Введение 5
1 Теоретические основы конкурентоспособности и пути ее повышения 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 8
1.2 Выбор стратегии и методика формирования портфеля предложений 17
1.3 Стратегии поведения в конкурентной борьбе 29
1.4 Современные тенденции развития российского обувного рынка 34
2 Анализ результатов функционирования ИП Рапидовой М.С. за период 2007-2009 гг. 38
2.1 Характеристика деятельности организации 38
2.2 Ситуационный анализ 40
2.2.1 Анализ факторов внешней среды 40
2.2.1 Анализ внутренней среды организации 48
2.3 Анализ формирования ассортимента 55
2.4 Анализ финансовых показателей деятельности организации 61
3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности магазина «Обувь» (ИП Рапидовой М.С.) 65
3.1 Выбор стратегии развития организации 65
3.2 Реализация стратегии повышения конкурентоспособности организации за счет расширения ассортимента 76
3.3 План оперативного маркетинга 80
3.4 Анализ эффективности предложенных мероприятий 84
3.5 Правовое обеспечение управления торговой организацией 89
Заключение 96
Список использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ А Обувная компания «ТЕРВОЛИНА»…………………………….107
Рыночные условия, конкуренция между организациями являются мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому организациям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интен-сивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у организации ресурсы); формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции.
Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать произ-водство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся по-требности, повышение качества продукции. В данном аспекте, маркетинговые ис-следования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных (SWOT-анализ) по проблемам, относящимся к рынку товаров, незаменимым при принятии управленческих решений. В ходе маркетинговых исследований определяется весь комплекс побудительных факторов, которыми потребители региональных рынков руководствуются при выборе товаров; дается оценка данных, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; определяются пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Котлера Ф., Демидова В. Е., Фатхутдинов Р. А., Долинской М. Г., Завьялова П. С., Литвиненко А. Н., Лифшица И. М., Соловьевой И. Н., а так же, аналитические статьи отраслевых журналов и базы данных «Интернет».
Объектом исследования является деятельность организации на рынке продажи обуви и анализ фирм конкурентов.
Предмет – управленческие и экономические отношения, возникающие в ре-зультате деятельности организации, на примере ИП Рапидовой М.С.
Цель – проанализировать рыночные позиции организации и разработать механизмы повышения ее конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи дипломного проекта:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентных преимуществ ИП Рапидовой М.С. по сравнению с другими участниками рынка обуви;
- разработать стратегию повышения конкурентоспособности организации.
Дипломный проект состоит из трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе дипломного проекта даны теоретические основы управления конкурентоспособностью организации, стратегические аспекты деятельности организации и перспективы развития современного обувного рынка.
Вторая глава дипломного проекта анализирует результаты функционирования деятельности организации. Проведен анализ конкурентных позиций организации на основе SWOT-анализа.
Третья глава дипломного проекта посвящена разработке альтернатив конкурентной стратегии ИП Рапидовой М.С. Представлены методы повышения конкурентоспособности фирмы и дана экономическая эффективность предлагаемых мер.
В заключении даны выводы по всему исследованию.
Конкурентоспособность и конкуренция являются сложными, многогранными экономическими понятиями, без изучения которых невозможно существование сколько-нибудь успешного предприятия. Актуальность изучения конкурентоспособности в для всех предприятий в современной России чрезвычайно высока. Со все большим ускорением здесь темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях большинство компаний стремятся перейти от потокового внутрифирменного к стратегическому планированию. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. И одну из главных ролей в стратегических планах успешно функционирующих предприятий играет учет и использование собственных конкурентных преимуществ, а также умение противостоять угрозам со стороны конкурентов.
В связи с этим в первой, теоретической, части дипломного проекта была рассмотрена сущность конкурентоспособности и система стратегического управления, а также вопросы реализации стратегии фирмы.
Во второй, аналитической, части был проведен всесторонний анализ конку-рентного окружения ИП Рапидовой М.С. (магазин «Обувь») В процессе исследования выяснилось, что, несмотря на стабильное положение на рынке, компания все же проигрывает конкурентам в некоторых аспектах ценовой и ассортиментной политики. Кроме того, проведенный анализ позволил выявить у рассматриваемого торгового предприятия ряд неиспользованных внутренних возможностей, успешно реализовав которые предприятие сможет перейти на качественно новый уровень развития.
Магазин «Обувь» является монобрэндовым магазином, т.к. основным поставщиком обуви является ЗАО «Восток-Холдинг» Дальневосточная обувная фабрика г. Биробиджан, поставляющее обувь под брендом «Росток».
На основе анализа показателей ассортимента можно сделать следующие вы-воды: ассортимент товаров магазина «Обувь» обладает достаточно высокой обновляемостью, однако не удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, рассчитанные показатели свидетельствуют об устойчивости ассортимента.
