КУЛЬТУРНЫЙ ПРОФИЛЬ ГОРОДА КАК ОСНОВА ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Современное состояние теледокументалистики 6
1.2. Характерные особенности документалистики в интернете 13
1.3. Перспективы развития современной теледокументалистики 18
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ТЕЛЕВИЗИОННОГО ФИЛЬМА «МАГНИТОГОРСКИЙ МОНСТР КОПТИЛЬНИ» 26
2.1. Подготовительный этап: разработка темы, макет сценария 26
2.2. Принципы работы в съёмочный период 29
2.3. Пост-продакшн: создание художественной образности при монтаже 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложения
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Современное состояние теледокументалистики 6
1.2. Характерные особенности документалистики в интернете 13
1.3. Перспективы развития современной теледокументалистики 18
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ТЕЛЕВИЗИОННОГО ФИЛЬМА «МАГНИТОГОРСКИЙ МОНСТР КОПТИЛЬНИ» 26
2.1. Подготовительный этап: разработка темы, макет сценария 26
2.2. Принципы работы в съёмочный период 29
2.3. Пост-продакшн: создание художественной образности при монтаже 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложения
Актуальность темы исследования: пока региональные новости набирают объёмы вещания, работают над качеством производимого контента и вовлекают в процесс производства новостей всё большее число горожан, документалистика на региональном уровне находится в состоянии стагнации с начала 90-ых годов . Формат подачи морально устарел, стремительно вошедшие в жизнь как журналистов, так и простых интересующихся, технологии, региональной документалистикой игнорируются. Аудитория, чтобы быть в курсе новых культурных веяний своего региона, вынуждена уходить на федеральные каналы или - что более вероятно - в интернет . Федеральные каналы не в состоянии утолить культурно-образовательный голод жителей всех регионов, поэтому речь там идёт в основном о жизни двух столиц. Интернет же полон патриотов своих городов, которые с успехом справляются со своей задачей, причём их стиль подачи разительно отличается от формата, предложенного региональным телевидением, и даже пользуется спросом.
Степень разработанности темы: множество работ посвящено
исследованию истории документального кино и телекино в целом, образ города в которых не рассматривается. Среди таких работ «Эволюция тенденция развития документального кино- и телефильма» (2009 г.) Сычёва С.В. Здесь автор разбивает историю неигрового кино на этапы в зависимости от творческих и технических достижений; о технической составляющей создания теледокументалистики пишет Соколов А.Г. - «Монтаж, телевидение, кино, видео» (2001 г). В диссертационной работе Баландиной Н.П. «Образы города и дома в киноискусстве на материале отечественного и французского кино конца 50-х - 60-х годов» (2008 г.) образ города рассматривается лишь как инструмент достижения более общих целей, но не как доминанта документального фильма. Кроме того, в работе рассматривается образность в статике и с устаревшим эмпирическим материалом. Динамика развития художественной составляющей раскрыта в диссертации Мансковой Е.А. «Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности» без привязки к образу города в документалистике.
Цель: формирование нового подхода к созданию документального кино на региональных телеканалах.
Задачи:
1. Выявление специфики создания документального кино на
региональном и федеральном телевидении;
2. Произведение обзора документальных фильмов на телевидении;
3. Сопоставление методов и средств художественной выразительности в документалистике на телевидении и в сети Интернет;
4. Выбор структурных жанровых элементов, специфических приёмов из интернет-роликов, которые подошли бы для использования на региональном телевидении;
5. Применение полученных сведений на практике
Теоретико-методологическая база: научные труды таких авторов как Дробашенко С.В. «Пространство экранного документа» и «Экран и жизнь», Джулай Л. Н. «Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества», Рошаль Л.М. «Мир и игра», Малькова Л.Ю. «Современность как история: реализация мифа в документальном кино», Белянинов С.А. «Документальный видеофильм», Рыжов А. В. «Перспективы взаимодействия среды малого города и культуроформирующей деятельности как основы тележурналистики», Дворко Н. И. «Интерактивный документальный фильм: творческий поиск и экспериментирование», Шергова К. А.
«Документальное телекино и Интернет».
Эмпирическая база: фильм Айрата Бик-Булатова «Село Антоновка и его обитатели» (08.11.16), вышедший в рамках передачи «Дороже богатства» на ГТРК «Татарстан»; цикл передач блогера Руслана Усачева «Пора валить», выходящий на площадке YouTube. Особенный интерес представляет выпуск от 27.02.17 «Самый грязный город России. Норильск», в котором ведущий рассказывает о своём родном городе, авторский документальный фильм с рабочим названием «Магнитогорский монстр коптильни» Сергея Гурова.
