Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль физической культуры в высших учебных заведениях как основы здорового образа жизни современного человека………………………………….5
1.1. Место физической культуры в жизни человека………………………………5
1.2. Физическое воспитание в историческом аспекте……………………………..9
1.3. Место физического воспитания в образовательном процессе в условиях высших учебных заведений………………………………………………………..13
Глава 2. Современная система физического воспитания в отечественных нефизкультурных вузах: тенденции и перспективы……………………………..17
2.1. Принципы физического воспитания в российских высших учебных заведениях…………………………………………………………………………..17
2.2. Развитие физического воспитания студентов в современных российских вузах как приоритетное направление образовательного процесса……………...18
2.3. Применение новых методик в системе физического воспитания в вузе для приобщения студентов к занятию спортом и здоровому образу жизни………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………...29
Актуальность исследования. Физическое воспитание является одним из важных элементов гармоничного развития личности. Специфика развития современного общества предъявляет особые требования к организму человека. Большое количество заболеваний, особенно среди молодежи, ведущей гиподинамичный образ жизни, говорит о том, что повышение физической активности является не просто актуальным направлением, а одной из важных и приоритетных задач в развитии и укреплении здоровья людей.
Грамотное функционирование системы физического воспитания на сегодняшний день является не просто актуальной задачей в современных условиях развития высшей школы, а необходимостью, обусловленной тем обстоятельствами, которые диктует нам модернизация, как образовательного процесса, так и общественных структур в целом.
Объект исследования – процесс физического воспитания студентов в нефизкультурном вузе.
Предмет исследования – структура физического воспитания студентов в нефизкультурном везу.
Нами было проведено исследование, целью которого являлся анализ тенденций развития и функционирования современной системы физического воспитания студентов в условиях нефизкультурного вуза.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать место физической культуры в жизни человека;
2) рассмотреть физическое воспитание в историческом аспекте;
3) охарактеризовать место физического воспитания в образовательном процессе в условиях высших учебных заведений;
4) рассмотреть принципы физического воспитания в российских высших учебных заведениях;
Таким образом, рассмотрев ряд документов, статей, законов и других источников, имеющих значимость в области физической культуры и спорта студенческой молодежи, мы проанализировали основные тенденции развития современной системы физического воспитания в вузах России. Можно сказать, что, имея цель развивать физическую культуру и студенческий спорт, политика государства в этом направлении движется достаточно медленно. Нет определенных критериев и нормативов, определяющих позиции физического воспитания в вузах: положения достаточно размыты и неопределенны. И во многом, вузы, имеющие нефизкультурный профиль, не придают значения такому важному, на наш взгляд, аспекту, как физическое воспитание студентов. Так, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что система физического воспитания в современных российских вузах функционирует недостаточно эффективно, имеет ряд проблем, требующих решения и внимания со стороны государственных структур всех уровней, подтвердилась. В законе о физической культуре и спорте в РФ говорится, что физическое воспитание – «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры». На наш взгляд, способствуя развитию физического воспитания, мы, тем самым, способствуем развитию гармонично функционирующего общества, основа которого – индивиды, понимающие ценность своего здоровья и ведущие активный, здоровый образ жизни.
1. Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – 352 с.
2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие / Сост. Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков, А.В. Овчинников. - М., 2000. – 211 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для студентов вузов; под ред. Н.Н. Маликова - М.: Академия, 2013. – 217 с.
4. Бонько Т.И. Анализ современных тенденций и особенностей развития легкой атлетики в системе спорта высших достижений / Т.И. Бонько // Физическая культура, спорт, туризм в жизни современной нации: материалы Междунар. науч. - метод. конф. Иркутск, 23-24 июня 2017 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017.– С. 28-33.
5. Визитей Н.Н. Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие. – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.
6. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры. – Пенза, 1995. – 214 с.
7. Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2005. – 114 с.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/ Д.: Феникс, 2003. – 144 с.
9. Жабаков В.Е., Жабакова Т.В. Педагогическое мастерство учителя физической культуры. Челябинск, 2016. – 177 с.
10. Лебедева Е.Н., Ницина О.А. Тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательном пространстве вуза // Физическая культура, спорт, туризм в жизни современной нации: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Иркутск, 23-24 июня 2017 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – С. 80-83.
11. Майкова О.О., Бонько Т.И. Формирование института образовательного целеполагания в рамках физического воспитания студенческой молодежи как фактор модернизации системы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях / О.О. Майкова // Физическая культура, спорт, туризм в жизни современной нации: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Иркутск, 23-24 июня 2017 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – С. 85-90.
12. Макаров Ю.В. Психологический тренинг как средство снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменационных сессий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – 79 с.
13. Назаркина Н.И., Николаичева И.М. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения. М.: ТВТ Дивизион, 2014. – 107 с.
14. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 186 с.
15. Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании: научные труды XXIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. 20-21 апреля 2018 г. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. – 344 с.
Периодические издания
16. Афоньшин В.Е., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Индивидуализация физической нагрузки // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 7 – 11.
17. Зорко Ю.А. Особенности психического здоровья студентов // Медицинские новости. – 1998. – № 12. – С. 14 – 17.
18. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2002. – 114 с.
19. Козлов Н.С., Лахтин А.Ю. Здоровье, физическая культура и адаптация студентов к обучению в вузе / Н.С. Козлов, А.Ю. Лахтин // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – С. 207-209.
20. Соснин В.П. Проблемы оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учетом физического развития современных обучающихся вузов / В.П. Соснин // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2018. – № 5. – С. 26-31.
21. Черепанов Е.В. Актуальные инновации в спорте // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3 - 1. – С. 11 – 13.
22. Чернышева Л.Г. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / Л.Г. Чернышева // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 3. – С. 15-20.
23. Ятлова Е.А. Здоровье, здоровый образ жизни и физическая культура в образовательном пространстве вуза / Е.А. Ятлова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 - 2. – С. 84 - 87.
Интернет-источники
24. Российский студенческий спортивный союз [Электронный ресурс] // УСТАВ Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз»: сайт. – URL: http://studsport.ru/images/ustav_rsss.pdf (Дата обращения: 13.06.2019).
25. Российское образование (федеральный портал) [Электронный ресурс] // Критерии оценки деятельности вузов: сайт. – URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=24324 (дата обращения: 13.06.2019).
26. Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 c. — 5-238-00972-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8103.html (Дата обращения 17.06.2019).
27. Теория и методика физического воспитания и спорта [Электронный ресурс] // Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания: сайт. – URL: http://www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk-sporta/279-obshhie-socialno-pedagogicheskie-principy-sistemy-fizicheskogo-vospitaniya.html (Дата обращения: 14.06.2019).
28. Фитнес-тренды 2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lifefitness.ru/news/fitnes-trendy-2017-goda. (Дата обращения 17.06.2019).
29. Что такое функциональные фитнес тренировки? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mensup.ru/sport/fitnes/funkcionalnyj-fitnes. (Дата обращения 17.06.2019).