Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфические особенности создания атмосферы театрализованных представлений

Работа №79548

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

культурология

Объем работы44
Год сдачи2021
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………………………………………………………………..6
1.1. Театрализация как явление праздничной культуры........................……….6
1.2. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника…………………………………………………………………………13
1.2. Сценическая атмосфера театрализованных представлений……………...19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….21
Глава II. Практическая часть. Практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».............................................................................................................22
2.1. Анализ сценария…………………………………………………………….22
2.2. Специфические особенности создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье»………………………………………………….23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...33
Приложение

С каждым годом всё больше праздников, представлений, фестивалей проходит на территории России, и всё чаще в названиях афиш мы сталкиваемся с понятием ‹‹театрализация››: ‹‹театрализованное Dinner-show››, ‹‹театрализованный ужин в белом››, «театрализованное представление, посвященное празднованию Дня Победы», «театрализованный бал» и другое. Однако мы встречаемся с понятием «театрализация» не только в индустрии праздников, но и наблюдаем, как данное явление стремительно входит в употребление представителей разных сфер, зачастую не всегда связанных с праздничной культурой и театром.
Так сегодня театрализацию можно встретить: в музейном пространстве, где она является «формой взаимодействия с посетителями» (Щепеткова И.А., 2006 г.); в образовательной сфере, где все чаще театрализацию стали использовать, как средство активизации в обучении школьников (О.А. Михалева, 2006 г.) и как «педагогический прием» (Т.В. Голубева, 2002 г.), построенный на игре, так как он значительно облегчает процесс усвоения информации детьми и подростками; в политике (Коваленко В.А. 2006), в индустрии моды (Мильман А.Л. 1998, Бакеркина О.А. 2012), где показы приобретают форму представлений и рассматриваются как форма театрализации жизни.
Актуальность исследования. Акцент на понятие «театрализация» в разных сферах приводит к возникновению новых определений и толкований данного термина (с уклоном в особенности сферы применения) и, в то же время, размывая границы между ними. Такое смешение «форм и стилей» мешает с научной точки зрения определить, чем театрализация является сегодня в контексте именно праздничной культуры, а это, в свою очередь, является фактором, затрудняющим работу практиков – режиссеров-постановщиков.
Театрализованные представления не являются новым явлением в праздничной культуре России. Своё рождение и наибольшее развитие они получили еще в советский период. Однако, сегодня, всё возрастающий интерес к данной форме массового искусства несет за собой необходимость более конкретного изучения, с учетом развития общества и технологий, внедряемых в работу над театрализованным представлением, требует нового – актуального – взгляда на данное явление.
Изучением театрализации на протяжении всего XX века занимался достаточно широкий круг исследователей: от театроведов до режиссёров; от художников до педагогов, которые изучали и описывали данное явление и его технологические аспекты: в начале века это П.М. Керженцев и Г.А. Авлов, А.И. Пиатровский и А.А. Гвоздев, В.Э. Мейерхольд и Н.В. Петров; в послевоенные годы в более узком ключе театрализацию рассматривали И.Г. Шароев и И.А. Богданов, О.И. Марков и С.М. Макаров, А.И. Чечетин и И.М. Туманов, О.Л. Орлов и А.П. Обертинская, Е.В. Руденский, В.Я.Суртаев и В.Г. Шабалин.
Появляющиеся в XXI в. труды носят чаще обобщающий или дополняющий характер, и зачастую лишь цитируют труды Н.Н. Евреинова, Д.М. Генкина и Э.В. Вершковского.
Объект исследования – театрализованное представление.
Предмет исследования – специфические особенности атмосферы театрализованного представления.
Гипотеза исследования. Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники).
Цель исследования – изучение специфических особенностей создания атмосферы театрализованных представлений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать театрализацию как явление праздничной культуры;
2) рассмотреть театрализованное представление как зрелищную составляющую праздника;
2) охарактеризовать сценическую атмосферу театрализованных представлений;
3) провести практический анализ специфических особенностей создания атмосферы театрализованного представления «В зазеркалье».
Методы исследования. В работе были использованы как общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез), так и практические (разработка сценария театрализованного представления).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Театрализованное представление осуществляется как зрелищное событие. Таковым его делает творческий замысел создателей, стремящихся с помощью спектра выразительных средств произвести сильное впечатление на зрителей и тем самым донести до них заложенные в действе идеи, образы и чувства. При этом, не умаляя значения других образных средств, следует особо подчеркнуть значение зрелищных элементов действа, создающих выразительную структуру, преодолевающую визуальную обыденность и концентрирующую интерес аудитории. Разумеется, даже случайное происшествие или природное явление, попадая в поле визуального восприятия и становясь объектом целенаправленного интереса, получает значимостную интерпретацию, наделяется особыми, над повседневными смыслами и становится зрелищным событием. Однако в театрализованном представлении его событийная значимость становится программирующим обстоятельством и тем самым многократно умножается. Отметим также широчайший содержательный диапазон событийной основы представления.
С событийностью театрализованного представления связана с его временная однократность, неповторимость. Даже если оно рассчитано на своеобразную «тиражируемость», то в этом случае воспроизводится только некий структурный «каркас», фабульная основа. Само живое течение действия представления всякий раз представляет собой новую версию зрелища. Таковы, например, «повторы» театрализованных игровых программ, «елочных» представлений и т.д. Аналогично дело обстоит с регулярным созданием театрализованных представлений, посвященных знаменательным датам праздничного календаря. В этом случае воспроизводится тематика событийной основы, но ее конкретное воплощение всякий раз находит в представлении новую зрелищную форму.
В значительной мере подобное свойство определяется игровым характером, присущим развертыванию действа театрализованного представления. Разумеется, лежащие в его основе сценарные установки, казалось бы, несколько ограничивают спонтанную непредсказуемость игрового начала, однако оно по сути выступает непременным производящим условием осуществления представления. Во-первых, его действо именно разыгрывается исполнителями в живых образах и ситуациях, придавая происходящему интонации театральной игры. Во-вторых, возникает своеобразная игровая ситуация взаимодействия исполнителей и зрительской аудитории, более непосредственная и вариативная, чем театре как таковом. В-третьих, часто театрализованные представления предполагают условие прямого игрового включения зрителей в качестве участников происходящего.
Это, в свою очередь, характеризует зрителей как со-творцов зрелищного действа театрализованного представления. При этом участие человека-зрителя не сводится только к визуальному восприятию происходящего, хотя это, несомненно, выступает исходным условием. Сам чувственный образ происходящего, возникающий в переживаниях, составляет органичную часть зрелищного события в целом, являясь формой не только присутствия, но и соучастия. Пространственно-временное развертывание действенной структуры представления вовлекает зрителя в проигрывание своих перипетий, даже если это происходит только в мыслимо-чувственной форме. Однако театрализованное представление в принципе «разомкнуто» в сторону зрителя, предполагая возможность его непосредственного соучастия в действенной структуре зрелищного события.
Все это позволяет рассматривать театрализованное представление как социокультурную форму, оптимально сочетающую и репрезентативно представляющую основные свойства, присущие живым проявлениям зрелищной культуры: подлинность реального зрелищного действа, спонтанность игрового начала, креативное сотворчество исполнителей и зрителей, образующие неповторимую событийность живого зрелищного явления.
Опираясь на тему курсовой работы «Специфические особенности создания атмосферы театрализованных представлений» был разработан сценарий театрализованного представления «В зазеркалье», отрывок которого приведен в приложении к настоящей работе.
На примере разработанного сценария театрализованного представления «В зазеркалье» мы рассмотрели особенности создания внутренней и внешней атмосферы театрализованного представления.



