Введение 3
Глава I. Роль и место спорта на российском телевидении 8
1.1. Предпосылки возникновения спортивной тематики на российском
телевидении 8
1.2. Общая характеристика российских спортивных телеканалов 12
1.3. Взаимодействие спорта и телевидения 18
Глава II. Навыки спортивного журналиста при освещении спорта на телевидении 29
2.1. Работа журналиста на площадке на примере создания информационного материала
2.2. Работа журналиста в студии и за кадром на примере подготовки
программа «Отдел К»
Заключение
Список использованной литературы и источников 50
Приложение
Современное российское общество наряду с политикой и экономикой, благодаря первым в нашей стране зимнем Олимпийским играм, летней Универсиаде и грядущему Чемпионату мира по футболу интересуется спортом, неважно будь то футбол или хоккей, баскетбол или биатлон. Популярность спорта набирает обороты и благодаря политической обстановке на международной арене: скандалы с дисквалификацией российских спортсменов из-за допинга, драки между болельщиками на Чемпионате Европы по футболу 2016 во Франции и обвинения со стороны английских СМИ о коррупции во время выбора хозяйки ЧМ по футболу 2018 . Информационные выпуски федеральных каналов страны постоянно включают себя нарезки и сюжеты о новостях в спортивном мире. В 2015 году впервые в России начало работу ООО «Национальное спортивное вещание», с подачи которого в эфир вышли специализированные спортивные телеканалы «МАТЧ!», МАТЧ!1», «МАТЧ!2» и другие. Спорт уверенно занял собственную нишу на телевидении. При этом, профессиональный спорт с каждым годом все больше превращается в бизнес. Это подтверждается суммами контрактов спортсменов и стоимостью трансляций (с 2016 года Английская футбольная лига от продажи телевизионных прав зарабатывает более двух миллиардов евро). Спорт становится зрелищнее и благодаря новым технологиям его освещения. Например, система видеоопределения гола в футболе заработала только в 2015-ом году. Работа журналиста в связи с нововведениями в способе передачи информации в спорте и обновляющимися правилами соревнований с каждым годом обретает новые границы. При этом пособии, учебно-методические материалы уже не успевают выходить за её скоростью.
Кроме того, сегодня спортивные трансляции и передачи в эфире выполняют не только информационную, но и развлекательную, рекреационную и познавательную функции. Особенно это касается командных видов спорта. Его классические представители - Олимпийские виды спорта постоянно приковывают к телеэкранам миллионы россиян.
Степень изученности темы. Историю развития спортивной журналистики и ее тенденции в своем труде «Телевизионный спорт» в 2006 года затрагивала Вера Зверева; Аркадий Раттнер в серии своих статей «Спортивное телевидение - государство в государстве» рассуждал о российском спортивном телевидении, ее современном этапе и особенностях, а Анжелика Аверкова в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Спорт на экране: телережиссура массового зрелища» проделала большую и качественную работу по изучению процесса спортивного телепроизводства. Также достаточно глубоко разобрал слагаемые спортивной журналистики Адиль Задоров в своей научной статье «Спортивная журналистика: слагаемые мастерства и жанровая особенность». При этом, на наш взгляд значительного научного изучения не получила особенность освещения спортивной тематики на телевидении в контексте её появления на определенном канале, то есть, либо универсальном, либо специализированном.
Цель работы: выявить особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении.
Задачи работы:
1. Изучить и систематизировать научную литературу по данной теме.
2. Выявить критерии мастерства спортивного журналиста на телевидении.
3. Изучить особенности освещения спорта на телевидении в России.
4. Проанализировать приемы и принципы работы спортивных журналистов на примере конкретных личностей.
Объект исследования: профессиональная деятельность спортивных журналистов при освещении командных видов спорта.
Предмет исследования: особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении (на примере командных видов спорта).
Гипотеза работы: особенности освещения командных видов спорта журналистом определяются особенностями как непосредственно самой его профессиональной деятельности, так и особенностями спортивного вещания на современном российском телевидении, а также индивидуальным профессиональным мастерством журналиста.
