ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР 9
1.1 Цели, направления и роль взаимодействия органов государственной власти и бизнеса 9
1.2 Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса 15
1.3 Механизмы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса: понятие, виды и особенности использования 21
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ДОМА «ЧЕЛНЫ -ХЛЕБ» 36
2.1 Характеристика социально -экономического развития г. Набережные Челны 36
2.2 Оценка действующей в регионе системы взаимодействия органов
государственной власти и бизнеса 41
2.3 Анализ эффективности механизмов взаимодействия Торгового Дома «Челны-хлеб» с органами государственной власти г. Набережные Челны 53
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВОГО ДОМА «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 62
3.1 Рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия
Торгового Дома «Челны-хлеб» с органами государственной власти 62
3.2 Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Готовность органов государственной власти к социально - экономическому сотрудничеству с корпоративными бизнес-структурами выступает основным условием и залогом социальной и экономической стабильности в обществе. Непрерывный процесс экономического развития в России невозможен без решения проблем повышения эффективности работы органов власти на местном уровне, а также деятельности коммерческих организаций, представляющих интересы огромного числа населения. Как и органы государственной власти, так и коммерческие организации, в данном свете представляют особую значимость для развития экономического и общественного сектора, развития национальной инфраструктуры.
В связи с этим актуальной представляется проблема взаимодействия органов государственной власти с бизнес -структурами, работа которых напрямую связана с поддержкой гражданского мнения и продвижения его на более высокие инстанции государственной власти, обеспечение учета корпоративных интересов в нормативно-правовом регулировании экономической системы страны. Процесс взаимодействия органов государственной власти с бизнес-структурами нуждается в научном толковании его сущности, в понимании принципов и механизмов взаимодействия местных властей и бизнеса, а выявленные механизмы нуждаются в их квалифицированном управлении.
Для налаживания эффективных взаимоотношений между государственной властью и бизнесом необходимы изменения в системе экономических практик в современном российском обществе, заключающиеся в установлении высокого уровня взаимодоверия, взаимного повышения профессионализма и сосредоточенность на решении важнейших социально - экономических проблем. Следовательно, изучение теоретических и практических аспектов сотрудничества органов государственной власти и бизнеса представляет научный интерес, обуславливающий целесообразность осуществления настоящего исследования.
Объект исследования: механизмы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса (на примере органов государственной власти г. Набережные Челны и местного предприятия Торговый Дом «Челны -хлеб»).
Предмет исследования: пути совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса (на примере органов государственной власти г. Набережные Челны и местного предприятия Торговый Дом «Челны-хлеб»).
Цель исследования: на основе проблемного анализа состояния взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в городе Набережные Челны разработать практические рекомендации по совершенствованию действующей системы государственно -частного партнерства и дать конкретные рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия Торгового Дома «Челны-хлеб» с местными органами государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
- рассмотреть цели, направления и роль взаимодействия органов государственной власти и бизнеса;
- определить сущность государственно -частного партнерства как формы взаимодействия государственной власти и бизнеса;
- изучить понятие механизма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, его виды и особенности использования;
- проанализировать социально -экономические характеристики города Набережные Челны;
- оценить действующую в регионе систему взаимодействия органов государственной власти и бизнеса;
- провести анализ эффективности механизмов взаимодействия Торгового Дома «Челны-хлеб» с органами государственной власти г. Набережные Челны;
- разработать мероприятия по совершенствованию механизмов взаимодействия Торгового Дома «Челны-хлеб» с органами государственной власти;
- оценить социально -экономическую эффективность мероприятий.
Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании диссертационной работы:
- контент-анализ (при изучении научной литературы);
- методы математической статистики;
- социологические методы исследования (анкетирование, опрос).
Теоретическая база исследования включает в себя труды специалистов в области государственного и муниципального управления и социологии. В частности, при написании диссертационной работы нами были использованы работы таких авторов, как Астафичева П.А., Бабичева И.В., Беззубко Л.В., Елькиной А.В., Кузина Д.А., Кутафина О.Е., Молоковой М.А., Морозовой Л.Д., Правдина Д.Г., Фатова И.С., и других.
