Объемный гидропривод сегодня широко применяется в машиностроении и стал неотъемлемой составной частью современных мобильных машин и промышленного оборудования.
Преимущества гидропривода прежде всего в наиболее простом преобразовании крутящего момента первичного источника механической энергии (двигателя внутреннего сгорания - ДВС или электродвигателя) и передаче гидравлической мощности гидродвигателям. Гидродвигатели преобразуют энергию потока рабочей жидкости (РЖ) в энергию выходного звена и передают ее исполнительным механизмам. Исполнительными механизмами в передаче энергии являются гидроцилиндры и гидромоторы. Первые служат для создания силы при возвратно-поступательном движении штоков, вторые - для создания крутящего момента на валу при вращательном движении.
Гидропривод дает возможность бесступенчато регулировать скорость движения и частоту вращения приводного ДВС, максимально использовать его мощность, повышать коэффициент использования, улучшать эксплуатационные качества машины. Небольшая инерционность обеспечивает хорошие динамические свойства привода, позволяет сократить время рабочего цикла и повысить производительность машины. В гидроприводе с высокомоментными гидромоторами передаточное число достигает 1000 и более, т. е. имеется возможность реализации больших передаточных чисел.
Легкость и удобство управления рабочими органами, которые характеризуются небольшими усилиями на рукоятках управления, создают комфортные условия труда машиниста. Применение направляющих распределителей с пропорциональным электрогидравлическим управлением исполнительными механизмами и регулирующих гидроаппаратов, управляющих давлением и расходом с пропорциональными электромагнитами, позволяет автоматизировать технологические процессы, выполняемые машинами. При установке микропроцессоров и подключении их к компонентам с пропорциональными электромагнитами можно автоматизировать рабочий цикл или весь технологический процесс, выполняемый машиной. Перед переходом на автоматическое управление оператор нажимает кнопку «памяти» и выполняет необходимую технологическую операцию вручную. Затем он включает кнопку «автоматический режим», и процессор по заданному алгоритму будет повторять этот режим работы. Машина в таких случаях работает с максимальной производительностью, а роль оператора ограничивается наблюдением.
Независимое расположение сборочных единиц гидропривода позволяет оптимально разместить их в машине. Надежно предохраняют от перегрузок приводного двигателя, гидросистемы, металлоконструкций и рабочих органов клапаны предохранительные, переливные, разгрузочные, разности давлений, тормозные и др., а также блоки клапанов. Пожалуй, это наиболее важное свойство объемного гидропривода. Компоненты гидропривода компактны, у них небольшая масса благодаря отсутствию в машине с гидроприводом таких традиционно применяемых деталей и механических узлов, как шестеренные и цепные редукторы, муфты, тормоза, барабаны лебедок, полиспастные блоки, канаты и другие быстро изнашивающиеся детали, требующие регулярного техобслуживания. У объемного гидропривода есть и недостатки, например его работоспособность и безотказность зависят от температуры окружающей среды, точнее - от вязкости и других свойств рабочей жидкости.
По характеру движения выходного звена различают объемные гидроприводы вращательного, поступательного и поворотного движения, приводимые гидромотором, гидроцилиндром или поворотным гидродвигателем. По возможности регулирования различают гидроприводы регулируемые и нерегулируемые, по способу регулирования - с ручным и автоматическим управлением. В регулируемом гидроприводе скорость выходного вала может меняться.
Преимущества
К основным преимуществам гидропривода относятся:
• возможность универсального преобразования механической характеристики приводного двигателя в соответствии с требованиями нагрузки;
• простота управления и автоматизации;
• простота предохранения приводного двигателя и исполнительных органов машин от перегрузок; например, если усилие на штоке гидроцилиндра становится слишком большим (такое возможно, в частности, когда шток, соединённый с рабочим органом, встречает препятствие на своём пути), то давление в гидросистеме достигает больших значений — тогда срабатывает предохранительный клапан в гидросистеме, и после этого жидкость идёт на слив в бак, и давление уменьшается;
• надёжность эксплуатации;
• широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости выходного звена; например, диапазон регулирования частоты вращения гидромотора может составлять от 2500 об/мин до 30-40 об/мин, а в некоторых случаях, у гидромоторов специального исполнения, доходит до 1-4 об/мин, что для электромоторов трудно реализуемо;
• большая передаваемая мощность на единицу массы привода; в частности, масса гидравлических машин примерно в 10-15 раз меньше массы электрических машин такой же мощности;
• самосмазываемость трущихся поверхностей при применении минеральных и синтетических масел в качестве рабочих жидкостей; нужно отметить, что при техническом обслуживании, например, мобильных строительно-дорожных машин на смазку уходит до 50% всего времени обслуживания машины, поэтому самосмазываемость гидропривода является серьёзным преимуществом;
• возможность получения больших сил и мощностей при малых размерах и весе передаточного механизма;
• простота осуществления различных видов движения — поступательного, вращательного, поворотного;
• возможность частых и быстрых переключений при возвратно-поступательных и вращательных прямых и реверсивных движениях;
• возможность равномерного распределения усилий при одновременной передаче на несколько приводов;
• упрощённость компоновки основных узлов гидропривода внутри машин и агрегатов, в сравнении с другими видами приводов.
