Управление финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА 8
1.1. Финансовое обеспечение поддержки материнства (теория и
методология) 8
1.2. Отечественный опыт управления финансовым обеспечением поддержки
материнства 19
Выводы по разделу один 33
2. ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА 34
2.1. Характеристика программно-целевого подхода к управлению финансовым
обеспечением материнства 34
2.2. Российский и зарубежный опыт применения программно-целевого
подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства 45
2.3. Материнский (семейный) капитал как программно-целевой инструмент
стимулирования деторождения 62
Выводы по разделу два 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Иллюстрационные материалы к защите выпускной квалификационной работы 90
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА 8
1.1. Финансовое обеспечение поддержки материнства (теория и
методология) 8
1.2. Отечественный опыт управления финансовым обеспечением поддержки
материнства 19
Выводы по разделу один 33
2. ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА 34
2.1. Характеристика программно-целевого подхода к управлению финансовым
обеспечением материнства 34
2.2. Российский и зарубежный опыт применения программно-целевого
подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства 45
2.3. Материнский (семейный) капитал как программно-целевой инструмент
стимулирования деторождения 62
Выводы по разделу два 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Иллюстрационные материалы к защите выпускной квалификационной работы 90
Актуальность темы. В последние годы социально-экономическая поддержка материнства является самостоятельным направлением государственной социальной политики даже в экономически сложное время для страны. Президент Путин неоднократно подчеркивает ключевой характер мер по охране материнства и детства, их национальный приоритет. В процессе преодоления вызовов неблагоприятной демографической ситуации в стране необходима реализация мер по стимулированию деторождения, охране здоровья граждан укреплению института семьи, улучшению благосостояния населения для достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Все эти приоритетные направления прописаны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Каждый из этих ориентиров так или иначе обеспечивается и поддерживается финансовым обеспечением поддержки материнства.
Управление этой отраслью социальной защиты является ключевым на пути к достижению эффективности государственной деятельности. Рассмотрение программно-целевого подхода объясняется наметившимся ярко выраженным интересом федеральных и региональных органов власти к этому методу, а также положительной оценкой качеств целевых программ, данной отечественными и зарубежными учеными. Программная форма приобретает всё большее значение в достижении общественно-значимых целей, в выполнении государственных функций и построению перспектив социально-экономического развития страны. Финансовое обеспечение, как элемент комплекса мероприятий программы, встраивается в программную цепь: «цель - задачи - ресурсы - срок».
Поэтому данная работа посвящена актуальной теме - применению программноцелевого подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Цель работы - систематизировать данные научной литературы и регулярных источников по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Задачи работы:
- изучить и проанализировать состояние исследованности проблемы в научной литературе и регулярных источниках;
- раскрыть содержание финансового обеспечения поддержки материнства;
- изучить отечественный опыт финансового обеспечения поддержки материнства;
- обобщить и систематизировать аспекты программно-целевого подхода к финансовому обеспечению;
- провести анализ зарубежного и российского опыта применения программноцелевого подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства;
- проанализировать российский опыт использования программы материнского (семейного) капитала.
Объект работы - финансовое обеспечение поддержки материнства.
Предмет работы - программно-целевой подход к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства.
Результаты работы рекомендуется использовать для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Управление этой отраслью социальной защиты является ключевым на пути к достижению эффективности государственной деятельности. Рассмотрение программно-целевого подхода объясняется наметившимся ярко выраженным интересом федеральных и региональных органов власти к этому методу, а также положительной оценкой качеств целевых программ, данной отечественными и зарубежными учеными. Программная форма приобретает всё большее значение в достижении общественно-значимых целей, в выполнении государственных функций и построению перспектив социально-экономического развития страны. Финансовое обеспечение, как элемент комплекса мероприятий программы, встраивается в программную цепь: «цель - задачи - ресурсы - срок».
Поэтому данная работа посвящена актуальной теме - применению программноцелевого подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Цель работы - систематизировать данные научной литературы и регулярных источников по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Задачи работы:
- изучить и проанализировать состояние исследованности проблемы в научной литературе и регулярных источниках;
- раскрыть содержание финансового обеспечения поддержки материнства;
- изучить отечественный опыт финансового обеспечения поддержки материнства;
- обобщить и систематизировать аспекты программно-целевого подхода к финансовому обеспечению;
- провести анализ зарубежного и российского опыта применения программноцелевого подхода к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства;
- проанализировать российский опыт использования программы материнского (семейного) капитала.
