Введение
1 Товарный ассортимент и товарная номенклатура
1.1 Решение о наращивании товарного ассортимента
1.2 Система формирования и управления ассортиментом
на предприятии
1.3 Управление ассортиментом продукции с позиции рынка:
организационные аспекты, как фактор эффективного управления ассортиментом
1.4 Маркетинговые исследования фирмы, как основа формирования информационной среды в управлении ассортиментом
1.5 Методики оптимизации ассортимента продукции
2 Анализ хозяйственной деятельности на предприятии ОАО «ДАКГОМЗ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовой деятельности
2.3 Анализ использования трудовых ресурсов
2.4 Анализ себестоимости продукции
2.5 Анализ динамики выполнения плана по производству и реализации продукции
2.6 Анализ ассортимента и структуры продукции
2.7 Анализ ассортимента на основе метода покрытия издержек на ОАО «ДАКГОМЗ»
2.7.1 Одноступенчатый метод покрытия издержек
3 Практическое применение маркетинговых исследований и оптимизации на предприятии ОАО «ДАКГОМЗ»
3.1 Определение и описание проблемных ситуаций и проблем организации
3.2 Разработка плана ликвидации проблемы
3.3 Анализ среды организации
3.4 SWOT- анализ
3.5 Формирование конкурентных преимуществ ОАО «ДАКГОМЗ»
3.6 Определение рационального сочетания отдельных видов продукции группы мороженое
3.7 Сопоставление операционной прибыли и коэффициентов вклада на покрытие для группы мороженое
3.8 Оптимизация ассортимента по группе мороженое
Выводы и рекомендации
Список использованных источников
Настоящий дипломный проект рассматривает вопрос оптимизации номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции на предприятии «ДАКГОМЗ».
Любое предприятие, являясь открытой системой, постоянно видоизменяется технологически, организационно и т.д. Известно, что на деятельность предприятия действуют многие внутренние и внешние факторы, всю совокупность которых должна учитываться в процессе производственной деятельности и в соответствии с конкретными стратегическими и тактическими задачами предприятия.
Процесс оптимизации и номенклатуры ассортимента выпускаемой продукции представляет собой комплекс важнейших взаимосвязанных (ранжированных) и адекватных к ним управленческих решений. Выбор предпочтительного альтернативного варианта развития ассортиментной политики осуществляется на основе взаимодействия возможностей рынка, задач предприятия и его ресурсов.
Динамичность потребительского рынка и обусловленные этим изменения товарного ассортимента требуют от руководства предприятия постоянного выполнения анализа соответствия величины потенциальной прибыли потребности в финансовых ресурсах для комплексного технологического и социального развития предприятия.
Предприятие должно ориентироваться на такой состав ассортимента, который обеспечит в течение продолжительного периода повышение прибыли, поддержит конкурентоспособность продукции и предприятия.
Оптимизация ассортимента продукции позволяет не только увеличить прибыль и приток денежных средств в сжатые сроки без значительные
инвестиционных вливаний, но и сохранить конкурентоспособность на длительный период, своевременно реагируя на все изменения внутренней и внешней среды.
Оптимизация структуры ассортимента позволяет увеличить степень использования производственных мощностей, ресурсов предприятия, повысить рентабельность, снизить или свести до минимума степень предпринимательского риска.
Исходя из того, что на результаты хозяйственной деятельности большое влияние оказывает номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции , то оптимизация товарной номенклатуры - актуальная тема, особенно для многономенклатурных производственных предприятий, которая исходит из комплекса управленческих решений по определению целесообразного состава производимой продукции и ее номенклатуры для достижения успеха на конкурентном рынке.
Цель дипломной работы – оптимизация ассортимента продукции на примере ОАО «ДАКГОМЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) провести теоретический обзор существующих методов оптимизации номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
2) выделить элементы, составляющие оптимизационную структуру ассортимента;
3) проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
4) предложить оптимизационную структуру выпускаемой продукции;
5) оценить эффективность предложенной структуры.
Объект исследования – ОАО «ДАКГОМЗ».
Предмет исследования – номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
Научные методы исследования:
1) факторный анализ – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей :
а) тип факторного анализа – одноступенчатый;
б) изменение влияния факторов – способ цепных подстановок;
2) маржинальный анализ - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли денежных затрат на постоянные и переменные.
Гарантом стабильной работы предприятия и получения им прибыли, независимо от того, в какой сфере оно функционирует, является грамотно разработанная товарная политика, одной из задач которой выступает оптимизация ассортимента выпускаемой предприятием продукции, благодаря которой возможно избавление от экономически невыгодных продуктов, обеспечение учета специфических требований различных групп потребителей.
В дипломном проекте решаются такие задачи как:
- конкретизация основных принципов и элементов процессов формирования, планирования и управления ассортиментом;
- анализ хозяйственной деятельности предприятия;
- оптимизация структуры ассортимента по группе мороженого.
Для решения вышеуказанных задач были использованы такие методы, как:
- маржинальный анализ;
- метод группировки;
- факторный анализ;
- анализ относительных показателей и др.
Решению первой из поставленных задач посвящен теоретический раздел данной работы. В нем даны основные понятия по поставленной проблеме, а также приведены элементы и принципы процессов формирования, планирования ассортимента и управления им, показано, какие вопросы рассматриваются в первую очередь при оптимизации ассортимента.
