Введение 3
1 Теоретико-методологические аспекты налоговой нагрузки 12
1.1 Понятие налоговой нагрузки 12
1.2 Методы (способы) определения налоговой нагрузки 23
1.3 Факторы, влияющие на налоговую нагрузку 34
2 Анализ и оценка взимания налогов в действующем механизме
налогообложения предприятий 39
2.1 Анализ механизма взимания налогов 39
2.2 Сравнительный анализ влияния вида деятельности на степень
налогообложения 41
2.3 Экономическая природа и особенности взимания налогов в России 51
3 Основные направления совершенствования налоговой нагрузки 58
3.1 Комплексная оценка налоговой нагрузки 58
3.2 Совершенствование планирования и проведения налоговых проверок 79
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Приложение 1 104
Приложение 2
Актуальность темы исследования. В современной экономике России возрастает роль эффективного управления налоговыми платежами, успех которого зависит от наличия качественного инструментария не только собственно управления, но и налогового анализа. Использование показателей налоговой нагрузки для целей налогового анализа на предприятиях способно повысить качество налогового планирования, а, следовательно, высвободить дополнительные финансовые ресурсы и повысить конкурентоспособность предприятия.
В современных налоговых теориях в качестве индикатора налогового давления на хозяйствующего субъекта применяется показатель налоговой нагрузки. Однако существующие методы администрирования не в полной мере позволяют учитывать факторы, влияющие на налоговую нагрузку, и ее взаимосвязь с финансовыми результатами деятельности налогоплательщиков.
Проблема неразвитости инструментов, обеспечивающих объективную оценку налоговой нагрузки, связана с тем, что, во-первых, при их научном обосновании в недостаточной степени учитывается влияние институциональной среды на деятельность налогоплательщиков и их объединений и, во- вторых, внутри группы взаимозависимых лиц зачастую применяются нерыночные механизмы хозяйствования, в том числе методы трансфертного ценообразования. Это уменьшает результативность осуществления налогового администрирования налогоплательщиков и устойчивость формирования налоговых доходов.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретических и практических разработок, обеспечивающих объективную оценку показателя налоговой нагрузки и выявление зон налогового риска в целях совершенствования налогового администрирования налогоплательщиков как основы устойчивого формирования доходов бюджетной системы и развития российских территорий.
Налог представляет собой «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».
Сбор - это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Расчет показателей налоговой нагрузки позволяет получить информацию о влиянии налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а оценка налоговой нагрузки позволяет определить степень такого влияния и направления оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономического кризиса. Если в стабильной экономике частые изменения налогового законодательства вызывают негативный эффект, то своевременные поправки, вносимые в период кризисных явлений, способны значительно ограничить экономический спад.
Исследование налоговой нагрузки предприятий реального сектора экономики особенно важно, так как именно эти предприятия, производящие материально-вещественные продукты, являются основой современной экономики. Совершенствование методов расчета и оценки налоговой нагрузки предприятий позволит аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы и минимизировать налоговые риски, а следовательно, повысить их конкурентоспособность.
Перспективы развития экономики государства во многом определяются уровнем налоговой нагрузки и тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства.
Формирование доходов бюджетной системы страны - это сложный процесс, подчиняющийся влиянию различных факторов, от качества которого зависит финансовая ситуация в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
Оптимизация налогов - это основа налогового планирования. В деятельности любой коммерческой организации основным пунктом налогового планирования является именно оптимизация налогов. Учредители различных обществ, предприятий и предприниматели начинают заниматься тем или иным видом трудовой деятельности вовсе не для того, чтобы платить налоги, а для того, чтобы получать доходы. Каждый налогоплательщик обязан знать, что он должен выплачивать в бюджет налоги. Если он этого не делает, государство будет его наказывать. Но, любой мелкий и крупный предприниматель, любые учредители различных обществ, то есть все бизнесмены имеют полное право без опасений использовать все легальные схемы оптимизации налоговых сборов, чтобы максимально сократить налоги.
Поступление налоговых доходов в бюджетную систему страны обеспечивается за счет создания и функционирования налоговой системы.
В Российской Федерации понятие налоговой системы не закреплено на законодательном уровне. В экономической же литературе встречается большое количество определений рассматриваемого понятия.
