ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ
И РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Понятие, цели и сущностная характеристика управления риэлторской
деятельностью как объекта сферы обслуживания 10
1.2 Особенности развития риэлтерских услуг в России 23
1.3 Сравнительный анализ функционирования российских и зарубежных
субъектов риэлторской 31
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РИЭЛТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАТЖИЛИНВЕСТ» 41
2.1 Динамика развития функционирования субъектов риэлторской деятельности в г. Набережные Челны 41
2.2 Выявление нужд потребителей услуг субъектов риэлторской деятельности на примере ООО «ТатЖилИнвест» 57
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ
РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАТЖИЛИНВЕСТ» 70
3.1 Разработка направлений по повышению результативности управления
персоналом в субъектах риэлторской деятельности 70
3.2 Оценка эффективности разработанных направлений по повышению
результативности функционирования риэлторской деятельности 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время рынок риэлторских услуг является одним из быстро развивающихся и высоко конкурентных в российской экономике. Закономерности и тенденции его развития определяются качественными и количественными характеристиками. Число организаций, работающих в сфере риэлторских услуг в России, составляет, по разным источникам, от восьми до десяти тысяч. Интенсивное развитие рынка недвижимости повлекло за собой необходимость разработки методического обеспечения в целях повышения эффективности управления риэлторскими организациями.
На современном этапе российский рынок риэлторских услуг можно характеризовать как увеличивающийся в объеме и разнообразии видов сделок с усилением регулирующей роли общественных профессиональных объединений. Риэлторские услуги выполняют социально значимую функцию, ориентированную на сохранение и преумножение благосостояния людей, в основе которой находится важная общечеловеческая ценность — жилье. Вместе с этим, рост экономического потенциала отечественных организаций различных отраслей определяет увеличивающийся спрос на объекты коммерческой недвижимости. Важное значение при этом имеют качество риэлторских услуг и имидж риэлторских организаций, подорванные деятельностью недобросовестных маклеров.
В настоящее время руководители риэлторских организаций не обеспечены исчерпывающей методической и информационно- технологической базой, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Анализ литературных источников показал, что до настоящего времени не получил разработки научно-методический инструментарий развития организаций, оказывающих риэлторские услуги. Результативный поиск форм и методов совершенствования системы управления риэлторскими организациями позволит создать условия, с одной стороны — для более полного удовлетворения спроса потребителей на риэлторские услуги, а с другой - для обеспечения экономического роста и повышения социальной значимости риэлторского бизнеса.
В связи с этим, исследование специфических особенностей, закономерностей, тенденций и детерминант развития риэлторской деятельности, требуют разработки рекомендаций по повышению результативности функционирования ее субъектов, что делает актуальным теоретически и практически значимым выбранную тему диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе достаточно широко представлены исследования, посвященные различным аспектам функционирования широкого спектра услуг, теории управления экономикой сферы услуг, ее отдельных сегментов, отражающие специфику формирования различных видов услуг, в том числе работ, характеризующих параметры формирования и развития риэлторской деятельности.
Теоретические и практические аспекты формирования и дальнейшего функционирования рынка недвижимости как составной части риэлторской деятельности рассмотрены в трудах отечественных (А.Н. Асаула, А.Н. Бабича, И. А. Бачуринской, Л.С. Белоусовой, В.В. Бузырева, И.Л. Владимировой, Б.Г.Грабового, Д.А. Еделева, Е.В. Егорова, E.H. Жильцова, Н.В.Климовой, З.А. Клюкович, К.Ю. Кулакова, К.Б. Строкина, Н.Ю. Яськовой), а также зарубежных ученых: А. Аварда, Дж. Б. Кларка, А. Леша, Н. Норта, Р. Солоу, Г.С.Харрисона, К. Эклунд и др.
Проблемам становления и развития риэлторской деятельности, а также направлениям ее активизации, посвящены работы Б.А. Волкова, С.А. Кузиной, В.В. Медового, Э.Ю. Околеловой, О.С. Причины, В.М. Рутгайзера, Г.М. Стерника, H.A. Фалькевича и т.д.
Несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы функционирования риэлторской деятельности в современной экономической литературе, отсутствует целостная стратегия направлений его развития и регулирования. Недостаточная обоснованность происходящих функциональных процессов в риэлторской деятельности, ориентированных на развитие, обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является применение инновационного менеджмента в разработке рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности, реализации которых предполагают решение комплекса взаимосвязанных задач:
- уточнить базовые категории функционирования субъектов риэлторской деятельности путем исследования природы риэлтерской услуги, ее социально- экономической сущности и значения в экономике региона;
- выявить факторы, определяющие спрос и предложение, оказывающие влияние на функционирование и развитие субъектов риэлторской деятельности;
- разработать алгоритм проведения исследований на рынке риэлтерских услуг, позволяющий сформировать рекомендации по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности;
- выявить особенности развития риэлторских организаций и потребительские предпочтения в отношении качественных характеристик риэлторской услуги;
- разработать направления по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности, позволяющие обеспечить их эффективное осуществление деятельности в современных условиях.
Объектом исследования является субъект риэлторской деятельности ООО «ТатЖилИнвест»
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования субъектов риэлторской деятельности.
Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики недвижимости, развития риэлторской деятельности, нормативно-законодательные акты по исследуемой проблематике.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических положений и практических рекомендаций по обоснованию рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических положений и практических рекомендаций по обоснованию рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности. Наиболее существенные результаты, характеризующие положения, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
1) предложен алгоритм проведения исследований субъектов риэлторской деятельности, включающий последовательные этапы, начиная от выявления проблем и формулирования целей исследования до разработки рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлтерской деятельности, использование которого способствует формированию рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности;
2) предложено внедрение единой организационно-технологической платформы исследуемой организации (CRM - система), позволяющая упростить и ускорить решение следующих ключевых задач: аналитическое и статистическое отслеживание (контроль) качества обслуживания и работы сотрудников; повышение эффективности продаж за счет создания и хранения единой информации по текущим и потенциальным клиентам компании, поставщикам и объектам недвижимости; исключение дублей клиентов, поставщиков и объектов недвижимости; получение возможности для хранения истории отношений с клиентами, поставщиками; получение механизма для формирования аналитической отчетности; автоматизация работы Call-центра; выход по качеству обслуживания на региональный уровень.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических знаний о предпринимательской сущности риэлторской деятельности, разработке подходов к оптимизации процессов функционирования субъектов риэлторской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций, ориентированных на использование в практике организаций, предоставляющих риэлторские услуги. Применение разработок и рекомендаций позволит повысить эффективность управленческих решений в области стратегического и оперативного управления риэлторскими организациями.
При реализации поставленных целей и задач применялись экономико-статистические, теоретические и эмпирические методы исследования.
Структура и объем работы. Структура и объём диссертационной работы отражают логику исследования и порядок выполнения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 50 наименований.
Во введении содержится обоснование актуальности тематики диссертации, раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы функционирования и развития субъектов риэлторской деятельности» проводится исследование сущности, содержания, принципов и подходов к изучению риэлторской деятельности как части сферы сервиса, раскрыты особенности становления и развития риэлторской деятельности в России, проведен сравнительный анализ функционирования российских и зарубежных субъектов риэлторской деятельности, что позволило выявить ряд проблем, которые существенно сказываются на качестве оказываемых услуг.
Вторая глава «Анализ функционирования субъектов риэлторской деятельности на примере ООО «ТатЖилИнвест»» содержит исследование динамики развития риэлтерских услуг в г. Набережные Челны, что позволило оценить уровень развития риэлторской деятельности в городе и выявить возможные направления его перспективного процветания.
В третьей главе «Разработка рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности на примере ООО «ТатЖилИнвест»» предложена и обоснована разработка рекомендаций по повышению результативности функционирования субъектов риэлторской деятельности на примере ООО «ТатЖилИнвест»
В настоящее время рынок риэлторских услуг является одним из быстро развивающихся и высоко конкурентных в российской экономике. Закономерности и тенденции его развития определяются качественными и количественными характеристиками. Число организаций, работающих в сфере риэлторских услуг в России, составляет, по разным источникам, от восьми до десяти тысяч. Интенсивное развитие рынка недвижимости повлекло за собой необходимость разработки методического обеспечения в целях повышения эффективности управления риэлторскими организациями.
