1 Значение стратегии для определения перспектив
развития предприятия……………………………………………………………….6
1.1 Общие подходы к определению стратегии …………………………………6
1.2 Типы стратегий бизнеса ……………………………………………………..7
1.3 Выработка стратегии фирмы…………………………………..……………..9
1.3.1 Стратегический анализ…………………………………….……………..9
1.3.2 Стратегический выбор…………………………………………..……...11
1.4 Реализация стратегии………………………………………………..… …...22
2 Стратегический анализ деятельности ООО «шТурМан»……..…… …… 26
2.1 Общая характеристика предприятия……………..………….… ……… 26
2.2 Миссия, цели, задачи ООО «шТурМан»…………………………………..27
2.3 Анализ внутренней среды предприятия……………………….………… 28
2.3.1 Анализ персонала и организационной структуры…………..……... 28
2.3.2 Анализ производственной деятельности предприятия………………..35
2.3.3 Анализ финансового положения ООО «шТурМан»…………………..42
2.3.4 Анализ рентабельности ……………………………………………..48
2.4 Анализ внешней среды предприятия ООО «шТурМан»…..…………...51
2.4.1 STEP-анализ……………………………………………………………...52
2.4.2 Анализ развития рынка в Хабаровском крае………………………..51
2.4.3 Анализ потребителей………………………………………………….52
2.4.4 Анализ конкурентов…………………………………………………...53
2.5 SPACE-анализ……………………………………………………...............55
2.6 SWOT-анализ. ……………………………………………………………… 59
3 Разработка стратегии территориальной экспансии ООО «шТурМан»………64
3.1 Определение направления стратегического развития …………………...64
3.2 Выбор стратегии предприятия……………………………………………..65
3.3 Организационный план проекта…………………………………………...67
3.4 Финансовый план проекта ……………………………..…………............68
3.5 Анализ рисков проекта……..……………………………………………….76
3.6 Правовое обеспечение деятельности ООО «шТурМан»………………….79
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников……………………………………………...89
Приложение А Выпуск товарной пищевой продукции 2006 г……………
Приложение Б Выпуск товарной пищевой продукции 2007 г……………
Основной целью данной дипломной работы является выбор направления стратегического развития для ООО «шТурМан».
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Дипломная работа представлена в объеме 97 листов, включает 25 таблиц, 14 рисунков. Список использованных источников и литературы состоит из 28 источников.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стратегического менеджмента.
Вторая глава посвящена проведению анализа деятельности ООО «шТурМан». Рассмотрена сфера деятельности фирмы, факторы оказывающие влияние на его развитие, произведен анализ внутренней и внешней среды фирмы, выделены проблемы деятельности, определены пути стратегического развития. Во второй главе дипломной работы использовались прогрессивные методологии анализа деятельности фирмы, такие как SWOT-анализ, STEP-анализ, SPACE-анализ.
В третьей главе предложен проект по открытию двух дополнительных торговых точек, как способ выхода на новый сегмент рынка, в целях реализации стратегии территориальной Экспансии.
При выполнении дипломной работы были использованы такие источники информации как: нормативно – правовая документация, учебно-методические пособия российских и зарубежных авторов, статистические данные, материалы финансово-бухгалтерской отчетности.
Практика отечественного бизнеса не оставляет практически никаких шансов на выживание не только слабым, неэффективным, неподготовленным предпринимателям, но и преуспевающим бизнесменам.
Тем не менее, это вовсе не оправдывает возможность отсутствия ориентиров и целевых установок в предпринимательской деятельности. Скорее это означает непрофессионализм руководителя.
Именно поэтому в специальной подготовке менеджеров так важно изучить суть и содержание именно стратегического управления, столь значимого в их практической деятельности.
Теория предлагает несколько возможных базовых стратегий, каждая из которых по-своему интересна.
Осознание необходимости организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров с учетом опыта прошлых стратегических решений. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Все выше изложенное обуславливает актуальность избранной темы дипломного проекта.
Проблемы, рассматриваемые в дипломном проекте, характерны для большинства фирм, работающих сегодня на российском рынке. Поэтому очень важно для них иметь четкую стратегию, которая бы максимально соответствовала предназначению фирмы, ее стратегическим целям и задачам. Все вышесказанное свидетельствует о высокой практической значимости проведенных в дипломной работе исследований.
Объектом исследования является предприятие рыбной промышленности ООО «шТурМан».
Предметом исследования являются процессы управления деятельностью рассматриваемого хозяйствующего субъекта.
Целью дипломной работы является разработка ориентиров развития предприятия ООО «шТурМан» с указанием на основе теоретических исследований практических рекомендаций по реализации стратегии развития ООО «шТурМан».
В соответствии с поставленной целью в дипломе должны быть решены следующие задачи:
- раскрытие сути и содержание понятия организационная стратегия,
- изучить существующие классификации видов организационной стратегии,
- рассмотреть теоретические аспекты путей формирования стратегии предприятия;
- проанализировать основные финансовые показатели предприятия ООО «шТурМан» для определения его текущего состояния;
- провести анализ стратегических альтернатив развития ООО «шТурМан» и определить приемлемый вариант;
- разработать предложения по практической реализации предложенной стратегии развития ООО «шТурМан».
Цель и задачи исследований определили структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
Во введении сформулированы актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования в дипломной работе.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты стратегического управления, дано понятие «организационной стратегии», рассмотрены основные виды и типы организационной стратегий предприятия, находящегося на разных уровнях развития. Здесь же мы рассматриваем вопросы формирования стратегии организации.
