АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ПКФ «СИБТЕНТ»
|
Введение 4
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия 9
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 16
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ» . 33
2.1 Краткая характеристика предприятия 33
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ
«СИБТЕНТ» 35
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 45
3.1 Основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности
предприятия 45
3.2 Экономическое обоснование мероприятий 53
Заключение 57
Список использованной литературы и источников 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия 9
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 16
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ» . 33
2.1 Краткая характеристика предприятия 33
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ
«СИБТЕНТ» 35
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 45
3.1 Основные подходы к повышению уровня конкурентоспособности
предприятия 45
3.2 Экономическое обоснование мероприятий 53
Заключение 57
Список использованной литературы и источников 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением технико-технологических факторов, являющихся главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности предприятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Объектом исследования является ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Цель выпускной квалификационной работы - повышение уровня конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Для достижения цели необходимо решить следующий ряд задач:
- Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
- Провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ»
- Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ»
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, основные факторы, влияющие на конкурентоспособность и методы анализа конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе даётся общая характеристика предприятия и проводится анализ фактического состояния конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ», исследуются технико-экономические показатели за три года, проводится анализ и диагностика проблем на предприятии. Для оценки конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» выявляются сильные и слабые стороны фирмы, а также сравниваются различные факторы конкурентоспособности с конкурентами данной организации.
В третьем разделе работы разрабатываются мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ» и происходит оценка их эффективности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования разработанных подходов в деятельности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» и других производственных предприятий.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением технико-технологических факторов, являющихся главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности предприятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Объектом исследования является ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Цель выпускной квалификационной работы - повышение уровня конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Для достижения цели необходимо решить следующий ряд задач:
- Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
- Провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ»
- Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ»
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, основные факторы, влияющие на конкурентоспособность и методы анализа конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе даётся общая характеристика предприятия и проводится анализ фактического состояния конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ», исследуются технико-экономические показатели за три года, проводится анализ и диагностика проблем на предприятии. Для оценки конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» выявляются сильные и слабые стороны фирмы, а также сравниваются различные факторы конкурентоспособности с конкурентами данной организации.
В третьем разделе работы разрабатываются мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО ПКФ «СИБТЕНТ» и происходит оценка их эффективности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования разработанных подходов в деятельности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» и других производственных предприятий.
С учетом вышеизложенного материала можно сформулировать следующие выводы.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Конкурентоспособность предприятия - величина непостоянная. Она должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и возможность бескризисного функционирования.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия - сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя, она представляет собой совокупность характеристик самого предприятия и внешних по отношению к нему факторов.
Существует множество методов оценки конкурентоспособности
организации, но все их можно разделить на два:
- аналитические - рейтинговая оценка; оценка на основе доли рынка; оценка на основе потребительной стоимости; оценка на основе теории эффективной конкуренции; МКОТС;
- практические - матрица БКГ; модель "привлекательность рынка - преимущества в конкуренции"; матрица Портера; многоугольник конкурентоспособности предприятия.
Нужно подчеркнуть, что предложенная классификация не является полной, а представляет лишь основные методики, чаще применяемые на практике.
Большинство рассмотренных методов ограничены: или оценивается какая-то одна группа факторов, или метод слишком сложный и трудоёмкий для практического использования.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.
Рассмотренная тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что обеспечение конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой стратегии придерживается та 58
или иная фирма, и с какими результатами.
В данной работе была проведена оценка конкурентоспособности ООО "СИБТЕНТ" по методу МКОТС. Данный метод является комплексным и, кроме оценки конкурентоспособности, позволяет оценить: значимость для потребителя отдельных составляющих факторов; "акценты" рекламной политики фирмы (сравнительный критерий); степень удовлетворенности потребителя фирмой в целом. Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью данного метода представляет собой поэтапный алгоритм.
На основе проведенного исследования были определены слабые (квалификация персонала, финансовое положение фирмы, инвестиционная привлекательность организации) и сильные стороны (качество обслуживания и соответствие цен предполагаемому ценовому диапазону клиента) организации.
Рассчитанная оценка конкурентоспособности объекта (подготовка и сдача налоговой отчетности) - 2,64 - свидетельствует о средней
конкурентоспособности на рынке, на котором действует данные организация (норматив конкурентоспособности 2,5-3).
Из проведенного SWOT-анализа можно увидеть угрозы (относительно небольшие барьеры вступления на рынок потенциальных конкурентов; средняя степень зависимости потребителей; экономический кризис) и возможности (способность выхода на новые рынки; расширение ассортимента предлагаемых услуг; стабильный спрос на товар).
Исходя из результатов проведенного исследования, организации предлагаются следующие направления действий:
- усиление слабых сторон и поддержание сильных сторон предприятия;
- расширение масштабов деятельности;
- разработка маркетинговой деятельности;
- использование главных преимуществ в борьбе с конкурентами;
- совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости.
В следствие проведения данных мероприятий показатель конкурентоспособности ООО ПКФ "СИБТЕНТ" повышается.
Для повышения своей конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» оценила свою конкурентоспособноть. Предприятие выявило свои сильные и слабые стороны в конкурентной борьбе и приложило усилия, для укрепления своей позиции и совершенствования наиболее уязвимых мест, отражающих его конкурентоспособность.
