Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы изучения фотографии как средства коммуникации в СМИ…………………………………………………………….5
1.1. Фотография и ее особенности как канал коммуникации в СМИ………....5
1.2. Фотография: ее характеристики, влияющие на эффективность сообщения………………………………………………………………………....8
Глава 2. Реклама фотографии: эмпирические аспекты………………………..12
2.1. Журнал «Вокруг света» как феномен. Миссия и содержание журнала…12
2.2. Функции фотографии на страницах журнала «Вокруг света»…………...20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Актуальность исследования. На развитие российского рынка печатных средств массовой информации определяющее влияние в настоящее время оказывает ряд глобальных трендов, под воздействием которых роль печатной периодики в современном мире кардинально изменилась и продолжает меняться. Комфортные условия для газетно-журнальной индустрии закончились где-то на рубеже XX и XXI веков, когда печатная пресса ещё была одним из ведущих рекламных носителей и могла конкурировать с телевидением по охвату аудитории. Теперь ситуация иная – информационное значение прессы падает, продажи тиражей сокращаются, реклама перетекает в другие медиа, традиционные модели издательского бизнеса перестают работать с прежней эффективностью или вовсе утратили актуальность. Особенно проблемной в силу ряда причин стала традиционная дистрибуция печати в розницу и по подписке. Как следствие, приток финансовых и интеллектуальных ресурсов для модернизации и дальнейшего развития индустрии печатных СМИ снизился до критически опасной черты. Издательский бизнес стал трудно предсказуем с точки зрения конечного результата и в этой связи перестал вызывать прежний интерес и у его собственников, и у инвесторов.
Главная задача индустрии печатных СМИ остаётся неизменной уже не первый год – найти своё место в быстро меняющемся мире и информационном пространстве, создать новую экономику на основе творческого синтеза «печати» и «цифры», научиться оперативно и адекватно отвечать на новые вызовы.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования недостаточно исследована в отечественных научных трудах.
Объект исследования – фотография как средство коммуникации в СМИ.
Предмет исследования – независимый, общероссийский литературно-публицистический просветительский журнал «Вокруг света».
Цель исследования – рассмотреть особенности фотографии как средства коммуникации в СМИ.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть фотографию и ее особенности как канал коммуникации в СМИ;
2) проанализировать журнал «Вокруг света» как феномен;
3) рассмотреть миссию и содержание журнала «Вокруг света»;
4) охарактеризовать функции фотографии на страницах журнала «Вокруг света».
В работе использованы общенаучные и эмпирические методы исследования.
На протяжении всей своей истории человечество пользовалось двумя независимыми и равноправными системами культурных знаков: условным и графическим знаками, словом и рисунком. Вероятно, и тот и другой были необходимы для развития культуры. В речи и письме мы используем знаки условные, в которых связь между знаком и содержанием логически неочевидна, например слова, которые, обозначая одно и то же, в разных языках звучат по-разному. В изобразительном творчестве графические знаки, например рисунки, будут передавать смысл почти одинаково: если вы нарисуете стул, стол или ложку, то в большинстве случаев вас поймут. Данное пособие не имеет целью подробно рассматривать науку о знаках — семиотику. Допустимо утверждать, что, используя рисунки и фотографии, люди могут общаться друг с другом посредством графических, визуальных знаков. Рисунок и фотография могут быть определенными высказываниями, передающими информацию.
Письменная или устная речь подразумевает знание языка, понимание, иначе разговор, обмен информацией будут затруднены. Если человек не знает языка собеседника или у него есть какие-то другие трудности вербального характера, он переходит на невербальную коммуникацию. Человек начинает жестикулировать, рисует предметы, о которых говорит, то есть всячески пытается заменить вербальные знаки на визуальные. И вполне вероятно, что коммуникация с помощью нарисованных картинок или фото будет успешной.
Поскольку изображение воспринимается быстрее, чем текст, то даже в повседневной жизни ему находится применение. Например, на обычных дорожных знаках мы видим не слова, а лаконичные рисунки-символы, которые считываются водителями мгновенно и даже без знания местного языка. Здесь коммуникативное сообщение — дорожная информация — передается нес помощью слов, а с помощью видимых знаков, понятных большинству людей на планете. Точно так же хорошая, грамотная фотография может донести коммуникативное сообщение и информацию даже до тех, кто не говорит с нами на одном языке.
1. Акчурин Д.Г. Основы современной фотожурналистики: учебное пособие. – Казань: Казанский ун-т, 2012. – 219 с.
2. Арпентьева М.Р. Медиаконвергенция и будущее СМИ // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29-30 марта 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2018. Т.1. С.147-156.
3. Афанасьева С.А. Социальная природа фотографии // Теория и практика общественного развития – Краснодар: ХОРС, 2012. №1 С. 50-54.
4. Бакулин О.А. Проблема цифровой манипуляции в фотожурналистике (в исследованиях второй половины 1980 –1990 гг.) // МедиаАльманах, 2018. № 3. С. 24-31.
5. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Лекции. М.: МГУ, 1981. - 114 с.
6. Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: дис. …доктора филолог. наук. – М., 2019. – 114 с.
7. Барлыбаева С.Х. Мультимедийная журналистика – веяние времени // Ценностные ориентиры современной журналистики. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Журналистика» Пензенского государственного университета (г. Пенза, 28-30 сентября 2016 г.)/ под ред. Е.К. Рева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. С. 11-16.
8. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. – 496 с.
9. Ганюшин А. А. Цифровая фотография в новых медиа // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 5 [электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/ (Дата обращения 19.11.2019)
10. Гриффин Эм. Коммуникация: теория и практики. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», Науменко А. А., 2015. – 177 с.
11. Дугин Е.Я. Социально-психологические аспекты исследования современных информационно-коммуникативных процессов // Журналист. Социальные коммуникации. 2016. №3–4(19–20). С. 81–98.
12. Истомина А.А. Иллюстрация как неотъемлемая часть публикаций в печатных СМИ: газетах и их онлайн-версиях // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы IX Всероссийской научнопрактической конференции. Москва, РУДН, 9 ноября 2018 г. – М.: РУДН, 2019. С.50- 60.
13. История газетно-журнальной иллюстрации: сб. статей. Ч. I / сост. О.Н. Ансберг, Е.С. Сонина. – СПб.: Своё издательство, 2016. – 311 с.
14. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А.И. Станько. Ростов/н/Д.: Издательский центр «Март», 2003. 232 с
15. Ишанова А.К., Кульшманов А.А. Фотография как визуальный текст и медийный симулякр // Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 5-7 февраля 2018 г. – М.: МедиаМир, Факультет журналистики МГУ, 2018. С.133-134.
16. Казкенова Л.А. Роль фотографии в различных видах СМИ //Актуальные аспекты современной науки. 2013. №3. С. 14 – 17.
17. Сулейманова С.Р. Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Сер. Филология. Искусствоведение. Вып. 81.