Во второй главе представлена характеристика исследуемого предприятия ООО «шТурМан», описана его система управления, выполнен анализ финансовых показателей, его деятельности и выявлены причины неустойчивого положения предприятия на рынке.
В третьей главе определенны приоритеты развития и стратегические альтернативы ООО «шТурМан», разработана стратегия его развития с учетом выявленных в процессе анализа факторов среды функционирования.
В заключение настоящей работы сформулированы основные выводы и рекомендации.
Для более полного раскрытия содержания исследуемой темы дипломный проект дополнен рисунками, схемами, таблицами.
Действия фирмы и их менеджеров не могут сводиться к простому регулированию на происходящие перемены, все шире признается необходимость сознательного управления на основе научно-обоснованного их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Особенно важно понимание концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее развитие. Она позволяет понять структуру процесса планирования стратегии, роль стратегической сегментации рынка, выбрать и спроектировать систему управления реализации стратегии и организационные структуры управления фирмой, позволяющие достигнуть стоящих перед фирмой стратегических целей в условиях нестабильности внешней и внутренней среды. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия, которую мы предлагаем в дипломной работе ООО «шТурМан» может использоваться в своей деятельности. Данная стратегия представляет собой территориальную Экспансию, то есть "Завоевание " новых регионов, продвижение продукции предприятия на новый рынок.
В рамках предложенной стратегии необходимо открыть торговые точки в г. Амурске, п. Солнечный, которые будут приносить дополнительный доход предприятию. Стратегия обеспечивает:
1. Расширение диапазона сбыта продукции предприятия;
2. Охват рынка, где нет ожесточенной конкурентной борьбы за потребителя.
3. Увеличение доли предприятия на рынке морепродуктов;
4. Обеспечение дополнительной прибыли за счет проведенных мероприятий.
Реализация разработанных мероприятий дает положительный экономический эффект:
1. Прирост прибыли организации (по пессимистическим прогнозам за год прибыль составляет 941054 р.);
2. Увеличение финансовой устойчивости в зимний период.
Кроме того, реализация стратегии позволяет предприятию завоевать доверие потребителей, что снижает уровень негативных последствий от появления сильного конкурента на рынке.
Можно сделать вывод, что цель дипломной работы была достигнута, задачи выполнены.
1. Ансофф И. Стратегическое управление . – М.: Экономика, 1989.
2. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы – М 1997 год.
3. Виханский С. М. Менеджемт . – М.:Из-во МГУ, 1995.
4. Волгин В. В. Индивидуальный предприниматель – М.: Издательства «Дашков и К0», 2005. – с. 401-407
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Давыдова л. А. Экономика и управление предприятием/ Л. А. Давыдова, В. К. Фальдман – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 31-46.
7. Ишаев В. И. Стратегическое планирование регионального экономического развития: Пре. С англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 190 с.
8. Клейнер Г. Б. Тамбовцев В. Л. Качалов Р. М., Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безубыточность – М Экономика 1993 год.
9. Комаров В. Н. Стратегический менджмент – М, 1997. – С. 43-44.
10. Концепция стратегического развития России до 2010 года. М.: изд-во ИСЭПН, 2001. – 144 с.
11. Лавров С. Н. Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных товаров – М 1989 год.
12. Лисиненко М. финансовые критерии оценки конкурентоспособности – М.: Страховое дело, 1999. – 22с.
13. Люкшинов Н. Стратегический менеджмент – М.: ЮНИТИ, 200.-с. 17-19.
14. Масютин С. А. Стратегический менеджмент на российском предприятии – М.: ЭКО, 1999. -47 с.
15. Минакир П, А, Региональная экономическая политика. Стратегия развития Дальневосточного региона: Научн. Докл./АРН. Дальневосточного отд-ние Ин-т экономич. Исслед. – Хабаровск, 1997. – 86 с.
16. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: 1992. – с. 174.
17. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 2 от 05.08.200 (принят ГД ПС РФ 19.07.200) (редакция от 13.03.2006) ( с изменениями и дополнениями вступают в действие 01.01.2007)
18. Постановление правительства РФ от 17.06.2004 г. № 295 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве рыболовстве»
19. Постановление правительства РФ от 07.04.2006 г. № 18 Федеральное агентство «О типовых вопросах по рыболовству»
20. Приказ Минсельхоза РФ от 28.07.2005 г. № 133 «Об утверждении типовых правил рыболовства» (зарегистрирован в Минюс РФ 14.09.2005 г. № 7002).
21. Приказ Минсельхоза от 20.07.2006 г. № 52 «Об утверждении формы заявки на получение квот добычи (вылова) ддля осуществления рыболовства» (зарегистрирован в Минюс РФ 24.03.2006 г. № 71631).
22. Рыбные ресурсы: от прогноза до рынка – Тихоокеанский вестник № 6 от 22 марта 2004 года, № 7 от 5 апреля 2004 года, № от 19 апреля 2004 года.
23. Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления / 1993 год. №3
24. Соловьев С. Стратегический менеджмент – Новосибирск, 2002. – с. 98-102.
25. Стратегическое планирование, под ред. Е Л. Петровой. Учебное пособие. - Юнита 2, СГУ, 2001.
26. Усанов Г. И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО КнАГТУ, 2004.
27. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: ЗАО Бизнес школа, 1997.
28. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 08.02.1998 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) действующая редакция.