Недостатки
К недостаткам гидропривода относятся:
• утечки рабочей жидкости через уплотнения и зазоры, особенно при высоких значениях давления в гидросистеме, что требует высокой точности изготовления деталей гидрооборудования;
• нагрев рабочей жидкости при работе, что приводит к уменьшению вязкости рабочей жидкости и увеличению утечек, поэтому в ряде случаев необходимо применение специальных охладительных устройств и средств тепловой защиты;
• более низкий КПД чем у сопоставимых механических передач;
• необходимость обеспечения в процессе эксплуатации чистоты рабочей жидкости, поскольку наличие большого количества абразивных частиц в рабочей жидкости приводит к быстрому износу деталей гидрооборудования, увеличению зазоров и утечек через них, и, как следствие, к снижению объёмного КПД;
• необходимость защиты гидросистемы от проникновения в неё воздуха, наличие которого приводит к нестабильной работе гидропривода, большим гидравлическим потерям и нагреву рабочей жидкости;
• пожароопасность в случае применения горючих рабочих жидкостей, что налагает ограничения, например, на применение гидропривода в горячих цехах;
• зависимость вязкости рабочей жидкости, а значит и рабочих параметров гидропривода, от температуры окружающей среды;
• в сравнении с пневмоприводом — невозможность эффективной передачи гидравлической энергии на большие расстояния вследствие больших потерь напора в гидролиниях на единицу длины.
Описанные выше свойства гидравлических передач позволяет их особенно широко применять в дорожных, сельскохозяйственных, лесозаготовительных, строительных и других машинах.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы:
- был проведен обзор научно-технической литературы
- проведен патентный поиск
- разработана принципиальная гидравлическая схема
- проведен энергетический расчет
- подобраны силовые гидроцилиндры и аппаратура
- проведён гидравлический расчёт
- проведён тепловой расчёт
- спроектирован клапан подпорный в спецчасти
Графическая часть состоит из гидравлической схемы, гистограммы, циклограммы, сборочного чертежа подпорного клапана и его деталировки.
1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.3.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Машиностроение, 1979.- 557 с., ил.
2. Каверзин С. В. Курсовое и дипломное проектирование по гидроприводу самоходных машин: Учеб. пособие. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.-384 с.
3. Лекционный материал.
4. Навроцкий К. Л. Теория и проектирование гидро- и пневмоприводов: Учебник для студентов вузов по специальности «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».- М.: Машиностроение. 1991.- 384с.:ил.
5. Свешников В. К. Станочные гидроприводы: Справочник: Библиотека конструктора.-4-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2004,- 512с.: ил.
6. Тепловой расчет объемного привода гидропривода: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. / Составители Г.Н. Толстухин, М.Л. Хазиев, И.И. Мосин, В.Т. Дудкин. Набережные Челны: КамПИ, 2004, 17с.
7. Расчет надежности гидро- и пневмоприводов методом структурных схем: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 121100 / Составитель: кандидат технических наук, доцент О.П. Бударова. - Набережные Челны: КамПИ, 1999, 14с.
8. Гидропневмоавтоматика и гидропривод мобильных машин. Объёмные гидро- и пневмомашины и передачи. Под редакцией доктора технических наук, профессора В. В. Гуськова. Издательство «Высшая школа», 1987.
9. Никитин О. Ф. Объёмные гидравлические и пневмотические приводы. Учеб. пособие для техникумов. - М.: Машиностроение, 1981 - 269 с., ил.
10. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. 5-е изд.; испр. и доп. - М.: Высш.шк., 2005. - 606 с.: ил.
11. Исаев Ю. М., Корнеев В. П. Гидравлика. Гидропневмопривод. Учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа 1992.
12. Беркман И. Л. и др. Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы. Учебник для проф.-техн. училищ. М.: «Высшая школа», 1977 - 384 с. с ил.
13. Белов С.В. БЖД.- М.: Высшая школа, 2001.
14. Расчет экономической эффективности новой техники: Справочник/под ред. Великанова К.М. - Л: Машиностроение, 1990
15. ГОСТ 12447-80 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и
смазочные системы. Нормальные диаметры пневмоприводы и
смазочные системы. Условные проходы