Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы исследования ценностных ориентаций современных подростков-неформалов

Работа №79785

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы26
Год сдачи2020
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций современных подростков-неформалов…………………………….7
1.1. Особенности развития системы ценностных ориентаций подростков…...7
1.2. Ценности подростковой субкультуры как специфической системы отношений в обществе……………………………………………………………9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков-неформалов…………………………………………………………15
2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...15
2.2. Психолого-педагогическая работа по преодолению ценностно-смыслового кризиса подростков-неформалов…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25



Актуальность исследования. В наше время усилился интерес к неформальным объединениям молодежи. Неформальные объединения - целая система, весьма своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это скорее социальная среда, круг общения, где существует яркое деление на «своих» и «чужих».
Неформалы - это в основном молодежь; видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, реперы, готы, системщики, рокеры, байкеры и т.д.). Формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, а неформальные институты в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако они оказывают влияние на развитие общества.
И, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Сложно получить целостную картину, а иногда данные о тех или иных формированиях искажаются, поскольку рассматривается, как правило, лишь одна какая-либо их сторона.
Понятие «неформальные молодежные объединения», по мнению И.С. Кона, связано с набором постоянных компонентов, к которым можно отнести «специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы; форму одежды и внешний вид; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения; ритуалы общения» . Социально-психологическими характеристиками содержания деятельности неформальных молодежных групп являются смысловое пространство ценностей, установок; способы деятельности и формы общения, осуществляемые в подростковых и юношеских сообществах конкретной исторической социальной ситуации развития.
Общая причина образования молодежных объединений - недовольство жизнью, кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодежи в процессе ее социализации. В последнем заключена причина сугубо молодежного состава неформальных объединений. Чаще всего ценностные ориентации неформальной молодежи заключаются в нежелании решать проблемы общества .
Ценностные ориентации как системное динамическое образование различаются по параметрам ригидности, противоречивости и трансситуативной подвижности, а также по уровню осмысленности своего существования, целевой ориентации, ориентации на эмоциональную насыщенность жизни, ориентации на результативность жизни, интернальностью по отношению к жизни и своей позиции в ней . На всех этапах жизненного пути человек постоянно общается с окружающим его миром, с людьми, обладающими различными, нередко противоположными жизненными установками, уровнем образования и культуры. В процессе взросления, овладения жизненным и трудовым опытом, он впитывает в себя лишь то, что ему особенно понятно и близко, вызывает интерес, дает толчок к развитию и совершенствованию. Но прежде чем каждый человек наполнит общую для всех, объективно обязательную основу смысла жизни своим конкретным содержанием, ему предстоит пройти через воздействие многочисленных внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов, влияющих на становление человека как индивида, личности, субъекта деятельности, и определить наиболее важные для себя ориентиры, ценности .
Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучением субкультуры подростков занимаются в последнее время специалисты различных областей науки: психологии, педагогики, социологии, криминологии, культурологии (С.И. Плаксий, Т.Б. Щепанская, С.И. Левикова, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, Л.Г. Ионин, Б.С. Ерасов, Ю.К. Александров, И.П. Башкатов, В.Ф. Пирожков). Проблему влияния субкультуры на подростков исследовали Ю.К. Александров, Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, В.Ф. Пирожков, B.Л. Васильев и др.
Объект исследования – ценностные ориентации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру.
Предмет исследования - педагогическая работа по преодолению ценностно-смыслового кризиса подростков-неформалов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют различия ценностных ориентаций у подростков, принадлежащей и не принадлежащей к неформальным объединениям.
Цель исследования заключается в теоретическом и опытно-экспериментальном исследовании ценностных ориентаций подростков-неформалов.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности развития системы ценностных ориентаций подростков;
2) проанализировать ценности подростковой субкультуры как специфической системы отношений в обществе;
3) провести опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков-неформалов.
Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования:
- теоретические методы (теоретический анализ и обобщение на основе изучения психолого-педагогической литературы),
- эмпирические методы (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Проблема влияния субкультуры на подростков является для нас актуальной, потому что подростковый возраст знаменует собой очередной кризис социального развития, который сопровождается сменой авторитетов. У подростков меняются взгляды не только на родителей, учителей, но и на сверстников. Они начинают пересматривать отношения с друзьями и иногда находят весьма шокирующие способы самовыражения, примыкая к какой-либо субкультуре. Поэтому именно педагогу важно вовремя заметить вовлеченность подростка в ту или иную субкультуру, для предотвращения возможных негативных последствий, таких как девиации поведения, суицидальные наклонности, табакокурение, алкоголизм, применение наркотических средств и т.д.
Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, целью которого стало изучение ценностных ориентаций неформальных подростков.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют различия ценностных ориентаций у подростков, принадлежащей и не принадлежащей к неформальным объединениям.
Выборку исследования составили 20 парней-подростков и девушек-подростков представителей формальных и неформальных подростковых объединений.
В ходе опытно-экспериментального исследования нами была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Анализ эмпирических данных, характеризующий психологические особенности ценностных ориентаций у подростков, принадлежащих и не принадлежащих к неформальным объединениям, позволил установить следующее.
По результатам изучения различий ценностных ориентаций у молодых людей, принадлежащих и не принадлежащих к неформальным объединениям, выявлены значимые различия по шкалам: общественное призвание (t=0,041, при p<0,05); смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (t=0,019, при p<0,05); широта взглядов (t=0,013, при p<0,05); жизнерадостность (t=0,025, при p<0,05); продуктивная жизнь (t=0,045, при p<0,05); активная деятельная жизнь (t=0,038, при p<0,05).
Данные различия свидетельствуют о том, что молодые люди, принадлежащие к неформальным объединениям, в большей степени наслаждаются полнотой и эмоциональной насыщенностью жизни, максимально используют свои возможности, силы и способности. Молодые люди, не принадлежащие к неформальным объединениям, в свою очередь, обладают меньшим чувством юмора, острее относятся к чужим точкам зрения, вкусам, обычаям и привычкам, но в то же время менее смелы в отстаивании своего мнения, взглядов.



Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности.– М., 2006. – 175 с.
Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 1996. - С. 46 - 48.
Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. - М., 2004. – 214 с.
Карнеева О.А. Особенности профессиональных ценностей студентов-психологов 1-х и 4-х курсов. Вестник БГУ. №1 (2011): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. – Брянск: РИО БГУ, 2011.- С.224-230.
Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. - М., 2004. – 214 с.
Баширова Д.М. Психологические особенности проявления мышления в игровой деятельности юных теннисистов // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. – 2016. – С. 642-644.
Драндров Г.Л., Тумаров К.Б. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – Т. 6. – № 2. – С. 24-30.
Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П., Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 1. – С. 57-61.
Конева Е.В. Молодежные субкультуры и работа с ними: практическое пособие. – Ярославль, 2009. 136с. - 219 с.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Москва — С.7. Режим доступа URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 25.03.2020)
Конева Е.В. Молодежные субкультуры и работа с ними: практическое пособие. – Ярославль, 2009. 136с. – С.6.
Плесовских К.А. Субкультура анимешки / К.А. Плесовский – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1286727/. – Дата доступа: 25.03.2020.
Кириллова К.Г. Исследовательская работа на тему «Аниме – молодежная субкультура» / К.Г. Кириллова – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-animie-molodi.html. – Дата доступа: 25.03.2020.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