Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методология при подготовке современного репортажа: опыт творческой деятельности автора

Работа №79486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Современный репортаж: способы и методология подготовки.... 9
1.1. Способы познания действительности в журналистике 9
1.2. Репрезентация действительности через образ автора 14
1.3. Методология работы современного журналиста 18
Глава 2. Методологические подходы к репрезентации действительности в
творчестве Бережной 25
2.1. Эмпирические методы при создании жанра репортаж в практической деятельности Бережной 25
2.2. Теоретические методы при создании жанра репортаж в практической
деятельности Бережной 34
2.3. Художественные методы при создании жанра репортаж в практической
деятельности Бережной 38
Заключение 44
Список использованной литературы и источников

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что новостные и информационные материалы составляют большую часть газетных публикаций, а репортаж уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в современных средствах массовой информации.
Обращение к жанру репортаж особенно возрастает, когда читатель жаждет получить подробности о том или ином событии. Однако найти интересную тему для репортажа, мало, журналист, чтобы заинтересовать читателя должен не только уметь грамотно пользоваться языковой базой, но и обращаться к различным методам при подготовке текста, чтобы публикация была не только увлекательной, но и информационно насыщенной.
Репортаж - жанр трудный. Работа над ним требует высокого профессионального мастерства. Так, без творческого воображения, образного видения мира, широкой эрудиции, хорошей осведомленности, достаточного словарного запаса невозможно написать качественный репортаж.
На сегодняшний день, отечественная журналистика отличается такими чертами, как интерактивность, персональный подход, мгновенность, гибкость. Так, данные черты влияют на трансформацию жанра, а вместе с тем появляются все новые методы сборы информации. Несмотря на то, что репортаж - один из интереснейших жанров журналистики, однако в последнее десятилетие интерес к данному жанру у журналистов заметно снизился.
Работая над жанром репортаж, перед журналистом стоит не простая задача -выбор методов сбора и обработки первичной информации.
Первоначальным звеном журналистской публикации является информация. Суждение, которое не построено на информации, не может служить основой для журналистского текста. Именно поэтому, структурирование, правильная оценка и поиск информации является основным этапом построения журналистского материала.
Сегодня система методов, которые используют журналисты, при создании публикации широка, в своей творческой деятельности журналисты обращаются как к традиционным эмпирическим способам познания действительности, так и к особым методам - эксперимент или другими словами метод «маски», который в свою очередь выступает синтезом методов теоретического познания - моделирования и анализа.
Несмотря на то, что методов в журналистском творчестве огромное множество, однако журналисты редко обращаются к синтезу методов. Также затруднительно сказать о популярности изучения методов со стороны теории журналистики: статей, посвященных этой проблеме, в специальной литературе дефицит.
Объектом выпускной квалификационной работы являются репортажи Алины Бережной.
Предмет исследования-Использование методов при создании жанра репортаж автором выпускной квалификационной работы.
Цель работы - выявление и изучение использования методологии познания действительности при создании репортажа.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы познания действительности в современном репортаже
2. Определить авторское присутствие в исследуемых репортажах
3. Рассмотреть методы работы современного репортера
4. Выявить применение методологии познания действительности в работах Алины Бережной
Для проведения исследовательской работы, были использованы следующие методы:
1. Проблемно-тематический анализ публикаций, который помог выявить проблемы, поднимающиеся автором работы.
2. Сюжетно-композиционный анализ был использован для выявления тем, поднятых автором в своих публикациях.
3. Стилистический анализ жанра репортаж автора, с помощью которого был определен стиль Алина Бережной, который она использует при создании репортажа
Новизна исследования выпускной квалификационной работы в том, что нам удалось выявить характерные особенности методов, используемые репортерами для создания жанра репортажа на примере творчества журналиста Алины Бережной.
Хронологический период- 23 публикации журналисты Алины Бережной в издании «Казанские ведомости» с сентября 2013 по март 2017 года.