В результате проведенного SWOT-анализа проведено позиционирование возможностей и угроз организации. Так наиболее значимыми возможностями являются расширение торговой площади магазина, заключение договоров с новыми поставщиками и расширение ассортимента детской и женской обуви. Максимальную опасность для магазина представляют ужесточение конкуренции и снижение покупательского спроса, а также усиление требований к качеству товаров со стороны потребителей. У организации довольно высокая конкурентоспособность, магазин имеет прекрасную репутацию, которая должна помочь в завоевании потребителей. Магазин «Обувь» постоянных покупателей, товары высокого качества и обслуживание на высоком уровне.
В дипломном проекте сформулированы наиболее значимые проблемы организации:
отсутствие четкой стратегии развития;
отсутствие плана маркетинга;
нерациональное формирование товарного ассортимента.
Намечен план ликвидации проблемных ситуаций:
разработка стратегии развития организации;
совершенствование ассортиментной политики;
оптимизация сбытовой политики.
Выбор стратегии развития проведен с помощью SPACE метода, модели BCG и матрицы Ансоффа, которые позволили определить стратегическое положение организации, оценить в целом привлекательность сферы деятельности магазина, а также способность его конкурировать на рынках.
SPASE метод показал, что оптимальной стратегией магазина «Обувь» является оборонительная стратегия, в соответствии с которой организации необходимо интегрировать все усилия на защиту своего стратегического положения на рынке.
На основе построенной матрицы БКГ определены возможные варианты продуктовой стратегии магазина «Обувь». Продажа товаров «Дойные коровы» (женская обувь) приносит организации наибольшую прибыль за счет высоких объемов продаж, высокой покупательской способности, это товары повседневного спроса. Организации необходимо применять наиболее рациональные методы работы персонала организации, которые подразумевают: наиболее выгодные условия работы с поставщиками, отлаженную систему транспортной и складской логистики, оптимизацию ассортимента, дополнительные затраты на рекламу.
В качестве базовой стратегии организации предложена стратегия роста.
В соответствии с классификацией стратегий по Ансоффу, магазину «Обувь» целесообразно использовать стратегию разработки нового продукта. Такая стратегия предполагает расширение сбыта за счет новых товаров на уже освоенном рынке.
При выборе данной стратегии организации рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга: провести изучение целевого рынка организации, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке. В этом случае доход обеспечивается за счет рационализации сбыта (расширение торговой сети, реклама, сервис).
Таким образом, для магазина «Обувь» в качестве общей стратегии целесообразно использовать стратегию роста (наступательную инновационную стратегию), сущность которой заключается в занятии лидирующих позиций на рынке обуви. Организации необходимы крупные инвестирования и мониторинг наличия ресурсов для инноваций и усиления давления на конкурентов. При выборе данной стратегии организации рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга: провести изучение целевого рынка, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
Для реализации стратегии роста были предложены следующие мероприятия:
1) расширение торговой площади магазина;
2) разработка плана маркетинга, который охватывает комплекс маркетинга, включая товарную, ценовую и сбытовую политику. Особое внимание уделено мероприятиям рекламы и стимулированию сбыта.
В третьей, практической, части был предложен проект сотрудничества на основе договора франчайзинга, реализация которого будет способствовать устранению выявленных недостатков в ценовой и ассортиментной политике. А именно эти факторы являются важнейшими факторами конкурентоспособности на рынке обуви.
В итоге проведенного исследования по расширению специализированного магазина обуви, мы видим, что большинство показателей находится на вполне приемлемом уровне. Это обстоятельство указывает на целесообразность вложения средств в данный проект.
Прогноз отчета о прибылях и убытках показывает, что с учетом данного проекта прибыль от продаж организации увеличится на 869,4 тыс. р.
Ликвидность проекта обеспечена, т.е. кумулятивный чистый денежный поток в течение всей плановой фазы не отрицателен.
Произведя все вышеуказанные расчеты, можно сделать вывод, что капитальные вложения (при прогнозируемых объемах реализации) должны окупить себя в течение 11 месяцев.
Проведенный финансово-экономический анализ проекта показывает, что проект по расширению фирменного магазина является экономически эффективным, обеспечивает возвратность произведенных инвестиций.
Разработанные в дипломном проекте мероприятия могут быть использованы в торговой организации ИП Рапидова М.С.
1 Аакер, Д. А. Маркетинговые исследования / Д.А. Аакер, В. Умар. - СПб.: Питер, 2004. – 327 с.
2 Абрютина, А. В. Экономический анализ торговой деятельности / А.В. Абрютина. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.
3 Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П.Черенков. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2003. – 256 с.
4 Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 208 с.
5 Акулич, И. А. Маркетинг. - Учебник / И.А. Акулич. – Мн.: Высшая школа, 2003. – 447 с.
6 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Прогресс, 2002. – 519 с.
7 Баканов, М. И. Оценка качества прибыли торгового предприятия / М.И. Баканов // Аудит и финансовый анализ – 2003. - № 4. – С.21-28.