Выбранные передачи выходят на региональных телеканалах и на площадках, представленных в интернете, соответственно. Они имеют схожие тематику и цели, но по форме подачи, по использованию художественных и технических средств, выбранные передачи значительно разнятся. В связи с этим анализ жанровых особенностей и последующий синтез самых успешных из них необходим для достижения поставленной цели.
Научная новизна: формирование нового подхода к раскрытию образа города посредством его культурной жизни в теледокументальной журналистике.
Практическая новизна: переосмысление формата теледокументалистики на региональном телевидении путём интеграции на телевидение средств и форм, используемых в интернете.
Объект: документальные фильмы о родном городе культурно¬
просветительской направленности.
Предмет: жанровые особенности теле- и интернет-документалистики культурной тематики.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение документальных фильмов, сравнение и сопоставление.
Научная гипотеза: синтез жанровых особенностей теледокументальной журналистики и веб-документалистики приведёт к повышению к ней зрительского интереса и омоложению целевой аудитории.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой студенческой конференции в 2017 г.
Структура работы: работа включает в себя введение, двух глав - по три параграфа в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Степень разработанности темы: множество работ посвящено
исследованию истории документального кино и телекино в целом, образ города в которых не рассматривается. Среди таких работ «Эволюция тенденция развития документального кино- и телефильма» (2009 г.) Сычёва С.В. Здесь автор разбивает историю неигрового кино на этапы в зависимости от творческих и технических достижений; о технической составляющей создания теледокументалистики пишет Соколов А.Г. - «Монтаж, телевидение, кино, видео» (2001 г). В диссертационной работе Баландиной Н.П. «Образы города и дома в киноискусстве на материале отечественного и французского кино конца 50-х - 60-х годов» (2008 г.) образ города рассматривается лишь как инструмент достижения более общих целей, но не как доминанта документального фильма. Кроме того, в работе рассматривается образность в статике и с устаревшим эмпирическим материалом. Динамика развития художественной составляющей раскрыта в диссертации Мансковой Е.А. «Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности» без привязки к образу города в документалистике.
Цель: формирование нового подхода к созданию документального кино на региональных телеканалах.
Задачи:
1. Выявление специфики создания документального кино на
региональном и федеральном телевидении;
2. Произведение обзора документальных фильмов на телевидении;
3. Сопоставление методов и средств художественной выразительности в документалистике на телевидении и в сети Интернет;
4. Выбор структурных жанровых элементов, специфических приёмов из интернет-роликов, которые подошли бы для использования на региональном телевидении;
5. Применение полученных сведений на практике
Теоретико-методологическая база: научные труды таких авторов как Дробашенко С.В. «Пространство экранного документа» и «Экран и жизнь», Джулай Л. Н. «Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества», Рошаль Л.М. «Мир и игра», Малькова Л.Ю. «Современность как история: реализация мифа в документальном кино», Белянинов С.А. «Документальный видеофильм», Рыжов А. В. «Перспективы взаимодействия среды малого города и культуроформирующей деятельности как основы тележурналистики», Дворко Н. И. «Интерактивный документальный фильм: творческий поиск и экспериментирование», Шергова К. А.
«Документальное телекино и Интернет».
Эмпирическая база: фильм Айрата Бик-Булатова «Село Антоновка и его обитатели» (08.11.16), вышедший в рамках передачи «Дороже богатства» на ГТРК «Татарстан»; цикл передач блогера Руслана Усачева «Пора валить», выходящий на площадке YouTube. Особенный интерес представляет выпуск от 27.02.17 «Самый грязный город России. Норильск», в котором ведущий рассказывает о своём родном городе, авторский документальный фильм с рабочим названием «Магнитогорский монстр коптильни» Сергея Гурова.
Выбранные передачи выходят на региональных телеканалах и на площадках, представленных в интернете, соответственно. Они имеют схожие тематику и цели, но по форме подачи, по использованию художественных и технических средств, выбранные передачи значительно разнятся. В связи с этим анализ жанровых особенностей и последующий синтез самых успешных из них необходим для достижения поставленной цели.
Научная новизна: формирование нового подхода к раскрытию образа города посредством его культурной жизни в теледокументальной журналистике.
Практическая новизна: переосмысление формата теледокументалистики на региональном телевидении путём интеграции на телевидение средств и форм, используемых в интернете.
Объект: документальные фильмы о родном городе культурно¬
просветительской направленности.
Предмет: жанровые особенности теле- и интернет-документалистики культурной тематики.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение документальных фильмов, сравнение и сопоставление.