Также, в ходе исследования были рассмотрены многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимодействие органов государственной власти и бизнеса, различные статистические отчеты информационных агентств.
Наличие множества работ, посвященных проблемам взаимодействия органов государственной власти и бизнеса свидетельствует о хорошей научной проработанности темы исследования. Однако, непрерывно меняющиеся социально-экономические условия взаимодействия обуславливают необходимость непрерывного совершенствования механизмов сотрудничества органов государственной власти и бизнес -структур, что подчеркивает теоретическую значимость результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что на третьем этапе диссертационной работы были разработаны рекомендации, внедрение которых может обеспечить повышение
- использовании комплексного подхода к оценке эффективности взаимодействия органов государственной власти и бизнес -структуры, за счет чего анализ был структурирован по показателям и проведен на основе использования соответствующих методов сбора и обработки информации;
- содержательном охвате практических аспектов взаимодействия органов государственной власти города Набережные Челны и бизнес -структуры - Торгового Дома «Челны-хлеб»: применительно к данным субъектам ранее не были разработаны модели механизмов взаимодействия.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Определение понятия «механизм взаимодействия органов государственной власти и бизнес-структур» - это «способ организации стратегического взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, обеспечивающий равенство обеих сторон, подразумевающее общие интересы государственно-частного партнерства в зависимости от реализации его стратегических целей, мобильности и подверженности изменениям структуры партнерства, степени открытости системы и возможности включения в нее других структур».
2. Рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и бизнеса на примере Торгового Дома «Челны-хлеб». В рамках первой рекомендации планируется структуризация направлений взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны-хлеб». Вторая рекомендация предполагает выработку условий функционирования механизма взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны- хлеб». Третья рекомендация заключается в расширении средств и инструментов взаимодействия. Четвертая рекомендация направлена на формирование критериев оценки эффективности механизма взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны- хлеб».
Структура диссертационной представляет собой научное исследование, состоящее из:
- введения, в котором представлено обоснование актуальности темы исследования, цель и задачи исследования, содержание теоретической базы исследования;
- первой главы, содержащей описание теоретических аспектов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, характеристику сущности механизма взаимодействия;
- второй главы, в рамках которой освещены результаты практического анализа взаимодействия органов государственной власти и бизнеса на примере Торгового Дома «Челны-хлеб» и органов государственной власти города Набережные Челны;
- третьей главы, посвященной разработке рекомендаций по совершенствованию взаимодействия Торгового Дома «Челны -хлеб» с органами государственной власти города Набережные Челны и общие рекомендации совершенствования механизма сотрудничества органов государственной власти с местными бизнес-структурами;
- заключения, содержащего основные выводы исследования;
- библиографического списка литературных источников, использованных при написании диссертационной работы.
Подведем итоги диссертационной работы и составим ряд основных выводов исследования.
На первом этапе исследования были рассмотрены теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. В ходе изучения научной литературы было установлено, что основной целью взаимодействия органов государственной власти и бизнеса является содействие обеспечению интересов каждой стороны. Органы государственной власти и субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют в финансовой, материальной, пространственной, проектно-управленческой, стратегической, конкурсной и законотворческой формах и сферах. Механизм взаимодействия органов государственной власти и бизнеса - способ организации стратегического взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, обеспечивающий равенство обеих сторон, подразумевающее общие интересы государственно - частного партнерства в зависимости от реализации его стратегических целей, мобильности и подверженности изменениям структуры партнерства, степени открытости системы и возможности включения в нее других структур.
На основе рассмотренных классификаций форм взаимодействия государства и бизнеса сформирована собственная классификация, в соответствии с которой взаимодействие власти и бизнеса может быть активным, имеющим инициатора, и пассивным, проявляющимся на регулярной основе в виде регулятивной деятельности государственной власти и налоговой деятельности хозяйствующих субъектов. Что касается активного проектного взаимодействия, то оно может осуществляться по инициативе хозяйствующих субъектов (например, феномен лоббизма, особенности которого будут рассмотрены далее в рамках настоящего исследования), или по инициативе государственных органов (например, принятие определенных законодательных проектов или экономических программ).