Объект работы - финансовое обеспечение поддержки материнства.
Предмет работы - программно-целевой подход к управлению финансовым обеспечением поддержки материнства.
Результаты работы рекомендуется использовать для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Российская Федерация в современное время находится в сложных экономических, демографических, политических условиях, что порождает необходимость ведения особой внешней и внутренней политики и в сфере экономики, и в сфере демографии, и в социальной сфере в целом. Уже несколько десятилетий российская государственная власть предпринимает попытки реформирования процессов бюджетирования, планирования и осуществления контроля за расходованием выделяемых государственных средств. По опыту многих развитых зарубежных стран внедряется программно -целевой подход к формированию ежегодного государственного бюджета, а также к распределению и перераспределению средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также средств внебюджетных фондов. Первоначально создавались целевые программы только в определенных отраслях, оценивалась их эффективность, совершенствовались методы разработки таких программ, расширялся спектр их применения. Начиная с 2010 года Президент РФ в ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию РФ подчеркивает важность перехода к программной форме бюджетирования, целевым госпрограммам, постоянному контролю за их эффективностью и результативностью.
В настоящее время государственными структурами в России задается вектор семейной политики. Поддержка материнства важна по ниже следующим причинам, оказывающим прямое воздействие на социально-экономическую стабильность в стране.
1. Демографическая ситуация:
стимулирование деторождения, снижение
уровня материнской и детской смертности.
2. Повышение уровня благосостояния населения.
3. Формирование положительного образа материнства в обществе.
Основная задача: создание условий устойчивого семейного благополучия. К ним относятся:
- стабильный доход семьи, значительно превышающий уровень прожиточного минимума. В основе данного условия лежит необходимость создания новых производств, а также качественных рабочих мест. Причем, с возможностью неполной занятости для матерей, осуществляющих уход за детьми;
- улучшение жилищных условий - строительство, покупка, расширение жилья;
- повышение уровня доступности и качества образовательных, медицинских и социальных услуг;
- забота о физическом и нравственном здоровье граждан.
В результате проделанной работы по систематизации данных научной литературы и регулярных источников по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
1. Проблема управления финансовым обеспечением поддержки материнства, анализируемая с таких аспектов как финансовые средства отдельных семей - домашних хозяйств, материнство как репродуктивный труд, а также роль гендерного фактора в экономических процессах в стране, широко изучается в научных кругах российского общества. Но одновременно с этим рассматриваемая проблема является сравнительно новым направлением научных исследований, и поэтому на данном этапе еще недостаточно изучена.
2. Теория и методология финансового обеспечения материнства показывают, что этот аспект финансового обеспечения научно определен и изучен, а также что существует целый комплекс взаимосвязанных элементов институциональной системы финансового обеспечения финансовой поддержки материнства. Каждый из которых играет определенную роль, пусть и не всегда значительную. Каждый повышение или снижение значимости каждого элемента позволит решить поставленную задачу.
3. Исторически для отечественного финансового обеспечения поддержки материнства характерно: выплата пособий многодетным и одиноким матерям, отпуск для женщин по беременности и родам (до и после родов), создание специальных условий матерям на рабочих местах, материальная помощь с места работы (непосредственно денежная, в виде путевок, в виде сохранения заработной платы или трудового стажа на время отпуска/перерывов в работе), льготы на содержание детей в детских учреждениях, бесплатная медицинская помощь, бесплатное детское питание с молочной кухни. Переходный период 1990-х гг. характеризуется также началом введения в практику программно - целевой формы финансового обеспечения материнства. На сегодня программно - целевого метод определен как основной и ведущий. Многие меры социальной политики направлены на улучшение демографической ситуации. Постепенно расширяется и совершенствуется законодательная база, касающейся спектра мер поддержки материнства.
4. Основным инструментом реализации программной формы на государственном уровне является государственная программа. Госпрограммы признаны действенным инструментом управления финансами, процесс разработки, исполнения и контроля которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №2588. Уже существуют как научно-методическая база программно-целевого подхода как к государственному управлению в целом, так и к управлению финансовым обеспечением материнства в частности, так и законодательная. Выявлены достоинства рассматриваемого подхода и отмечено, с чем могут быть связаны недостатки.
