Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОГРАММ О ПУТЕШЕСТВИЯХ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ОПЫТ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Работа №79555

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Трэвел-тележурналистика: теоретический аспект 8
1.1 Программы о путешествиях: истоки и развитие 8
1.2 Характерные черты трэвел-журналистики 20
1.2 Жанровое своеобразие программ о путешествиях 31
Глава II. Трансформация программ о путешествиях на российском телевидении: опыт последнего десятилетия 39
2.1 Организация, материалы и методы исследования 39
2.2 Анализ трэвел - программ на российском телевидении за последнее десятилетие 41
2.3 Результаты и выводы 66
Заключение 70
Список используемых источников и литературы 73
Приложение № 1 78
Приложение № 2 79
Приложение № 3 80
Приложение № 4

Современное российское, а также западное телевидение развиваются в условиях господства «инфотейнмента» и испытывают процессы конвергенции. Таким образом, журналистика о путешествиях с каждым годом вызывает всё больший интерес у широкой аудитории во всём мире. Именно продукты, созданные трэвел-журналистикой, а не специализированные путеводители, зачастую формируют спрос на рынке туристических услуг.
После падения железного занавеса в России у зрителей начал возникать интерес к так называемым «путешествиям на диване» , а также стремительно вырос выездной туризм. Наша страна является одним из лидеров по объему затрачиваемых средств в заграничных поездках, а количество туристов, выезжающих на отдых в другие страны, растёт год от года. По данным федерального агентства по туризму с 2003 г. по 2013 г. количество граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации выросло почти в три раза . Те же люди, которые не могут себе позволить заграничные поездки, тоже хотят иметь представление о других странах. Причём это представление должно быть не стереотипным и клишированным, а оригинальным и поданным «из первых рук». И именно трэвел-журналистика выступает здесь своеобразным проводником, обеспечивая зрителя наиболее полной и наглядной информацией об окружающем нас мире.
Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) - это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. Именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что журналистика о путешествиях с каждым годом вызывает всё больший интерес у зрителей, и, следовательно, вызывает рост количества трэвел-передач на российском телевидении. Трэвел - журналистика не только провоцирует популярность определённых направлений туризма, но и показывает страны в положительном или отрицательном свете на международной арене, что в свою очередь способствует мировой глобализации. Выход на мировой рынок национальных телепередач и их адаптаций, т.е. процесс глобализации с его неотъемлемой коммерциализацией средств массовой информации, изменил спрос аудитории с проблемной расследовательской журналистики, на легкую развлекательную журналистику. Серьезная, качественная журналистика о туризме в традициях научно-популярного вещания СССР уступила место на телеэкране современному гибридному инфотейменту.
Степень изученности данной темы довольно высокая. Развитие трэвел - журналистики в своих работах разбирали многие авторы. Наиболее известны фамилии таких исследователей как Станиславлева В.Н., Показаньева И. В., Ревенко А. А., Баландинский Н., Редькина Т. Ю. Современные же тенденции в развитии журналистских жанров в своих работах разбирали такие авторы как Ученова В.В. и Разумов С. В.
Объектом исследования стали программы о путешествиях на российском телевидении.
Предметом исследования данной работы стала трансформация программ на российском телевидении за последнее десятилетие.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что программы о путешествиях из качественной журналистики трансформировались в развлекательную журналистику.
Цель исследования: проследить трансформацию программ о путешествиях на российском телевидении за последнее десятилетие. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть исторический аспект развития трэвел-журналистики;
2) Выявить характерные черты трэвел - журналистики;
3) Выявить жанровое своеобразие программ о путешествиях;
4) Проанализировать трэвел - программы на российском телевидении за последнее десятилетие.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы исследования: анализ литературных источников, с помощью которого было изучено развитие трэвел- журналистики, характерные черты трэвел - журналистики, а также жанровое своеобразие в программах о путешествиях. С помощью структурного анализа мы рассмотрели выбранные нами российские трэвел - передачи для анализа. С помощью метода индукции были сделаны общие выводы по каждой конкретной программе. Основным же методом исследования в нашей курсовой работе стал метод анализа.
Теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы известных авторов в области трэвел-журналистики, а также работы в области теории жанров в журналистике, в частности, И.В. Показаньева «Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики», А.А. Ревенко «Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект», Т. Ю. Редькина «Социальная миссия трэвел-журналистики», М.Н. Ким «Жанры современной журналистики», А.А. Корконосенко «Основы творческой деятельности журналиста», В.В. Ученова «Современные тенденции развития журналистских жанров».
