Разработка рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Зоомир»
|
Введение……………………………………………………………………………..6
1 Виды рынка и его ступени развития………………………………………10
1.1 Виды рынка и рыночной конкуренции……………………………...10
1.2 Основные модели рынка…………………………………….………13
1.2.1 Полиполия (совершенная конкуренция)……………………..14
1.2.2 Монополия ……………………………………………………..16
1.2.3 Монополистическая конкуренция …………………………...17
1.2.4 Олигополия …………………………………………………….18
1.3 Способы ведения конкурентной борьбы ……………………………19
1.3.1 Добросовестная конкуренция ………………………………..19
1.3.2 Недобросовестная конкуренция ……………………………...21
1.4 История развития рынка в России …………………………….……22
1.5 Современные тенденции развития рынка в России ………………..…34
2 Ретроспективный анализ резервов хозяйствования ………………………44
2.1 Краткая характеристика предприятия ……..……………………..…44
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия…….48
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………..51
2.3.1 Анализ конкурентов ……………………………………………51
2.3.2 Анализ поставщиков предприятия ……………………………56
2.3.3 Анализ потребителей, пользующихся услугами ООО «Зоомир»………………………………………………………………...…...57
2.3.4 Анализ ценообразования в ООО «Зоомир»…………………...63
2.4 Анализ маркетинговой деятельности предприятия …………………..72
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Зоомир».....................................................................................................................78
3.1 Предложения по совершенствованию и развитию маркетинговой
деятельности предприятия…………………………………………….….. 79
3.2 Выбор стратегии ценообразования …………………………………….86
3.3 Рекомендации разработки рекламной компании и определения бюджета для ООО «Зоомир» ……………………………………………….96
3.4 Правовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия………………………100
3.4.1 Создание отдела маркетинга…………………………………101
3.4.2 Правовое обеспечение проведение рекламной компании….102
Заключение ………………………………………………………………………..105
Список использованных источников…………………………………………….107
1 Виды рынка и его ступени развития………………………………………10
1.1 Виды рынка и рыночной конкуренции……………………………...10
1.2 Основные модели рынка…………………………………….………13
1.2.1 Полиполия (совершенная конкуренция)……………………..14
1.2.2 Монополия ……………………………………………………..16
1.2.3 Монополистическая конкуренция …………………………...17
1.2.4 Олигополия …………………………………………………….18
1.3 Способы ведения конкурентной борьбы ……………………………19
1.3.1 Добросовестная конкуренция ………………………………..19
1.3.2 Недобросовестная конкуренция ……………………………...21
1.4 История развития рынка в России …………………………….……22
1.5 Современные тенденции развития рынка в России ………………..…34
2 Ретроспективный анализ резервов хозяйствования ………………………44
2.1 Краткая характеристика предприятия ……..……………………..…44
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия…….48
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………..51
2.3.1 Анализ конкурентов ……………………………………………51
2.3.2 Анализ поставщиков предприятия ……………………………56
2.3.3 Анализ потребителей, пользующихся услугами ООО «Зоомир»………………………………………………………………...…...57
2.3.4 Анализ ценообразования в ООО «Зоомир»…………………...63
2.4 Анализ маркетинговой деятельности предприятия …………………..72
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Зоомир».....................................................................................................................78
3.1 Предложения по совершенствованию и развитию маркетинговой
деятельности предприятия…………………………………………….….. 79
3.2 Выбор стратегии ценообразования …………………………………….86
3.3 Рекомендации разработки рекламной компании и определения бюджета для ООО «Зоомир» ……………………………………………….96
3.4 Правовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия………………………100
3.4.1 Создание отдела маркетинга…………………………………101
3.4.2 Правовое обеспечение проведение рекламной компании….102
Заключение ………………………………………………………………………..105
Список использованных источников…………………………………………….107
Современный рынок – это место для конкуренции товаров и услуг. Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим предприятие в рыночной экономике. Под конкурентоспособностью предприятия (компании) понимается способность организации выдерживать конкуренцию на рынке. Конкурентоспособность- предприятия – это комплексная характеристика, определяющая преимущества предприятия на рынке по сравнению с аналогичными предприятиями-конкурентами. Разные исследователи в понятие «конкурентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятий зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ , услуг. Многие из исследователей отмечают, что развитие и повышение конкурентоспособности предприятия (компании) возможно только при эффективном управлении им.
