ИНСТИТУТ ЭКСТРАДИЦИИ ПРЕСТУПНИКОВ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
|
Введение 2
Глава I. Теоретическое содержание института выдачи преступников в современном международном праве 5
Введение 2
Глава I. Теоретическое содержание института выдачи преступников в современном международном праве 5
§ 1.2 Понятие выдачи преступников. 11
§ 1.4 Преступления, влекущие выдачу 28
§ 1.5 Основания, отказа в выдаче 33
Глава II. Механизмы, реализации экстрадиции. в международном праве 39
§ 2.4 Анализ, договоров о правовой, помощи 56
Заключение 63
Список использованной литературы
Глава I. Теоретическое содержание института выдачи преступников в современном международном праве 5
Введение 2
Глава I. Теоретическое содержание института выдачи преступников в современном международном праве 5
§ 1.2 Понятие выдачи преступников. 11
§ 1.4 Преступления, влекущие выдачу 28
§ 1.5 Основания, отказа в выдаче 33
Глава II. Механизмы, реализации экстрадиции. в международном праве 39
§ 2.4 Анализ, договоров о правовой, помощи 56
Заключение 63
Список использованной литературы
Актуальность исследования определяется важностью международного сотрудничества в борьбе с преступностью в современных условиях, в том числе, посредством такого правового механизма как экстрадиция. В современных условиях нарастает угроза безопасности. Преступность давно вышла за национальные пределы, и представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества, в свою очередь, это требует активизации усилий в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности и привлечению лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, к ответственности. Эффективная борьба с преступностью возможна только благодаря комплексному взаимодействию всех компетентных структур и учреждений государств, при безусловном исполнении ими международных обязательств.
В настоящее время наибольшую угрозу безопасности европейского и мирового сообщества в целом представляют такие виды транснациональных организованных преступлений, как терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных сильнодействующих и ядовитых веществ, незаконный оборот оружия, хищения радиоактивных материалов, фальшивомонетничество, легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности и многие другие.
С учетом происходящих процессов глобализации, высокого уровня миграции, транснациональной преступности, вопросы выдачи лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, приобретают все большее значение. Современная мировая действительность требует повышенного и адекватного внимания со стороны правоохранительных органов, а своевременное реагирование в сфере борьбы с преступностью должно осуществляться в максимально короткие сроки и в упрощенном порядке. Необходима консолидация усилий правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности, мира и стабильности на планете. Без скоординированных действий всего мирового сообщества процесс привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности значительно усложнится. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора непосредственно затрагивает государственный суверенитет и представляет собой одно из наиболее сложных по непосредственному осуществлению мероприятие.
Актуальность рассмотрения проблем данного правового института предопределена необходимостью дальнейшего совершенствования международного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, расширением рамок данного взаимодействия. При осуществлении запросов о выдаче правоохранительные органы разных стран сталкиваются с множеством противоречий и пробелов правовой регламентации данного института, что значительно снижает его эффективность. Все это как нельзя лучше отражает актуальность выбранной темы, своевременность и важность её изучения.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой природы и механизма экстрадиции в международном праве. Указанная цель конкретизируется в ряде задач, важнейшими из которых являются:
• рассмотрение понятия экстрадиции;
• анализ правовых форм экстрадиции и отграничение от смежных процедур передачи лица, виновного или обвиняемого в совершении преступления;
• изучение этапов развития экстрадиционного процесса;
• изучение источников экстрадиции в международном праве и их классификации;
• анализ условий выдачи и оснований отказа в ней, правовой регламентации доставки лица в рамках экстрадиции;
• рассмотрение правового статуса экстрадируемого лица;
• обзор практики выдачи преступников;
• выявление проблем и противоречий в правовом регулировании механизма экстрадиции.
Степень разработанности темы. Специализированная научная литература в области исследования проблем экстрадиции достаточно богата материалами и исследованиями, которые сыграли важную роль в процессе написания данной работы. В частности, были использованы работы Валеева P.M., Мартенса Ф.Ф., Каюмовой А.Р., Галенской Л. Н., Бирюкова П.Н., Васильева Ю.Г., Волженкиной В.М., Лукашука И.И., Лазутина Л.А., и др.