На современном этапе российский рынок риэлторских услуг можно характеризовать как увеличивающийся в объеме и разнообразии видов сделок с усилением регулирующей роли общественных профессиональных объединений. Риэлторские услуги выполняют социально значимую функцию, ориентированную на сохранение и преумножение благосостояния людей, в основе которой находится важная общечеловеческая ценность — жилье. Вместе с этим, рост экономического потенциала отечественных организаций различных отраслей определяет увеличивающийся спрос на объекты коммерческой недвижимости. Важное значение при этом имеют качество риэлторских услуг и имидж риэлторских организаций, подорванные деятельностью недобросовестных маклеров.
В настоящее время сфера риэлторских услуг в г. Набережные Челны является, несмотря на кризис и упадок спроса на ее услуги, одной из быстро развивающейся и высоко конкурентной. Закономерности и тенденции ее развития определяются качественными и количественными характеристиками. Число организаций, работающих в данной сфере города Набережные Челны, составляет, по разным источникам и на момент написания данной работы, около 153. На основе проведенных исследований, автор данной работы выявил то, что на процесс развития риэлторских услуг, так или иначе, влияют следующие факторы:
- субъекты прямого влияния: потребители, конкуренты, строительные организации, институциональные организации по сопровождению сделок с недвижимостью, общество;
- факторы косвенного влияния: экономически, политические,
социально - демографические, научно-технические, природно-климатические, экологические.
Основными проблемами развития риэлторской сферы в нашем городе услуг являются следующие составляющие:
- ограниченность базовыми, устаревшими технологиями по организации рабочего процесса и осуществление его контроля;
- высокий уровень непрофессионализма специалистов риэлторской сферы;
- недостаточное развитие нормативно-правовой базы регулирования риэлторской деятельности.
Схожи результаты показал и объект исследования диссертационной работы ООО «ТатЖилИнвест». Согласно полученным и проанализированным данным, проблемными зонами организации являются квалификация персонала, которая является распространенной проблемой не только организаций города, а России в целом. В данном случае, заключается она ни в незнание, каких либо правовых норм или схемы проведения сделок, а банального неумения выявить потребности клиента, низкое владение переговорными техниками, которые сказываются на решении о сотрудничестве клиента. Так же пренебрежение в использовании вспомогательных информационно-технологических инструментов, которые помогают ускорить процесс обслуживания, автоматизируя стандартные функции отдела продаж и маркетинга, упрощая ведение статистики и аналитики результатов, тем самым выводя организацию на новый уровень обслуживания и функционирования.
В этой связи возникает объективная необходимость переосмысления элементов теоретического и практического потенциала системы управления персоналом риэлторской организации, а именно разработки современных подходов, способных обеспечить своевременное обновление и сохранение количественного и качественного состава кадров и его развитие в соответствии в соответствии с целями организации и сохранении ее качественной и количественной составляющей.
В качестве рекомендательного действия по улучшению функционирования риэлторской организации ООО «ТатЖилИнвест», было предложено внедрение инструмента современных технологии управления взаимоотношениями с клиентами - CRM (Customer Relationships Management). Автоматизация стандартных функций отделов продаж, маркетинга и обслуживания позволяет значительно повысить продуктивность их деятельности. Специфическим для CRM-систем является то, что данные функции не просто автоматизируются, а становятся частью единой системы, ориентированной на клиента. Каждое взаимодействие происходит в контексте всей истории взаимоотношений клиента с компанией, что может быть использовано для оказания дополнительных услуг. Усовершенствование такого рода напрямую снизит расходы, повышает доход и прибыль.
Успех компании в условиях растущей конкуренции во многом определяется тем, насколько точно и своевременно она способна определить нужды и индивидуальные предпочтения каждого из своих клиентов, предложив продукт или услугу на более высоком, чем конкуренты, уровне.
Автоматизация стандартных функций отделов продаж, маркетинга и обслуживания позволит значительно повысить продуктивность их деятельности. Поэтому рекомендуемым внедрением для агентства недвижимости «ТатЖилИнвест», для совершенствования бизнес-процессов и качество предоставления риэлторских услуг, стал инструмент современных технологии управления взаимоотношениями с клиентами Terrasoft CRM - система.
Опираясь на полученные результаты входе определения экономической эффективности, внедрение информационной системы не принесет компании большой денежной прибыли (2 778 936 рублей), но она позволит вывести на новый качественный уровень работу с клиентами, которая со временем может вылиться в куда большую прибыль. С помощью грамотной работы с системой, компания сможет повысить лояльность своих клиентов и качество их обслуживания, что неизменно приведет к увеличению прибыли.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] в 3 ч. Ч. 1 : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.10.1994 г.: по состоянию на 09.02.2009 г.] №102-ФЗ от 16.07.98-М.: Инфа-М, 2009-286 с.
