ВВЕДЕНИЕ 11
1 ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 13
1.1 Подходы имитационного моделирования 14
1.2 Обзор современных пакетов имитационного моделирования 15
1.3 Детальный разбор пакета AnyLogic 7 22
1.3.1 Основные преимущества и возможности 22
1.3.2 Обзор стандартных палитр и библиотек 28
Выводы по главе один 38
2 СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 40
2.1 Предмет и задачи теории СМО 40
2.2 Классификация СМО 43
2.3 Обзор существующих моделей СМО 44
Выводы по главе два 50
3 СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 52
3.1 Марковские СМО 52
3.2 Построение модели 55
3.3 Проведение имитационных экспериментов 61
Выводы по главе три 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В 2020 году в Челябинске пройдут саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества [1]. В связи с этим правительство Челябинской области планирует строительство конгресс-холла, реконструкцию аэропорта, дорожной инфраструктуры и гостиничного фонда, проведение озеленение и благоустройство города [2].
Согласно планам аэропорта, реконструкция должна завершиться к 2019 году. Транспортный узел станет в 2 раза больше нынешнего. Он будет сделан из стекла, внутри расположатся 2 зоны ожидания, будет работать 5 эскалаторов. За час здесь смогут обслужить вдвое больше пассажиров — около 600 человек. Самые объемные работы запланированы именно на аэродром: изменение геометрии взлетно-посадочной полосы, реконструкция светосигнальной системы [3].
При изучении отзывов пассажиров было установлено, что нынешняя система массового обслуживания нуждается в первоочередных преобразованиях. Пассажиры жалуются на медленную скорость обслуживания, малое количество каналов обслуживания и, как следствие, длинные очереди перед ними.
В связи с вышесказанным, целью работы стало создание имитационной модели аэропорта Баландино г. Челябинска в среде AnyLogic 7 и определения оптимальных связей между характеристиками входящего потока пассажиров и численностью обслуживающих устройств. В соответствии с поставленными целями в работе решаются следующие задачи:
• составление схемы имитационной модели аэропорта;
• построение 2D- и 3D-представления аэропорта;
• проведение имитационных экспериментов и сбор статистики по длине очереди при разных значениях интенсивности;
• поиск оптимального количества каналов обслуживания.
Объект исследования — функционирование аэропорта как системы массового обслуживания.
Информационной базой являются учебные пособия Боева В.Д., Лычагиной Н.Н., Купиряшкина А.Г. и Куняшеевой Н.В.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 65 страниц. Список литературы содержит 39 наименования.
Предмет исследования — имитационная модель системы массового обслуживания на примере отдельных технологических процессов и систем функционирования аэропорта.
В первой главе рассматриваются основные подходы имитационного моделирования, инструменты имитационного моделирования. Приведен сравнительный анализ программных средств. Тщательно рассмотрен пакет имитационного моделирования AnyLogic 7. Произведен обзор графического интерфейса и стандартных библиотек моделирования.
Во второй главе изучена теория систем массового обслуживания, ее классификация. Рассмотрены существующие имитационные модели СМО.
В третьей главе построена процессная диаграмма имитационной модели, а также 2D- и 3D-представление аэропорта. Проведены имитационные эксперименты. Собраны статистические данные по длине очереди у каналов обслуживания при разных значениях интенсивности пассажиропотока и найдены оптимальные количества каналов обслуживания.
В заключении перечислены основные результаты работы.
В данной работе была построены имитационная модель систем массового обслуживания - аэропорта. В ходе выполнения имитационного моделирования использовалось программное обеспечение AnyLogiс, в котором проводились компьютерные эксперименты. Анализ экспериментов позволил оценить эффективность работы исследуемых систем массового обслуживания, а также спланировать мероприятия по оптимизации их работы
Работа содержит подробный анализ предметной области и теоретические сведения, необходимые для построения имитационных моделей систем массового обслуживания. Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• составлена схема имитационной модели аэропорта;
• построена 2D и SD-модели аэропорта;
• проведены имитационных экспериментов;
• собрана статистики по длине очереди при разных значениях интенсивности;
• определены взаимосвязи между характеристиками входящего потока пассажиров и численностью обслуживающих каналов.