5. Программно-целевой подход к управлению финансовым обеспечением материнства широко используется в мировой практике самых развитых стран, его эффективность доказана и проверена временем и опытом не только в России.
- качественная разработка самих программ;
- возможность внесения изменений по ходу реализации программы;
- непосредственный, объективный, строгий и всеобъемлющий контроль за реализацией мероприятий программы, соответствием их результатов прогнозируемым результатам.
6. Одной из отличительных черт финансового обеспечения поддержки материнства в Российской Федерации по сравнению с зарубежным опытом является материнский (семейный) капитал. Автор данной работы придерживается мнения, что отнюдь не только маргинальные группы населения откликаются на материальное стимулирование рождаемости. Учитывая статистику расходования МСК, можно констатировать факт жилищных проблем у многих семей с детьми, а также и тот факт, что МСК в какой-то степени позволяет семьям решить эти проблемы. Наличие собственного жилья у молодой семьи - большой плюс, особенно если мы говорим о необходимости улучшения демографической ситуации, а значит, об увеличении количества детей в семьях.
На основе сделанных выводов по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства автор формирует следующие рекомендации:
1) учитывая то, что основным способом финансирования поддержки материнства в случае утверждения госпрограмм являются бюджетные средства, можно остановиться на том, что для сокращения расходования государственных средств, а также для повышения заинтересованности предприятий в формировании, производстве и реализации будущих человеческих ресурсов необходимо задуматься о привлечении предпринимателей и предприятий к финансовому обеспечению поддержки материнства. Для этого они должны иметь ясные представления об основных целях, задачах и параметрах восполнения человеческих ресурсов с позиции увеличения человеческого потенциала. Они также должны быть уверены, что вкладываемые ими в это направление средства используются строго по назначению и приносят и для общества, и для семьи, и для самих инвесторов. Такое вложение средств - действие исключительно на благо общества, а не для получения сиюминутной выгоды;
2) в современное время в процессе поддержки материнства важно не только повышать размеры пособий и единовременных выплат, нужно задействовать и другие механизмы мотивации - например, упрощать процесс получения медицинской и социальной помощи, оказывать поддержку в жилищном вопросе, например, льготными кредитами с привлечением коммерческих структур, способствовать трудоустройству молодых мам, открывать новые возможности для женского предпринимательства и др.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута. Результаты работы рекомендуется использовать для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
В настоящее время государственными структурами в России задается вектор семейной политики. Поддержка материнства важна по ниже следующим причинам, оказывающим прямое воздействие на социально-экономическую стабильность в стране.
1. Демографическая ситуация:
стимулирование деторождения, снижение
уровня материнской и детской смертности.
2. Повышение уровня благосостояния населения.
3. Формирование положительного образа материнства в обществе.
Основная задача: создание условий устойчивого семейного благополучия. К ним относятся:
- стабильный доход семьи, значительно превышающий уровень прожиточного минимума. В основе данного условия лежит необходимость создания новых производств, а также качественных рабочих мест. Причем, с возможностью неполной занятости для матерей, осуществляющих уход за детьми;
- улучшение жилищных условий - строительство, покупка, расширение жилья;
- повышение уровня доступности и качества образовательных, медицинских и социальных услуг;
- забота о физическом и нравственном здоровье граждан.
В результате проделанной работы по систематизации данных научной литературы и регулярных источников по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
1. Проблема управления финансовым обеспечением поддержки материнства, анализируемая с таких аспектов как финансовые средства отдельных семей - домашних хозяйств, материнство как репродуктивный труд, а также роль гендерного фактора в экономических процессах в стране, широко изучается в научных кругах российского общества. Но одновременно с этим рассматриваемая проблема является сравнительно новым направлением научных исследований, и поэтому на данном этапе еще недостаточно изучена.
2. Теория и методология финансового обеспечения материнства показывают, что этот аспект финансового обеспечения научно определен и изучен, а также что существует целый комплекс взаимосвязанных элементов институциональной системы финансового обеспечения финансовой поддержки материнства. Каждый из которых играет определенную роль, пусть и не всегда значительную. Каждый повышение или снижение значимости каждого элемента позволит решить поставленную задачу.
