ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Порядок формирования и компетенция Государственного Совета
Республики Татарстана 6
1.1 Порядок формирования и структура Государственного Совета Республики Татарстан 6
1.2 Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан 20
Глава 2. Правовые основы деятельности Государственного Совета Республики
Татарстан 28
2.1 Законодательный процесс как основное направление деятельности
Государственного Совета Республики Татарстан 28
2.2 Бюджетный процесс как направление деятельности Государственного
Совета Республики Татарстан 43
2.3 Аппарат Государственного Совета Республики Татарстан 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность темы исследования заключается в том, что парламентаризм и демократия - понятия неразделимые, это основополагающие принципы политического устройства любого цивилизованного государства. Работа представительной власти в Татарстане всегда была тесно связана с многообразными процессами не только в политической, но и в экономической, духовной, социальной сферах. Государственный Совет сохранил преемственность лучших традиций предыдущих парламентов республики, продолжил практику конструктивного сотрудничества всех ветвей государственной власти.
Стоит отметить, что в период новейшей истории парламенту Татарстана удалось обеспечить законодательную базу стратегии экономического и культурного развития республики. Безусловным достижением прошедших лет явилось укрепление межэтнического согласия, дружбы и единства многонационального народа Татарстана. Объективно в процесс законотворчества была вовлечена солидная часть общества и граждан республики. Некоторые законодательные акты Государственного Совета стали не только «пионерами» на правовом поле России, но и получили статус модельных в федеральном законодательстве.
Государственный Совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.
Государственный Совет Республики Татарстан (далее - Государственный Совет) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Деятельность Государственного Совета строится на основе политического многообразия и многопартийности, коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, ответственности и подотчетности перед Государственным Советом избираемых, назначаемых или согласуемых им должностных лиц, а также образуемых или избираемых им органов, привлечения граждан к деятельности Государственного Совета, постоянного учета общественного мнения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органа законодательной власти Республики Татарстан.
Предметом исследования является нормативно- правовая база, регулирующая деятельность и развитие Государственного Совета Республики Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является выяснение особенностей нормативно-правового регулирования деятельности Государственного Совета Республики Татарстан, изучение вопросов функционирования органа законодательной власти Республики Татарстан, основанном на принципе разделения властей, как одного из основополагающих принципов конституционного права, как составной части учения о демократическом государстве, выраженных в его деятельности.
Основными задачами при раскрытии темы выпускной квалификационной работы являются:
1. исследование порядка формирования и компетенции Государственного Совета Республики Татарстан;
2. изучение правовых основ деятельности Государственного Совета Республики Татарстан.
Методологической основой явились общие приемы исследования правовой деятельности Государственного Совета Республики Татарстан. В работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический.
При подготовке материалов выпускной квалификационной работы использованы последние достижения юридической науки, статьи журналов, законодательные акты.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, двух разделов, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Подводя итоги исследования деятельности Государственного Совета Республики Татарстан, сформулируем основные выводы. 6 ноября 1992 года Верховный Совет I Татарстана принял новую конституцию. Это I событие открыло новый этап в политической истории нашей республики.
Значение принятой Конституции, прежде всего, заключалось в том, что она:
-закрепила I основополагающие идеи I и принципы Декларации I о государственном суверенитете;
-сформулировала такие важные принципы правового государства как верховенство законов, В их неуклонное соблюдение, В разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
-впервые законодательно оформила основные права и свободы личности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека;
-закрепила взаимную ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека как высшей социальной ценности;
-стала надежным гарантом стабильности, гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей и вероисповедания, возрождения культур, языков и традиций народов республики;
-позволила сформировать собственные органы власти, новые институты демократии и рыночной экономики;
-установила принципиально новые подходы к экономической системе, в соответствии с которыми обеспечивается свобода хозяйственной деятельности и многообразия форм собственности.
Конституции Республики Татарстан 6 ноября 2012 г. исполнилось 20 лет. Роль и значение этого правового документа определяются его местом в действующей правовой системе, содержанием правовых норм и вкладом в развитие государственного строительства, в том числе федеративных отношений. Вместе с Конституцией и конституционным законодательством Российской Федерации, а также конституциями и уставами других российских регионов Основной Закон Татарстана формирует единое конституционное пространство России - каркас всей правовой системы государства.
Непротиворечивость и согласованность конституционно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти составляют основу реализации принципа федерализма. Как отметил В.В. Путин, «наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.