Эмпирическая база работы состоит из отсмотренных двадцати двух трэвел-программ, которые выходили на телеканалах «СТС», «НТВ», «Мир 24», «Первый канал», «Моя планета» и «Пятница!». В число проанализированных программ вошли: «Их нравы» (2007 - 2014 гг.), «Путешествия Познера и Урганта» (2008 - настоящее время), «Неоплачиваемый отпуск» (2009 г.), «Рейтинг Баженова. Могло быть хуже» (2010 - 2015 гг.), «Мир наизнанку» (2010 - настоящее время), «Орёл и решка» (2011 - настоящее время), «За кадром» (2011 - 2016 гг.), «Одна на планете» (2011 - 2014 гг.), «Танцующая планета» (2012 - 2014 гг.), «Русские байки» (2012 - 2013 гг.), «Планета вкусов» (2012 - 2016 гг.), «Планета собак» (2012 - настоящее время), «С миру по нитке» (2013 - 2016 гг.), «Неспокойной ночи» (2013 - 2015 гг.), «Полярная экспедиция Амарок» (2013 г.), «Блокбастеры» (2014 г.), «Мировой рынок» (2014 - 2015 гг.), «#ЖаннаПожени» (2015 - 2017 гг.), «Еда, я люблю тебя» (2015 - настоящее время), «Верю - не верю» (2015 - 2016 гг.), «Следуй за мной» (2016 г.), «Проводник» (2016 - настоящее время). В каждой из этих программ было отсмотрено по три первых серии.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследований будут полезны исследователям телевидения, в особенности в области трэвел-тележурналистики, так как на русском языке выпущено не так много научных работ по этой теме. В особенности же работа будет полезна телеканалам, которые создают трэвел передачи, так как данная работа помогает проследить тенденции в области трэвел - журналистики и понять, что сейчас пользуются наибольшей популярностью у зрителей. Также работа будет полезна начинающим трэвел-тележурналистам.
Новизна работы заключается в том, что трансформация трэвел - передач на российском телевидении впервые была рассмотрена за данный период времени и по данным программам.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, а также трёх приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена степень изученности данной темы, обозначены объект, предмет, гипотеза, цель и сформулированы задачи. Также обозначены методологическая основа курсовой, теоретико-методологическая база, эмпирическая база, практическая значимость и новизна работы.
Первая глава содержит в себе три параграфа, которые посвящены теоретическому исследованию трэвел - журналистики. В первом параграфе рассмотрен исторический аспект развития трэвел-журналистики, во втором параграфе характерные черты трэвел - журналистики, в третьем же параграфе рассматривается жанровое своеобразие программ о путешествиях.
Вторая глава также содержит в себе три параграфа. В первом параграфе описаны основные средства и методы исследования, во втором же параграфе проведён анализ трансформации программ о путешествиях на российском телевидении за последнее десятилетие, а в третьем параграфе приводятся основные результаты и выводы исследования.
В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.
Апробация работы. Материалы и результаты исследования были представлены на студенческой научной конференции КФУ «Весна науки - 2017» и в публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы, в соответствии с поставленными целями и задачами было выявлено:
1) Рассмотрен исторический аспект развития трэвел-журналистики.
По классификации истории телепередач географической тематики И.В. Показаньева были рассмотрены следующие исторические этапы:
- Первый этап (1950 - 1980 гг.). На данном этапе происходит становление и развитие научно-популярных телепередач о путешествиях. Возрастает число зрителей, увлекающихся географической тематикой, а также открывается первый «Клуб кинопутешествий», после чего на телевидении выходит одноимённая телепередача;
- Второй этап (конец 1980 - 2000 гг.). На данном этапе происходит становление и развитие телепрограмм о путешествиях, а также радикальные изменения в общественной жизни, которые меняют условия и среду существования отечественной журналистики. Развлекательный и рекламный элемент замещает научно-популярный. Российские каналы начинают транслировать передачи иностранного производства телеканалов «ВВС», «Discovery», «NationalGeographic» и других;
- Современные программы о путешествиях (2000 г. - настоящее время). На данном этапе происходит становление и развитие современных телепередач о путешествиях. В этот период телевизионная трэвел- журналистика достигает своего рассвета. Появляются географические передачи самых различных форматов.