В современной России значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней, в свете чего особую значимость приобретает государственно -частное партнерство, под которым понимается совокупность отношений государства и его членов как участников экономических взаимодействий, ограниченная рамками понятия партнерства.
В ходе анализа признаков государственно-частного партнерства нужно отметить их разнообразие и разноплановость, которые свидетельствуют об отсутствии единого понимания содержания государственно -частного партнерства как процесса и явления. Проведенный анализ позволил выделить особые элементы признаков, присутствующие в каждой рассмотренной точке зрения. В первую очередь - это взаимовыгодность партнерства, под которой понимается соблюдение и учет интересов государственных структур и бизнеса. Второй признак - это стратегический характер партнерства, его плановость и системность, являющиеся неотъемлемыми атрибутами партнерства, в противовес единичным социально-экономическим мероприятиям.
На втором этапе исследования был осуществлен анализ особенностей механизмов взаимодействия органов государственной власти и бизнес -структур на примере Торгового Дома «Челны Хлеб».
Во-первых, был осуществлен общий анализ взаимодействия органов государственной власти города Набережные Челны и местных бизнес -структур. Для проведения анализа были выделены следующие показатели:
1) Разнообразие направлений сотрудничества предполагает наличие (или отсутствие) взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и местных бизнес -структур во множественных сферах;
2) Частота инициатив взаимодействия - показатель активности сотрудничества органов государственной власти г. Набережные Челны и местных бизнес-структур;
3) Удовлетворенность общественности взаимодействием органов государственной власти г. Набережные Челны и местных бизнес -структур.
Установлено, что именно средний уровень эффективности взаимодействия органов государственной власти города Набережные Челны и бизнес-структур города преобладает по всем рассмотренным показателям.
Во-вторых, эффективность взаимодействия была оценена на примере конкретного бизнес -субъекта - Торгового Дома «Челны Хлеб», который в своей деятельности также взаимодействует с органами государственной власти. Торговый Дом представляет собой сеть продуктовых магазинов, численность которых по состоянию на 2016 год составляет 53 ед. Магазины представлены в 6 городах Татарстана.
Анализ эффективности механизма взаимодействия Торгового Дома «Челны Хлеб» и органов государственной власти города Набережные Челны осуществлялся в рамках нескольких этапов. На первом этапе анализа были определены субъекты механизма взаимодействия, на втором - содержание механизма взаимодействия, на третьем - оценена эффективность механизма взаимодействия, и на четвертом - сформулированы проблемные аспекты механизма взаимодействия Торгового Дома «Челны Хлеб» и органов государственной власти города Набережные Челны.
В итоге, были установлены проблемные аспекты механизма взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны Хлеб»:
1) В организационной структуре Торгового Дома нет специального отдела или подразделения, отвечающего за стратегическое сотрудничество с органами государственной власти;
2) Направления взаимодействия не структурированы, не подлежат систематическому планированию - напротив, инициативы сотрудничества с органами государственной власти больше коммерческие и оперативные, рассчитанные на удовлетворение краткосрочных интересов Торгового Дома;
Отсутствует система или методика оценки эффективности взаимодействия органов государственной власти и Торгового Дома, которая могла бы применяться этими субъектами для объективной оценки перспектив и проблем сотрудничества.
На третьем этапе исследования была осуществлена разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов взаимодействия Торгового Дома «Челны Хлеб» с органами государственной власти г. Набережные Челны. Рекомендации разделены на две группы: первая группа - рекомендации, касающиеся непосредственно взаимодействия Торгового Дома «Челны Хлеб» с органами государственной власти; вторая группа - рекомендации, обращенные к развитию взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны с бизнес -структурами города.