2. Российская Федерация. Законы. Об ипотеке (залоге недвижимости) [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24.06.97 г. : одобр. Советом Феде-рации 09.07.98 г. : по состоянию на 30.12.2008 г.] №102-ФЗ от 16 июля 1998 годаМ.: Омега-Л, 2008.-64 с.
3. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 04.07.07 г. : одобр. Советом Федерации 11.07.07 г. : по состоянию на 30.12.2008 г.] от 24 июля 2007 г. № 221- ФЗ -М.: Гросс-Медиа, 2008. -176 с.
4. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 22.12.2004 г. : одобр. Советом Федерации 24.12.2004 г. : по состоянию на 23.07.2008 г.] от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ - М.: Инфа-М, 2008. - 96 с.
5. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 07.06.97 г. : одобр. Советом Федерации 03.07.97 г. : по состоянию па 30.12.2008 г.] от 21 июля 1997 года №122-ФЗ - М.: Инфа-М, 2008. - 96 с.
6. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. Ч. 1 : федер. закон : [принят Гос. Думой 16.07.98 г. : одобр. Советом Федерации 17.07.98 г.: по состоянию на 09.07.2002 г.] №146- ФЗ от 31.07.98 - М.: Инфа-М, 2009 - 286 с.
7. Общероссийский классификатор услуг населению [Текст] : ОКУН ОК- 002-93.- Введ. 1994-01-01.-М. Изд-во стандартов, 2008. - 43 с.
Книги, монографии, диссертации, научные статьи
8. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление [Текст] /Аакер Д.; пер. с англ. ; под ред. Ю. Каптуревского Ю. — СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
9. Адашев С.Н. Функционально-стоимостной анализ [Текст] / Адашев С.Н.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4. - С. 34-40.*
10. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная
регистрация и проблемы правового регулирования [Текст] / Алексеев В.А. - М.: Волтес Клувер, 2007. -504 с.
11. Асаул А.Н. Экономика недвижимости [Текст]: учебник для вузов / Асаул А.Н. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
12. Бабкин С. Ю. Понятие «Недвижимость» в зарубежном и отечественном законодательстве [Текст] / Бабкин С.Ю. // Нотариус. - 2001. - № 5. - С. 50-54.
13. Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России [Текст] / Балабанов И.Т. -М.: Финансы и статистика, 1996. - 189 с.
14. Батаев A.A. Справочник риэлтора [Текст] / Батаев A.A.- М.:
Феникс, 2006.-318 с.
15. Белых Л.П. Формирование портфеля недвижимости [Текст] / Белых Л.П. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 264 с.
16. Беляев С.Г. Управление портфелем недвижимости [Текст] / Беляев С.Г.- М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998. - 391 с.
17. Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг [Текст] / Беляевский И. К. и др. - М. : Финансы и статистика, 1995. - 432 с.
18. Бусыгин A.B. Эффективный менеджмент / Бусыгин A.B.-М. : Издательство «Финпресс», 2000. - 1056 с.
19. Волочков Н. П. Справочник по недвижимости [Текст] / Волочков Н.П.- М. : Инфра, 1996.-672 с.
20. Воробейников М.А. Риэлторская деятельность: российские условия и международная практика [Текст] / Воробейников М.А., Именитов E.JI.- М. ИНФРА-М, 2000.- 160 с.
21. Голубицкая М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы/ Голубицкая М.В.- М.: Совет по изучению производительных сил, 2005.- 120с.
22. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости [Текст] / Горемыкин В.А.- М.: Высшее образование, 2007. - 655 с.
23. Горемыкин В.А. Сделки с недвижимостью [Текст]: Практическое пособие / Горемыкин В.А. - М. : Филинъ, 2009 - 472 с.
24. Дубровская И.А. Справочник риэлтора [Текст] / Дубровская И.А., Соснаускене О.И. - М.: Юстицинформ, 2006. - 344 с.
25. Иванов В.В. Ипотечное кредитование [Текст] / Иванов В.В. - М. : Маркетинг, 2001. - 273 с.
