти;
- недостаток знаний специалистов в области создания доступной среды для инвалидов.
Между тем сформирован системный подход по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Вся система работы по обеспечению доступности в настоящее время строится по нескольким направлениям.
1. По новым объектам (строящимся либо реконструированным) - через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию (с участием Службы государственного строительного надзора и экспертизы, комитета по градостроительству и архитектуре, общественных организаций инвалидов). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов выполнен в соответствии с требованиями проектной документации и технических регламентов. В настоящее время вновь вводимые объекты социальной инфраструктуры проектируются и строятся в соответствии с нормами и требованиями их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. По действующим государственным объектам социальной инфраструктуры
- паспортизация (обследование) объектов, обеспечение доступности объектов для инвалидов при проведении текущего или капитального ремонта за счет бюджетных средств в рамках сводного городского (межведомственного), а далее
- территориальных и ведомственных программ и планов. Паспортизация осуществляется представителями администраций районов, в том числе с участием общественных организаций инвалидов [24].
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав включающих параграфы, заключения, списка используемых источников и приложения.
Исходя из цели дипломной работы, исследовать управление доступностью объектов социальной инфраструктуры в сложившейся социально-экономической ситуации и современных подходах управления по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН, сформулированы следующие выводы.
Рассмотрев понятие доступности объектов социальной инфраструктуры, можно сделать вывод, что это понятие комплексное в отношении инвалидов базируется на подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе доступности, а также как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека и окружающей человека материальной среды, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности.
Основными направлениями и особенностями управления по обеспечению доступности ОСИ для инвалидов и МГН является применение системного подхода, который включает в себя метод программно-целевого управления к решению проблем, с объединением усилий межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений различной ведомственной принадлежности и общественных организаций.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни необходимо принять меры для обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидам наравне со всеми гражданами к транспорту, к информации и связи, образованию, здравоохранению, трудоустройству, социальной защите, культуре, отдыху и спорту.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
Доступность объектов социальной инфраструктуры определяется уровнем ее возможного использования.
Важнейшим условием формирования доступности объектов социальной инфраструктуры является индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учетом его потребностей, окружения, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей, его объективных возможностей.
Учитывая ценный потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды жизнедеятельности создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни.
По проведенному анализу доступность объектов социальной инфраструктуры в городах и районах Челябинской области не приспособлена с точки зрения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для различных категорий инвалидности, существуют ограничения в информационной доступности.
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата не всегда беспрепятственно могут посетить учреждения здравоохранения, культуры и искусства, государственные и муниципальные учреждения, вокзалы, учебные заведения.
Доля не доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры в общем количестве объектов на территории Челябинской области составляет: в сфере здравоохранения не доступно для инвалидов 69,1 %, в сфере образования - 85,2 %, социальной защите населения - 33,5 %, в сфере физической культуры и спорта - 99 % , в сфере культуры - 93,7 %. Все эти сферы приоритетны и требуют доработки в доступности. Сфера физической культуры и спорта больше всего имеет не доступных объектов.
Также развитие и создание безбарьерной среды в сфере образования создаст повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.
Нерешенность проблемы доступности для инвалидов среды жизнедеятельности порождает серьезные социально-экономические последствия.
На создание системы приспособления для инвалидов во всех сферах жизнедеятельности должны быть направлены все мероприятия.
Реализация этих мер потребует выполнения следующих управленческих функций:
- анализ существующей системы обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации;
- работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры и формирование карты доступности Челябинской области, каждого муниципального образования;
- работа по выявлению барьеров в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- создание механизмов финансирования мероприятий и контроля за их выполнением;
- координация и контроль по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Разработка мероприятий осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечение равных возможностей при использовании объектов социальной инфраструктуры и информации;
- системность и комплексность мер по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и информации;
- контроль и оценка за выполнением мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и информации;
- участие общественных организаций инвалидов в разработке мер по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и информации и контроле за их выполнением;
- создание правовой основы для функционирования постоянно действующей системы по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации.
На основании проведенного исследования разработан проект, по организации управления доступности объектов социальной инфраструктуры, он рассматривается в создании отдела по работе с паспортизацией и адаптацией объектов социальной инфраструктуры. Решение о создании отдела позволит решит ряд проблем:
- поэтапно повысить значение показателей доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов различных категорий в сферах социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, строительства и архитектуры на территории Челябинской области;
- повысить значение показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;
- повысить эффективность деятельности по формированию и обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в части разработки проектов обустройства, паспортизации и адаптации;
- формирование достоверной и полной информации о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2011. - 128 с.