Теоретическая значимость работы - результаты нашего теоретического исследования будут полезны в рамках изучения таких дисциплин как «Основы журналистской деятельности», «Журналистское мастерство: практическая журналистика».
Практический аспект работы обусловлен тем, что грамотное овладение методологической базой при создании репортажа позволит не только начинающим, но и практикующим журналистам написать захватывающий, увлекательный, социально-значимый репортаж, который сможет заинтересовать читателя. Также правильный выбор метода познания действительности позволит журналистам рассмотреть изучаемый объект разностороннее.
Главное понять, какими инструментами владеет журналист при создании репортажа, и научиться реализовывать полученные знания на практике.
Апробация результатов: результаты исследования дипломной работы были представлены в виде пленарного доклада на пленарном заседании в рамках «Дня науки» в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ 12 апреля 2017 года.
Эмпирическая база: В практической части исследовательской работы, в центре нашего внимания стали репортажи Алины Бережной в республиканском издании «Казанские ведомости». Стоит отметить, что автор дипломной работы пишет различные виды репортажей, однако в нашей работе мы анализировали публикации такого подвида репортажа, как «Испытанно на себе», поэтому в нашем исследовании мы опирались на 23 публикации автора за период с сентября 2013 по март 2017 года.
Степень изученности темы: Изучению методологии при подготовке репортажа посвящено не достаточно много научных работ. В нашей выпускной квалификационной работе мы опирались на труды следующих ученых и журналистов. Так, теоретик М.Н. Ким в своей работе « Основы творческой деятельности журналиста» выделил основные способы познания действительности, опираясь на ведущие сферы изучения общества - социология, психология, религиоведение и другие.
Исследователь А.А. Тертычный в работе «Жанры периодической печати» выявил ключевые типы познания в сфере журналистики. Ученый В. В. Ворошилов в работе «Журналистика» определил характерные особенности творческого процесса при создании журналистского произведения. Журналист Д. В. Туманов в своем труде «Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов» высказал мысль о роли конфликта для журналиста при создании публикации.
Исследователи Г.В. Лазутина в работе «Основы творческой деятельности журналиста» и М. Н. Ким в работе «Технология создания журналистского произведения» выделяют группы и методы журналистского познания.
Теоретик Н.Н. Богомолова в своем труде «Социальная психология массовой коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов» рассматривает газетные тексты исходя из способ познания действительности.
Исследователь М.И. Шостак в работе «Репортёр: профессионализм и этика» показывает репрезентацию действительности через авторский образ.
Теоретик С. Г. Корконосенко в трудах «Основы журналистики» определила основные способы сбора первичной информации для создания журналистского текста.
Ученый С М.Гуревич в своей работе «Репортаж в газете» выделяет систему творческих методов, которые выполняют функцию репрезентации действительности через образ автора.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы исследования, показаны теоретическая, практическая значимость работы.
Первая глава работы разделена на три параграфа, которые основываются на теоретических знаниях, полученных в ходе изучения научной литературы.
Вторая часть работы - практическая. В ее основу лег анализ публикаций автора дипломной работы в периодическом издании «Казанские ведомости». Полученные данные отразились в заключении, где подведены общие итоги дипломной работы, изложены выводы по исследуемой проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам. В результате исследования мы определили методы познания действительности, за счет которых журналист получает необходимую информацию для создания репортажа.
Так, выделяется две большие группы методов - эмпирические и теоретические.
Первая группа охватывает методы, которые отличаются практическим аспектом - включенное, открытое, скрытое, длительное, краткосрочное наблюдения, опрос, интервью, проработка документов и другие.
Вторая группа - теоретические методы, к их помощи прибегает журналист, когда уже собранная информация на первом этапе создания репортажа нуждается в осмыслении и переработки.
Так, данные методы основаны на мыслительной деятельности и служат для постижения скрытых взаимосвязей различных явлений.