Теоретическую основу исследования составили труды общего характера, посвященные телевидению как виду СМИ; особенностям экранного искусства: работы Э.Г. Багирова, В.М. Березина, H.A. Голядкина, C.B. Дробашенко, Я.Н. Засурского, проблемам тележурналистики работы Р.Д. Копыловой, С.А. Муратова, Е.П. Прохорова, B.C. Саппака, и других авторов. Также теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы известных авторов в области телевизионной журналистики, в частности, Г.В.Кузнецова, В.Л. Цвика, В.В. Егорова, а также в области спорта на телевидении - Р.Л. Гутцайта, Д.В. Десюка и К.А. Алексеева.
Методами исследования являются общенаучные методы исследования: эмпирический - для изучения и применения теоретических выводов на практике, сравнительный - для выявления отличительных особенностей освещения командных видов спорта, наблюдение и анализ контента. (Трансляций и программ на тему командных видов спорта телеканалов «Первый Канал», «Россия 1», «НТВ» «Матч ТВ») - для изучения освещения спортивной тематики на российском телевидении.
Эмпирической базой исследования стали футбольные и хоккейные трансляции спортивных событий на «Первом канале», сюжеты и трансляции на спортивную тематику ВГТРК, телепрограммы и трансляции командных видов спорта на канале «Матч ТВ», информационные выпуски «Новости Татарстана» на телеканале «ТНВ».
Хронологические рамки, в которых проводилось исследование, - с 30.01.16 по 30.05.17.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования полезны как для начинающих журналистов, так и для профессионалов. Они могут почерпнуть полезную информацию о работе журналиста как в кадре, так и за кадром, при освещении командных видов спорта, а также узнать современные реалии российского спортивного телевидения. Также в работе выявляются критерии мастерства спортивного журналиста на телевидении, по которым можно оценивать спортивных журналистов, определять, соответствует ли они своему статусу.
Новизна работы заключается в том, что тему особенностей освещения командных видов и вообще спорта конкретно на российском телевидении мы, впервые, рассматриваем разделяя телеканалы на универсальные и специализированные, кроме того, исходя из результатов первой части исследования мы выявляем критерии мастерства спортивного журналиста, которые меняются с развитием технических и коммуникационных технологий. Кроме того, в творческой части работы мы описываем создание телевизионной программы о киберспорте, который только набирает популярность и еще не получил должного, научного изучения. Мы детально подходим к особенностям работы при работе над проектом о киберспорте, говоря о нюансах, которые ждут журналиста при труде над этим видом спорта.
Апробация работы и публикации. Основные положения исследования представлены на Международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2017», а также на «Итоговой конференции студентов Казанского федерального университета 2017» в секции «Телевидение в контексте реальности».
Статьи и тезисы работы включены в итоговые сборники по итогам работы вышеуказанных научных конференций.
Итоговый работы - нарезка «Чемпионат России по спортивной гимнастике» и сюжет «Турнир НХЛ с участием в гала-матче Президента Татарстана» вышли в эфир федерального канала «Матч ТВ и регионального «Татарстан Новый Век».
Структура работы. Выпускная квалифицированная творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, включающего видеоматериалы и расшифровки текстов.
Спортивная журналистика на современном рынке информации - явление глобальное и самостоятельное. Спортивная информация на телевидении сегодня стоит на одном ряду с политикой и экономикой, она также востребована аудиторией. Ее наличие и функционирование очень важно в мире как современного спорта, так и журналистики как таковой - принимая во внимания те задачи и функции, которые спортивная журналистика на себя берет.
Цель исследования, обозначенная во введении к выпускной квалификационной работе и заключающаяся в выявлении особенностей освещения спортивном тематики на российском телевидении, в частности её командных видов, была достигнута в ходе исследовательской творческой работы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены задачи, поставленные во введении. В I главе через эмпирический анализ и анализ контента, а также через обобщение научной литературы были определены особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении. Мы определили лидеров этого рынка и каким образом и за счет чего эти телеканалы собственно и стали лидерами. В ходе исследования через сравнительный анализ мы определили, что особенности освещения спорта на телевидении различаются в зависимости от того, на каком телеканале происходит этот процесс: на универсальном, либо специализированном. Главная особенность в первой категории - это то, что спорт для них - это повод осветить успехи национальной политики, жизни известных личностей, способ пиара, самой сути о спорте становится меньше - это и можно обозначить первой особенностью освещения спортивной тематики в общем. Вторая - это приемы и способы подачи в эфир спорта, в техническом плане это касается того, что используется множество графики, максимальное количество прямых эфиров и включений. Третья особенность - выполнение аналитики не журналистами, а бывшими или действующими спортсменами.