3. Исторически для отечественного финансового обеспечения поддержки материнства характерно: выплата пособий многодетным и одиноким матерям, отпуск для женщин по беременности и родам (до и после родов), создание специальных условий матерям на рабочих местах, материальная помощь с места работы (непосредственно денежная, в виде путевок, в виде сохранения заработной платы или трудового стажа на время отпуска/перерывов в работе), льготы на содержание детей в детских учреждениях, бесплатная медицинская помощь, бесплатное детское питание с молочной кухни. Переходный период 1990-х гг. характеризуется также началом введения в практику программно - целевой формы финансового обеспечения материнства. На сегодня программно - целевого метод определен как основной и ведущий. Многие меры социальной политики направлены на улучшение демографической ситуации. Постепенно расширяется и совершенствуется законодательная база, касающейся спектра мер поддержки материнства.
4. Основным инструментом реализации программной формы на государственном уровне является государственная программа. Госпрограммы признаны действенным инструментом управления финансами, процесс разработки, исполнения и контроля которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №2588. Уже существуют как научно-методическая база программно-целевого подхода как к государственному управлению в целом, так и к управлению финансовым обеспечением материнства в частности, так и законодательная. Выявлены достоинства рассматриваемого подхода и отмечено, с чем могут быть связаны недостатки.
5. Программно-целевой подход к управлению финансовым обеспечением материнства широко используется в мировой практике самых развитых стран, его эффективность доказана и проверена временем и опытом не только в России.
- качественная разработка самих программ;
- возможность внесения изменений по ходу реализации программы;
- непосредственный, объективный, строгий и всеобъемлющий контроль за реализацией мероприятий программы, соответствием их результатов прогнозируемым результатам.
6. Одной из отличительных черт финансового обеспечения поддержки материнства в Российской Федерации по сравнению с зарубежным опытом является материнский (семейный) капитал. Автор данной работы придерживается мнения, что отнюдь не только маргинальные группы населения откликаются на материальное стимулирование рождаемости. Учитывая статистику расходования МСК, можно констатировать факт жилищных проблем у многих семей с детьми, а также и тот факт, что МСК в какой-то степени позволяет семьям решить эти проблемы. Наличие собственного жилья у молодой семьи - большой плюс, особенно если мы говорим о необходимости улучшения демографической ситуации, а значит, об увеличении количества детей в семьях.
На основе сделанных выводов по проблеме управления финансовым обеспечением поддержки материнства автор формирует следующие рекомендации:
1) учитывая то, что основным способом финансирования поддержки материнства в случае утверждения госпрограмм являются бюджетные средства, можно остановиться на том, что для сокращения расходования государственных средств, а также для повышения заинтересованности предприятий в формировании, производстве и реализации будущих человеческих ресурсов необходимо задуматься о привлечении предпринимателей и предприятий к финансовому обеспечению поддержки материнства. Для этого они должны иметь ясные представления об основных целях, задачах и параметрах восполнения человеческих ресурсов с позиции увеличения человеческого потенциала. Они также должны быть уверены, что вкладываемые ими в это направление средства используются строго по назначению и приносят и для общества, и для семьи, и для самих инвесторов. Такое вложение средств - действие исключительно на благо общества, а не для получения сиюминутной выгоды;
2) в современное время в процессе поддержки материнства важно не только повышать размеры пособий и единовременных выплат, нужно задействовать и другие механизмы мотивации - например, упрощать процесс получения медицинской и социальной помощи, оказывать поддержку в жилищном вопросе, например, льготными кредитами с привлечением коммерческих структур, способствовать трудоустройству молодых мам, открывать новые возможности для женского предпринимательства и др.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута. Результаты работы рекомендуется использовать для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации.
Подобные работы
- Проблемы и пути совершенствования видов и форм социального обеспечения и социальной защиты населения в Российской Федерации (Челябинский государственный университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2023 - Социальный фонд Российской Федерации: правовое положение, структура, задачи, функции (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Основные аспекты предоставления пособия по временной нетрудоспособности в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный Институт Управления))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Формирование и развитие страхового рынка в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Пенсионное обеспечение как составная часть благосостояние граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Пенсионный фонд Российской Федерации:
современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