2. Российская Федерация. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 30.11.2011) (с изм. И доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
3. Российская Федерация. Закон «О федеральном бюджете на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов» Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (от
30.11.2011 N 371-ФЗ)
4. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» (вместе с «ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Группа Р20. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности(ОКС 11.180 ОКП 94 0100) (извлечения)»)
5. СП 59.13330.2012. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605)
6. Методические рекомендации по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения / Приложение к постановлению Министерства труда РФ // Работник социальной службы. - 2002. - № 2.189 с.
7. Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Методическое пособие. - М. 2012 - 188 с.
8. Аналитическая записка по результатам статистического компонента мониторинга сведений, позволяющих оценить исполнение норм Конвенции о правах инвалидов в Челябинской области. - Челябинск . 2012 - 92 с.
9. Аганбегян, А.Г. Управление и эффективность: учебник / А.Г. Аганбегян. - М.: Литра, 2001. - 186 с.
10. Андренов, Н.Б. Социальное управление как объект философско- социологического анализа / Н.Б. Андренов // автореф. дис. д-ра филос. наук. Томск, 2000.
11. Романова, П.В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения/ Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской- Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. - 234 с.
12. Сафронов, К. Э. Безбарьерная городская среда: учеб. пособие / К. Э. Сафронов. - Омск: Изд-во «Золотой тираж», 2010. - 167 с.
13. Логачева, Н.М. Развитие социальной инфраструктуры регионов РФ: теоретические, методологические, прикладные аспекты / Н.М. Логачева // автореферат диссертации га соискание ученой степени доктора экономических наук. - Челябинск. - 2013. - С. 13 - 15
14. Логачева, Н.М. Повышение конкурентоспособности региона за счет развития социальной инфраструктуры / Н.М. Логачева // Управление социально-экономическим развитием региона: сб. материалов III Всеросс. науч.-практ. конф. (20 апреля 2012 года) /отв. ред. В.Я. Ахметов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - С.31-36
15. Кильдеев, Р.Х. Роль программно-целевого метода в управленческом воздействии на развитие социальной инфраструктуры села / Р.Х.Кильдеев // Региональная экономика. - УЭкС. - 2013. - № 9. - С.26-31
16. Шабунова, А.А Экономика территорий. Доступность городской среды для лиц с ограниченными возможностями, [Текст]. - Вологда, 2014. - 12 с.
16. Ярская-Смирнов,а Е. Р., Наберушкина Э.К. «Социальная работа с инвалидами», [Текст]. - СПб., 2010. - 256 с.
17. Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=120(дата обращения: 29.12.2015)
18. Общая численность инвалидов по субъектам Российской Федерации
[Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Публикации Каталог публикаций.
«Здравоохранение в России». 2013 год. - Режим доступа: http ://www.gks.ru/bgd/regl/
19. Отчёт о ходе реализации государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в 2013 году
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/handicapped/70
20. Сафронов, К.Э. Новое научное направление экономика безбарьерной
среды [Электронный ресурс] / К.Э. Сафронов. - Режим доступа
http://cyberleninka.ru/article/nZnovoe-nauchnoe-napravlenie-ekonomika- bezbariernoy-sredy
21. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/chelstat/ru/about/administration/
22. Федеральная служба государственной статистики
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/structure/directi on/
23. Холостова Е.И. Межведомственное взаимодействие по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на муниципальном уровне [Электронный ресурс] / Е.И.Холостова, А.В. Гостюшина, Т.А. ДобровольскТ/ Режим доступа http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/mezhvedomst vennoe_vzaimodej stvie_po.html
24. СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и
сооружений для инвалидов и других маломобильных
посетителей [Электронный ресурс]http://www.znaytovar.ru/gost/2/SP_3110299_Trebovaniya_dostupn.html
25. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи http://www.invalidnost.com/pdf/Metodicheskoe_posobie.pdf
26. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы http://www.rosmintrud.ru/
27. Теоретико-методологическое обоснование доступной среды
жизнедеятельности инвалидов. Определение понятия доступной среды жизнедеятельности инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociologydeep.ru/sdps-607-2.html
28. Сунгурова, А.Ю «Модели взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: российский опыт» [ электронный ресурс]. - Режим доступа: .http://www.4cs.ru/materials/wp-id_358/2006.
29. Организация управления социальной сферой белгородской области на
основе кластерного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-upravleniya-sotsialnoy-sferoy-belgorodskoy-oblasti-na-osnove-klasternogo-podhoda