Четвертая - группы телевизионных жанров в спортивной журналистике с развитием коммуникационных технологий приобрели новые аспекты и главным образом это в картинке, главной аспектом становится динамика, максимальное вовлечение телезрителя в спортивное событие, то есть геймификация, делается это, в частности, с помощью экш-камер и таким образом, телезрители зачастую знают был ли гол, либо было ли нарушение раньше, чем судьи, спортсмены и зрители на стадионе. Пятая особенность - постоянное изменение спорта и телевидения на встречу друг к другу. Повторы, время матчей, расположение пьедестала - правила в спорте меняются и в наши дни. Спортивные новости практически каждый день появляются на универсальных каналах, причем зачастую в верстке основного информационного выпуска, а в нишевых, как например на «Матч ТВ» они выходят по несколько раз за день, то есть спортивные сфера становится трендом, который меняется ежеминутно, поэтому за ним необходимо следить постоянно, чтобы для специализированных телеканалов не остаться позади интернета, самого оперативного СМИ, а для универсальных каналов, зачастую, для того, чтобы их зрители имели возможность либо отдохнуть в потоке негативных новостей, либо для освещения околоспортивных событий и явлений, потому что от результата одного матча, например проигрыша сборной России по футболу на Чемпионате Европы команде Уэльса, можно собрать целый выпуск репортажей, начиная от критики правительства, заканчивая плохим питанием футболистов, попутно отмечая, что к нашим болельщикам зарубежные правоохранители относились предвзято. Шестая особенность освещения спорта на российском телевидении - это последствия от взаимодействия двух сфер, которые приводят к фундаментальным изменения в спорте. Подтверждается это тем фактом, что профессиональный спорт превратился в бизнес: повышаются контракты телевизионных прав на трансляции матчей, спортсмены становятся идолами - работа журналиста затрагивает формирование этого бизнес-поля.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были обозначены характерные черты работы спортивного журналиста на универсальном и специализированном телеканале. Кроме того, мы сделали попытку создать программу, спрос на которую может одинаково возникнуть и обоих категорий каналов. Выполнив три материала, исходя из выводов из первой части творческого исследования мы пришли к тому, что критерии мастерства журналиста, освещающего спортивные события на 80% одинаковы, как для работы на универсальном, так и на специализированным канале. Единственное, создавая продукт на первом, необходимо быть готовым к заданиям от продюсера, которые будут затрагивать пиар конкретной личности, анализ работы организаторов спортивного события или освещение успехов национальной политики через призму спорта. Однако, на наш взгляд, в этом и заключается работа журналиста на универсальном телеканале. Что касается деятельности журналиста на нишевом канале, то его знания о спорте, должны быть не меньше, чем у спортсмена, а то и больше, когда дело касается анализа. Он должен быть заинтересованным, при этом не как болельщик команды, а как фанат самого вида спорта, который он освещает. Сленг, имена известных спортсменов, тренеров, названия упражнений или снарядов - отсутствие знаний об этом непозволительная роскошь для журналиста при работе на специализированном телеканале. При этом, как мы уже упоминали, критерии мастерства и набор необходимых для работы качеств спортивного журналиста практически одинаковы независимо от названия телеканала. Они следующие: любовь к своей работе, профессии, эмоциональность, знания не только в журналистике, но и о всех видах спорта, которым должен соответствовать в нашем понимании идеальный (именно в нашем, так как «идеальный», несмотря на все исследования, остаётся субъективным понятием) спортивный журналист. В кадре и на площадке это эрудированность, готовность к импровизации, чувство зрителя, ответственность, эмоциональность, богатство и красочность языка - это набор «минимум», которым должен обладать, человек, который называет себя спортивным журналистом, работающим на телевидении, независимо от того, какую позицию он занимает. Для универсального журналиста, который каждый день пишет и снимает сюжеты, делает программы на различные темы не принципиально разбираться полностью в каждой области о которой он говорит, а спортивный журналист должен и обязан знать о спорте если не всё, то почти всё. Даже на региональных телеканалах, не говоря уже о федеральных, спортивными новостями и событиями, программами преимущественно занимаются отдельные люди, отделы, для которых спорт - это несколько больше, чем просто объект его профессиональной деятельности, при этом, когда за это дело берутся универсальные журналисты, например, как Иван Прозоров, сам спорт уходит на второй план и становится лишь поводом для разговоров о чем-то другом.
