Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………………………………………………………………..6
1.1. Театрализация как явление праздничной культуры........................……….6
1.2. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника…………………………………………………………………………13
1.2. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………...19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….21
Глава II. Практическая часть. Практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».............................................................................................................22
2.1. Анализ сценария…………………………………………………………….22
2.2. Специфические особенности создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье»………………………………………………….23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...33
Приложение
С каждым годом всё больше праздников, представлений, фестивалей проходит на территории России, и всё чаще в названиях афиш мы сталкиваемся с понятием ‹‹театрализация››: ‹‹театрализованное Dinner-show››, ‹‹театрализованный ужин в белом››, «театрализованное представление, посвященное празднованию Дня Победы», «театрализованный бал» и другое. Однако мы встречаемся с понятием «театрализация» не только в индустрии праздников, но и наблюдаем, как данное явление стремительно входит в употребление представителей разных сфер, зачастую не всегда связанных с праздничной культурой и театром.
Так сегодня театрализацию можно встретить: в музейном пространстве, где она является «формой взаимодействия с посетителями» (Щепеткова И.А., 2006 г.); в образовательной сфере, где все чаще театрализацию стали использовать, как средство активизации в обучении школьников (О.А. Михалева, 2006 г.) и как «педагогический прием» (Т.В. Голубева, 2002 г.), построенный на игре, так как он значительно облегчает процесс усвоения информации детьми и подростками; в политике (Коваленко В.А. 2006), в индустрии моды (Мильман А.Л. 1998, Бакеркина О.А. 2012), где показы приобретают форму представлений и рассматриваются как форма театрализации жизни.
Актуальность исследования. Акцент на понятие «театрализация» в разных сферах приводит к возникновению новых определений и толкований данного термина (с уклоном в особенности сферы применения) и, в то же время, размывая границы между ними. Такое смешение «форм и стилей» мешает с научной точки зрения определить, чем театрализация является сегодня в контексте именно праздничной культуры, а это, в свою очередь, является фактором, затрудняющим работу практиков – режиссеров-постановщиков.
Театрализованные представления не являются новым явлением в праздничной культуре России. Своё рождение и наибольшее развитие они получили еще в советский период. Однако, сегодня, всё возрастающий интерес к данной форме массового искусства несет за собой необходимость более конкретного изучения, с учетом развития общества и технологий, внедряемых в работу над театрализованным представлением, требует нового – актуального – взгляда на данное явление.
Изучением театрализации на протяжении всего XX века занимался достаточно широкий круг исследователей: от театроведов до режиссёров; от художников до педагогов, которые изучали и описывали данное явление и его технологические аспекты: в начале века это П.М. Керженцев и Г.А. Авлов, А.И. Пиатровский и А.А. Гвоздев, В.Э. Мейерхольд и Н.В. Петров; в послевоенные годы в более узком ключе театрализацию рассматривали И.Г. Шароев и И.А. Богданов, О.И. Марков и С.М. Макаров, А.И. Чечетин и И.М. Туманов, О.Л. Орлов и А.П. Обертинская, Е.В. Руденский, В.Я.Суртаев и В.Г. Шабалин.
Появляющиеся в XXI в. труды носят чаще обобщающий или дополняющий характер, и зачастую лишь цитируют труды Н.Н. Евреинова, Д.М. Генкина и Э.В. Вершковского.
Объект исследования – театрализованное представление.
Предмет исследования – специфические особенности атмосферы театрализованного представления.
Гипотеза исследования. Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники).
Цель исследования – изучение специфических особенностей создания атмосферы театрализованных представлений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать театрализацию как явление праздничной культуры;
2) рассмотреть театрализованное представление как зрелищную составляющую праздника;
2) охарактеризовать сценическую атмосферу театрализованных представлений;
3) провести практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».
Методы исследования. В работе были использованы как общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез), так и практические (разработка сценария театрализованного представления).
Театрализованное представление осуществляется как зрелищное событие. Таковым его делает творческий замысел создателей, стремящихся с помощью спектра выразительных средств произвести сильное впечатление на зрителей и тем самым донести до них заложенные в действе идеи, образы и чувства. При этом, не умаляя значения других образных средств, следует особо подчеркнуть значение зрелищных элементов действа, создающих выразительную структуру, преодолевающую визуальную обыденность и концентрирующую интерес аудитории. Разумеется, даже случайное происшествие или природное явление, попадая в поле визуального восприятия и становясь объектом целенаправленного интереса, получает значимостную интерпретацию, наделяется особыми, над повседневными смыслами и становится зрелищным событием. Однако в театрализованном представлении его событийная значимость становится программирующим обстоятельством и тем самым многократно умножается. Отметим также широчайший содержательный диапазон событийной основы представления.
