Психолого-педагогические особенности школьников
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение………………………………………….....9
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..12
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..18
2.1 Сравнительный анализ математических моделей в различных учебниках физики…………………………………………………………………………….18
2.2 Модели механики……………………………………………………………21
2.3 Электричество………………………………………………………………..28
2.4 Модели квантовой физики…………………………………………………..30
2.5 Другие модели……………………………………………………………….31
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..33
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….33
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….50
Заключение……………………………………………………………………….59
Список используемой литературы
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение………………………………………….....9
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..12
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..18
2.1 Сравнительный анализ математических моделей в различных учебниках физики…………………………………………………………………………….18
2.2 Модели механики……………………………………………………………21
2.3 Электричество………………………………………………………………..28
2.4 Модели квантовой физики…………………………………………………..30
2.5 Другие модели……………………………………………………………….31
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..33
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….33
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….50
Заключение……………………………………………………………………….59
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Проблема развития интеллектуального потенциала современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки. Необходимость поиска путей повышения интеллектуального уровня учащихся подтверждается как социологическими данными, так и результатами международных исследований образовательных достижений учащихся. По мнению большинства экспертов, к основным проблемам относится неумение применять полученные знания в незнакомых ситуациях, извлекать из текста и интерпретировать необходимую информацию. Сложившаяся ситуация объясняется главным образом тем, что в настоящее время учащиеся обеспечиваются лишь значительным багажом предметных знаний, и это не позволяет им выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в методике преподавания математики.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме ««Математическое моделирование физических процессов».
Предмет исследования: факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов подростков старшего школьного возраста;
2) рассмотреть возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение;
3) проанализировать место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников4
рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
4) изучить математические модели в различных учебниках физики;
5) разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»;
3) провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанных факультативных занятий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста.
Во второй главе рассмотрены математические модели в различных учебниках физики.
В третьей главе разработан факультативный курс для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в методике преподавания математики.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме ««Математическое моделирование физических процессов».
Предмет исследования: факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов подростков старшего школьного возраста;
2) рассмотреть возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение;
3) проанализировать место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников4
рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
4) изучить математические модели в различных учебниках физики;
5) разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»;
3) провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанных факультативных занятий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста.
Во второй главе рассмотрены математические модели в различных учебниках физики.
В третьей главе разработан факультативный курс для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не столько на формирование новой системы знаний и умений, сколько на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании познавательного интереса старших школьников.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не столько на формирование новой системы знаний и умений, сколько на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании познавательного интереса старших школьников.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика компьютерной зависимости у учащихся подросткового
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические особенности слабослышащих обучающихся
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе (Свердловский областной педагогический колледж)
Рефераты, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Организация исследовательской деятельности учащихся основной
школы по физике с учётом их психолого-педагогических особенностей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогические особенности познавательного интереса при формировании нумерации у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2012