Состояние разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теории налогообложения внесли А.М. Абдулгалимов, Б.Х. Алиев, С. В. Барулин, О.В. Врублевская, Т.М. Ляпина, И.А. Майбуров, И.А. Митрофанова, В.Г. Пансков, М. В. Романовский, Н.Н. Тюпакова, О.В. Фишер, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и другие.
Исследованию налогового администрирования, в том числе налогоплательщиков и их объединений, посвящены работы Д.А. Артеменко, К.А. Банновой, B.C. Белых, Е.И. Ветер, Л.И. Гончаренко, Н.В. Горшковой, А.З.
Дадашева, Е.П. Зобовой, А.Б. Золотаревой, А.Ю. Ильина, М.О. Клеменовой, В.А. Красницкого, Л.А. Куликова, И. С. Леметюйнен, А.В. Лобанова, К.А. Непесова, О.П. Овчинниковой, И.А. Перонко, А.В. Плахова, А.И. Пономарева, P.M. Раджабова, О.В. Родиной, С. Ю. Стройковой, М.А. Троянской и других.
Вопросы теории и методологии оценки налоговой нагрузки исследовались в работах И.В. Гарахиной, Л.Л. Горшковой, Е.Б. Дьяковой, В.Н. Едроновой, Е.А. Ермаковой, М.Н. Крейниной, А.А. Малецким, В.М. Орловой, М.М. Соколова, А.В. Трошина и других.
Поиск оптимального, для экономического роста и доходов бюджета, уровня налоговых изъятий является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем в современной практике налогообложения, однако от ее решения во многом зависят социально-экономические перспективы развития любой страны, отражающиеся на качестве жизни населения и на конкурентоспособности страны как в целом, так и ее отдельных предприятий и их продукции на мировом рынке.
Объектом исследования деятельность хозяйствующих субъектов в городе Набережные Челны.
Предметом исследования является налоговая нагрузка на объект исследования.
Цель исследования и средства ее достижения: разработать метод оптимизации налоговой нагрузки.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты налоговой нагрузки;
- провести анализ и оценку взимания налогов в действующем механизме налогообложения предприятий;
- разработать основные направления совершенствования налоговой нагрузки.
Основная научная задача и методы ее решения. В целях обеспечения комплексной оценки деятельности налогоплательщиков на предмет установления зон налогового риска, при осуществлении контрольно-аналитических мероприятий налоговым органам целесообразно наряду с анализом показателей рентабельности проводить анализ налоговой нагрузки налогоплательщиков, в т.ч. отдельно по налогу на прибыль организаций и НДС.
В настоящее время в рамках проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении налогоплательщиков налоговыми органами для расчета показателей налоговой нагрузки используется методика ФНС России, данный метод расчета недостаточен для оценки налоговой нагрузки и выявления зон налоговых рисков налогоплательщиков в связи с тем, что он не позволяет проанализировать структуру начисленных налогоплательщиком налогов, а также факторы, оказывающие воздействие на показатель налоговой нагрузки, в т.ч. влияние корректировок цен реализации продукции между участниками интегрированной корпоративной структуры на величину налоговых обязательств налогоплательщика.
Научная новизна исследования заключается в новой формуле, которая состоит из следующих четырех компонентов: 1) выделении в составе налоговой нагрузки постоянной и переменной частей; 2) проведении факторного анализа переменной части налоговой нагрузки для выявления зон налоговых рисков в разрезе налогов; 3) классификации налогоплательщиков по уровню из налоговой нагрузки; 4) установлении выпадающих налоговых доходов бюджета. Данная формула позволяет провести комплексную оценку и анализ показателей налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов.
Практическая значимость заключается в разработке методики комплексной оценки налоговой нагрузки налогоплательщиков и определения зон налогового риска, рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования налогоплательщиков.
Научные положения, выносимые на защиту. 1. Развитие налогового администрирования происходит под влиянием объективных и субъективных условий: изменений системы налогов и сборов и налогового законодательства; реализации полномочий налоговыми органами, - которые, в свою очередь, детерминированы сложившимся уровнем развития экономики страны и полнотой пополнения налоговых доходов бюджетной системы в каждый конкретный период времени. В ситуации усложнения финансово- хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами особое внимание при разработке мер повышения качества налогового администрирования уделяется налогоплательщикам и их объединениям, что, учитывая зарубежный и российский опыт налогового администрирования интегрированных корпоративных структур, позволяет с наибольшим эффектом достигать стабилизации налоговых доходов.
