Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Физическая культура и спорт: их ценности в структуре жизнедеятельности………………………………………………………………..5
1.1. Место физической культуры и спорта в жизни человека………………….5
1.2. Физическая культура и спорт в системе социально-культурных ценностей…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Массовый спорт и спорт высших достижений в системе социально-культурных ценностей…………………………………………………………..10
2.1. Современный спорт как социально-культурное явление………………...10
2.2. Взаимосвязь спорта высших достижений и массового спортивно-оздоровительного движения с целью формирования социально-культурных ценностей…………………………………………………………………………14
Глава 3. Изучение отношения к физической культуре и ценностных ориентаций в структуре личности учащихся (анализ статьи)………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Процессы трансформации социокультурной реальности, затронули перспективы физкультурно-спортивной деятельности. Глобализация и интеграция оказывают огромное влияние на социальную и культурную сферу взаимодействий, где физическая культура являются неотъемлемой частью культурных достижений и самой личности и общества в целом. В связи с необходимостью повышения качества жизнедеятельности человека и создания комфортной среды актуализируется потребность формирования мотивационно-ценностного диапазона деятельности человека, в том числе и двигательной активности личности.
Имеющиеся концепции образовательной парадигмы физического воспитания требуют дискурсивных смысловых рядов, раскрывающих и углубляющих понимание физической культуры отдельного человека и ее роли в развитии общества. Существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности и жизненной активностью личности, поэтому тренд на формирование индивидуальных личностно-ориентированных программ оздоровления должны найти свое место в образовательных системах.
Настойчивый поиск собственной качественной определенности личности актуализирует проблему духовного и ментального дискурса в физическом развитии человека, который особенно важен в социокультурных средах. В этой связи важным теоретико-концептуальным направлением исследований в условиях технического прогресса и колебанием плотности социальных связей выступает изучение факторов системы формирования ценностей в рамках модели физического воспитания.
Исследованием вопросов физической культуры и спорта в системе социально-культурных ценностей занимались многие авторы, например, Гафиатулина Н.Х. [2], Евсеев В.В. [3 - 8, 10 - 12], Намазов А.К. [4, 5, 8], Сущенко В.П. [4], Шириязданова Ю.А. [16] и другие.
Объект исследования – социально-культурные ценности.
Предмет исследования – занятия физической культурой и спортом.
Цель исследования заключается в рассмотрении места физической культуры и спорта в системе социально-культурных ценностей.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать место физической культуры и спорта в жизни человека;
2) рассмотреть физическую культуру и спорт в системе социально-культурных ценностей;
3) охарактеризовать современный спорт как социально-культурное явление;
4) проанализировать взаимосвязь спорта высших достижений и массового спортивно-оздоровительного движения с целью формирования социально-культурных ценностей.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Занятия спортом, физкультурой не только полезны, но и необходимы людям, желающим быть здоровыми, получать от занятий спортом много положительных эмоций, тренировать мышцы, занимаясь на открытой площадке, на воздухе – повышать иммунитет организма. Приобщение детей и молодежи к спорту отвлекает их от пагубных привычек, воспитывает волю, коллективизм, формирует другие ценностные ориентиры в жизни. На это направлена работа спортивных школ, секций, фитнес-клубов, занятия в которых бесплатны или доступны по цене даже студенту. Наконец, физкультура и спорт имеют общенациональное значение. Здоровая молодежь – это сила и здоровье нации.
С возрастанием роли и значимости физической культуры в жизни человека и особенно молодёжи, всё актуальнее становится исследование её ценностного аспекта и потенциала использования физической культуры в структуре жизнедеятельности. В последние годы все чаще говориться о физической культуре не только как социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Новая информационно-коммуникативная среда и технологический уклад способствуют формированию результативной системы представлений о ценностях физической культуры и созданию условий для изменения степени двигательной активности человека.
1. Андреенко Т.А., Ситникова М.И. Исследование интересов и соотношения к физической культуре и спорту студентов вуза // НАУКА-2020 Издательство: Межрегиональная общественная организация академия безопасности и выживания (Орел) 2019. № 2 (27). – 417 с. eISSN: 2413-6379.
2. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, № 3. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (дата обращения 15.10.2020)
3. Евсеев В.В. Информационная среда развития физической культуры // Технологии PR и рекламы в современном обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 217 с.
4. Евсеев В.В., Намазов А.К, Сущенко В.П. Потенциал ценностного отношения студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 июня 2017 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 311 с.
5. Евсеев В.В., Намазов А.К., Половников П.В. Трансформация физкультурного образования: гуманистический тренд // Коммуникативные среды информационного общества: тренды и традиции: Труды Международной научно-теоретической конференции / Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – 417 с.
6. Евсеева Л.И., Евсеев В. В. Проблема социальной адаптации человека в новых коммуникативных средах //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2. – 114 с.
7. Евсеева Л.И., Шипунова О.Д., Тараканова Т.С. Проектная модель образования: технологии реализации // Технологии PR и рекламы в современном обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 144 с.
8. Намазов А.К., Евсеев В.В. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. Т. 11. № 1. – 513 с.
9. Поздеева Е.Г. Социальные детерминанты здоровья студенческой молодежи // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 июня 2017 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 314 с.
10. Половников П.В., Евсеев В.В. Специализация «Походы выходного дня» в структуре учебных занятий по физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 июня 2017 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 311 с.
11. Половников П.В., Евсеев В.В., Волкова Л.М. Отношение студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16-17 декабря 2016 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – 312 с.
12. Половников П.В., Евсеев В.В., Волкова Л.М. Формирование физической культуры студента // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС» (Уфа). 2017. – 403 с.
13. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 4. – 81 с.
14. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Косинов С.С. Чемпионат мира по футболу 2018 года как импульс развития спортивного движения в среде российской молодежи // Национальное здоровье. 2018. № 1. – 74 с.
15. Шваб Клаус. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 208с. ISBN 978-5-699-90556-0.
16. Шириязданова Ю.А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения 15.10.2020)