В ходе нашего исследования мы выделили еще одну большую группу методов - художественные. К ним прибегает журналист на последнем этапе создания репортажа. Художественные методы включают в себя применение в тексте авторского присутствия, стилеобразующие и лексические приемы, все то, что делает текст приглядным для читателя.
В нашем исследовании мы опирались на творчество репортера Алины Бережной. Так, нами было проанализировано 23 публикации автора в издании «Казанские ведомости». Журналист работает с различными видами репортажа, но мы выбрали один из видов данного жанра- «Испытанно на себе», где репортер становится непосредственным участником описываемых событий.
Мы выявили, что основой данного вида репортажа может выступать идея журналиста: эксперименту необходимо быть социально ориентированным, быть не малосодержательной публикацией и констатацией фактов, а доказательством, либо опровержением гипотезы, исследованием проблемы, проверкой действий, познанием сферы общественной деятельности, какой-либо профессии или явления.
Стоит отметить, что Бережная активно в своих работах использует как эмпирические, так и теоретические методы познания действительности. Мы выявили, что наиболее популярным среди эмпирических методов является эксперимент.
Так, репортажи, в которых используется данный метод, отличаются глубиной познания описываемых явлений, потому что данный метод представляет собой синтез теоретических и эмпирических методов, таких как скрытое наблюдение и анализ.
При анализе публикаций журналиста Бережной, мы отметили, что она использует метод эксперимента в тех случаях, когда перед ней стоит задача более глубокого познания явления. Зачастую автор провоцирует участников события, чтобы выявить истинные поведенческие реакции людей.
Также наше исследование показало, что сегодня в журналистике происходит трансформация не только с жанрами, но и с журналистскими методами создания текста. Так, метод наблюдения со временем видоизменился и в теории журналистики появились такие его виды, как скрытое, открытое, длительное, краткосрочное наблюдение.
При анализе публикаций Бережной, где журналист использует метод наблюдения, мы отметили, что данный метод является наиболее эффективным для жанра репортаж. Это обусловлено тем, что по средствам метода наблюдения репортер Алина Бережная, являясь очевидцем описываемого события, имеет возможность проследить динамику его развития.
Как известно, репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем воссоздается атмосфера сопричастности читателей с тем, что происходит на глазах репортера.
Во-вторых, используя метод наблюдения, журналист следит за поведением людей, что позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Данная информация всегда актуальна для репортажа, она позволяет сделать текст не только ярче и динамичнее, но и помогает расставить нужные акценты и заострить внимание читателей на важные моменты.
В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, может высказывать свое мнение, опираясь на свои ощущения.
Говоря о стилистике в репортажах Бережной, где используется метод наблюдения, стоит отметить, что автор ведет повествование от первого лица, за счет чего создается «эффект присутствия».
В ходе исследования нами было установлено, что при создании репортажа кроме традиционных методов познания действительности используется методы, которые является самостоятельными жанрами журналистики, среди них - интервью и опрос.
Наше исследование публикаций Бережной помогло определить, что метод интервью используется автором при необходимости получения необходимых сведений от свидетелей тех или иных событий, специалистов по определенному вопросу.
При анализе творчества Бережной мы отметили, что на последнем этапе создания репортажа, журналист прибегает к таким художественным методам, как авторское присутствие в тексте, экспрессивная и эмоциональная лексика, простые предложения и интригующие заголовки. Все это позволяет установить диалог с читателем, что является одним из жанрообразующих признаков репортажа.
Таким образом, умение искать, обрабатывать информацию — часть журналистского профессионализма. Грамотное овладение всеми журналистскими методами позволит сделать публикацию информационно насыщеннее, а также повысит уровень доверия со стороны читателей.



1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации:Учеб. пособие для студентов вузов/Н.Н. Богомолова. -М.: Аспект Пресс, 2008. - 298 с.