Для написания данной дипломной работы также были изучены диссертационные исследования Сафарова Н.А., Дамирчиева Э.И., Климовой Панюшкиной О.В.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является институт экстрадиции в праве Европейского союза, предметом исследования - доктринальные источники, международно-правовые нормы и нормы национальных законодательств, судебная практика.
Структура дипломной работы определяется целью, задачами, а также логикой исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативно-правовых источников и специальной литературы, использованных при написании данной работы.
В настоящее время наибольшую угрозу безопасности европейского и мирового сообщества в целом представляют такие виды транснациональных организованных преступлений, как терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных сильнодействующих и ядовитых веществ, незаконный оборот оружия, хищения радиоактивных материалов, фальшивомонетничество, легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности и многие другие.
С учетом происходящих процессов глобализации, высокого уровня миграции, транснациональной преступности, вопросы выдачи лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, приобретают все большее значение. Современная мировая действительность требует повышенного и адекватного внимания со стороны правоохранительных органов, а своевременное реагирование в сфере борьбы с преступностью должно осуществляться в максимально короткие сроки и в упрощенном порядке. Необходима консолидация усилий правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности, мира и стабильности на планете. Без скоординированных действий всего мирового сообщества процесс привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности значительно усложнится. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора непосредственно затрагивает государственный суверенитет и представляет собой одно из наиболее сложных по непосредственному осуществлению мероприятие.
Актуальность рассмотрения проблем данного правового института предопределена необходимостью дальнейшего совершенствования международного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, расширением рамок данного взаимодействия. При осуществлении запросов о выдаче правоохранительные органы разных стран сталкиваются с множеством противоречий и пробелов правовой регламентации данного института, что значительно снижает его эффективность. Все это как нельзя лучше отражает актуальность выбранной темы, своевременность и важность её изучения.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой природы и механизма экстрадиции в международном праве. Указанная цель конкретизируется в ряде задач, важнейшими из которых являются:
• рассмотрение понятия экстрадиции;
• анализ правовых форм экстрадиции и отграничение от смежных процедур передачи лица, виновного или обвиняемого в совершении преступления;
• изучение этапов развития экстрадиционного процесса;
• изучение источников экстрадиции в международном праве и их классификации;
• анализ условий выдачи и оснований отказа в ней, правовой регламентации доставки лица в рамках экстрадиции;
• рассмотрение правового статуса экстрадируемого лица;
• обзор практики выдачи преступников;
• выявление проблем и противоречий в правовом регулировании механизма экстрадиции.
Степень разработанности темы. Специализированная научная литература в области исследования проблем экстрадиции достаточно богата материалами и исследованиями, которые сыграли важную роль в процессе написания данной работы. В частности, были использованы работы Валеева P.M., Мартенса Ф.Ф., Каюмовой А.Р., Галенской Л. Н., Бирюкова П.Н., Васильева Ю.Г., Волженкиной В.М., Лукашука И.И., Лазутина Л.А., и др.
Для написания данной дипломной работы также были изучены диссертационные исследования Сафарова Н.А., Дамирчиева Э.И., Климовой Панюшкиной О.В.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является институт экстрадиции в праве Европейского союза, предметом исследования - доктринальные источники, международно-правовые нормы и нормы национальных законодательств, судебная практика.
Структура дипломной работы определяется целью, задачами, а также логикой исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативно-правовых источников и специальной литературы, использованных при написании данной работы.
Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что экстрадиция преступников не самый простой, а порой и очень сложный процесс. Каждое государство желает в полной мере отстоять свои интересы. Данный фактор накладывается на то, что в условиях глобализации каждая страна, так или иначе должна считаться с интересами других властей.
Несомненно, институт экстрадиции преступников играет значительную роль в осуществлении государствами своих уголовно-процессуальных функций. Каждая страна заинтересована в ограничении деятельности криминальных элементов на своей территории. С использованием выдачи преступников создаётся особый механизм для сотрудничества государств на уровне своих правоохранительных органов.
Каждый человек, проживающий на территории той или иной страны, желает чувствовать себя в безопасности. Безопасность граждан - одна из первоочередных задач любого цивилизованного государства. Нужно стараться использовать накопленный опыт в изучении института экстрадиции для недопущения безнаказанности транснациональных преступников. Только совместное поступательное движение государств на пути к установлению международных постулатов, касаемых борьбы с преступностью, может позволить уверенно говорить о дезорганизации преступных ячеек по всему миру.
На мой взгляд, при разрешении вопроса выдачи преступника, следует особое внимание уделять его личности. Склонно ли это лицо к повторному совершению преступлений, не лучше ли будет, если оно будет отбывать наказание на территории запрашиваемого государства.
В настоящее время институт выдачи продолжает развиваться. Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву. Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.
Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человек. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства , но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.
Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью. Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания. Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.
Экстрадиция была и остается действенным инструментом межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также поддержания международной законности и правопорядка. Являясь средством обеспечения доставки обвиняемых и осужденных под компетентную уголовную юрисдикцию, она не только позволяет обеспечить неотвратимость ответственности и наказания лиц, совершивших преступления, но и обладает существенным превентивным потенциалом.
В Декларации о принципах международного права 1970 года указано, что каждое государство обязано добросовестно выполнять взятые им обязательства , вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из международных договоров. Выдача лиц за совершенные уголовно наказуемые деяния — яркий пример эталонного поведения государств в международных отношениях, соблюдения основополагающих норм международного права и договорно-правовых обязательств. При этом эффективность использования института экстрадиции напрямую зависит от «прочности» его правовой основы - международных конвенций и договоров о выдаче преступников и оказании правовой помощи по уголовным делам. В этом плане можно констатировать не только договорно-правовую природу экстрадиции, но и ее полисистемный характер, поскольку институт выдачи лиц включает в себя как нормы международного права, так и нормы национального права, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга, а также комплексность в рамках самого национального права.
Европейский Союз в настоящее время имеет уникальную наднациональную правовую систему, в основе которой лежат принципы верховенства и прямого действия собственных правовых норм.
В свою очередь, при осуществлении запросов о выдаче правоохранительные органы третьих стран и Европейского союза сталкиваются с множеством противоречий и пробелов правовой регламентации института экстрадиции, что значительно снижает его эффективность.
Теоретическая разработка проблем института экстрадиции и практическое их разрешение обусловливается необходимостью совершенствования сотрудничества в рамках Европейского союза, в том числе, при участии третьих стран в сфере борьбы с преступностью, расширением его рамок. Проблемы выдачи неизменно находятся в центре внимания международных организаций, и проводимых международных форумов.
На современном этапе такое усовершенствование должно происходить с учетом новейших тенденций, характеризующих развитие института экстрадиции - обеспечение баланса между стремлением добиться неотвратимости уголовной ответственности и соблюдением защиты прав индивидов в процессе выдачи, что выражается в постепенном сужении сферы некоторых экстрадиционных ограничений, модификации процедур выдачи с учетом современных потребностей борьбы с преступностью, в том числе и трансформации экстрадиции в иные процедуры межгосударственного сотрудничества и т.д. Наличие разного рода пробелов в системе правовой взаимопомощи государств, сложность и длительность экстрадиционных процедур позволяют правонарушителям избегать экстрадиции и последующего уголовного наказания. В связи с этим в Европейском союзе была предпринята попытка преодоления пробелов в системе взаимопомощи, а именно тенденция сужения сферы экстрадиционных ограничений на территории Европейского союза выразилась в принятии Рамочного решения «О Европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», предусматривающего введение упрощенного механизма передачи лиц, основанного на принципе взаимного признания судебных решений государств - членов Европейского союза.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что экстрадиция - это не только процедура, состоящая из последовательно совершаемых процессуальных действий, связанных с подготовкой к выдаче лица, непосредственно самим фактом выдачи и ее последствиями, но и сложный правовой институт, включающий как международные нормы, так и нормы различных отраслей права отдельных государств.
Несомненно, институт экстрадиции преступников играет значительную роль в осуществлении государствами своих уголовно-процессуальных функций. Каждая страна заинтересована в ограничении деятельности криминальных элементов на своей территории. С использованием выдачи преступников создаётся особый механизм для сотрудничества государств на уровне своих правоохранительных органов.