Научная гипотеза: синтез жанровых особенностей теледокументальной журналистики и веб-документалистики приведёт к повышению к ней зрительского интереса и омоложению целевой аудитории.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой студенческой конференции в 2017 г.
Структура работы: работа включает в себя введение, двух глав - по три параграфа в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В системе современных СМИ документальная тележурналистика представлена жанром, находящимся в постоянном развитии. Этим объясняется стремительная эволюция, длинной всего в век, трансформировавшая жанр до неузнаваемости. В разные периоды теледокументалисты своими средствами использовали новейшие технические достижения: сначала это был звук, закадровый голос, базовые приёмы ассоциативного монтажа. Развитие этих технологий не стоит на месте, и сегодня режиссёрам неигровых фильмов доступны такие методы, как съёмка с квадрокоптеров, ЗИ-моделирование и использование спецэффектов, съёмка скрытой камерой и т.д. В каждый период у такого подхода были критики, по словам которых внедрение такого рода элементов в киноиндустрию сводит на нет всю художественность и образность, которая должна существовать даже в документальных фильмах.
В данной работе была опровергнута гипотеза о том, что с течением времени и использованием современных технологий в документальных телефильмах стало меньше образности и использования режиссёрами художественных средств в качестве метода донесения информации на примере документальных телефильмах о городе, которые были проанализированы в хронологии. Более того, было отмечено увеличение таких приёмов.
Так, в первом параграфе первой главы была рассмотрена история документальном кино на телевидении в динамике. Уже здесь прослеживаются тенденции не только к приобщению режиссёров к экспериментальным методам с использованием технологий, но и использование ими художественных средств создания образа города, перенятые из других видов искусств: литературы и театра.
Его наработки продолжил советский режиссёр Вертов. Он уже окончательно обособил документальное кино от других жанров искусства - литературы и театра - но при этом сохранил используемые там приёмы: «Человек с киноаппаратом» изобилует литературными тропами, такими как антитеза, аналогия. Но художественности Дзига Вертов добивался только своими
наработками как режиссёра: в ходе многих экспериментов он открыл следующие монтажные и операторские (исключительно доступные только для кинематографиста) методы: ритмика, скошенные углы, ускоренная съёмка и съёмка в отражении.
Подробнее эти приёмы рассмотрены во втором параграфе первой главы, а также рассмотрены особенности документального кино, представленного в интернете. Большая теоретическая база создана для возможности реализовать замысел с помощью технических возможностей: это может быть клиповый монтаж, использование табуированной лексики, особая звуковая дорожка, интершум или интертекст, съёмка скрытой или любительской камерой, спецэффект или даже просто удлинённый кадр. В главе описано, когда каждый из этих приёмов может быть уместен, как должен быть использован и как может быть истолкован зрителем.
Третий параграф первой главы посвящён вычленению приёмов, характерных исключительно для теледокументалистики и интернет- документалистики. Здесь разобраны методы и средства, чаще всего использованные авторами, уместность их использования и то, как они функционируют и влияют на зрителя. В ходе анализа этих приёмов, была составлена таблица с усреднёнными данными по каждому из типов докуменатлистики по важным в современных условиях функционирования телевидения и развития интернета параметрам: хронометраж, продолжительность кадра, возможность использования постановки и так далее.
Вторая глава посвящена анализу проведённой работы над созданием собственного документального фильма.
Первая её глава описывает процесс первичного сбора материала и подготовки макета сценария. Здесь обоснован выбор темы и идеи будущего фильма и возможные пути раскрытия темы и достижения идеи.
Во втором параграфе описан непосредственно съёмочный процесс: причины выбора тех или иных планов и ракурсов, локаций, тонкости беседы с интервьюируемыми, которые впоследствии станут героями фильма и сложности, с которыми пришлось столкнуться.
В последнем параграфе второй главы повествуется об этапе пост- продакшна. Именно на этом этапе отмечена тенденция к использованию большего количества средств художественности при создании образа города. Здесь начинается использование автором таких литературных художественных приёмов как метафора, аллюзия, сравнение и многих других. Что же касается технических средств, то и здесь наблюдается их обилие: музыкальное сопровождение задаёт тон и ритмику Да, смысловое наполнение происходит и с помощью технических средств, но и художественность аудиовизуального ряда никуда не пропала.
В фильме были использованы как тенденции, прослеживающиеся в веб-документалистике: стремление к малым формам - сокращение хронометража, увеличение динамичности за счёт клиповости и аудиализации монтажа; так и тенденции, свойственные для регионального телевидения: уход от образа автора как авторитета и прямая постановка социальной проблемы, нуждающейся в решении.
