ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……........6
1.1. Анализ законодательства, регулирующего работу органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов………………...6
1.2. Политика государства в области социальной защиты инвалидов……….10
1.3. Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению соблюдения действующего законодательства по реабилитации и абилитации инвалидов………………………………………………………...21
ГЛАВА 2. РАБОТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ……………………………………………………........................27
2.1. Общая характеристика регионального законодательства в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Омской области…………………..27
2.2. Анализ деятельности органов социальной защиты населения на территории Омской области по реабилитации и абилитации инвалидов……34
2.3. Анализ содержания региональных мер по реабилитации и абилитации инвалидов………………………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..61
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») .
Актуальность исследования обусловлена изменениями в законодательстве, регулирующем вопросы социальной поддержки инвалидов, послужившими причиной постепенного перехода от медицинской к социальной модели инвалидности. В рамках социальной модели особое внимание уделяется интеграции инвалидов в социальную среду и обеспечению условий для их самостоятельной жизни. Механизмом достижения основных целей социальной модели инвалидности является социальная реабилитация.
В настоящее время в системе социальной реабилитации инвалидов происходит ряд преобразований, включающих изменение порядка реализации индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации инвалида, внедрение новых поставщиков социальных услуг из числа коммерческих и некоммерческих организаций, активное применение информационных и коммуникационных технологий, формирование безбарьерной среды, проведение независимой оценки качества социальных услуг. Указанные изменения достаточно противоречивы, поскольку, с одной стороны, они направлены на повышение доступности социальной реабилитации инвалидов, но согласно оценкам получателей данного вида услуг, эта цель не всегда достигается, а выбранные средства в некоторых случаях осложняют процесс получения услуг социальной реабилитации. Социологами рассматривались проблемы реабилитации инвалидов, но обеспечение доступности социальной реабилитации инвалидов не являлось предметом их изучения и приобретает все большую актуальность.
Степень разработанности темы исследования. На современном этапе развития реабилитации и абилитации инвалидов представлены многочисленные исследования. Так, преломление проблем инвалидности в современном российском обществе осмыслялось в работах Е.И. Холостовой, А.В. Ефремова, Н.В. Васильевой, Т.А. Добровольской, М.П. Левицкой, С.Г. Мезенина. Достаточно основательно и подробно рассмотрены аспекты, связанные со становлением новых моделей социальной политики, технологиями реабилитации и абилитации инвалидов.
Объект исследования – система реабилитации и абилитации инвалидов.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, регулирующих организационно-правовые механизмы работы органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов (на примере Омской области).
Цель исследования заключается в комплексном анализе организационно-правовых механизмов работы органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов (на примере Омской области).
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ законодательства, регулирующего работу органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов;
2) исследовать политику государства в области социальной защиты инвалидов;
3) рассмотреть особенности организации работы органов социальной защиты населения по обеспечению соблюдения действующего законодательства по реабилитации и абилитации инвалидов;
4) охарактеризовать региональное законодательство в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Омской области
5) провести анализ деятельности органов социальной защиты населения на территории Омской области по реабилитации и абилитации инвалидов
6) проанализировать содержание региональных мер по реабилитации и абилитации инвалидов.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. На современном этапе развития общества и государства существует множество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реабилитации и абилитации инвалидов.
В целом российское законодательство учитывает, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в защите принадлежащих им прав больше, нежели иные категории граждан.
Одновременно в российской правовой системе в настоящее время идет процесс гармонизации законодательства как о социальной защите и поддержке инвалидов в целом, так и о реабилитации и абилитации инвалидов.
2. Существуют и проблемы законодательного регулирования деятельности органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов, для решения которых необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета, ужесточение контроля за целевым использованием средств, повышение юридической ответственности за нарушение прав инвалидов, устранение пробелов правового регулирования, экономическое и правовое обеспечение внедрения инновационных форм социальной поддержки инвалидов (поддерживаемое проживание, сопровождаемая занятость и т.д.).
3. Система реабилитации инвалидов представляет собой совокупность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, независимо от возможностей принадлежности и осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Целью создания системы реабилитации инвалидов является обеспечение оптимальных условий для проведения последовательных мероприятий по реализации целевых и индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направленных на восстановление их личностного и социального статуса и интеграции инвалидов в семью и общество. В настоящее время в РФ существуют учреждения реабилитационной направленности в системе здравоохранения, социальной защиты, образования, органов по труду и занятости и др.
4. На 1 февраля 2020 года в Омской области проживало 132,2 тыс. инвалидов.
Из общего числа проживающих в регионе лиц с инвалидностью в городе Омске проживает 56,5 процентов (74,7 тыс. человек), в муниципальных районах Омской области - 43,5 процента (57,4 тыс. человек).
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня общей инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2017 года в регионе проживало 137,0 тыс. инвалидов, на 1 января 2018 года – 134,9 тыс. инвалидов, на 1 января 2019 года - 133,7 тыс. инвалидов, на 1 января 2020 года - 132,4 тыс. инвалидов. Снижение общей численности инвалидов в регионе происходит за счет ежегодного уменьшения числа инвалидов войны, участников войны, ставших инвалидами, военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, бывших несовершеннолетних узников фашизма, инвалидов вследствие радиационного воздействия.
5. Государственной программой Омской области «Доступная среда, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 261-п (ред. от 26.05.2021) предусмотрены мероприятия, которые позволят решить социально значимую задачу по устранению или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также развитие ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов.