Среди предложенных мероприятий имеются: повышение уровня квалификации работников. Для этого ООО ПКФ «СИБТЕНТ» намерено нанять специалиста-преподавателя, который будет проверять уровень теоретических и практических знаний работников. Второе мероприятие - это создание маркетингового отдела, в цели которого входит детальное изучение потребностей основных клиентов фирмы, их предпочтений, а так же эффективная рекламная кампания. И самое затратное мероприятие - это выход на рынок Казахстана, создание там филиала нашего предприятия, и создание там положительного имиджа для ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Срок окупаемости мероприятия по введению новой должности - 14 месяцев. Срок окупаемости по мероприятию создания отдела маркетинга -16 месяцев. Срок окупаемости мероприятия по выходу на новый рынок - 4 года и 3 месяца.
В результате выполненной работы были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия; критерии, факторы и методы оценки конкурентоспособности предприятия; дана практическая оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере ООО ПКФ "СИБТЕНТ"; выработаны практические рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемой фирмы. Следовательно, цель данной работы можно считать выполненной.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Конкурентоспособность предприятия - величина непостоянная. Она должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и возможность бескризисного функционирования.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия - сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя, она представляет собой совокупность характеристик самого предприятия и внешних по отношению к нему факторов.
Существует множество методов оценки конкурентоспособности
организации, но все их можно разделить на два:
- аналитические - рейтинговая оценка; оценка на основе доли рынка; оценка на основе потребительной стоимости; оценка на основе теории эффективной конкуренции; МКОТС;
- практические - матрица БКГ; модель "привлекательность рынка - преимущества в конкуренции"; матрица Портера; многоугольник конкурентоспособности предприятия.
Нужно подчеркнуть, что предложенная классификация не является полной, а представляет лишь основные методики, чаще применяемые на практике.
Большинство рассмотренных методов ограничены: или оценивается какая-то одна группа факторов, или метод слишком сложный и трудоёмкий для практического использования.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.
Рассмотренная тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что обеспечение конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой стратегии придерживается та 58
или иная фирма, и с какими результатами.
В данной работе была проведена оценка конкурентоспособности ООО "СИБТЕНТ" по методу МКОТС. Данный метод является комплексным и, кроме оценки конкурентоспособности, позволяет оценить: значимость для потребителя отдельных составляющих факторов; "акценты" рекламной политики фирмы (сравнительный критерий); степень удовлетворенности потребителя фирмой в целом. Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью данного метода представляет собой поэтапный алгоритм.
На основе проведенного исследования были определены слабые (квалификация персонала, финансовое положение фирмы, инвестиционная привлекательность организации) и сильные стороны (качество обслуживания и соответствие цен предполагаемому ценовому диапазону клиента) организации.
Рассчитанная оценка конкурентоспособности объекта (подготовка и сдача налоговой отчетности) - 2,64 - свидетельствует о средней
конкурентоспособности на рынке, на котором действует данные организация (норматив конкурентоспособности 2,5-3).
Из проведенного SWOT-анализа можно увидеть угрозы (относительно небольшие барьеры вступления на рынок потенциальных конкурентов; средняя степень зависимости потребителей; экономический кризис) и возможности (способность выхода на новые рынки; расширение ассортимента предлагаемых услуг; стабильный спрос на товар).
Исходя из результатов проведенного исследования, организации предлагаются следующие направления действий:
- усиление слабых сторон и поддержание сильных сторон предприятия;
- расширение масштабов деятельности;
- разработка маркетинговой деятельности;
- использование главных преимуществ в борьбе с конкурентами;
- совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости.
В следствие проведения данных мероприятий показатель конкурентоспособности ООО ПКФ "СИБТЕНТ" повышается.
Для повышения своей конкурентоспособности ООО ПКФ «СИБТЕНТ» оценила свою конкурентоспособноть. Предприятие выявило свои сильные и слабые стороны в конкурентной борьбе и приложило усилия, для укрепления своей позиции и совершенствования наиболее уязвимых мест, отражающих его конкурентоспособность.
Среди предложенных мероприятий имеются: повышение уровня квалификации работников. Для этого ООО ПКФ «СИБТЕНТ» намерено нанять специалиста-преподавателя, который будет проверять уровень теоретических и практических знаний работников. Второе мероприятие - это создание маркетингового отдела, в цели которого входит детальное изучение потребностей основных клиентов фирмы, их предпочтений, а так же эффективная рекламная кампания. И самое затратное мероприятие - это выход на рынок Казахстана, создание там филиала нашего предприятия, и создание там положительного имиджа для ООО ПКФ «СИБТЕНТ».
Срок окупаемости мероприятия по введению новой должности - 14 месяцев. Срок окупаемости по мероприятию создания отдела маркетинга -16 месяцев. Срок окупаемости мероприятия по выходу на новый рынок - 4 года и 3 месяца.
В результате выполненной работы были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия; критерии, факторы и методы оценки конкурентоспособности предприятия; дана практическая оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере ООО ПКФ "СИБТЕНТ"; выработаны практические рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемой фирмы. Следовательно, цель данной работы можно считать выполненной.