26. Калачева С.А. Сделки с недвижимостью [Текст] / Калачева С.А. — изд. доп. и перераб. - М.: Книга сервис, 2005. - 176 с.
27. Кеворков В.В. Практический маркетинг - 2 [Текст] : рук. по внедрению / Кеворков В.В. - М.: РИП - Холдинг, 2003. - 254 с.
28. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст] / Котлер Ф.; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
29. Кретов И. И. Организация маркетинга на предприятии [Текст] / Кретов И. И. - М.: Юристь, 2001. - 40 с.
30. Кузьмина А.К. Сделки с недвижимостью. Защита от криминала и недобросовестных партнеров [Текст] / Кузьмина А.К., Смирнов И.А., Шабалин В.Г.. - М.: Омега-Л, 2008. - 464 с.
31. Радченко И.С. Недвижимость. Популярная энциклопедия [Текст] / Радченко И.С.. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 406 с.
32. Бояринцев Б.И., Ичитовкин Б.Н.; под ред. Орешкович Е.В. / Рынок жилья в переходной экономике [Текст]. - Киров : Вятка, 2002. - 896 с.
33. Стерник, Г. М. Методология сбора и обработки информации о рынке недвижимости (пособие риэлтору) [Текст] / Стерник Г. М., Ноздрина Н.Н. - М. : РГР, 1997.-96 с.
34. Ступин Е.Л. Проблемы совершенствования управления сферой риэлторских услуг: Моногр. [Текст] / Ступин Е.Л.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2008. - 140 с.
35. Ступин, Е.Л. Особенности управления персоналом риэлторской организации [Текст] / Ступин Е.Л.// Муниципальный менеджмент и управление местным развитием: Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых - Самара, 2007. С. 78-80.
36. Ступин, Е.Л. Перспективы применения концепции управления взаимоотношениями с потребителями «CRM» в сфере риэлторских услуг [Текст] / Ступин Е.Л. // Макроэкономические проблемы современного общества: III Между- нар. науч.-практ. конф. -Пенза, 2006,-С. 80-83.
37. Ступин, Е.Л. Проблемы развития рынка риэлторских услуг [Текст] / Арташина И.А., Е.Л. Ступин Е.Л.// Вестник Нижегор. гос. ун-т им. Лобачевского Н.И. -Н. Новгород, 2006, вып. 2(9). - С. 513-516.
38. Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования [Текст] : [пер. с англ.] / А. Г. Черчилль. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.
39. Шкардун В. Д., Ахмятов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке/ Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» №4, 2000г. - Издательство «Финпресс».
40. Егоров, М. Недвижимость в России рушится в цене [Электронный ресурс] _ электронная ст. - Режим доступа к ст.http://www.bfiH.ru/news
41. Информационно-аналитический центр «Риэлтор» [Электронный ресурс] /Агентство недвижимости PENNY LANE REALTY - полный спектр услуг на рынке элитной недвижимости - электронная ст. - Режим доступа к ст.www.realtor.ru.
42. Официальный сайт ГК «Инталёв» [Электронный ресурс] / Корпоративный менеджмент: доступная ERP-система - электронная ст. - Режим доступа к ст.www.intalev.ru.
43. Официальный сайт компании РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс] /Новости на РБК - электронная ст. - Режим доступа к ст.www.rbc.ru.
44. Официальный сайт издательства "Коммерсант" [Электронный ресурс] - электронная ст. - Режим доступа к ст.www.kommersant.ru.
45. Рынок недвижимости России [Электронный ресурс] / Аналитическая группа Г.М. Стерника - электронная ст. - Режим доступа к ст. www.realtymarket.ru.
46. Русская недвижимость [Электронный ресурс] / Новости мира недвижимости: условия размещения - электронная ст. - Режим доступа к ст. www.RussianRealty.ru.
47. Центр статистических технологий [Электронный ресурс] / Статистические методы для прогнозирования - электронная ст. - Режим доступа к ст. www. nickart. spb. ru/analysis/pro gnoz.php.
48. XII Национальный Конгресс по недвижимости [Электронный ресурс] / О форуме - электронная ст. - Режим доступа к ст. www.congressrgr.ru.
49. Группа компаний «SRG» - центр статистических технологий https://www.srgroup.ru/
50. Официальный сайт агентства недвижимости «ТатЖилИнвест» http://www.tzi.ru/
51. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстанhttp://tatstat.gks.ru/