2. При планировании проведения выездных налоговых проверок консолидированных групп налогоплательщиков и проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами существует проблема обоснованного отбора налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля; отбор должен осуществляться посредством выявления зон налогового риска на основе комплексной оценки показателей налоговой нагрузки и результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
3. Устойчивое пополнение налоговых доходов, поступающих от основных доходов формирующих видов экономической деятельности города Набережных Челнов, на протяжении 2012-2016 годов достигнуто в периоды, характеризующиеся стабильностью уровня их налоговой нагрузки. Структура указанных видов экономической деятельности по объему налогового вклада преимущественно представлена налогоплательщиками и их объединениями, что позволяет рассматривать стабильность налоговой нагрузки последних в качестве главного условия устойчивости формирования налоговых доходов бюджетной системы.
4. Предлагаемая методика комплексной оценки налоговой нагрузки и определения зон налогового риска включает в себя: 1) выделение в составе налоговой нагрузки постоянной (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог) и переменной (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС)) частей; 2) оценку постоянной части налоговой нагрузки на основе построения прогнозных трендов, переменной части на основе применения формулы, учитывающей структуру уплачиваемых налогоплательщиком налогов и позволяющей выявлять зоны налоговых рисков в разрезе налогов; 3) классификацию налогоплательщиков по уровню их налоговой нагрузки; 4) расчет выпадающих налоговых доходов бюджета.
5. Для практической реализации предлагаемой методики необходимы следующие организационные меры: 1) до проведения выездной налоговой проверки применить критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с низкой налоговой нагрузкой»; 2) предоставить налогоплательщикам право заключения с налоговым органом соглашения о приемлемом уровне налоговой нагрузки для сокращения расходов на проведение контрольных мероприятий; 3) обеспечить автоматизированный расчет и актуализацию показателей налоговой нагрузки, построение соответствующих аналитических таблиц и графиков на основе модернизации используемого налоговыми органами программного комплекса «СЭОД местного уровня» АИС «Налог».
6. Предлагаемый комплекс мер повышения качества налогового администрирования налогоплательщиков, включает в себя: 1) внедрение в практическую деятельность налоговых органов алгоритмов контроля контрагентов налогоплательщиков, в том числе их взаимозависимых лиц, построенных на поэтапном анализе соответствия контрагентов критериям риска получения необоснованной налоговой выгоды и применения трансфертных цен; 2) внесение изменений в налоговое законодательство и внутренние регламентирующие документы налоговых органов: установление закрытого перечня взаимозависимых лиц и источников информации о ценах; установление одинакового объема прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в выборе методов контроля цен; регламентация порядка взаимодействия между налоговыми органами и разработка методики отбора и контроля налогоплательщиков при планировании и проведении налоговых проверок в области трансфертного ценообразования.
Апробация результатов исследования. Разработанная в диссертации методика комплексной оценки налоговой нагрузки, рекомендации и предложения по проведению факторного анализа налоговой нагрузки приняты на обсуждение в ИФНС города Набережные Челны.
Публикации по теме диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано две статьи.
Теоретико-методологической базой работы послужили работы отечественных ученых в области теории и методологии налогообложения, осуществления налогового администрирования, оценки и анализа налоговой нагрузки. В работе применены субъектно-объектный, структурно-функциональный подходы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, приемы сравнительного, экономико-статистического анализа и другие методы исследования.
Информационно базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие налогообложение налогоплательщиков; аналитические и статистические обзоры; материалы, опубликованные в научной литературе, периодической печати и информационной сети Интернет; статистическая отчетность налоговых органов; данные Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы (77 источников).
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические аспекты налоговой нагрузки, дается определение понятию налоговой нагрузки, описываются методы (способы) определения налоговой нагрузки, а так же рассматриваются факторы, влияющие на налоговую нагрузку.