Второй раздел данной работы посвящен анализу хозяйственной деятельности предприятия, в результате которого было установлено, что взятое в качестве объекта исследования предприятие «ДАКГОМЗ» работает довольно стабильно и имеет финансово-экономический потенциал для дальнейшей деятельности. Вместе с тем, на предприятии имеются свои проблемы, такие как незаконченная реорганизация управленческой структуры, постоянный отток денежных средств на «ДАКГОМЗ-АГРО» (будущее обеспечение завода натуральным сырьем). Рекомендации по оптимизации структуры номенклатуры выпускаемых изделий приводятся в третьем разделе данной работы. В целом они сводятся к тому, что предприятие, ориентируясь на загрузку производственных мощностей, может получить дополнительную прибыль в результате перераспределения удельных весов между отдельными видами продукта одной товарной группы ассортимента в пользу продуктов, имеющих наивысшие коэффициенты вкладов на покрытие. В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Наличие на предприятии грамотно разработанной товарной политики позволит руководству предприятия принимать правильные решения по распределению имеющихся ресурсов, своевременно корректировать текущие ситуации и заниматься процессом оптимизации товарного ассортимента.
2. Товарный ассортимент (номенклатуру) можно описать с точки зрения его широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Номенклатура определяется сложившейся товарной и фирменной структурой рынка; производственными и технологическими возможностями предприятия; ассортиментом сырья, материалов и комплектующих изделий; структурой потребностей и спроса населения; требованиями, оценками и предпочтениями последнего.
3. Каждое предприятие, прежде чем оно будет заниматься формированием ассортимента, должно разработать ассортиментную концепцию, целью которой является построение оптимальной ассортиментной структуры на основе потребительских требований определенных сегментов рынка, учитывая ресурсные и производственно-технологические ограничения, имеющиеся у предприятия. Процесс формирования ассортимента можно свести к планированию фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке.
4. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием.
5. Процесс планирования ассортимента состоит в воплощении имеющихся в наличии у предприятия технических и материальных возможностей в продукцию, одновременно приносящую прибыль и удовлетворяющую покупателя своей потребительской ценностью. Типичный цикл планирования ассортимента включает в качестве исходного момента предварительную оценку замысла, далее идет разработка спецификаций, создание опытных образцов, оценка возможностей массового производства, рыночное тестирование товара.
6. Оптимизация ассортимента продукции, являясь одной из задач товарной политики, предполагает поступление на предприятие достоверной маркетинговой информации и рассмотрение таких вопросов, как и что выпускает предприятие; что из того, что выпускает предприятие, пользуется наибольшим спросом и приносит наибольший доход; возможно ли расширение рынков сбыта, приносящих предприятию наибольшую выгоду.
7. Анализ хозяйственной деятельности предприятия показал, что АО «ДАКГОМЗ» работает довольно стабильно в таких непростых экономических условиях. На предприятии постоянно идет работа по освоению новых рынков сбыта, расширению ассортимента, диверсификации производства. В случае, если на предприятии будут существовать ограничения по производственным мощностям, необходимо перераспределить удельные веса между отдельными продуктами ассортимента или в пределах ассортиментных групп так, чтобы имеющие наибольший коэффициент вклада на покрытие продукты производились в максимально возможных объемах, определяемых спросом.
В случае, если предприятие в большей степени ориентируется на рыночный спрос, а не на загрузку производственных мощностей, то для формирования плана производства рекомендуется использовать данные, полученные методом интерполяции (определяются оптимальные объемы производства отдельных продуктов и оптимальные цены).
8. Приняв в качестве исходных данных программу производства ОАО «ДАКГОМЗ» по группе мороженого и получив в отделе маркетинга информацию о максимально возможном спросе, также условившись, что производственные мощности предприятия ограничены его плановой производственной программой, вычислили коэффициенты вклада на покрытие для каждого продукта и в соответствии с приведенной методикой, перераспределили удельные веса между видами мороженого, в результате чего получили дополнительную прибыль в размере 153175,627 рублей в год, при этом суммарные затраты снизились на 1,72%, уровень предпринимательского риска снизился до значения 1,7 против 1,8; запас финансовой прочности увеличился с 56,8 до 57,41%.
9. Если перераспределение удельного веса вида мороженого в целом по группе мороженого дает дополнительную прибыль в размере 153175,627 рублей в год, то можно предположить, что перераспределение удельного веса в каждой из двенадцати укрупненных товарных групп, составляющих товарную номенклатуру ОАО «ДАКГОМЗ» может дать дополнительную прибыль примерно в 1838107,524 рублей в год.
1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 1998.-248 с.
2 Гребенкина О.А. Маркетинг: Учеб. пособие.-Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун- т, 2003. -99 с.
3 Золотухин В.Б. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – Комсомольск-на-Амуре: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованя «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2003.- 127 с.
4 Котляроа С.А. Управление затратами: СПб: Питер, 2001.- 160 с.
5 Литовченко В.В. Формы организации бизнеса: Учеб.пособие. –Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре гос.техн. ун-т»,2004.-96 с.
6 Макурин И.В. Контроллинг: Учеб.пособие / И.В. Макурин, К.Е. Никитин.- Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2004.-76 с.
7 Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: Пер. с англ.- М.: Международные отношения, 1993.-869 с.
8 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : 4 –е изд;– Минск: ООО «Новое знание», 1999 г.- 668 с.
9 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : 5 –е изд;– Минск: ООО «Новое знание», 2003 г.- 668 с.
10 Симоненко Н.Н. Экономика организаций (предприятия): Учеб. пособие / Н.Н.Симоненко, О.Р. Кузнецова.- Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос.техн.ун-т, 2004. – 170 с.
11 Усанов Г.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- Комсомольск-на-Амуре: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре гос.техн.ун-т», 2004. -173 с.