С событийностью театрализованного представления связана с его временная однократность, неповторимость. Даже если оно рассчитано на своеобразную «тиражируемость», то в этом случае воспроизводится только некий структурный «каркас», фабульная основа. Само живое течение действия представления всякий раз представляет собой новую версию зрелища. Таковы, например, «повторы» театрализованных игровых программ, «елочных» представлений и т.д. Аналогично дело обстоит с регулярным созданием театрализованных представлений, посвященных знаменательным датам праздничного календаря. В этом случае воспроизводится тематика событийной основы, но ее конкретное воплощение всякий раз находит в представлении новую зрелищную форму.
В значительной мере подобное свойство определяется игровым характером, присущим развертыванию действа театрализованного представления. Разумеется, лежащие в его основе сценарные установки, казалось бы, несколько ограничивают спонтанную непредсказуемость игрового начала, однако оно по сути выступает непременным производящим условием осуществления представления. Во-первых, его действо именно разыгрывается исполнителями в живых образах и ситуациях, придавая происходящему интонации театральной игры. Во-вторых, возникает своеобразная игровая ситуация взаимодействия исполнителей и зрительской аудитории, более непосредственная и вариативная, чем театре как таковом. В-третьих, часто театрализованные представления предполагают условие прямого игрового включения зрителей в качестве участников происходящего.
Это, в свою очередь, характеризует зрителей как со-творцов зрелищного действа театрализованного представления. При этом участие человека-зрителя не сводится только к визуальному восприятию происходящего, хотя это, несомненно, выступает исходным условием. Сам чувственный образ происходящего, возникающий в переживаниях, составляет органичную часть зрелищного события в целом, являясь формой не только присутствия, но и соучастия. Пространственно-временное развертывание действенной структуры представления вовлекает зрителя в проигрывание своих перипетий, даже если это происходит только в мыслимо-чувственной форме. Однако театрализованное представление в принципе «разомкнуто» в сторону зрителя, предполагая возможность его непосредственного соучастия в действенной структуре зрелищного события.
Все это позволяет рассматривать театрализованное представление как социокультурную форму, оптимально сочетающую и репрезентативно представляющую основные свойства, присущие живым проявлениям зрелищной культуры: подлинность реального зрелищного действа, спонтанность игрового начала, креативное сотворчество исполнителей и зрителей, образующие неповторимую событийность живого зрелищного явления.
Опираясь на тему курсовой работы «Специфические особенности создания атмосферы театрализованных представлений» был разработан сценарий театрализованного представления «В зазеркалье», отрывок которого приведен в приложении к настоящей работе.
На примере разработанного сценария театрализованного представления «В зазеркалье» мы рассмотрели особенности создания внутренней и внешней атмосферы театрализованного представления.
1. Аниконова Т.Г. Театрализованный праздник в патриотическом воспитании // Воспитательная деятельность образовательного учреждения. М.: Издательство «Спутник+», 2014. 114 с.
2. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 207 с.
3. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2017. 207 с.
4. Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии. Санкт-Петербург: Композитор, 2019. 208 с.
5. Данилец А. В. Развлекательная культура в России [Электронный ресурс]: лекция. URL: http://otrru.ru/Lekzii/Razvlecvrussia.htm (дата обращения: 25.03.2021).
6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2017. 304 с.
7. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2017. 176 с.
8. Ковшарь И.Ф. Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений нового времени. Москва: Музыка, 2018. 208 с.
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. 448 с.
10. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2018. 256 с.
11. Лензон В.М. Музыка в театрализованном представлении: учеб. пособие для студ. специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Москва: МГУКИ, 2018. 175 с.
12. Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722 (дата обращения: 25.03.2021).
13. Опарина Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: монография / Н.А. Опарина. 2-е изд., доп. М.: Белый Ветер, 2019. - 270 с.
14. Плотников А.В. Культурология режиссерского замысла зрелищ / А.В. Плотников / Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 136-141.
15. Плотникова Г.Г. Методика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников: Учебно- методическое пособие / Г.Г. Плотникова. Краснодар, 2016. 35 с.
16. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX в.): учеб. пособ. Челябинск, 2016. 706 с.
17. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2017. 45 с.
18. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие для студентов / Ю. М. Черняк. - Минск: ТетраСистемс, 2017. 223 с.
19. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, испр. Москва : РАТИ – ГИТИС, 2019. – 336 с.
20. Ярмухаметов Р.М. Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников / Р.М. Ярмухаметов. // Молодой ученый. 2017. № 20 (154). С. 308-312.