Во второй главе проводится анализ и оценка налогов в действующем механизме налогообложения предприятия, анализируется механизм взимания налогов, проводится сравнительный анализ влияния вида деятельности на степень налогообложения, а так же рассматривается экономическая природа и особенности взимания налогов в России.
В третьей главе определяются основные направления совершенствования налоговой нагрузки, проводится комплексная оценка налоговой нагрузки и предлагается совершенствование планирования и проведения налоговых проверок.
В заключении магистерской работы прописываются результаты проделанных действий, подводятся итоговые умозаключения.
В процессе научного исследования была раскрыта поставленная цель работы, посредством поэтапного решения поставленных задач.
В первой главе работы были рассмотрены теоретико-методологические аспекты налоговой нагрузки. Обозначено отсутствие единства в определении изучаемого показателя, в его терминологии и методологии расчета. Систематизированы и сгруппированы различные подходы современных ученых экономистов в определении налоговой нагрузки.
Проанализированы недостатки и некорректность полноты отражения каждого из предполагаемых вариантов определения налоговой нагрузки. В процессе решения одной из поставленных задач были определены основные характеристики налоговой нагрузки. Сделаны выводы о том, что изучаемый показатель является серьезным измерителем качества налоговой системы страны, поскольку оптимальная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, не снижая стимулы налогоплательщика к более эффективной предпринимательской деятельности.
Во второй главе проведены анализ и оценка взимания налогов в действующем механизме налогообложения предприятий. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений от налогоплательщиков города Набережных Челнов позволил установить, что основную долю налоговых доходов на протяжении 2012-2016 годов устойчиво обеспечивают взаимосвязанные между собой предприятия, за счет уплаты нескольких доходов формирующих налогов. Структура указанных видов деятельности по объему налогового вклада преимущественно представлена налогоплательщиками и их объединениями, что позволяет рассматривать стабильность налоговой нагрузки последних в качестве главного условия устойчивости формирования налоговых доходов бюджетной системы. Проанализированы плюсы и минусы основных видов систем налогообложения. Проведен их сравнительный анализ и группировка по основным факторам, на которые стоит обратить внимание, прежде чем определиться соответствует ли та или иная система конкретной деятельности хозяйствующего субъекта.
В третьей главе научного исследования разработаны основные направления совершенствования налоговой нагрузки.
Разработанная методика комплексной оценки налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков и определения зон налогового риска включает в себя:
1) Выделение в составе налоговой нагрузки постоянной (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог) и переменной (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (далее - НДС)) частей;
2) Оценку постоянной части налоговой нагрузки на основе построения прогнозных трендов, переменной части - на основе применения формулы, учитывающей структуру уплачиваемых налогоплательщиком налогов и позволяющей выявлять зоны налоговых рисков в разрезе налогов;
3) Классификацию налогоплательщиков по уровню их налоговой нагрузки;
4) Расчет выпадающих налоговых доходов бюджета.
Для практической реализации предлагаемой методики необходимы следующие организационные меры:
1) До проведения выездной налоговой проверки применить критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с низкой налоговой нагрузкой»;
2) Предоставить крупнейшим налогоплательщикам право заключения с налоговым органом соглашения о приемлемом уровне налоговой нагрузки для сокращения расходов на проведение контрольных мероприятий;
3) Обеспечить автоматизированный расчет и актуализацию показателей налоговой нагрузки, построение соответствующих аналитических таблиц и графиков на основе модернизации используемого налоговыми органами программного комплекса «СЭОД местного уровня» АИС «Налог».
Качество налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков также может быть повышено за счет реализации следующих мер:
1) Внедрения в практическую деятельность налоговых органов алгоритмов проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении контрагентов крупнейших налогоплательщиков, в том числе их взаимозависимых лиц, построенных на поэтапном анализе соответствия контрагентов критериям риска получения необоснованной налоговой выгоды и применения трансфертных цен;
2) Внесения изменений в налоговое законодательство и внутренние регламентирующие документы налоговых органов: установление закрытого перечня взаимозависимых лиц и источников информации о ценах; установление одинакового объема прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в выборе методов контроля цен; регламентация порядка взаимодействия между налоговыми органами и разработка методики отбора и контроля налогоплательщиков при планировании и проведении налоговых проверок в области трансфертного ценообразования.