Гидравлический привод применяется на дорожно-строительных, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных, лесозаготовительных и лесохозяйственных, мелиоративных, транспортных и других самоходных машинах различного технологического назначения. Также он используется в качестве привода рабочего оборудования, колесного или гусеничного движителя, выносных опор и рулевого управления. В настоящее время около 90% самоходных машин различного технологического назначения оснащено гидроприводом. В дальнейшем процент гидрофицированных машин еще более увеличится.
Основные преимущества гидропривода: плавность и равномерность движения рабочих органов, возможность получения больших передаточных отношений, возможность бесступенчатого регулирования скоростей в широком диапазоне. А также простота преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и возвратно-поворотное, малый момент инерции, обеспечивающий быстрое реверсирование, легкость стандартизации и унификации основных элементов, небольшой вес и малые габариты гидрооборудования. Сравнительно высокий КПД, мгновенность передачи командных импульсов, простота предохранительных устройств и их высокая надежность; легкость управления и регулирования, самосмазываемость оборудования также относятся к преимуществам гидропривода.
В настоящее время в нашей стране так же, как и в зарубежных странах, практически невозможно назвать такую отрасль промышленности или сельского хозяйства, в которых не применялся бы гидропривод.
В строительно-дорожных машинах применение гидроприводов дало большой эффект. Уменьшена масса и стоимость машин, обеспечены практически неограниченные возможности для создания различных компоновок машин с принципиально новыми свойствами, благодаря возможности расположения гидродвигателей непосредственно у рабочих органов машин, а насосов в двигательном отсеке. Гидроприводы применяются в экскаваторах, бульдозерах, грейдерах, самоходных кранах, автопогрузчиках, мусоровозах и во многих других строительно-дорожных машинах. Они являются основным видом приводов, осуществляющих подъем и опускание грузов, перемещение многочисленных рабочих органов.
Рассматриваемая в данной выпускной квалификационной работе коммунально-строительная многоцелевая машина МКСМ-800Н содержит объемный гидропривод, включающий в себя насосы, гидромоторы, а также регулирующие и направляющие аппараты, в частности, к таким устройствам относится джойстик или блок управления распределителями.
Джойстик экскаватора или погрузчика - это специальное оборудования позволяющее с высокой точностью осуществлять управление навесным оборудованием спецтехники при выполнении различных работ. На экскаваторах, экскаваторах-погрузчиках, мини-погрузчиках, фронтальных погрузчиках и прочих видах техники с навесным оборудованием существуют три вида джойстиков: механические, электрические и гидравлические, так называемые гидроджойстики.
Гидравлические джойстики предназначены для дистанционного управления золотниками основного (силового) гидрораспределителя на мобильной технике, а так же в производственных и промышленных гидролиниях.
Джойстики применяемые в органах управления на спецтехнике выступают аналогом рычагов, однако в отличие от последних более удобны по ряду причин:
- джойстики повышают точность при манипуляциях с навесным оборудованием;
- положение тела оператора при работе с джойстиками оптимально расположено в кресле и как следствие не устают, руки, спина и поясница;
- отсутствие рычагов в кабине значительно улучшает обзор с рабочего места оператора, а так же освобождает дополнительное место для его ног и позволяет оператору принять максимально удобную позу при длительных и сложных работах[ 1].
В МКСМ-800Н установлен джойстик с механическим управлением, что значительно снижает управляемость аппаратом и усложняет всю конструкцию.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы (далее ВКР) обусловлена улучшением управления, упрощением, а также повышением общей надежности конструкции блока управления (джойстика). Помимо удобства в управлении, гидравлические джойстики позволяют плавно изменять скорость и направление движения при любых нагрузках, облегчить работу оператора и улучшить эксплуатационные характеристики техники.
Целью ВКР является модернизация гидравлической системы машины коммунально-строительной многоцелевой 800Н.
Задачи:
1) изучение основных теоретических материалов по данной машине;
2) переработка гидравлической схемы;
3) проведение основных расчетов по гидроприводу;
4) модернизация системы управления рабочим оборудованием, при помощи замены механического джойстика на гидравлический.
Объект исследования: гидравлическая система одноковшовых экскаваторов.
Предмет исследования: гидравлическая система машины коммунально-строительной многоцелевой 800Н.
Для выполнения поставленной задачи по модернизации гидравлической системы многофункциональной коммунально-строительной машины 800Н были проведены следующие работы:
1. Изучены основные теоретические материалы по данной машине;
2. Проведены основные расчеты гидропривода (энергетический расчет объемного гидропривода, гидравлический расчет объемного гидропривода, энергетический расчет насосной установки, тепловой расчет).
3. Модернизирована система управления рабочим оборудованием, при помощи замены механического джойстика гидравлическим. С целью повышения гидравлического КПД по сравнении с прототипом спроектирован новый гидравлический джойстик.
4. Переработана гидравлическая схема: подобраны 2 новых гидрораспределителя с гидравлическим управлением от гидравлического джойстика, а также редукционный клапан для его питания.
1. Свешников В.К. Гидрооборудование: Международный
справочник. Книга 1. Насосы и гидродвигатели: номенклатура, параметры, размеры, взаимозаменяемость. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 2001. - 360 с.
2. Машина коммунально-строительная многоцелевая 800Н:
Руководство по эксплуатации. ОАО «Курганмашзавод», 2007. - 271с.
3. Каверзин, С. В. Курсовое и дипломное проектирование по гидроприводу самоходных машин: учеб. пособие / С. В. Каверзин. - Красноярск, ПИК «Офсет», 1997. - 384 с.
4. Патент РФ 2574440. Гидросистема управления строительно - дорожной машины с регулятором для управления насосом / С. В. Павлович, В. А. Казанский, Л. В. Кондратчик; Заявл. 14.02.2014. Опубл. 20.11.2015. Бюл. №32.
5. Патент РФ 23888. Гидравлическая система управления погрузчиком-экскаватором / И. А. Денисов, В. М. Быков; Заявл. 17.01.2002. Опубл. 20.07.2002. Бюл. №11
6. Патент РФ 2092658. Гидропривод одноковшового фронтального погрузчика / А. Н. Смирнов, В. П. Автушко, Н. Ф. Метлюк, И. К. Симаков; Заявл. 10.12.1992. Опубл. 10.10.1997. Бюл. №3
7. Патент РФ 2108427. Гидропривод одноковшового экскаватора- погрузчика / М. Г. Щербаков, В. А. Проскурин, В. В. Лещинский, Е. Н. Коропец, В. С. Лесык, П. В. Пивовар, А. М. Рековец, И. А. Семененко; Заявл. 12.25.1995. Опубл. 10.04.1998. Бюл. №17
8. Патент РФ 2270371. Блок управления гидросистем / Л. Н. Копылов, А. И. Павлов; Заявл. 29.06.2004. Опубл. 20.02.2006. Бюл. №5
9. Патент РФ 2006557. Гидропривод одноковшового экскаватора с устройством разгрузки / Ю. И. Сафонов, В. В. Васенькин; Заявл. 04.04.1991. Опубл. 30.01.1994. Бюл. №24
10. Кондаков Л.А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем / Л.А. Кондаков. М. : Машиностроение, 1982. 217 с. : ил.
11. Свешников В.К. Гидрооборудование: Международный
справочник. Книга 2. Гидроаппаратура: Номенклатура, параметры, размеры, взаимозаменяемость. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 2002. —
508 с.:ил.
12. Чупраков Ю.И. Гидропривод и средства гидроавтоматики. М.: Машиностроение, 1979. - 232 с.
13. Башта Т. М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.,
«Машиностроение», 1972, 320 с.