Для взаимодействия органов государственной власти и Торгового Дома разработано четыре рекомендации. В рамках первой рекомендации планируется структуризация направлений взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны Хлеб». Вторая рекомендация предполагает выработку условий функционирования механизма взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны Хлеб». Третья рекомендация заключается в расширении средств и инструментов взаимодействия. Четвертая рекомендация направлена на формирование критериев оценки эффективности механизма взаимодействия органов государственной власти г. Набережные Челны и Торгового Дома «Челны Хлеб».
Для взаимодействия органов государственной власти и местных бизнес - структур города Набережные Челны разработан комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия, состоящий из трех концептуальных блоков. Каждый блок рекомендационного комплекса
включает в себя обоснованные пути совершенствования взаимодействия органов государственной власти и коммерческих хозяйствующих субъектов, осуществление которых позволит не только разрешить выявленные в ходе анализа проблемы, но и повысить общую эффективность взаимодействия государства и бизнеса в городе Набережные Челны.
Для оценки эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти города Набережные Челны и местных бизнес-структур (в частности - Торгового Дома «Челны Хлеб») был использован метод экспертного опроса. Цель экспертного опроса заключалась в том, чтобы группа экспертов, ознакомившись с содержанием разработанных рекомендаций, оценила целесообразность их осуществления. Результаты экспертного опроса подтверждают наличие установленных социально-экономических эффектов, которые могут быть получены при условии реализации рекомендаций.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). «Российская газета», № 7, 21.01.2009
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // URL: www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // URL: www.consultant. ru
4. Федеральный закон от 02.03.2007 №25 ФЗ «О муниципальной
службе в РФ» // URL: www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» // URL: www.consultant.ru
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489.
7. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. и др. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2011. - 386 с.
8. Алискерова С.А. Взаимодействие власти и бизнеса // Теория и практика современной науки. 2016. № 1 (7). С. 13-17.
9. Баранова А.А. Механизмы взаимодействия власти и бизнеса // В
сборнике: Проблемы и перспективы развития современного общества:
экономика, управление, право 2016. С. 21-25.
10. Барышкова К.В. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учеб. пособие /К.В.Барышкова,
А.А.Подсумкова. - М.: Омега-Л, 2010. - 224 с.
11. Башлыкова А.С. Проблемы неэффективности использования механизма ГЧП и возможные пути решения // European Research. 2015. №10. С.80-81.
12. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология : пер. с фр. : в 2 т. М. : Междунар. отношения, 1997. Т. 2. С.205.
13. Борисова Е.В. Правовые основы государственного и
муниципального управления: учеб. пособие /Е.В.Борисова, И.А. Гомола, А.И. Гомола. - М.: Академия, 2011. - 346 с.
14. Вольф Ф.В. Государственно -частное партнерство: процесс или цель? // Вестник ЮРФУ. Серия: Экономика и управление. 2010. №4. С. 18.
15. Гавалиди К.Н. Развитие механизмов ГЧП как способа реализации отдельных элементов социальной политики государства // Теория и практика общественного развития. 2015. №7. С.42.
16. Гермаш Т.А. Политическое взаимодействие государственной власти и бизнеса в России: становление коропративистской модели // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2011. С.34-35.
17. Жидков А.С., Коськина Ю.А. Сущность и перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №3. С.6.
18. Жилин С.М., Гончаров В.В. Понятие и сущность государственной
власти: конституционно -правовой анализ // Социология власти. 2010. №1.
С.154.
19. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика/ Краснодар: Издательство КСЭИ. - 2012. С.25.
20. Зуева И.А. Государственно -частное партнерство как форма взаимодействия образования, власти и бизнеса // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2011. №4. С.81.
21. Кадыров И.Ш. Взаимодействие власти и бизнеса в социальном развитии региона // Актуальные проблемы социально -экономического развития России. 2015. № 1. С. 11-13.
22. Керопян М.А. Взаимодействие бизнеса, власти и образования в реализации региональной политики импортозамещения // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2016. Т. 1. № 1. С. 85-89.