2. Ворошилов В.В. Журналистика:учебник/В.В. Ворошилов - 7-ое изд., стер. -М.: КНОРУС, 2010. - 347 с.
3. Гуревич С. М. Репортаж в газете / С.М.Гуревич - М.: Аспект Пресс, 2007.- 328 с.
4. Казеннов А.С. Диалектика как высший метод познания/А.С. Казеннов - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 201 с.
5. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста / М.Н. Ким - СПб.: Питер, 2011. - 247 с.
6. Ким М. H. Технология создания журналистского произведения /М.Н.Ким - СПб.: Питер, 2007.- 358 с.
7. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /С.Г. Корконосенко -М.: Аспект-Пресс -2001. -С.13
8. Кройчик, Л.Е.Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 325 с.
9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В.Лазутина - М.:Аспект Пресс, 2003.- 269 с.
10. Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик -М.:Флинта, 2006. - 252 с.
11 .Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. Функции художественной деятельности/Л.Н.Сполович -М.: Аспект Пресс, 2000. - 147 с.
12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А.Тертычный - М.: Аспект Пресс, 2006.- 322 с.
13. Туманов Д.В. Творим золотым пером:Мастер-класс для начинающих журналистов/Д.В. Туманов-Казань, 200. - 205 с.
14. Устинова З.К. Моя профессия- репортер / З.К. Устинова -Спб.:Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. - 256 с.
15. Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И.Шостак -М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.- 303 с.
16. Бережная А. Будни казанского участкового: хоть фильм снимай! / А.
17. Бережная// Казанские ведомости. - №170.- С.13
18. Бережная А. За что некоторые казанцы не любят промоутеров? / А.
19. Бережная// Казанские ведомости. - №165.- С.10
20. Бережная А. Замечают ли казанцы беременных женщин?/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №185.- С.8
21. Бережная А. «За чемоданом не присмотрите?» / А. Бережная// Казанские ведомости. - №23.- С.7
22. Бережная А. Иногородняя студентка ищет работу няни в состоятельной семье / А. Бережная// Казанские ведомости. - №23.- С.13
23. Бережная А. Казанцев не пугают черные флаги на пляжах/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №106.- С.7
24. Бережная А. Как выживает в кризис казанский аэропорт/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №53.- С.14
25. Бережная А. Легко ли в Казани купить лекарство без рецепта?/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №146.- С.4
26. Бережная А. Липовые билеты и чеки: как обманывают бухгалтерию/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №144.- С.13
27. Бережная А. Может ли виртуальный друг протянуть руку помощи?/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №43.- С.8
28. Бережная А. Может ли виртуальный друг протянуть руку помощи?/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №43.- С.10
29. Бережная А. Один день из жизни аниматора, или «Снегурочку вызывали?»/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №191.- С.11
30. Бережная А. Первые осенние грибы появились на прилавках казанских рынков/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №149.- С.10
31. Бережная А. Пляжная торговля: жара, истраченные нервы и обгоревший нос/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №122.- С.5
32. Бережная А. Сиделка: один день в компании пожилого человека/ А.
Бережная// Казанские ведомости. - №39.- С.7
33. Бережная А. Служба 112: кто первым приходит на помощь татарстанцам, попавшим в беду / А. Бережная// Казанские ведомости. - №109.- С.9
34. Бережная А. Срочно выйду замуж! Реально ли за неделю найти мужа на рынке казанских женихов?/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №3.- С.11
35. Бережная А. Тело для дела: легких денег не бывает/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №106.- С.10
36. Бережная А. Что несет нам день грядущий: «Гадалка гадала, за ручку брала...»/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №125.- С.19
37. Бережная А. Что обсуждают подростки на своих форумах?/ А.
Бережная// Казанские ведомости. - №72.- С.5
38. Бережная А. Что показала неделя жизни без мобильного телефона/ А. Бережная// Казанские ведомости. - №183.- С.13


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