8 Бланк, И. А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2002. – 501 с.
9 Бланк, И. А. Торговый менеджмент. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2002. - 408 с.
10 Брагин, А. А. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / А.А. Брагин, Т.И. Данько. – М.: Инфра – М, 2002. - 560 с.
11 Бурцев, В. В. Формирование сбытовой политики торгового предприятия / В.В. Бурцев // Справочник руководителя торгового предприятия. – 2006. - № 8. – С. 15-23.
12 Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. –160 с.
13 Виханский, О. С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Издательство МГУ, 2005. – 252 с.
14 Виханский, О. С. Стратегическое управление. Учебник / О.С. Вихан-ский. – М.: Гардарики, 2001.- 296 с.
15 Волкова, К. А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова, И. П. Дежкина. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», НОРМА, 2005. – 278 с.
16 Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4. – С. 12-15.
17 Горькова, Т. И. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т.И. Горькова, Г.А. Шаповалов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 7. – С. 34-37.
18 Герасименко, Н. М. Стратегическое планирование и разработка стратегии маркетинга: учебное пособие / Н.М. Герасименко, Л.А. Корниенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 84 с.
19 Глисин, Ф. О конкуренции на товарном и потребительском рынках: (Стат. исслед.) / Ф. Глисин // Вопросы статистики. - 2005.- № 3. - С. 35-39.
20 Годин, А. М. Маркетинг: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / А.М. Го-дин. – М.: Издателско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 765 с.
21 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 688 с.
22 Горемыкин, В. А. Экономическая стратегия предприятия / В.А. Горемыкин, О.А. Богомолов. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001. – 506 с.
23 Гребёнкина, О. А. Маркетинг: Учеб. пособие / О.А. Гребёнкина. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2003. – 99 с.
24 Дзюба, А. В. Внутрифирменное планирование: учебное пособие / А.В. Дзюба. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2004. – 130 с.
25 Дтоунз, Г. П. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Г.П. Дтоунз. – М.: Международные отношения, 2004. – 167 с.
26 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений – 5-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2005. – 595 с.
27 Донцова, Л. В. Анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело, 2001. – 315 с.
28 Дерябин, А. А. Система ценообразования и финансов, пути их совершенствования / А.А. Дерябин. – М.: НИИ по ценообразованию, 2002. - 231 с.
29 Елин, В. И. Разработка стратегии и управления персоналом фирмы: Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности «Менеджмент организации» / В.И. Елин. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2003. – 56 с.
30 Ефремов, B. C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель BCG / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 7-8. – С. 24-27.
31 Ефремов, B. C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель GE/McKensey / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 9-10. - С. 28-31.
32 Ефремов, B. C. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В.С. Ефремов. - М.: Финпресс, 2001. - 240 с.
33 Ефремов, B. C. Стратегическое управление в контексте организацион-ного развития / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 1. – С. 17-21.
34 Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 496 с.
35 Зыкова, О. Н. Организация производства на предприятиях отрасли (торговли): Учебное пособие / О.Н. Зыкова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. – 180 с.
36 Иванова, А. Методика анализа результатов обследования товарных рынков (Выходные таблицы, схемы и алгоритмы расчета показателей) / А. Иванова // Вопросы статистики. - 2003.- № 3. - С. 9-25.
37 Казанцев, А. С. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйст-венных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 367 с.
38 Карлоф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф.- М.: Экономика, 2001. – 239 с.
39 Ковалёв, А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалёв, В.П.Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 192 с.
40 Кнышова, Е. П. Маркетинг: учеб. пособие / Е.П. Кнышова. – М.: Инфра-М, 2004. – 372 с.
41 Конструктивные ценовые войны // Маркетолог. - 2005. - № 6. – С. 31-35.
42 Костоглодов, Д. Д. Распределительная логистика / Д.Д. Костоглодов, Л.М.Харисова. - М.: «Экспертное бюро», 2002. – 273 с.
43 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
44 Коротков, А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Коротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 6. – С. 10-14.
45 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. / Л. И. Кравченко.– М.: Новое знание, 2003. – 526 с.
46 Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВуЗов / М.И. Круглов. - М.: Русская Деловая Литература, 2008. - 482 с.
47 Куприянова, Т. Как систематизировать сбытовую деятельность фирмы / Т. Куприянова, В. Растимешин // Консультант директора. – 2005. - № 1. - С.19-29.
48 Куприянова, Т. Как систематизировать сбытовую деятельность фирмы / Т. Куприянова, В. Растимешин // Консультант директора. – 2005. - № 2. С.12-14.
49 Ламбен, Ж. Ж. Стратегический маркетинг / Ж.Ж Ламбен. Европейская перспектива: перевод с франц.- Спб.: Наука, 2001. – 430 с.
50 Лаптев, В. Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий / В.Г. Лаптев // Маркетинг. - 2006. - № 5. – С. 72.