ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАКТОРОВ ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Учебная деятельность: сущность и содержание……………………………...5
1.2. Образовательная среда как системный фактор развития субъектов образования…………………………………………………………………………..9
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………….19
2.1. Младший школьник как субъект учебной деятельности…………………...19
2.2. Педагогические стили взаимодействия……………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31
Актуальность исследования. Стиль общения учителя и учащихся определяется как система педагогических средств и методических приемов, которые используются педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность.
Стиль общения, который присущ только одному педагогу, является одним из факторов, влияющих на развитие личности учащегося. Определение стиля педагогического руководства можно сформулировать как приемы воспитательного воздействия, которые проявляются в типичном списке требований и ожиданий непосредственного поведения учащихся. Он реализуется в соответствующих формах организации деятельности и общения детей и имеет характерные способы реализации отношения учителя к личности учащегося, связанные с достигнутым уровнем профессиональной и педагогической деятельности.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы определяет актуальность темы исследования, а также проблема и практические нужды формирования эффективного взаимодействия учителя и учащихся которое может обеспечить успешность учебной деятельности. Стили педагогической деятельности являются ведущим фактором взаимодействия ученика и учителя.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучением стилей общения учителя и ученика занимались А.С. Макаренко, К. Левин, А.К. Маркова, А.Я. Никонова и другие.
Объект исследования – учебная деятельность учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь стиля педагогического общения и учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования – рассмотреть особенности влияния стиля общения учителя и учащихся на процесс и результаты учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать сущность и содержание учебной деятельности;
2) охарактеризовать образовательную среду как системный фактор развития субъектов образования
3) охарактеризовать младшего школьника с позиции субъекта учебной деятельности;
4) рассмотреть педагогические стили взаимодействия.
В работе были использованы общенаучные методы исследования, в том числе изучение и анализ литературы по теме исследования.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
1. Начальный этап школьного обучения и воспитания ребёнка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Все непосредственные внешние признаки данного переломного момента можно обнаружить в организации школьного обучения, в новых обязанностях ребёнка в роли ученика. Но, к сожалению, этот момент обнаруживает в себе глубокое внутреннее основание, так как с приходом в школу ребёнок усваивает как можно более развитые формы общественного сознания, таких, как науки, искусства, морали, права. Эти формы непосредственно связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Только выполнение детьми какой-то определенной деятельности и предполагает усвоение этих форм. Этой деятельностью учащихся является их учебная деятельность.
Понятие «учебная деятельность» неоднозначно сформулировано в психолого-педагогической литературе. Если рассматривать учебную деятельность в глубоком смысле слова, то она иногда неправомерно определяется синоним научения, учения и даже обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, в узком смысле слова - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте .
2. На взаимодействие между учащимися оказывает непосредственное влияние стиль педагогического общения. Учащимся у учителей с разными стилями педагогического общения характерны разные проявления реакции на фрустрацию - негативное психическое состояние, которое обусловлено невозможностью удовлетворить те или иные потребности. Это состояние может проявляться в переживаниях тревоги, разочарования, раздражительности и даже отчаяния. При этом существенно снижается эффективность деятельности.
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 2015. - 128 с.
2. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 2013. – 144 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2015. - С. 190.
4. Блонский П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2016. - 423 с.
5. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 412 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. – 217 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 448 c.
8. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
9. Ищеева-Филатова М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся / М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 2017. - 432 с.
10. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 c.
11. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания: Характеристика педагогических стилей: учебн. пособие / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2015. – 577с.
12. Маркова А.К. Психология труда учителя: методика: учебн. пособие / А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 2013 – 500с.
13. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество: Педагогические стили: учебн. пособие / Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2016. – 140с.
14. Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности. - Пермь. 2016. - С. 109-110.
15. Педагогическая психология. - М.: Сфера, 2011. - 480 c.
16. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2015. – 712 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн, – М.:ВЛАДОС, 2015. – 155 с.
18. Сачко Н.Н. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Н.Н. Сачко, Корифей Волгоград, 2015. – 269 с.
19. Спеваков В.Н. Основы психологии лекции. Учебное пособие / В.Н. Спеваков. - М.: Логос, 2014. - 100 c.
20. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 7. С. 36-39.
21. Хон Р.Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. - 736 c.
22. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Издательство МГУ, 2012. - 292 c.
23. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2015. – 268с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: методика. Международная педагогическая академия / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2013. – 224с.
25. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 534 с.