1. Аниконова Т.Г. Театрализованный праздник в патриотическом воспитании // Воспитательная деятельность образовательного учреждения. М.: Издательство «Спутник+», 2014. 114 с.
2. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 207 с.
3. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2017. 207 с.
4. Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии. Санкт-Петербург: Композитор, 2019. 208 с.
5. Данилец А. В. Развлекательная культура в России [Электронный ресурс]: лекция. URL: http://otrru.ru/Lekzii/Razvlecvrussia.htm (дата обращения: 25.03.2021).
6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2017. 304 с.
7. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2017. 176 с.
8. Ковшарь И.Ф. Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений нового времени. Москва: Музыка, 2018. 208 с.
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2017. 448 с.
10. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2018. 256 с.
11. Лензон В.М. Музыка в театрализованном представлении: учеб. пособие для студ. специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников».  Москва: МГУКИ, 2018.  175 с.
12. Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722 (дата обращения: 25.03.2021).
13. Опарина Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: монография / Н.А. Опарина. 2-е изд., доп. М.: Белый Ветер, 2019. - 270 с.
14. Плотников А.В. Культурология режиссерского замысла зрелищ / А.В. Плотников / Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 136-141.
15. Плотникова Г.Г. Методика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников: Учебно- методическое пособие / Г.Г. Плотникова. Краснодар, 2016. 35 с.
16. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX в.): учеб. пособ. Челябинск, 2016. 706 с.
17. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2017. 45 с.
18. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие для студентов / Ю. М. Черняк. - Минск: ТетраСистемс, 2017. 223 с.
19. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных высших учебных заведений.  Изд. 3-е, испр. Москва : РАТИ – ГИТИС, 2019. – 336 с.
20. Ярмухаметов Р.М. Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников / Р.М. Ярмухаметов. // Молодой ученый. 2017. № 20 (154). С. 308-312.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