1. Видеохостинг «YouTube»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.youtube.com(дата обращения: 01.05.2016)
2. Онлайн-издание «Championat.com»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.championat.com(дата обращения: 15.03.2017)
3. Онлайн-издание «Спортс.ру»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.sports.ru(дата обращения: 17.04.2017)
4. Официальный сайт «Гардиан»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.guardian/com(дата обращения: 03.04.2016)
5. Официальный сайт медиа-агентства «Havas media»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.havasmedia.ru(дата обращения: 29.04.2017)
6. Официальный сайт телеканала «НТВ»: [Электронный ресурс].
URL: www.ntv.ru/novosti/1269039(дата обращения: 22.04.2017)
7. Социальная сеть «Instagram»: [Электронный ресурс].
URL: http://www.instagram.com/cristiano(дата обращения: 25.04.2017)
II. Научная литература
8. Алексеев К.А. Спортивная журналистика: учеб. для магистров. / К.А. Алексеев. - М.: Юрайт, 2013. - 427 с.
9. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация: Учеб.пособие; ЛГУ им.
А. А. Жданова. / Т.В. Васильева. - Л.: ЛГУ, 1987. - 63 с.
10. Гутцайт Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-плюс Футбол / Р.Л. Гутцайт // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. - 2011. - № 2. - С. 113 - 117.
11. Десюк Д.В. Спортивное телевидение как фактор воспитания человека // Высшее образование для XXI века: VI Междунар. науч. конф. - М.: Изд-во Моск. гуманитар. ин-та, 2009. - С. 95-100.
12. Егоров В.В. Телевидение и зритель / В.В. Егоров. - М.: Мысль, 1977. - 196 с.
13. Зверева Н.В. Телевизионный спорт / Н.В. Зверева - М.: Логос, 2006. - № 3. - 250 с.
14. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.: ОГИ, 2007. — С. 252 — 290.
15. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. / С.Г.
Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. С. 60-75.
16. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. / Г.В. Кузнецов - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. - 400 с.
17. Лейтес Л.С. «Развитие техники ТВ — вещания в России» / Л.С. Лейтес. - М.: ФГУП «ТТЦ «Останкино», 2005 год. — 224 с.
18. Ли Хант. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. / Хант Ли. - М.: Галерия, 2003. - 126 с.
19. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю.
Антоновского. / Н. Луман. — М.: Праксис, 2005. — 256 с.
20. Малышева Е.Г. Журналистский спортивный дискурс сквозь призму типологических характеристик языковой личности спортивного комментатора / Вестн. Омс. ун-та. - Омск, 2009. - № 3. - С.160-169.
21. Махарадзе К. Репортаж без микрофона. / К. Махарадзе. - М: Олма- Пресс, 2001. — 286 с.
22. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста./ Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. - СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
23. Минеева С.А. Полемика диспут - дискуссия. / С.А. Минеева. - М.: Знание, 1990. — 64 с.
24. Михайлов С.А., Спортивная журналистика. / С.А. Михайлов. - СП¬
б.: изд.Михайлова В.А., 2005. - 78 с.
25. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. Учебное пособие — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011 - 255 с.
26. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учебное пособие. / В.Л. Цвик. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 319 с.
27. Что, где, когда произошло впервые / Сост. А.И. Будько. — М.: Рипол-Классик, 2001. — 320 с.
28. Эдельман Р. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР. / Р. Эдельман. — М.: Советский спорт; АИРО-XXI, 2008. — 400 с.
29. Юровский А. Я. История советской телевизионной журналистики. / А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 1982. — 68 с.