Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические исследования младшего школьного возраста

Работа №79394

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования младшего школьного возраста……………………………………………………………….5
1.1. Природа ребенка младшего школьного возраста…………………………..5
1.2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..7
Глава 2. Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...15
2.1. Освоение младшим школьником социальных ролей……………………..15
2.2. Адаптация младшего школьника к школьному обучению………………19
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………...36


Актуальность исследования. Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие ребенка интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях -бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно-историческом подходе. В учение о структуре и динамике психологического возраста Л.С.Выготский ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристике возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, Д.И Фельдштейн и др). Было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития ребенка в нормативном пространстве возрастного развития. Вместе с тем в современной детской психологии все более остро осознается необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ребенка» как в теоретическом отношении, так и для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.
Объект исследования - становление и функционирование социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - психологические особенности отношений между развивающимся ребенком, социальной ситуацией развития и различными социальными контекстами (типы семей, образовательно-воспитательных учреждений, групп сверстников), составляющими основу социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
Цель исследования заключается в изучении особенностей социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть природу ребенка младшего школьного возраста;
2) проанализировать учебную деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте;
3) охарактеризовать освоение младшим школьником социальных ролей;
4) проанализировать адаптацию младшего школьника к школьному обучению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими психофизиологическии особенностями и определенной продолжительностью.
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Переход от дошкольного детства к школьному осуществляется через кризис 7 лет. Окончание возрастного периода также завершается так называемым «предподростковым кризисом».
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер. Игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка, но не является главенствующей.
Специфика учения – в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.
Учебная деятельность иногда трактуется как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, проявляющаяся с помощью предметных и познавательный действий.
Переход от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту уникален тем, что в этом возрасте социальная ситуация развития целенаправленно изменяется в соответствии с общественно заданной траекторией развития ребенка, его переходом на новую ступень образовательно-воспитательного процесса. Общество ставит перед ребенком особую задачу освоения новой социальной ситуации развития и становления новой субъектности, что происходит в процессе принятия и присвоения новой социальной позиции школьника. Анализ того, как ребенок решает эти задачи, позволит более четко дифференцировать основные структурные компоненты социальной ситуации развития в их динамической взаимосвязи и взаимообусловленности.



1. Баянова Л.Ф., Байрамян Р.M. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развитии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №2. - С.14-21.
2. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. 304 с.
3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
4. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 1. - С. 67-70.
5. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
6. Иванова И.П., Патеева О.В. Изучение влияния семьи на развитие личности младшего школьника // Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Чебоксары, 15 декабря 2015 г.). Чебоксары, 2016. С. 83-90.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
8. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
9. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
10. Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
11. Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Тревожность и агрессия как показатели проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации. - Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 15-23.
12. Лукашевич В.В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
13. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. Издательство: Питер, 2019. - 400с.
14. Москвина А.С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2015. – №1. – С.286-290. – Режим доступа: http://www.arteducation.ru/electronic-journal/prichiny-i-profilaktika-shkolnoy-neuspevaemostiuchashchihsya-nachalnoy-shkoly (Дата обращения 29.12.2020).
15. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
16. Николаева Е.С. К вопросу о психологических особенностях поколения Z //Проблемное поле современной семьи. Материалы I Международной научно-практической конференции МГГУ им. М.А.Шолохова, 18-19 июня, 2015г., с. 151-155.
17. Павелко Н. Н., Павлов С.О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.
18. Попова А.В., Шадрина С.Н. Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. Т.6. С. 187-189.
19. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