Управление - это та сфера, где находит выражение сама суть организации, а также реализуется правоприменительная деятельность. Определяя в самом общем виде управление, как деятельность по координированию работы других людей в социальной системе (организации, учреждения и т.п.), по внесению целенаправленных изменений в этот или иной объект или процесс, отметим, что это один из самых сложных и социально значимых видов профессиональной деятельности [1].
Многообразие видов деятельности компаний и оказываемых ими услуг требует применения более сложной системы многоуровневого управления всем предприятием, более совершенной организационной структуры и особенно в крупных кампаниях. В практике деятельности многих предприятий и компаний в настоящее время (как и в предыдущие годы) основное внимание уделяется управлению деятельностью персонала. Однако при этом вопросы формирования команды единомышленников, развития лидерских качеств у менеджеров высшего и среднего звена часто оказываются вне рассмотрения. Однако и наукой и практикой доказано, что основополагающим фактором, способствующим повышению эффективности деятельности организации и личностному развитию, является управленческая команда.
Изменение практики менеджмента в конце ХХ века можно содержательно охарактеризовать как процесс социализации управления. Многоплановость инновационного менеджмента позволила теоретикам управления рассматривать в качестве самостоятельных проблем такие аспекты этого явления, как социальное управление, маркетинговое управление, производственное самоуправление, и изучать в целом организацию процесса демократизации производства. В то же время анализ деятельности преуспевающих предприятий и фирм, сохранивших высокую конкурентоспособность на мировом рынке, позволяет обращаться к таким аспектам их функциональной мобилизации, как идеология менеджмента, философия менеджмента, социология и психология управления [4].
На наш взгляд, все это элементы и проявления одного целостного состояния, суть которого еще предстоит глубоко изучить. Недаром специалисты по управленческим технологиям, пытаясь осмыслить негативные уроки современного американского менеджмента, вынуждены делать почти социологические обобщения по поводу содержания управленческих инноваций: “Люди у власти должны быть архитекторами социальных процессов, изучая и формируя то, что называется “культурой производства”, анализируя ценности и нормы организации и те пути, с помощью которых эти ценности могут быть привиты и переданы людям, или в случае необходимости противостоять отжившим нормам организационной культуры.” То есть инновационный менеджмент в современном производстве содержательно связывается с развитием новых форм системной организации, привитием особой культуры социального взаимодействия людей в сфере труда и производства [8].
Процесс развития управленческих инноваций нельзя в строгом смысле считать имманентным, поскольку он обусловлен вызовами со стороны управляемой системы и еще в большей мере - со стороны конкурентной среды. Более того, изменение системы организации и управления производством происходит на практике под влиянием преимущественно кризисных состояний, когда традиционные методы регулирования оказываются неэффективными. Именно локальный или общесистемный кризис производства вызывает осознанную реакцию менеджмента, поскольку требует изменения самой стратегии развития организации в целях выживания.
Усложнение системы современного производства порождает многочисленные нестабильные состояния, актуализирует проблему неопределенности, создает информационный голод[8]. Микрокризисные ситуации, связанные с этим, требуют социальной консолидации менеджеров и работников, перераспределения управленческой воли и ответственности “среди всех”.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Зоомир».
Предметом исследования является деятельность предприятия по формированию конкурентных преимуществ на рынке.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект развития рынка и его видов.
2. Провести ретроспективный анализ резервов хозяйственности предприятия.
3. Разработать рекомендации по проведению мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
Практической базой является отчетная документация, представленная руководством ООО «Зоомир».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности внедрения предложений и мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы в деятельность в ООО «Зоомир» с целью повышения эффективности функционирования и обеспечения успешного развития предприятия в целом.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение; три главы – теоретическая, аналитическая, практическая; заключение; список литературы; приложения.
Материал в выпускной квалификационной работе излагается в следующей последовательности:
• первой главе были рассмотрены теоретические аспекты : виды рынков и ступени развития рынка.
• вторая глава посвящена анализу деятельности предприятия в настоящее время.
• в третьей главе предложены конкретные мероприятия по повышению
конкурентоспособности предприятия.
В работе рассмотрена информация по нормативно-правовому обеспечению мероприятий, рекомендованных для использования на практике, в частности ссылка делается на № 18-ФЗ «О рекламе».
В заключении отражены выводы по теме исследования.
Управление - это та сфера, где находит выражение сама суть организации, а также реализуется правоприменительная деятельность. Определяя в самом общем виде управление, как деятельность по координированию работы других людей в социальной системе (организации, учреждения и т.п.), по внесению целенаправленных изменений в этот или иной объект или процесс, отметим, что это один из самых сложных и социально значимых видов профессиональной деятельности [1].
