ВВЕДЕНИЕ 7
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ
1.1 Конкурентные преимущества фирмы как основа формирования
конкурентной политики фирмы 9
1.2 Конкурентные стратегии фирмы 23
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАО «АМЗ» НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ
2.1 Анализ состояния мирового рынка черной металлургии 32
2.2 Анализ действующей конкурентной политики ПАО «АМЗ» 45
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «АМЗ» НА ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности фирмы на
зарубежном рынке 61
3.2 Представительство за рубежом как условие обеспечения
конкурентоспособности ПАО «АМЗ» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тема данной дипломной работы является актуальной, так как в условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Ключевая роль конкурентоспособности в современном мире объясняет усиливающийся интерес к исследованию этой экономической категории. Проблема оценки конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ компаний металлургической промышленности приобретает особую актуальность в связи с обострением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках, проблема создания и удержания конкурентных преимуществ - одна из самых актуальных. На современном этапе развития экономической науки, как отечественными, так и зарубежными исследователями опубликовано достаточно много научных трудов в сфере изучения природы конкурентных преимуществ, однако при анализе этих теорий, становится, очевидно, что вопрос их функционального выявления до сих пор остается открытым. Заслуживают внимания исследования М. Портера («Международная конкуренция», 1993 год и «Конкуренция», 2000 год), а также Г.Л. Азоева («Конкуренция: анализ, стратегия и практика», 1996 год), в которых раскрыты прикладные аспекты достижения и формирования конкурентных преимуществ фирм, отраслей и национальных экономик. Целью работы является обоснование содержания конкурентных преимуществ во взаимосвязи с конкурентоспособностью и определение на основе полученных теоретических выводов и результатов практических рекомендаций по их диагностике и развитию на уровне предприятия. В соответствии с целью исследования в работе предполагается решить следующие взаимосвязанные задачи:
- дать понятие конкурентных преимуществ фирмы;
- определить основные принципы и последовательность проведения анализа конкурентоспособности фирмы;
- выявить особенности формирования конкурентных преимуществ компании на мировом рынке металлургической продукции;
- провести анализ внутренних и внешних конкурентных преимуществ ПАО «АМЗ»;
- на основе такого анализа определить основные направления для повышения конкурентоспособности фирмы на внешнем рынке.
Предметом исследования дипломной работы являются экономические отношения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.
Объектом исследования стали организационно-экономические формы
конкурентных преимуществ и конкурентоспособности в процессе их развития.
Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области стратегического управления Г.А. Азоева, А.Л. Челенкова, И.А. Кетовой, М.И. Кныш, Р.А. Фатхутдинова, М. Портера, А.Ю. Юданова и др.
Источниками информации для исследования конкурентоспособности предприятия ПАО «АМЗ» послужили бухгалтерский баланс за 2014-2015гг., организационная структура предприятия, статистические данные World Steel Аззосхайоп за 2015 год.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.
Важным условием функционирования и развития предприятия в долгосрочной перспективе является разработка стратегии предприятия. Она базируется на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности фирмы. Проводится при помощи различных методов оценки конкурентных преимуществ, а так же стратегических факторов внешней и внутренней среды.
Очень важным и сложным процессом для выработки правильной конкурентной стратегии предприятия является анализ конкурентных преимуществ. Он требует внимательного отслеживания процессов, происходящих в среде, а так же оценки факторов и установления связи между факторами и сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами предприятия, которые находятся во внешней среде.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что правильным вариантом поведения компании является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения, для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития. Это значит, что должен проводиться комплексный анализ, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при выполнении этого условия можно быт уверенным в эффективности принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
В рамках данной дипломной работы рассмотрены проблемы определения конкурентных преимуществ предприятия на примере ПАО «Ашинский металлургический завод».
В первой главе работы описаны понятия конкурентных преимуществ фирмы и конкурентных стратегий, а так же определены основные принципы и последовательность проведения анализа конкурентоспособности фирмы.
Во второй главе дипломной работы проведен анализ состояния мирового рынка черной металлургии, а так же анализ действующей политики ПАО «АМЗ» на внутреннем и внешнем рынке. На основе этого анализа были определены ключевые факторы конкурентных преимуществ для выбора стратегии развития предприятия.
В третьей главе были рассмотрены направления повышения конкурентоспособности предприятия на зарубежном рынке, а так же выбрана мера для обеспечения конкурентоспособности предприятия ПАО «Ашинский метзавод».
Внедрение рекомендуемой стратегии будет способствовать росту конкурентных преимуществ организации, что позволит значительно повысить уровень конкурентоспособности ПАО «АМЗ».
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков - М.: Юнити, 2012. - 240 с.
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика: учебник / Г.Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 208 с.
3. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. . Ахматова // Маркетинг. - 2013. - №4. - С. 25-38.
4. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: учебник / В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2010. - 328 с.
5. Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.
Анализ конкурентных ситуаций / Ж-Ж. Ламбен- СПб.: Питер, 2012. - 516 с.
6. Лукина, А. В. Создание конкурентных преимуществ на основе
дифференциации /А.В. Лукина // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2010.
7. Межевов, А. Оценка конкурентоспособности бизнеса / А. Межевов // Маркетинг. - 2011. - №5. - С. 24-31.
8. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В Минько, М.Л. Кричевский - СПб.: Питер, 2011. - 241 с.
9. Муравьева, Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие / Т.В. Муравьева - Мастерство, 2008. - 400 с.
10. Портер, Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и
конкурентов / Е. М. Портер - М.: Альпина Бизнес, Букс, 2005.
11. Портер, Е. М. Конкуренция / Е. М. Портер - М.: Издательский дом
«Вильямс», 2005.
12. Синько, В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В.И. Синько // Стандарты и качество. - 2012. - № 4. - С. 54 - 59.
13. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А.
Фатхутдинов - М.: Проспект, 2013. - 640 с.
14. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов
- М.: Мастерство, 2012. -356 с.
15. Хотинская, Г.И. Факторы увеличения конкурентоспособности компании / Г.И. Хотинская // Маркетинг в России и за рубежом. - №8. - 2012.
16. Целикова, Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки/ Л.В. Целикова // Вестник Московского университета. - 2009. -№2. -С. 57
- 67.
17. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие / Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. - Тамбов, 2008 - 192 с.
18. Щиборщ, К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятия / К.В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом - 2010. - №3. - С. 92
19. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие / А.Ю. Юданов - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 156 с.
20. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vds1234.narod.ru/731.html
21. Понятие конкурентоспособности предприятия. - [электронный ресурс]- http://bigс.ru/publiсations/other/strategy/сompetitive_ability_of_ сотрапу.рЬр