Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16.20 КоАП РФ……5
1.1. Объект и объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.20 КоАП РФ……………………………………………………………………5
1.2. Субъект и субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.20 КоАП РФ…………………………………………………………………..10
Глава 2. Привлечение к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 16.20 КоАП РФ……………………...15
2.1. Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.20 КоАП РФ………………………………………….15
2.2. Процедура привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 16.20 КоАП РФ……………………...18
Глава 3. Судебная практика, связанная с привлечением к ответственности по ст. 16.20 КоАП РФ……………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Актуальность исследования. В хозяйственной деятельности некоторых российских предприятий нередко возникает потребность в ввозе имущества (товаров) из-за рубежа. Иногда при ввозе имущества предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ввезенным имуществом. В таком случае имущество является условно выпущенным и находится под таможенным контролем, о чем сказано в ст. ст. 96, 200 Таможенного кодекса Таможенного союза. Условно выпущенным будет являться, например, имущество, ввезенное на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал российского хозяйственного общества, если при ввозе этого имущества предоставлена льгота по уплате ввозных таможенных платежей.
Согласно ч. 2 ст. 200 ТК ТС условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
В статье 16.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема научного исследования недостаточно всесторонне разработана.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в результате незаконного пользования или распоряжения условно выпущенными товарами либо незаконного пользования арестованными товарами.
Предмет исследования – деятельность таможенных органов, направленная на выявление и расследование незаконного пользования или распоряжения условно выпущенными товарами либо незаконного пользования арестованными товарами.
Цель исследования заключается в анализе особенностей выявления и расследования незаконного пользования или распоряжения условно выпущенными товарами либо незаконного пользования арестованными товарами (ст. 16.20. КоАП РФ).
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть объект и объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.20 КоАП РФ;
2) охарактеризовать субъект и субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.20 КоАП РФ;
3) рассмотреть особенности возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.20 КоАП РФ;
4) охарактеризовать процедуру привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 16.20 КоАП РФ;
5) проанализировать судебную практику, связанную с привлечением к ответственности по ст. 16.20 КоАП РФ.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе общефилософский, системно-структурный, структурно-функциональный, метод комплексного и системного анализа, метод моделирования и другие, а также специальные юридические: формально-юридический, технико-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в рамках данной работы, могут быть использованы в преподавании специальных учебных дисциплин по этой проблематике для студентов юридических вузов и факультетов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 чт. 16.20 КоАП РФ, является порядок помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Непосредственным объектом данного правонарушения могут быть выпускаемые для внутреннего потребления товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, в качестве гуманитарной помощи, транспортные средства, временно ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации. Пользование такими товарами допускается только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы. Это могут быть также товары, запрещенные к передаче третьим лицам любым способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, - к использованию таких товаров (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Пользование или распоряжение товарами, для оформления которых в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании, статусе, характеристиках, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Субъектами нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, являются лица, которым были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, выпущенных с несоблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Ч.2 ст. 16.20 КоАП РФ установлена ответственность за пользование без разрешения таможенного органа товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест.
Объектом данного правонарушения является таможенный контроль в отношении арестованных товаров.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ, являются лица (должностные или юридические), которым были переданы на хранение арестованные товары.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Книги
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. /Д.Н. Бахрах// – М.: Эксмо, 2017.– 714 с.
3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. – 617 с.
4. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. – 419 с.
5. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. / А.С. Дугенец // –М.: Инфра-М, 2017. – 219 с.
6. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учеб. М., 2015. - 519 с.
7. Попугаев Ю.И. Административно-процессуальные меры, применяемые в связи с совершением правонарушения. / Ю.И. Попугаев // – М.: АниГос, 2018. – 213 с.
8. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения. / А.Ю. Соколов // – Саратов: Юран, 2018.- 318 с.
Статьи из периодической печати и сборников
9. Михеенкова М.А. Привлечение к административной и уголовной ответственности за таможенные нарушения: актуальные тенденции // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2019, № 1. С. 41 – 43.
Судебная практика
10. Постановление суда по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ № 5-456/2017 // СПС КонсультантПлюс
11. Постановление суда по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ № 5-214/2017 // СПС КонсультантПлюс
12. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 № 15АП-20347/2019 по делу № А53-30045/2019 // СПС КонсультантПлюс