Многообразие видов деятельности компаний и оказываемых ими услуг требует применения более сложной системы многоуровневого управления всем предприятием, более совершенной организационной структуры и особенно в крупных кампаниях. В практике деятельности многих предприятий и компаний в настоящее время (как и в предыдущие годы) основное внимание уделяется управлению деятельностью персонала. Однако при этом вопросы формирования команды единомышленников, развития лидерских качеств у менеджеров высшего и среднего звена часто оказываются вне рассмотрения. Однако и наукой и практикой доказано, что основополагающим фактором, способствующим повышению эффективности деятельности организации и личностному развитию, является управленческая команда.
Изменение практики менеджмента в конце ХХ века можно содержательно охарактеризовать как процесс социализации управления. Многоплановость инновационного менеджмента позволила теоретикам управления рассматривать в качестве самостоятельных проблем такие аспекты этого явления, как социальное управление, маркетинговое управление, производственное самоуправление, и изучать в целом организацию процесса демократизации производства. В то же время анализ деятельности преуспевающих предприятий и фирм, сохранивших высокую конкурентоспособность на мировом рынке, позволяет обращаться к таким аспектам их функциональной мобилизации, как идеология менеджмента, философия менеджмента, социология и психология управления [4].
На наш взгляд, все это элементы и проявления одного целостного состояния, суть которого еще предстоит глубоко изучить. Недаром специалисты по управленческим технологиям, пытаясь осмыслить негативные уроки современного американского менеджмента, вынуждены делать почти социологические обобщения по поводу содержания управленческих инноваций: “Люди у власти должны быть архитекторами социальных процессов, изучая и формируя то, что называется “культурой производства”, анализируя ценности и нормы организации и те пути, с помощью которых эти ценности могут быть привиты и переданы людям, или в случае необходимости противостоять отжившим нормам организационной культуры.” То есть инновационный менеджмент в современном производстве содержательно связывается с развитием новых форм системной организации, привитием особой культуры социального взаимодействия людей в сфере труда и производства [8].
Процесс развития управленческих инноваций нельзя в строгом смысле считать имманентным, поскольку он обусловлен вызовами со стороны управляемой системы и еще в большей мере - со стороны конкурентной среды. Более того, изменение системы организации и управления производством происходит на практике под влиянием преимущественно кризисных состояний, когда традиционные методы регулирования оказываются неэффективными. Именно локальный или общесистемный кризис производства вызывает осознанную реакцию менеджмента, поскольку требует изменения самой стратегии развития организации в целях выживания.
Усложнение системы современного производства порождает многочисленные нестабильные состояния, актуализирует проблему неопределенности, создает информационный голод[8]. Микрокризисные ситуации, связанные с этим, требуют социальной консолидации менеджеров и работников, перераспределения управленческой воли и ответственности “среди всех”.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Зоомир».
Предметом исследования является деятельность предприятия по формированию конкурентных преимуществ на рынке.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект развития рынка и его видов.
2. Провести ретроспективный анализ резервов хозяйственности предприятия.
3. Разработать рекомендации по проведению мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
Практической базой является отчетная документация, представленная руководством ООО «Зоомир».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности внедрения предложений и мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы в деятельность в ООО «Зоомир» с целью повышения эффективности функционирования и обеспечения успешного развития предприятия в целом.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение; три главы – теоретическая, аналитическая, практическая; заключение; список литературы; приложения.
Материал в выпускной квалификационной работе излагается в следующей последовательности:
• первой главе были рассмотрены теоретические аспекты : виды рынков и ступени развития рынка.
• вторая глава посвящена анализу деятельности предприятия в настоящее время.
• в третьей главе предложены конкретные мероприятия по повышению
конкурентоспособности предприятия.
В работе рассмотрена информация по нормативно-правовому обеспечению мероприятий, рекомендованных для использования на практике, в частности ссылка делается на № 18-ФЗ «О рекламе».
В заключении отражены выводы по теме исследования.
Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей высшего звена. Одна из основных задач маркетинга - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, уменьшение неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечение концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько теоретической, сколько преимущественно практической дисциплиной, которая возникла и развивалась как результат хозяйственной деятельности в условиях рынка. Вместе с тем маркетинг в ходе своего развития широко использовал передовые достижения науки, поэтому он представляет собой своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных дисциплин, которые используются для решения широкого диапазона задач маркетинговой деятельности.