23. Кирилюк А.С. Институциональные ловушки частно - государственного партнерства в России // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. 2010. №2. С.24.
24. Ковалева А.В. Взаимодействие власти и бизнеса в сфере преодоления коррупции // Ростовский научный журнал. 2016. Т. 8. № -11. С. 65¬74.
25. Колмыкова О.Н., Попова О.Г. Взаимодействие общества, власти и бизнеса // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 166 - 170.
26. Кошкин А.П., Атоян Т.Г. Взаимодействие российской власти и бизнеса в условиях санкций // Власть. 2015. № 1. С. 200-205.
27. Кряклина Т.Ф. Государственная власть как базовое понятие научного дискусрса // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2010. №3. С.64.
28. Кузин В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб. пособие /В.И.Кузин. - М.: Дело АНХ, 2011. - 350 с.
29. Курбатова М.В., Левин С.Н. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) // Terra Economicus. 2010. №1. С.28.
30. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. - 418 с.
31. Лобова Л.А. Взаимодействие малого бизнеса с органами государственной власти: элитологический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 268-273.
32. Манджиева Д.В., Алексеева Д.А. Взаимодействие власти и бизнеса:
направления, модели, инструменты // В сборнике: Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы:, проблемы и направления совершенствования первая Международная научно - практическая сессия : сборник трудов конференции. Калмыцкий
государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 45-47.
33. Мысин М.Н. Анализ механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в условиях инновационной политики государства // Межвузовский сборник научных трудов по итогам XXV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, проводимой в рамках 52-й ежегодной научно-практической конференции Волгоградского государственного технического университета. Л.С. Шаховская (ответственный редактор). 2015. С.189-190.
34. Набиев Р.А., Мельников А.В. Совершенствование взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. 2010. №2. С.61.
35. Пименов Н.А. Лоббизм - диалог с властью // Вестник Финансового университета. 2012. №1. С.74.
36. Прокопович Г.А. Цивилизованный лоббизм: возможности его установления в России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С.379.
37. Савкин С.П. Взаимодействие бизнеса и власти в России в условиях модернизации государственного управления // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 1. С. 76-92.
38. Синельников Т.Т. Развитие механизма взаимодействия власти и бизнеса: зарубежный опыт и российская практика // Известия Южного федерального университета. 2014. №1. С.151.
39. Ткачева Л.Е. Современные проблемы взаимодействия региональных органов власти и бизнеса в российских условиях // ФЭС: Финансы, Экономика, Стратегия. 2011. №6. С.5.
40. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
41. Толстых П.А. Лоббизм как коррупционная технология // Исторические, философские, политические и юридические науки. 2012. №6. С.212.
42. Ухаботова Т.И. Механизм государственно -частного партнерства в условиях модернизации Российской экономики // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества. Материалы XVIII международной научно -практической конференции. Научно -информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С.111.
43. Хансвярова А.Р., Кочеткова А.С. Взаимодействие органов власти и бизнеса в развитии экономики региона // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт - Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2016. С. 399 - 401.
44. Чужмаров А.И., Шихвердиев А.П. Государственно-частное
партнерство: содержание и принципы // Корпоративное управление и
инновационное развитие экономики Севера. 2012. №4. С.20.
45. Шегай М.И. Основные направления взаимодействия
государственной власти с малым и средним бизнесом // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современного общества: экономика, управление, право 2016. С. 407-409.
46. Бухгалтерская отчетность ООО ТД «Челны Хлеб» // URL: http s ://znaytovar. ru/financ e/firm 1650079472. html
47. Официальный сайт Торгового Дома «Челны Хлеб» // http://tdhleb.ru
48. Практика применения концессионных соглашений в России 2014 - 2015// URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/Koncess-BlockA4_26-03-2015_web.pdf
49. Рейтинг регионов России по активности реализации ГЧП-проектов // URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2015.pdf
50. Численность населения Российской Федерации по муниципальным
образованиям на 1 января 2016 года // URL:
http ://www. gks. ru/free_doc/do c_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar