Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении

Работа №79386

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении……………7
1.1. Школа и ее роль в социализации старшеклассников в условиях модернизации системы образования…………………………………………….7
1.2. Педагогические условия социализации старшеклассников в образовательном учреждении…………………………………………………..10
Глава 2. Исследование по формированию социализации старшеклассников в образовательном учреждении…………………………………………………..14
2.1. Социально-педагогический анализ сформированности социализации старшеклассников в условиях образовательного учреждения……………….14
2.2. Технология социально-педагогического сопровождения развития социализации старшеклассников……………………………………………….20
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию социализации старшеклассников в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………..31


Актуальность и значимость исследования. Поиск эффективных факторов процесса социализации старших школьников, позволяющих выстраивать процесс воспитания в образовательной организации таким образом, чтобы было обеспечено успешное взросление подрастающего поколения является одним из современных требований, что обосновано изменениями, происходящими в эпоху современного общества, одной из характеристик которого является понятие «транзитивность». Данное понятие предполагает наличие изменчивости, неопределенности и множественности. Для «транзитивного общества» характерны неясность и постоянная трансформация общественных норм, ценностей и эталонов.
На современном этапе развития общества и государства значительные изменения претерпевают все группы факторов социализации, что приводит к усложнению ситуации взросления старших школьников, затруднениям в ходе построения моделей социализации. Существенное влияние на процессы социализации старшеклассников оказывают такие факторы, как расширение пространства межличностных контактов и информационное поле в целом.
В силу возрастных особенностей учащиеся старших классов активно вовлечены в процесс интеграции ценностей и взглядов в свою систему мировоззрения. Однако ценностные представления разных агентов социализации подрастающего поколения зачастую не согласуются между собой. Такие различия могут наблюдаться даже среди близкого окружения учащихся старших классов, в том числе родителей, учителей, сверстников. Одновременно, модели поведения, нормы и ценности, транслируемые современными СМИ, могут не совпадать с ценностями и эталонами общества, государства, страны. Таким образом, различные агенты социализации могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. Взрослые, непосредственно занимающиеся социализацией старшеклассников, должны учитывать эти обстоятельства в воспитательном процессе, выделяя своевременно положительные и отрицательные стороны влияния агентов социализации, находить условия и приемы усиления положительных и компенсации негативных проявлений. В связи с изменениями в воспитывающем пространстве подрастающего человека, которые происходят в процессе его взаимодействия с многозначными условиями социализации, существенно возрастает актуальность изучения значимых факторов воспитания для понимания сущности процесса и последующего построения моделей успешной социализации современных старшеклассников.
Границы исследования. Исследование по формированию социализации старшеклассников в образовательном учреждении проводилось нами в течение учебного года на базе МБОУ Средняя школа № 37, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Западный бульвар, 20А. В эксперименте приняли участие учащиеся 9 Б класса.
Теоретической базой исследования послужили научные труды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Г.М. Андреевой, И.С. Кони, Д.И. Фельдштейна, А.В. Мудрик, Т.Д. Марцинковской, А.И. Донцова, Е.М. Дубовской, О.И. Ефимоврй, В.Г. Казанской, исследовавшие проблему эффективной социализации средних и старших школьников
Степень научной разработанности темы исследования. Отечественные ученые, занимавшиеся вопросами социализации детей средней и старшей школы, подчеркивали важность опоры именно в пространстве отечественных социокультурных матриц социализации, которые служат как бы культурно-историческим субстратом, «питающей почвой» для разработки средств, приемов, методов социализации очередного подрастающего поколения . Многие из перечисленных выше отечественных ученых выделяют некоторые основные результаты социализации. К ним в основном относят научение социализируемых быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, ролям и обязанностям, хорошую адаптацию к социальной среде, интеграцию в жизнь общества.
Обобщая наработки Г.М. Андреевой и Е.П. Белинской, изучавших сущность процесса социализации, можно констатировать, что социализация — это трехсторонний процесс. С одной стороны, он включает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой — это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активного включения в социальную среду. Наконец, с третьей стороны, социализация включает социальное творчество индивида как необходимое условие социальных изменений. При этом социальное творчество понимается как своеобразный «прорыв» в принципиально ненормативное пространство, отражающий процесс создания человеком новых областей социальной практики . На наш взгляд, именно такое триединство может обеспечить подростку успешность социализации и возможность самореализации в современном обществе. Решение различных задач в ходе обеспечения эффективной социализации подростков требует от взрослых гибкости, умения быть в контакте с обучающимися, чтобы своевременно привносить необходимые изменения в процесс воспитания. Такой подход предъявляют особые требования к ведущим институтам социализации ребенка — семье и образовательным организациям.
Объектом исследования является социализация как процесс социального становления личности.
Предмет исследования – процесс социализации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в анализе процесса социализации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть школу и ее роль в социализации старшеклассников в условиях модернизации системы образования;
2) проанализировать педагогические условия социализации старшеклассников в образовательном учреждении;
3) провести исследование по формированию социализации старшеклассников в образовательном учреждении;
4) предложить технологии социально-педагогического сопровождения развития социализации старшеклассников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической и методической научной литературы, учебных пособий и образовательных программ для учащихся общеобразовательных учреждений; наблюдение за педагогической деятельностью учителя и учащихся, изучение передового опыта педагогов-практиков, проведение опытного обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные технологии будут способствовать изменению уровня социализации старшеклассников.
Решение поставленных задач обусловило структуру нашей работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеется также список используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
Современная ситуация развития проблемы социализации характеризуется неопределенностью дефиниций. Исследователи упрощенно относятся к понятиям социальной психологии, таким как социальные системы, социальное пространство, роли, экспектации и пр., Проблема состоит в том, что ученые не стремятся выделить единицы, соответствующие социальным понятиям, а ограничиваются туманными терминами. Более того в социальной психологии отсутствует ясная концептуализация обобщенных целостностей, которые возникают в результате взаимодействия, определенных систем и классов, относящихся к социально-психологическим феноменам. Такое положение, в свою очередь, влияет на сложности осознания взаимоотношений между субчастями. Совершенно очевидно, что, несмотря на существенные попытки поиска теоретического решения этой фундаментальной проблемы, ученые в определенной степени обходят принципиально важные вопросы относительно возникающих феноменов. Вместе с тем без точного понимания единиц, и взаимоотношений между социально-психологическими структурами наиболее полное проникновение в природу возникающих явлений существенно затруднено.
«Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства» .
Согласно самому общему определению, социализация личности - процесс вхождения (интеграции) ее в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
Школьная социализация ребенка осуществляется как за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, но и благодаря особой атмосфере школьной жизни. Основная цель работы любого школьного педагога-психолога – содействие созданию благоприятных условий для обучения, личностного развития подростка, успешной социализации обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Нами было организовано исследование, целью которого стало опытно-экспериментальным путем провести социально-педагогический анализ сформированности социализации старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.
В задачи исследования входило:
1) Организовать констатирующий этап исследования.
2) Предложить технологии социально-педагогического сопровождения развития социализации старшеклассников.
3) Провести контрольный этап исследования.
Организованное нами исследование проходило на базе МБОУ Средняя школа № 37, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Западный бульвар, 20А. В эксперименте приняли участие учащиеся 9 Б класса.
Для оценки результатов, качества образования можно использовать психологические методы исследования. Высокая степень объективности результатов обеспечивается применением метода наблюдения, но в силу затруднения его использования в условиях массовой школы наиболее распространённым становится метод психодиагностики. При этом встает задача выбора адекватных, информативных, нетрудоёмких диагностических методик. Для оценки результатов социализации школьников данными характеристиками, на наш взгляд, обладает методика М.И. Рожкова. Методика подходит для групповой диагностики, занимает немного времени для проведения, бланк ответов удобен для занесения ответов и подсчёта, при этом количественную обработку (подсчёт баллов) можно доверить самим школьникам.
На констатирующем этапе исследования нами был отмечен низкий уровень социализации старшеклассников и организована работа социально-педагогического сопровождения развития социализации старшеклассников, а именно нами были выделены основные направления социализации учащихся в школе:
1. Досуг и внеклассные мероприятия.
2. Краеведческая работа.
3. Занятия спортом.
4. Исследовательские проекты.
5. Участие в олимпиадах различного уровня.
6. Сотрудничество с родителями.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения воспитательной функции семьи. Родители проводят много времени на работе, зарабатывая деньги на содержание семьи. Поэтому мы считаем, что сотрудничество с родителями крайне важно. Участие родителей практически во всех делах оказывает положительное влияние на учащихся. Каждый ребенок гордится, если рядом с ним трудится или соревнуется мама или папа.
Организация работы с родителями в системе позволяет объединить совместные усилия семьи и школы по формированию социально благоприятной среды для воспитания детей.
Занятия спортом дают возможность детям возможность неформального общения, взаимодействия с окружающими, что тоже способствует социализации детей.
В результате реализации на практике работы социально-педагогического сопровождения развития социализации старшеклассников мы наблюдаем повышение социальной активности старшеклассников экспериментальной группы – у 19% отмечен ее высоки уровень, у 57% - средний.
Также нами отмечено повышение уровня адаптированности старшеклассников – высокий (27%) и средний (59%).
А вот уровень нравственности повысился, но незначительно. Это говорит о том, что процесс формирования нравственности долгий и не ограничивающийся рамками образовательного учреждения.
После формирующего этапа исследования уровень автономности личности старшеклассников повысился - высокий 19%, средний 37%.



1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. (Серия «Библиотека школьного психолога»). URL: http://www.studfiles.ru/ preview/2626386/. (Дата обращения 22.03.2020)
4. Беляев Г.Ю. Социокультурные матрицы социализации — культурно-исторические векторы культурных форм воспитания // Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 21–33. URL: http://www.pmedu. ru/index.php/ru/zhurnaly-2012-g/vypusk-2. (Дата обращения 22.03.2020)
5. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа? (XXI век: ожидаемые и желательные изменения системы народного образования России) / И.В. Бестужев‐Лада Н.П. Гришаева Е.Ю. Колесникова Е.И. Пронина. под ред. И.В. Бестужева‐Лады. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
6. Бойцова Н.В. Внутренняя и внешняя мотивация профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2017. № 3 (23). С. 84–85.
7. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2018. 320 c.
8. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
9. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. № 1. С. 29–32
10. Ильиных И.Н. Мотивация достижения как фактор совершенствования инновационной деятельности преподавателей высшей школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 109–114.
11. Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78–81.
12. Милехин А. В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования / А.В. Милехин // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2011. – № 3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/ psyedu_ru_2011_3_2461.pdf (Дата обращения 14.03.2020).
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1981. 816 с.
14. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
15. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. - М: Педагогика, 1985. - 57 с.
16. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико‐методологические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография/ под ред. М. В. Рыбаковой. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 243 с.
17. Пронина Е.И., Гришаева Н.П. Школа и ее роль в социализации старшеклассников в условиях модернизации системы образования // PRIMO ASPECTU Издательство: Волгоградский государственный технический университет 2019. № 2 (38). С. 21 – 27.
18. Савенков А.И. Педагогическая психология: В 2 т. Т. 1. М.: Academia, 2018. 272 c.
19. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 279–282.
20. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования: монография. М.: МИФИ, 2017. – 148 с
21. Современные проблемы образования, педагогики, социализации детей в контексте инновационных практик: монография / под ред. Б.С. Павлова. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 200 с.
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Academia, 2019. 16 c. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2014. 23 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