В современных условиях развития хозяйственной сферы жизни общества, которые характеризуются дальнейшим обострением и конкурентной борьбы на мировых рынках, все более сложными и диверсифицированными как технологическими, так и организационными моделями производства, чрезвычайной информационной насыщенностью и коммуникативностью, эффективность внешнеэкономической деятельности, как и экономической активности вообще, тесно связана с целями и методикой использования инструментов маркетинга.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы осуществления маркетингового подхода в управлении частным торговым предприятием, в частности – создание отдела маркетинга. Здесь же рассмотрены вопросы маркетингового ценообразования, применяемые на исследуемом предприятии.
На основании анализа, нами выработаны рекомендации по созданию отдела маркетинга, рассчитана его окупаемость. Также выработаны рекомендации по совершенствованию политики ценообразования, которая в свою очередь окажет положительное влияние на конкурентоспособность фирмы.
Все больше и больше российских руководителей высшего звена начинают понимать, что маркетинговая служба на предприятии- это не обуза, не дань моде, а реальная необходимость.
В ходе исследования нами изучалась маркетинговую деятельность ООО «Зоомир». Надо отметить, что уровень понимания, со стороны руководителей, предприятия роли маркетинга в управлении предприятиями недостаточно высок.
Так отсутствие службы маркетинга на предприятии не воспринимается его руководством как критическая ситуация, по мнению руководителей конкурентоспособность фирмы зависит только от количества поставок и качества товаров..
На предприятии вопросами маркетинга занимается коммерческий директор, в обязанности которого входит и без того множество вопросов, от решения которых зависит финансовое благополучие фирмы. Поэтому, вопросами маркетинга он занимается периодически, «от случая к случаю». Таким образом, говорить о какой-либо системной маркетинговой работе на предприятии приходится. Маркетинговая информация, в силу своей специфики не всегда бывает востребована даже высшим руководством торговой фирмы.
В условиях возрастающей конкурентной борьбы за рынки сбыта руководители предприятий должны понимать, что грамотно построенная маркетинговая деятельность на предприятии является залогом успешности и процветания любой фирмы.
Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько теоретической, сколько преимущественно практической дисциплиной, которая возникла и развивалась как результат хозяйственной деятельности в условиях рынка. Вместе с тем маркетинг в ходе своего развития широко использовал передовые достижения науки, поэтому он представляет собой своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных дисциплин, которые используются для решения широкого диапазона задач маркетинговой деятельности.
В современных условиях развития хозяйственной сферы жизни общества, которые характеризуются дальнейшим обострением и конкурентной борьбы на мировых рынках, все более сложными и диверсифицированными как технологическими, так и организационными моделями производства, чрезвычайной информационной насыщенностью и коммуникативностью, эффективность внешнеэкономической деятельности, как и экономической активности вообще, тесно связана с целями и методикой использования инструментов маркетинга.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы осуществления маркетингового подхода в управлении частным торговым предприятием, в частности – создание отдела маркетинга. Здесь же рассмотрены вопросы маркетингового ценообразования, применяемые на исследуемом предприятии.
На основании анализа, нами выработаны рекомендации по созданию отдела маркетинга, рассчитана его окупаемость. Также выработаны рекомендации по совершенствованию политики ценообразования, которая в свою очередь окажет положительное влияние на конкурентоспособность фирмы.
Все больше и больше российских руководителей высшего звена начинают понимать, что маркетинговая служба на предприятии- это не обуза, не дань моде, а реальная необходимость.
В ходе исследования нами изучалась маркетинговую деятельность ООО «Зоомир». Надо отметить, что уровень понимания, со стороны руководителей, предприятия роли маркетинга в управлении предприятиями недостаточно высок.
Так отсутствие службы маркетинга на предприятии не воспринимается его руководством как критическая ситуация, по мнению руководителей конкурентоспособность фирмы зависит только от количества поставок и качества товаров..
На предприятии вопросами маркетинга занимается коммерческий директор, в обязанности которого входит и без того множество вопросов, от решения которых зависит финансовое благополучие фирмы. Поэтому, вопросами маркетинга он занимается периодически, «от случая к случаю». Таким образом, говорить о какой-либо системной маркетинговой работе на предприятии приходится. Маркетинговая информация, в силу своей специфики не всегда бывает востребована даже высшим руководством торговой фирмы.
В условиях возрастающей конкурентной борьбы за рынки сбыта руководители предприятий должны понимать, что грамотно построенная маркетинговая деятельность на предприятии является залогом успешности и процветания любой фирмы.



