Введение………………………………………………………………………………...3
1. Государственная власть и управление в России: историческая ретроспектива, принципы………………………………………………………………………………..5
1.1. Периодизация становления государственного управления в России…………..5
1.2. Принципы государственного управления………………………………………13
2. Особенности организации муниципального управления………………………..17
2.1.Самостоятельность и независимость в муниципальном управлении…………17
2.2. Подходы к управлению муниципальными образованиями……………………23
Заключение…………………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………………..34
Актуальность исследования. Реформирование системы государственного управления в Российской Федерации реализуется фактически с момента образования нового российского государства в начале 1990-х годов. При этом этап резкого перехода от советской модели управления к более современным практикам (1991–1999 годы) можно четко отделить, оценить эффективность принятых мер и проанализировать ошибки, допущенные в течение этого периода. В свою очередь, последующие этапы, запущенные указом президента в 2003 году и принятием концепции административной реформы в 2005 году, во многом продолжаются до сих пор в модифицированном виде, что затрудняет целостную оценку их результативности, эффектов воздействия на экономику и социальную сферу.
Глобальный экономический спад начала 1980-х годов заставил государственные структуры искать пути модернизации административных механизмов. Ответом на новые вызовы стала британская модель «предпринимательского государства», позволяющая правительству экономить деньги, повышать эффективность и одновременно действовать более ответственно перед своими гражданами. Идеология нового государственного управления предполагала переход от традиционной веберианской бюрократической модели к сервисному государству, с переносом принципов управления фирмой на государственные учреждения, расширением степени их свободы и автономии, ориентацией на достижение конечных результатов, переходом от прямых предписаний к косвенным, более мягким механизмам регулирования поведения госслужащих.
Как следствие, в процессах трансформации государственного управления конца XX-начала XXI веков обозначились в том числе следующие тенденции:
акцент на эффективности деятельности: достижение результата при снижении расходов;
повсеместное внедрение бизнес-методов в практику государственного управления;
уход от иерархических механизмов координации деятельности;
преобладание экономичных, горизонтальных, компактных организационных форм над громоздкими, многофункциональными структурами;
Сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Цель исследования – рассмотреть основные этапы и принципы развития системы государственного и муниципального управления.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть периодизацию становления государственного управления в России;
2) проанализировать принципы государственного управления;
3) охарактеризовать самостоятельность и независимость в муниципальном управлении;
4) рассмотреть подходы к управлению муниципальными образованиями.
Теоретическая и практическая значимость работы связана с выявлением проблем становления государственного и муниципального управления и определением целесообразных и рациональных путей их решения.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Важнейшим институтом, гарантирующим реализацию обязательств, которые берут на себя взаимодействующие индивиды и организации, является государство. Государство способно обеспечить правовой порядок, без которого невозможно согласование противоречивых интересов групп и индивидов. Основной функцией государства во все времена было обеспечение баланса интересов различных социальных групп, поэтому цели государственных органов и способы их достижения в конечном счете определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия. Государственное управление выступает как механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику по сглаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению интересов общества и его различных групп. Этот механизм включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства.
Теория государственного и муниципального управления — междисциплинарная наука, тесно связанная с различными гуманитарными дисциплинами. Это обусловлено тем, что объектом управления является человеческое общество, которое представляет собой сложную систему, а управление вообще и государственное управление в частности встроены в механизмы, обеспечивающие устойчивое взаимодействие образующих эту систему подсистем и элементов, а также многообразных взаимосвязей между ними. Каждая из наук и отраслей знания подходит к изучению проблематики государственного управления, тех или иных его сторон, со своих позиций.
На наш взгляд, непосредственно определяющими цели, нормы и принципы государственного управления являются, с одной стороны, экономическая теория как наука позитивная, а с другой — юриспруденция как наука нормативная. Своеобразным связующим звеном между ними выступает теория менеджмента, общие принципы которой применимы к деятельности государства как субъекта управления. Наконец, теория государственного и муниципального управления предполагает использование результатов исследований и в других областях научного знания.
1. Андреева О.А. Историческая ретроспектива становления государственной власти и управления в России: проблемы периодизации // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 2. С. 14 – 17.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд. М.: Изд-во Омега - Л, 2009. 579 с.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
4. Васильев В.И. Местное самоуправление: история и современная практика // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 6.
5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 41.
6. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т.1. Новосибирск: Наука, 2010. 407 с.
7. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 7.
8. Иншаков О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития: науч. докл. на Президиуме МАОН, г. Москва, 29 нояб. 2002 г. / О. 110. B. Иншаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 90 с.
9. Макарейко Н.В. Административное право: Краткий курс лекций. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 212 с.
10. Мельников Ю.Н. Теория периода и проблемы периодизации текущей истории России // Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. Материалы двадцать первой Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 2001. С. 26 - 29.
11. Прокопий Кесарийский. О славянах и антах. Хрестоматия по истории СССР. Т. I. С древнейших времен до конца XVII века / Под ред. В.И. Лебедева, М.Н. Тихомирова, В.Е. Сыроечковского. М., 1951. С. 16 - 17.
12. Рыков А.Н. К вопросу о принципах формирования местной публичной власти // Конституционное и муниципальное право, 2017, № 8. С. 11 – 14.
13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения: В 18 кн. М., 1988.
14. Томсинов В.А. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого // История политических и правовых учений. М., 1999.
15. Тхабисимова Л.А., Цапко М.И. К вопросу о влиянии концепций правопонимания на современное состояние и развитие правового сознания в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9. С. 12 - 18.
16. Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М., 2013.
17. Фетисова О.В. Методологические основы стратегии системной модернизации сферы товарного обращения макрорегиона. Научная школа «Закономерности эволюции, способы трансформации и модернизации экономических систем»: монография / авт. коллектив; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Э. Калининой; ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». Волгог рад: Изд-во ВолГУ, 2012. С. 341 -367.
18. Фетисова О.В., Матина Е.С. Концептуальное обеспечение стратегии развития туристско-рекреационного комплекса региона // Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. № 3 (52). С. 39 -45.