Каждый человек, проживающий на территории той или иной страны, желает чувствовать себя в безопасности. Безопасность граждан - одна из первоочередных задач любого цивилизованного государства. Нужно стараться использовать накопленный опыт в изучении института экстрадиции для недопущения безнаказанности транснациональных преступников. Только совместное поступательное движение государств на пути к установлению международных постулатов, касаемых борьбы с преступностью, может позволить уверенно говорить о дезорганизации преступных ячеек по всему миру.
На мой взгляд, при разрешении вопроса выдачи преступника, следует особое внимание уделять его личности. Склонно ли это лицо к повторному совершению преступлений, не лучше ли будет, если оно будет отбывать наказание на территории запрашиваемого государства.
В настоящее время институт выдачи продолжает развиваться. Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву. Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.
Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человек. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства , но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.
Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью. Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания. Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.
Экстрадиция была и остается действенным инструментом межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также поддержания международной законности и правопорядка. Являясь средством обеспечения доставки обвиняемых и осужденных под компетентную уголовную юрисдикцию, она не только позволяет обеспечить неотвратимость ответственности и наказания лиц, совершивших преступления, но и обладает существенным превентивным потенциалом.
В Декларации о принципах международного права 1970 года указано, что каждое государство обязано добросовестно выполнять взятые им обязательства , вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из международных договоров. Выдача лиц за совершенные уголовно наказуемые деяния — яркий пример эталонного поведения государств в международных отношениях, соблюдения основополагающих норм международного права и договорно-правовых обязательств. При этом эффективность использования института экстрадиции напрямую зависит от «прочности» его правовой основы - международных конвенций и договоров о выдаче преступников и оказании правовой помощи по уголовным делам. В этом плане можно констатировать не только договорно-правовую природу экстрадиции, но и ее полисистемный характер, поскольку институт выдачи лиц включает в себя как нормы международного права, так и нормы национального права, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга, а также комплексность в рамках самого национального права.
Европейский Союз в настоящее время имеет уникальную наднациональную правовую систему, в основе которой лежат принципы верховенства и прямого действия собственных правовых норм.
В свою очередь, при осуществлении запросов о выдаче правоохранительные органы третьих стран и Европейского союза сталкиваются с множеством противоречий и пробелов правовой регламентации института экстрадиции, что значительно снижает его эффективность.
Теоретическая разработка проблем института экстрадиции и практическое их разрешение обусловливается необходимостью совершенствования сотрудничества в рамках Европейского союза, в том числе, при участии третьих стран в сфере борьбы с преступностью, расширением его рамок. Проблемы выдачи неизменно находятся в центре внимания международных организаций, и проводимых международных форумов.
На современном этапе такое усовершенствование должно происходить с учетом новейших тенденций, характеризующих развитие института экстрадиции - обеспечение баланса между стремлением добиться неотвратимости уголовной ответственности и соблюдением защиты прав индивидов в процессе выдачи, что выражается в постепенном сужении сферы некоторых экстрадиционных ограничений, модификации процедур выдачи с учетом современных потребностей борьбы с преступностью, в том числе и трансформации экстрадиции в иные процедуры межгосударственного сотрудничества и т.д. Наличие разного рода пробелов в системе правовой взаимопомощи государств, сложность и длительность экстрадиционных процедур позволяют правонарушителям избегать экстрадиции и последующего уголовного наказания. В связи с этим в Европейском союзе была предпринята попытка преодоления пробелов в системе взаимопомощи, а именно тенденция сужения сферы экстрадиционных ограничений на территории Европейского союза выразилась в принятии Рамочного решения «О Европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», предусматривающего введение упрощенного механизма передачи лиц, основанного на принципе взаимного признания судебных решений государств - членов Европейского союза.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что экстрадиция - это не только процедура, состоящая из последовательно совершаемых процессуальных действий, связанных с подготовкой к выдаче лица, непосредственно самим фактом выдачи и ее последствиями, но и сложный правовой институт, включающий как международные нормы, так и нормы различных отраслей права отдельных государств.
Подобные работы
- Институт экстрадиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Уголовно-правовые и международно-правовые проблемы института экстрадиции
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Международно-правовые нормы о выдаче преступников и их роль в российском праве (Уральский Государственный Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРАВА УБЕЖИЩА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на жизнь и запрет смертной казни:
особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы
защиты
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации.
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2004 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