Важная роль Конституции Татарстана заключается в том, что она действительно повлияла на содержание правовых положений Конституции Российской Федерации и общероссийскую практику государственного строительства в области федеративных отношений. Целая совокупность факторов, включающая особую позицию Татарстана по вопросу федерализма, обусловила такой уникальный государственно-правовой феномен среди субъектов Российской Федерации, который получил название «модель Татарстана».
В сложных условиях переходного периода Верховный Совет XII созыва сыграл исключительную роль в становлении государственности республики. Предшественник Государственного Совета Татарстана: утвердил новые государственные символы республики; принял свыше 120 законов. В их числе законы: «Об основах народовластия», «О собственности», «О языках народов Республики Татарстан», «Об образовании», «О молодежи», «О занятости населения», Земельный кодекс и др.
Деятельность Верховного Совета способствовала сохранению в республике межнационального согласия, политической и социальной стабильности, строительству демократического правового государства, развитию рыночных отношений.
Закон Республики Татарстан от 29 ноября 1994 года «О внесении
изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в связи с реформированием представительных и исполнительных органов государственной власти» установил новые наименование и статус высшего представительного органа власти республики.
Верховный Совет был преобразован в Государственный Совет республики Татарстан - постоянно действующий высший представительный, законодательный и контрольный орган государственной власти.
В марте 1995 года состоялись выборы в Государственный Совет первого созыва. Депутаты избирались по административно-территориальным и территориальным округам сроком на 5 лет. Было избрано 130 народных депутатов; 39 из них работали на постоянной основе в организационных рамках «Малого парламента».
Были образованы семь постоянных комиссий парламента по различным отраслям государственного, социально-экономического и культурного строительства; сформирован Комитет парламентского контроля Государственного Совета.
Работа Аппарата Государственного Совета была направлена на качественное и эффективное правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Государственного Совета, его органов и депутатских объединений и осуществлялась в соответствии с Регламентом Государственного Совета, Положением об Аппарате Государственного Совета, Административным регламентом Аппарата Государственного Совета, а также планом работы Государственного Совета на соответствующий период.
Деятельность Государственного Совета в дальнейшем будет направлена на решение следующих задач:
- совершенствование республиканского законодательства в целях обеспечения условий для экономического роста, повышения уровня жизни населения, укрепления согласия в обществе;
- проведение тщательного мониторинга существующего
законодательства;
- усиление контрольных функций парламента;
- повышение результативности работы депутатского корпуса с обращениями граждан, включая анализ характера существующих проблем и возможностей их законодательного разрешения;
- повышение эффективности деятельности Аппарата Государственного Совета.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1993.-№22.-Ст.768.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ [в ред. от 8 марта 2015 г. N 25-ФЗ] //"Российская газета" от 12 августа 1998 г. N 153¬154
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [в ред. от 6 апреля 2015 г. N 77-ФЗ] //"Российская газета" от 19 октября 1999 г. N 206
4. Конституция Республики Татарстан [в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380,от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ,от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ] //"Советская Татария"N 246-247 от 12 декабря 1992 г.
5. Закон Республики Татарстан «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан» Принят Государственным Советом Республики Татарстан 26 февраля 2004 года [в редакции законов Республики Татарстан от 26 мая 2005 года № 72-ЗРТ, от 2 мая 2007 года № 20-ЗРТ, от 29 июня 2010 года № 38-ЗРТ,от 18 ноября 2011 года № 86-ЗРТ, от 19 июля 2012 года № 58-ЗРТ, от 29 марта 2013 года № 24-ЗРТ, от 14 мая 2014 года № 35-ЗРТ, от 20 ноября 2014 года № 88-ЗРТ, от 18 декабря 2014 года № 125-ЗРТ,от 16 января 2015 года № 2- ЗРТ] //"Республика Татарстан от 20.03.2004 г.
6. Бюджетный Кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 N 35-ЗРТ (принят ГС РТ 28.04.04) [ред. от 22 апреля 2015 г. N 26-ЗРТ] //Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан N 4-5 апрель-май 2004 г
7. Избирательный кодекс Республики Татарстан от 07.05.2007 N 21-ЗРТ принят ГС РТ 05.04.2007) [в ред. От 26.05.2014] //Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2007, N 5, ст. 384.
8. Регламент Государственного Совета Республики Татарстан [принят
Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февраля 2004 года № 2632] //"Ведомости Государственного Совета
Татарстана", 2004, N 2 (I часть).
9. Административный регламент Аппарата Государственного Совета Республики
Татарстан от 5 декабря 2012 года № 773-РП [с изменениями, внесенными распоряжением Председателя Государственного Совета Республики Татарстан от 2 марта 2015 года № 159-РП] //"Ведомости Государственного Совета
Татарстана", 2012, N 12 (II часть).