В итоге была составлена таблица, синтезирующая в себе методы и средства, в том числе технические, телевизионной документалистики и интернет- документалистики (см. таблицу 2).
Таким образом, авторский документальный фильм «Магнитогорский монстр коптильни» предлагает региональной теледокументалистике компромиссное решение в некоем жанровом и стилистическом смешении жанров с интернет-документалистикой, которое, возможно, станет новой отправной точкой для своего дальнейшего развития.
В данной работе была опровергнута гипотеза о том, что с течением времени и использованием современных технологий в документальных телефильмах стало меньше образности и использования режиссёрами художественных средств в качестве метода донесения информации на примере документальных телефильмах о городе, которые были проанализированы в хронологии. Более того, было отмечено увеличение таких приёмов.
Так, в первом параграфе первой главы была рассмотрена история документальном кино на телевидении в динамике. Уже здесь прослеживаются тенденции не только к приобщению режиссёров к экспериментальным методам с использованием технологий, но и использование ими художественных средств создания образа города, перенятые из других видов искусств: литературы и театра.
Его наработки продолжил советский режиссёр Вертов. Он уже окончательно обособил документальное кино от других жанров искусства - литературы и театра - но при этом сохранил используемые там приёмы: «Человек с киноаппаратом» изобилует литературными тропами, такими как антитеза, аналогия. Но художественности Дзига Вертов добивался только своими
наработками как режиссёра: в ходе многих экспериментов он открыл следующие монтажные и операторские (исключительно доступные только для кинематографиста) методы: ритмика, скошенные углы, ускоренная съёмка и съёмка в отражении.
Подробнее эти приёмы рассмотрены во втором параграфе первой главы, а также рассмотрены особенности документального кино, представленного в интернете. Большая теоретическая база создана для возможности реализовать замысел с помощью технических возможностей: это может быть клиповый монтаж, использование табуированной лексики, особая звуковая дорожка, интершум или интертекст, съёмка скрытой или любительской камерой, спецэффект или даже просто удлинённый кадр. В главе описано, когда каждый из этих приёмов может быть уместен, как должен быть использован и как может быть истолкован зрителем.
Третий параграф первой главы посвящён вычленению приёмов, характерных исключительно для теледокументалистики и интернет- документалистики. Здесь разобраны методы и средства, чаще всего использованные авторами, уместность их использования и то, как они функционируют и влияют на зрителя. В ходе анализа этих приёмов, была составлена таблица с усреднёнными данными по каждому из типов докуменатлистики по важным в современных условиях функционирования телевидения и развития интернета параметрам: хронометраж, продолжительность кадра, возможность использования постановки и так далее.
Вторая глава посвящена анализу проведённой работы над созданием собственного документального фильма.
Первая её глава описывает процесс первичного сбора материала и подготовки макета сценария. Здесь обоснован выбор темы и идеи будущего фильма и возможные пути раскрытия темы и достижения идеи.
Во втором параграфе описан непосредственно съёмочный процесс: причины выбора тех или иных планов и ракурсов, локаций, тонкости беседы с интервьюируемыми, которые впоследствии станут героями фильма и сложности, с которыми пришлось столкнуться.
В последнем параграфе второй главы повествуется об этапе пост- продакшна. Именно на этом этапе отмечена тенденция к использованию большего количества средств художественности при создании образа города. Здесь начинается использование автором таких литературных художественных приёмов как метафора, аллюзия, сравнение и многих других. Что же касается технических средств, то и здесь наблюдается их обилие: музыкальное сопровождение задаёт тон и ритмику Да, смысловое наполнение происходит и с помощью технических средств, но и художественность аудиовизуального ряда никуда не пропала.
В фильме были использованы как тенденции, прослеживающиеся в веб-документалистике: стремление к малым формам - сокращение хронометража, увеличение динамичности за счёт клиповости и аудиализации монтажа; так и тенденции, свойственные для регионального телевидения: уход от образа автора как авторитета и прямая постановка социальной проблемы, нуждающейся в решении.
В итоге была составлена таблица, синтезирующая в себе методы и средства, в том числе технические, телевизионной документалистики и интернет- документалистики (см. таблицу 2).
Таким образом, авторский документальный фильм «Магнитогорский монстр коптильни» предлагает региональной теледокументалистике компромиссное решение в некоем жанровом и стилистическом смешении жанров с интернет-документалистикой, которое, возможно, станет новой отправной точкой для своего дальнейшего развития.