2) Выявлены характерные черты трэвел-тележурналистики:
- Современная трэвел-тележурналистика представляет собой соединение множества телевизионных жанров, таких как образовательная программа, документальный фильм, реалити-шоу, развлекательного ток-шоу, рекламного ролика, сериала и многих других;
- В основе любой трэвел - программы лежит ведущий, который с определённой регулярностью путешествует в новое место назначения. Причём огромную роль здесь играют творческие и актёрские способности ведущего.
- Для современных трэвел-телепрограмм характерен принцип мозаичности, т.е. выпуск передачи смонтирован из нескольких сюжетов- путешествий, каждый из которых длится примерно по 10-15 минут. Формат же передачи может колебаться в зависимости от типа контакта с местным населением, характера передаваемой информации и драматургии повествования.
3) Выявлено жанровое своеобразие программ о путешествиях. Основными жанрами трэвел-журналистики являются репортаж, обозрение, путевой очерк, путевые заметки, а также рекомендация.
4) Проанализировать трэвел - программы на российском телевидении за последнее десятилетие. В результате же изучения трансформации программ о путешествиях на российском телевидении за последнее десятилетие, мы пришли к следующим выводам:
- На сегодняшний день наиболее популярным является формат программы, где ведущий испытывает всё на себе, чем где ведущий является просто наблюдателем происходящего.
- За последние десять лет произошёл переход от более новостного формата трэвел - программ, где был главный ведущий, который вёл передачу из студии и были специальные корреспонденты, которые вели свои репортажи из различных стран к формату, где нет главного и второстепенных ведущих (все ведущие являются основными).
- Понятие «ведущий программы» в трэвел - журналистике немного размылось и расширилось.
- На сегодняшней день ведущими в трэвел - передачах по большей части становятся комики, stand - up артисты и певцы, а не люди со специальным образованием.
- Традиционный научно - познавательный формат в трэвел - программах уступил место познавательно - развлекательному формату.
- За последнее десятилетние в трэвел - журналистику пришло много новых жанров, а также жанровых элементов. Например, пришли такие жанры как реалити - шоу, ролевые путешествия. Также пришли такие жанровые элемента как телекухня и телеигра.
- Трэвел - передачи стали более специализированными, то есть направленными на определённую аудиторию. Например, программа «Танцующая планета» направлена на людей, которая увлекается танцами и хочет узнать историю возникновения танца в той или иной стране, а программа «Планета собак» направлена больше на любителей собак и их заводчиков.
- В географии съёмок трэвел - программ можно заметить две тенденции. Во - первых, за последнее же десятилетие создано много трэвел - передач, снимаемых в России или бывших странах СССР. Второй же тенденцией в изменении географии съёмок является то, что раньше в программах снимались больше животные, природа, туристические и культурные места, а сейчас же места, где турист может покушать и сколько это будет ему стоить.
- Ярко выраженная тенденция к структурному увеличению элементов в программе.
- У зрителей на сегодняшний день пользуются спросом программы, которые содержат в себе экстрим и приключенческий характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. Также подтвердилась гипотеза о том, что программы о путешествиях из качественной журналистики трансформировались в развлекательную журналистику.



1) Chandler D. An Introduction to Genre Theory. 1997. URL: http:
//www.aber. ac. uk/ media/Documents/intgenre (дата обращения: 27.10.16).
2) Fursich E. How can global journalists represent the 'Other'? A critical assessment of the cultural studies concept for media practice // Journalism: Theory, Practice and Criticism. 3 (1). 2002. P. 57-84.
3) Greenman J.F. Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent. -- New York, Peter Lang Publishing Inc., 2012. P. 21.
4) Hanusch F. The Dimensions of Travel Journalism / Journalism Studies. 11:1. 2010. P. 68-82.
5) Jansson A. Spatial Phantasmagoria: The Mediatization of Tourism Experience // European Journal of Communication. -- 2002. - Vol. 17. - № 4. - P. 429-443.
6) Merriman E. Soft News, the Rise of Critical Journalism, and How to Preserve Democracy / EDGE. Spring Quarter. 2003. P. 13.
7) Santos C.A. Perception and Interpretation of Leisure Travel Articles / Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. Volume 26. Issue 4. USA: University of Illinois at Urbana-Champaign. 2004. P. 53.
8) Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров [Текст] // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 230-234.
9) Альперина С. В круге Светы //. URL:
http://www.rg.ru/printable/2006/09/21/sorokina.html(дата обращения: 24.03.16).
10) Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? URL: http://www.geografia.ru/npprogr.html(дата обращения:
26.10.16) .
11) Беднов С. На телегида надейся, а сам не плошай // Труд. — 2013. —
№ 51. — URL: http://www.trud.ru/article/11-04-
2013/1292102_na_telegida_nadej sja_a_sam_ne_ploshaj.html (Дата обращения: 02.03.17).
12) Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10.
13) Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие - Бишкек, 2001 - С. 29-30.
14) Кобяков А.А. О жанрах современной газетной журналистики [Электронный ресурс] / А.А. Кобяков // Неофициальный сайт журфака КГУ. URL: http: //kgu-journalist. ucoz.ru(дата обращения: 13.11.16).
15) Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном
российском экране: кризис направления и пути преодоления / Е. Г. Константинова // Медиаскоп. — 2009. — No 1. — URL:
http://www.mediascope.ru/node/290(дата обращения: 26.10.16).
16) Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2012. - С. 133.
17) Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения: дис. ... канд. филол. наук / И.Ю. Лапина. — М., 2005. - С. 125.
18) Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса / С.А. Муратов. — М., 1997. - С. 142.
19) Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье,
1999. — С. 182-188.
20) Панцырев К. Путевой очерк: эволюция и художественно - публицистические особенности жанра. - СПб., 2004. - С. 4.
21) Показаньева И. В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел- журналистики. //Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 5. — С. 74-82.
22) Показаньева И. Трэвел-журналистика как явление современного медиапространства. URL: http://www.geografia.ru/travelj.html(дата обращения: 23.03.16).
23) Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. - М.: ВГИК, 2004. - С. 286.
24) Раззаков Ф. И. Гибель советсткого ТВ. — М.: Эксмо, 2009. — С. 454.
25) Разумов СВ. Трансформация телевизионных жанров в новых средах
вещания: сборник материалов Международной научно-практической
конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.
26) Ревенко А. А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 127.
27) Редькина Т. Ю. Социальная миссия трэвел-журналистики // Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы: материалы международного семинара (17-18 марта 2014 г.).
28) Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: средства создания
увлекательности изложения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г.).
29) Словари и энциклопедии на Академике [Офиц. сайт]. URL:
http: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc_pictures/1059/Жанр (дата обращения: 27.10.16) .
30) Словари и энциклопедии на Академике [Офиц. сайт]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1653045(дата обращения: 27.10.2016).
31) Словари и энциклопедии на Академике [Офиц. сайт]. URL:
http://literaturologiya.academic.ru/557/путевой_очерк (дата обращения: 26.10.16) .
32) Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие. - М, 1993. - C. 112.
33) Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50-70 годы. М., 1979. - С. 113.
34) Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч- ся по спец. «Журналистика" / В.Л. Цвик - М., 2013 - с. 280.
35) Телевизионная журналистика: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. 4-е изд. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 168.
36) Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М., 2002. - С. 159.
37) Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс,
2000. - С. 211.
38) Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. - М., 1976. - № 4.
39) Федеральное агентство по туризму [Офиц. сайт]. URL: http: //www.russiatourism.ru(дата обращения: 09.11.16).
40) Фролова Т.И. Проблемы социальной сферы в телевизионной
журналистике / Т.И. Фролова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 2. — URL:
http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx7idM9037(дата обращения: 18.03.17).
41) Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Сов. писатель, 1975. - С. 284.
42) Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие - М., 2012 - С. 268.
43) Юзефович Г. Клуб кинопутешественников / Г. Юзефович // «Русский Newsweek» (дата обращения 08. 11.16).
Список использованных источников
1) Мир 24 [Офиц. сайт]. URL:http://mir24.tv(дата обращения: 22.04.17).
2) НТВ [Офиц. сайт]. URL:http: //www.ntv.ru(дата обращения 18.04.17).
3) Первый канал [Офиц. сайт]. URL:http://www.1tv.ru(дата обращения: 20.04.17).
4) Пятница! [Офиц. сайт]. URL:https://friday.ru(дата обращения: 28.04.17).
5) СТС [Офиц. сайт]. URL:https://ctc.ru(дата обращения: 19.04.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