10. Правила этики депутата Государственного Совета Республики Татарстан от 17 июля 2003 г. N 2167 [в ред. Постановления ГС РТ от 21.12.2007 N 3398-III ГС] //Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2003, N 8 (II часть).
2.Научная и учебная литратура
11. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право.- 2013. -№ 8.- С. 5.
12. Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации //Российская Федерация. -2011.- №21. -с.25-26.
13. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. : БЕК, 2013.-660с.
14. Барнашев Н.М. Теория разделения властей: становление, развитие, изменение.- Томск, 2013.-400с.
15. Бахрах Д.Н. Теория государства и права. М., 2012.-750с.
16. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.: Викор-Медиа, 2013. С. 122 - 144..
17. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2013. №7.-С.25-29.
18. Вороков Р.В.Конституционные основы правового статусазаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2013. № 10.-С.21
19. Демидов В.Н. Конституция Республики Татарстан и российский федерализм (опыт деятельности Конституционного суда Татарстана) //Конституционное и муниципальное право. -2012.-№12. -С.12-15.
20. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2013. -№ 8. -С. 92 - 93.
21. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 2013. № 4. С. 88-96.
22. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России. Научно-практическая конференция // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 24-37.
23. Дубов А.И. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 2013. № 10.
24. Дудко И.Г. Конституционное законодательство России о разграничении
предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации // Регионология. 2012. № 4. С. 93-96.
25. Казакова Е.В. Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право.-2014.-№ 3.-С.37-42.
26. Карасева М.В. О предметах муниципального и финансового права //Журнал российского права. 2012. -№1.- с. 96-100.
27. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2014.-589с.
28. Курбаков А.Н. Конституционно-правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Росиийской Федерации и органами местного самоуправлени: : Автореф. дисс. д-ра юрид. наук Саратов, 2011.
29. Лаврентьев О.И. Вопросы эффективного взаимодействия между органами трех ветвей власти // Юрист.-2014.-№12.-С.42-48.
30. Пронина Л.И. Законодательная основа финансов// Налоговый вестник. 2012. №2. с. 7-11..
31. Сомов М.Д. Республиканская идеология и ее демократические пределы //Конституционное и муниципальное право.-2014.-№ 8.-С.45-49.
32. Худолей К.М. Законодательный процесс в субъектах РФ через призму конституционного толкования //Вестник Пермского Университета. Юридические науки.- 2013.-№4.-С.15.
33. Чертков А.Н., Азаров Д.В. Чертков А.Н., Азаров Д.В.Правовое регулирование регионального парламентского контроля, осуществляемое субъектами Российской Федерации //Адвокат.-2014.-№ 1.-С.28-32.
34. Чувашов А.Т Система сдержек и противовесов в содержании принципа разделения властей // Законность.-2011.-№6.-С.32-38..
35. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2012. № 7. С. 5 - 6.
36. Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2012.- № 5. -С.
37. Алексеев С.С. Государство и право. М.Юрист, 2012.-545с.
38. Баглай М.В. Конституционное право России. М.:Юрист, 2013.-667с.
39. Бачило И.Л., Мелюхин И.С., Салищева Н.Г., Сергиенко Д.А., Розенбаум Ю.А., Хаманева НЮ. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 2011. № 8. С. 3-32.
40. Бурмистров А, Местное сообщество как субъект самоуправления //Правоведение.- 2010.-№5.-с.26-42
41. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2013. №7.-С.25-29.
42. Ершов В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление //Российская юстиция. -2013.- №4.- с.2-3.
43. Карташов В.Г. Коллизии в правовых актах и причины их возникновения // Конституционное и муниципальное право. 2012.- № 11.- С.
44. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2014.-589с.
45. Комментарий к Конституции РФ /под ред. Б.Н. Топорина. М.: Юрист, 2013.-780с.
46. Комментарий к Конституции РФ. /под ред. Л.А. Окунькова.-М.:БЕК, 2012.
47. Концепция развития российского законодательства / под ред. Ю.П. Орловского, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой. -М., 2012. -С. 85
48. Лазаренко И.А. Принцип разделения властей: теория и практика.-М.Юнити, 2013.-440с.
49. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2014.-720с.
50. Понтович Э.Э. Проблемы теории государства и права. М., 2013.
51. Рассолов М.М. Теория государства и права.-М., 2013.
3. Специальная литература:
52. Борисов А.Н.Комментарийк Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».-М., 2014.-С.125.
53. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. //Российская газета.-2000.-31 декабря
4. Интернет ресурсы:
54. http://gossov.tatarstan.ru/
55. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2014 году http ://www.sprt.tatar/articles/1/18