ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Бюджетная политика субъекта РФ: содержание, инструменты, механизм
реализации 10
1.2 Особенности реализации бюджетной политики региона в современных
условиях нестабильности экономики 15
1.3 Методика анализа бюджетной политики 18
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка доходов и расходов Челябинской области 28
2.2 Оценка эффективности бюджетной политики Челябинской области за
период 2012-2014 год 42
3 ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЬЕКТОВ РФ
3.1 Проблемы и опыт субъектов РФ по рационализации бюджетной политики в условиях неустойчивого развития экономики регионов 47
3.2 Прикладные рекомендации по совершенствованию бюджетной политики
региона 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования: Последние годы в России осуществляются крупномасштабные реформы, затрагивающие многие сферы жизнедеятельности общества и государства. На этом фоне российское государство достигло ощутимых результатов в решении макроэкономических задач, включая погашение большей части внешнего государственного долга и приобретение полноправного статуса государства с рыночной экономикой, формирование стабилизационного фонда и др.
Наиболее действенным инструментом решения названных задач является бюджет государства. Посредством аккумулирования в нем финансовых средств и их последующего перераспределения государство получает возможность обеспечить стабильное социальное, культурное и политическое развитие на ближайшую и отдаленную перспективу. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Одной из причин этого является отсутствие стабильной финансовой базы, достаточной для достижения максимального эффекта от проводимых преобразований.
В современных условиях проблемы формирования и реализации эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации приобретают особую актуальность.
В настоящее время происходят значительные изменения в рамках проводимой в стране бюджетной реформы. И в сложившейся ситуации значительно возрастает роль региональных бюджетов, которые выступают в качестве важного структурного звена бюджетной системы. При этом на первый план выходит регулирование и сглаживание вопросов межбюджетных отношений, необходимость перестройки организационной системы формирования и исполнения региональных бюджетов как части бюджетного процесса регионов в целом.
Зачастую в субъектах Российской Федерации отсутствует достаточная и стабильная доходная база региональных бюджетов. Невысокий уровень работы по контролю и анализу бюджетного процесса на региональном уровне не позволяют достичь высокого уровня эффективности управления бюджетными потоками на территории субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы бюджетной политики и их механизмы реализации
Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений доходов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.
Целью настоящей работы является разработка методики для анализа эффективности бюджетной политики на примере Челябинской области за период 2012-2014 год
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы бюджетной политики, инструменты и механизмы, а так же особенности реализации бюджетной политики в условиях нестабильности экономики.
2) Изучить методики оценки эффективности бюджетной политики
3) Провести анализ оценки эффективности бюджетной политики на примере бюджета Челябинской области.
4) Выделить основные направления рационализации бюджетной политики субъектов РФ.
5) Составить рекомендации по развитию инструментов бюджетной политики в Челябинской области.
Для раскрытия данной темы использовали совокупность методов исследования:
- теоретические методы - анализ научной литературы;
- методы статистического и сравнительного анализа, методы сбора и обработки информации;
Подводя итог данного исследования, обобщим, что «бюджетная политика» - это система целей, задачей, мероприятий социально - экономической направленности регулирующая бюджетные средства. Субъекты РФ в пределах своих бюджетных полномочий также должны разрабатывать и бюджетную стратегию, и бюджетную тактику.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера(межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о региональном бюджете выполняют очень важную задачу, так как с их помощью можно определить, куда поступают финансовые ресурсы.
С целью проведения мониторинга финансового состояния бюджета, своевременного выявления и устранения возникающих проблем региональные органы власти должны быть вооружены эффективной методикой диагностики и необходимым инструментарием. В работе нами проведена оценка бюджетной политики Челябинской области по разнообразным методикам с определением влияния различных факторов и угроз.
Налоговые доходы областного бюджета Челябинской области на всем протяжении анализируемого периода демонстрируют рост, однако темпы указанного роста недостаточны для того, чтобы закон об областном бюджете принимался бы без дефицита. И появится тогда возможность для сокращения уровня государственного долга, величина которого представляет существенную угрозу для исполнения областными властями своих обязательств, в том числе социальной направленности.
Основные неналоговые доходы составляют доходы от продажи областного имущества и доходы от продажи иных активов, штрафные санкции, прочие доходы, включающие: возврат средств, полученных и неиспользованных учреждениями и организациями, проценты по ссудам, возврат бюджетных ссуд, также проценты по депозитам. В последние годы этот показатель доходов бюджета увеличился на 51% с 2008 г. по 2014г.
Однако рост дефицита областного бюджета Челябинской области, регулярные кассовые разрывы, растущая из года в год кредиторская задолженность, влияние последующих волн мирового финансового кризиса требовали дополнительных финансовых средств, которые область решала с помощью активного привлечения кредитов коммерческих банков.
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
[Электронный ресурс]. —http://www.minfin.ru/ru/
2. Официальный сайт УФК по Челябинской области: [Электронный ресурс].
http: //chelyabinsk.roskazna.ru/newsArchive/.
3. Агапцова С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства // Финансовый контроль. - 2013. - № 4. - с. 25¬
4. Богов Х.М. Бюджетная политика: развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Финансы и кредит. - 2012. - № 28. - с. 15-25.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд/ Под.ред. О.Врублевской, М.Романовского. - СПб.: Питер, 2008.- 576с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)
6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Феде-рации: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. - 340с.
7. Грицюк Т. В. Проблемы организации государственных финансов в многоуровневой структуре // Финансы и кредит.- № 3.- 2011. - С. 16-19.
8. Иванов, А.М. Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. / А.М. Иванов, М.Г. Боярский // Финансы. - М.: 2014. - № 8. - С.18.
9. Иванова О.Б., Дягилева Д.Н. Бюджетная политика: региональный аспект. - Ростов н/Д, 2003. - С.24.
10. Иванова Н.Г. Тенденции и особенности формирования бюджетов регионов в условиях налоговой реформы // Финансы и кредит. - 2002. - № 10.С. 19-26
11. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
12. Кривоносова Н.Я. Методика оценки эффективности региональной бюджетной политики/ Вестник БГУ - 2007 - №5
13. Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса / Д.О. Разживина, А.А. Бовин/ Сибирская финансовая школа . - 2011.- №2.- 8- 12
14. Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта РФ.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. - С.78
15. Сажина М.А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. - № 2. - 2012. - с.5-18.
16. Улюкаев В.В. Проблемы государственной бюджетной политики. - М.: Дело, 2012. - 543с.
17. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 367с.
18. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Под ред. А.Г. Грязновой.- М., Финансы и статистика, 2002. -С. 125
19. Бюджетная система России: Учебник/ Под.ред Г.Б. Поляка . М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2000. - 550с.
20. http: //bibliotekar. ru/upravlenie-7/5 0. htm
21. http://openbudget.karelia.ru/books/conf4_t/58.htm
22. http: //www. akademout.ru/courseworks/audit/13.
23. http://www.studfiles.ru/preview/2972727/page:6/