ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сравнение зарубежных и отечественных подходов в определении
конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 16
Выводы по разделу один 26
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК 27
2.1 Характеристика Российского рынка детских игрушек 27
2.2 Анализ ассортиментной политики детских игрушек 34
2.3 Особенности рынка розничной торговли детских игрушек в
г.Миасс 40
Выводы по разделу два 42
3 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ОСТРОВ
СОКРОВИЩ» 43
3.1 Характеристика магазина детских игрушек «Остров сокровищ» 43
3.1.1 STEP - анализ «Остров сокровищ» 53
3.1.2 SWOT - анализ «Остров сокровищ» 55
3.2 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
магазина 57
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Рекламная растяжка 74
Приложение Б. Медиаплан рекламной компании 75
Приложение В. План мероприятий 76
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в современных условиях и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью.
В настоящее время, вопросам повышения конкурентоспособности предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно повышения конкурентоспособности предприятия с целью ее упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. Это обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы и ее практическую значимость для дальнейшего развития управления предприятием.
Предметом исследования в данной работе является конкурентоспособность на рынке детских игрушек.
Объект исследования - магазин детских игрушек «Остров сокровищ».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина «Остров сокровищ».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия;
- оценить конкурентоспособность магазина «Остров сокровищ»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности магазина «Остров сокровищ» и рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия, сущности и методов оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе анализируется российский рынок детских игрушек.
В третьей главе рассматриваются мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия, и рассчитывается экономическая эффективность, предлагаемых мероприятий.
В ходе написания дипломной работы были подробно рассмотрены понятия, виды, методы повышения конкурентоспособности, а также рассмотрели мероприятия по повышению конкурентоспособности магазина «Остров сокровищ». Осуществили оценку экономической эффективности проекта рекламной кампании и программы лояльности ИП «Остров сокровищ».
В первом разделе выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, дана характеристика сущности и функциям конкурентоспособности, так же изучены методы оценки ее эффективности.
Исходя из данной работы, можно сделать вывод, что конкурентоспособность сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для потребителей.
Актуальность рассматриваемой темы в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Во втором разделе провели анализ Российского рынка детских игрушек. В связи с не простой экономической ситуацией в стране, в 2015 году наблюдалось снижение покупательской способности, вследствие чего изменился спрос в пользу недорогих товаров, открыв перед отечественными производителями новые возможности для развития.
В третьем разделе мы подробно изучили общую характеристику магазина «Остров сокровищ», это позволило выявить слабые стороны, проблемы и определить направления развития.
Для решения выявленных проблем был предложен ряд мероприятий, среди которых:
- дисконтные карты;
- рекламная компания;
- стимулирование персонала.
Приоритетным направлением стала рекламная компания. Согласно прогнозам ее проведение позволяет повысить узнаваемость магазина среди населения города Миасс.
Для привлечения новых сегментов потребителей и средством напоминания уже имеющихся покупателей, было предложено размещение рекламной растяжки и в печатных изданиях. В результате проведения эффективной рекламной компании, удалось достигнуть поставленных целей, что позволило повысить выручку на 10%, а так же закрепить и удержать лидирующие позиции среди конкурентов.
Подведя итоги, следует отметить, что предложенные мероприятия, согласно прогнозным расчетам позволит достичь поставленных целей. Таким образом, разработанный план можно считать эффективным.
1 Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст]: / Лазаренко, А.А. — 2014. — С. 374-377.
2 Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст] / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М: Внешторгиздат, 2014. - 309 с.
3 Котлер, Ф. Основы маркетинга Маркетинг [Текст] / Ф. Котлер. -С-Пб.: «Питер», 2014. - 699 с. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. -М.: «Прогресс», 2014. - 699 с.
4 Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров [Текст] / Ш.Ш. Магомедов: Учеб.пособие. М.: Дашков и К, 2013.- 293с.
5 Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. [Текст] / Азоев, Г.Л.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. 208 с.
6 Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - М.: Экономика, 2011. - 703 с.
7 Голубков, Е.П. Основы маркетинга [Текст] / Е.П. Голубков. -М.: Финпресс, 2012. - 420 с.
8 Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики [Текст] / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. 2014. - № 4. - С. 24-29. - 1000 экз.
9 Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст] / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М: Внешторгиздат, 2014. - 304 с.
10 Котлер, Ф. Основы маркетинга: Краткий курс [Текст] / - М.: Изд-во Вильямс, 2007.
11 Бернет, Дж., Мориарти, С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход [Текст] / Бернет, Дж., Мориарти, С. - СПб.: Питер, 2011.
12 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2014. - 420 с.
13 Богомолова, И.П. Анализ формирования категории
конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов: [Текст] / И.П. Богомолова , Хохлов, Е.В // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №1.
14 Анурин, В.Л. Маркетинговые исследования [Текст]: / В.Л. Анурин, И.П. Муромкина. - СПб.: Питер, 2013. - 270 с.
15 Малхотра, Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных [Текст] / Н. Малхотра / Пер с англ. - М.: ООО ТИД ДС,
2011. - 768 с.
16 Диксон Питер, Р. Управление маркетингом [Текст] / Р. Диксон Питер. - М.: Бином, 2012. - 680 с.
17 Лашкова, Е.Г. Маркетинг. Практика проведения исследований [Текст] / А.И. Куценко. - М.: Академия, 2013. - 330 с.
18 Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования [Текст] / Б.Е. Токарев. - М.: Экономист, 2013. - 624 с.
19 Пономарева, А.М. Рекламная деятельность: организация, планирование, оценка эффективности [Текст]: / А.М. Пономарева. - М.: ИКЦ «МарТ», 2012. - 240 с.
20 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и
методология [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2012. - 400 с.
21 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебное пособие для экономических
специальностей вузов [Текст] / И.Л. Акулич. - М.: Высшая школа, 2003. - 447 с.
22 Ильюшенко, Е.В. Маркетинг [Текст] / Е.В. Ильюшенко. -Минск: ИП «Экоперспектива», 2014. - 320 с.
23 Конина, Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе
международных компаний [Текст]: монография / Н.Ю. Конина. М.: Проспект,
2012. - 152 с.
24 Дейян, А. Реклама [Текст] / Под ред. В.С.Загашвили - М.: Издательская группа «Универс», 2012.
25 Силаков А.В., Иващеико И.С., Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе его сбалансированности // Силаков А.В., Иващенко И.С/ Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №6.- С. 71-87.
26 Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Полякова: Учебное пособие. - М. ,2012. - 222 с.
27 Кобцев Р.Ю. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций на основе единой модели [Текст] / Маркетинг в России и зарубежом. - №6. - 2014. С. 36-45.
28 Современный маркетинг/ В.Е. Хруцкий, И.В.Корнеева, Е.Э. Автухова; Под. Ред. В.Е. Хрупкого. - М.: Финансы и статистика, 2013, -. 542 с.
29 Официальный сайт компании Амиго-Медиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.amigo-media.ru.
30 Официальный сайт компании Реклама 74 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:ZZwww.reklama74.ru.
31 ALL-Billboards. Оператор наружной рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://реклама-на-щитах.рф/print_order.php.
32 Изготовление баннеров и рекламных растяжек [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:ZZwww.diego74.ru.