Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования фонетико-фонематических нарушений речи старших дошкольников……………………5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями…………5
1.2. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………….9
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи….17
2.1. Логопедическое сопровождение старших дошкольников с ФФНР……………………………………………………………………………..17
2.2. Сравнительный анализ методик коррекции ФФНР (традиционной и интерактивной)…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….25
Актуальность исследования. Анализ ситуации, складывающейся в настоящее время в системе воспитания и обучения дошкольников, свидетельствует о неуклонном росте числа детей, имеющих различные нарушения речи. Одним из наиболее распространенных среди них является фонетико-фонематическое недоразвитие. Дети, страдающие данным речевым нарушением, входят в группу риска по неуспеваемости в школьном обучении, главным образом, при овладении процессами чтения и письма. Ведущие отечественные ученые (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, Н. А. Никашина и др.) доказали существование прямой зависимости между уровнем развития речи ребенка и его возможностями овладения грамотой. Несовершенство фонематического восприятия, влекущее за собой несформированность навыков звукового анализа и синтеза, в частых случаях служит причиной дисграфии и дислексии.
Итак, проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников обозначилась достаточно остро.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием рассматривается в трудах ученых достаточно подробно, определены основные проявления данного речевого нарушения. Специальная литература в полной мере содержит разработки по содержанию, приемам, методам коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников, посещающих логопедические группы, однако недостаточно представлены программы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей в условиях логопункта, с учетом их возрастных особенностей. Сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Цель исследования – провести теоретический анализ научной литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Задачи исследования:
1) обосновать проблему фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников;
2) обозначить направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория порождения речи (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин); положение о взаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе речи (В. И. Бельтюков); теория развития речи в детском возрасте (Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев); положение о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин); теория о многоуровневом процессе фонемного различения (Л. А. Чистович, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин).
Анализ литературных источников позволяет нам сформулировать следующие выводы:
1. Развитие фонематических процессов имеет важнейшее значение для усвоения фонетической стороны речи.
2. В онтогенезе овладение звукопроизношением и фонематическим восприятием происходит постепенно, в определенном порядке.
3. Основным признаком фонетико-фонематического недоразвития является незаконченность процессов становления и дифференциации звуков, в особенности, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков.
4. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различной. М.Ф. Фомичевой выделены первичный и вторичный уровни. При первичном фонематическое восприятие нарушено первично, при вторичном фонематическое восприятие нарушено вторично, имеются нарушения речевых кинестезий.
5. Уровень фонематического развития детей влияет на овладение ими звуковым анализом. Лишь при достижении определенного уровня фонематического восприятия возможно полноценное овладение звуковым анализом и синтезом.
6. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем развития речи ребенка и его возможностями овладения грамотой. В большинстве случаев первопричиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
7. Своевременное выявление дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и обучение их по коррекционно-развивающим программам способствует полному устранению нарушения речи и подготовке базы для овладения ими навыками чтения и письма.
Таким образом, проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников является в настоящее время очень актуальной. Наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих данное речевое нарушение. Грамотное решение данной проблемы как в логопедических группах детских дошкольных учреждений, так и в условиях логопункта, позволяет не только корригировать речевую функцию, но и предупредить возможные нарушения письма и чтения у детей. Своевременно оказываемая дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием профессиональная помощь, имеющая личностно-ориентированное воздействие, позволит создать условия для полноценной интеграции таких детей в среду нормально развивающихся сверстников, подготовить их к обучению в школе.
1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: учебник для вузов. М., 1999. – 417 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии.-СПб.:Лань,2003.- 654с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. – 311 с.
4. Дружинина Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения — М.: Национальный книжный центр, 2009. — 192 с.
5. Коркунов В.В. Изучение произвольных движений и их коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья: монограф. Изд. / В.В. Коркунов К.Ю. Крохалев, Т.Е. Могилевская , И.А. Филатова, А.П. Маршалкин, М.М. Ицкович, И.А. Полетаева; под ред. В.В. Коркунова; Урал.гос.пед. ун-т.-Екатеринбург, 2013. – 217 с.
6. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.- СПб: КАРО Н.В. Новотворцева.2006. – 219 с.
7. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966. – 407 с.
8. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков // Развитие мышления и речи у аномальных детей: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1963. – 317 с.
9. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. СПб., 2003. – 194 с.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение. М., 2000. – 219 с.
11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии. URL: http://www.pedlib.ru (дата обращения 04.05.2020).
12. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М., 2010. – 219 с.
13. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М., 2010. – 207 с.
14. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. 311 с.
Электронные ресурсы
15. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоение устной речи. URL: http://lib.mgppu.ru (дата обращения 04.05.2020).
16. Волкова Г.А. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2006. видом – 703 с. [Электронный ресурс: http://nashaucheba.ru/v24293/волкова_л.с__хрестоматия_по_логопедии] (Дата обращения: 15.04.2020).
17. Левина Р.Е. Основы практики логопедии. – М., картин Просвещение, 1974. [Электронный ресурс: http://geum.ru/trainer/books/page/7975- levina-re-osnovi-teorii-i-praktiki-logopedii.php] (Дата обращения: 16.04.2020).
18. Леонтьев А.Н. звук Речевая деятельность /Мироненко сравнительно В.В. Хрестоматия по психологии. звука Учеб.пособие своему для студ. пед. ин-тов; М., «формировании Просвещение». – 1997. [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/1725458/] (Дата обращения: 16.04.2020).
19. Ткаченко Т.А. В первый класс – без нарушения дефектов непослушный речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, можно 2004. – 112 с. [Электронный ресурс] (Дата обращения: 15.04.2020).