6. Все сферы – образование, здравоохранение, трудоустройство, культурная жизнь, отдых, транспорт, связь – должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса по реализации программ реабилитации инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового обеспечения. Вместе с тем, как отмечают региональные эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, реализуются недостаточно активно. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6928.
5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, № 9, ст. 1018.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, № 4, ст. 453.
7. Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 01.08.2016, № 31, ст. 5040.
8. Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2017.
9. Приказ Минтруда России от 09.11.2017 № 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 26.10.2020, № 43, ст. 6790.
11. Закон Омской области от 26.07.2011 № 1373-ОЗ (ред. от 16.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Омской области» // Омский вестник, № 31, 29.07.2011.
12. Закон Омской области от 21.07.2009 № 1174-ОЗ (ред. от 31.03.2020) «О квотировании рабочих мест в Омской области» // Омский вестник, № 67, 24.07.2009.
13. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 (ред. от 07.05.2018) «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // Омский вестник, № 30, 28.06.2013.
14. Указ Губернатора Омской области от 14.09.2010 № 86 (ред. от 13.08.2019) «О дополнительной мере социальной поддержки отдельным категориям граждан» (вместе с «Порядком предоставления инвалидам и детям-инвалидам, ограниченным в способности к передвижению и нуждающимся в кресле-коляске в качестве технического средства реабилитации, инвалидам по зрению, нуждающимся в обеспечении собакой-проводником с комплектом снаряжения в качестве технического средства реабилитации, проживающим на территории Омской области, дополнительной меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости транспортной услуги «Социальное такси», входящей в перечни дополнительных социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области») // Омский вестник, № 32, 16.08.2019.
15. Указ Губернатора Омской области от 31.08.2009 № 104 (ред. от 04.02.2021) «О Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области» (вместе с «Положением о Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области») // Омская правда, № 97, 09.09.2009.
16. Постановление Правительства Омской области от 22.04.2015 № 85-п (ред. от 26.05.2021) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с обеспечением трудовых прав работающих инвалидов» // Омский вестник, № 17, 01.05.2015.
17. Постановление Правительства Омской области от 23.01.2013 № 7-п (ред. от 15.09.2015) «Об утверждении перечня заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание» // Омский вестник, № 3, 25.01.2013.
18. Постановление Правительства Омской области от 16.10.2013 № 261-п (ред. от 26.05.2021) «Об утверждении государственной программы Омской области «Доступная среда» // Омский вестник, № 50, 26.10.2013.
19. Постановление Правительства Омской области от 25.04.2012 № 95-п (ред. от 24.03.2021) «О региональном перечне технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду» (вместе с «Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации, включенных в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду») // Омский вестник, № 19, 04.05.2012.
20. Постановление Правительства Омской области от 25.04.2018 № 110-п (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Порядка организации проведения оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на территории Омской области» // Омский вестник, № 17, 04.05.2018.
21. Постановление Правительства Омской области от 12.10.2016 № 300-п (ред. от 24.03.2021) «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Омской области» // Омский вестник, № 42, 21.10.2016.
22. Постановление Правительства Омской области от 25.02.2013 № 28-п (ред. от 28.10.2020) «Об утверждении Порядка оказания содействия инвалидам в обустройстве жилых помещений» // Омский вестник, № 12, 01.03.2013.
23. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 28.02.2020 № 28-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2020.
24. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 01.04.2020 № 42-п (ред. от 02.12.2020) «Об отдельных вопросах реализации дополнительного мероприятия в области содействия занятости населения по содействию работодателям в обеспечении трудовых прав работающих инвалидов и признании утратившими силу отдельных приказов Главного управления государственной службы занятости населения Омской области» (вместе с «Порядком работы комиссии по отбору работодателей на предоставление субсидий») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020.
25. Приказ Управления здравоохранения Администрации г. Омска от 06.07.2005 № 377 «О контроле за проведением реабилитационных мероприятий инвалидам» // СПС КонсультантПлюс.
26. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
27. Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: дис. … к-та юрид. наук: 12.00.05. М., 2002. 189 с.
28. Бронников В.А. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов // Социальная работа. 2019. № 7. С. 23–26.
29. Выдрин И.В., Выдрина И.И. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики // «Современное право», 2019, № 9. С. 11 – 13.
30. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
31. Громова О.В. Комплексная реабилитация больных и инвалидов в реабилитационных центрах: учеб. пособие. М.: ИКЦ «Колос-с», 2018. 114 с.
32. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
33. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учеб. М.: Проспект, 2001. С. 42.
34. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05. М., 2006. С. 146–147.
35. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
36. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020. 248 с.
37. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
38. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
39. Златковская О.Г. Индивидуальное дистанционное сопровождение инвалида в процессе комплексной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 9. С. 98–101.
40. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
41. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.
42. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М: Юстицинформ, 2009. 656 с.
43. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
44. Реабилитация – XXI век: традиции и инновации: материалы III Национального конгресса с международ. участием, Санкт-Петербург, 25 – 26 ноября 2020 года / Минтруд России; [Глав. ред. д-р мед. наук, проф. Г.Н. Пономаренко; ред. коллегия: д-р мед. наук, проф. В.Г. Помников, канд. мед. наук Е.М. Васильченко, канд. мед. наук, доц. О.Н. Владимирова, канд. биол. наук А.В. Шошмин, К.Н. Рожко]. – Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2020. – 348 с.
45. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
46. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.