Эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде
|
Введение 3
Глава 1. Эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий
в СМИ: проблемы и подходы к исследованию 12
§ 1. Эффекты и эффективность СМИ: определение понятий 12
§ 2. Молодежная аудитория как объект экстремистской идеологии 20
§ 3. Специфика экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных
отношений 31
Глава 2. Роль СМК в противодействии экстремизму в сфере
этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории 40
§ 1. Правовые и организационные меры профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде 40
§ 2. Риски обращения к теме экстремизма в СМК 53
§ 3. СМИ РТ в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде: эффекты и эффективность 64
Заключение 76
Список источников и литературы
Приложение
Глава 1. Эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий
в СМИ: проблемы и подходы к исследованию 12
§ 1. Эффекты и эффективность СМИ: определение понятий 12
§ 2. Молодежная аудитория как объект экстремистской идеологии 20
§ 3. Специфика экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных
отношений 31
Глава 2. Роль СМК в противодействии экстремизму в сфере
этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории 40
§ 1. Правовые и организационные меры профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде 40
§ 2. Риски обращения к теме экстремизма в СМК 53
§ 3. СМИ РТ в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде: эффекты и эффективность 64
Заключение 76
Список источников и литературы
Приложение
В данной работе мы затронем проблему эффективности средств массовой коммуникации в освещении темы профилактики экстремизма в молодежной аудитории, а также рассмотрим, каких эффектов добиваются СМК в освещении религиозных, этнических тем.
Экстремистские организации пытаются создать атмосферу страха и напряжения в обществе, используя при этом средства массовой коммуникации в своих целях. Большую опасность вызывает тот факт, что воздействие через СМК, в первую очередь, оказывается на молодежь, которая является целевой аудиторией экстремистов. Стихия медиарынка, которая создает благоприятную среду для возникновения и распространения экстремистских идей, но при этом СМК могут выступать эффективным инструментом в борьбе против экстремизма.
В противовес данному тезису можно сказать об эффектах СМК, то есть посмотреть на реальные результаты, которых они достигают в рамках освещения тем. Сюда могут относиться изменения в сознании и поведении людей, укрепление собственных позиций, пробуждение любопытства к чему- то новому, либо отторжение интереса вовсе от темы.
Молодежь представляется наиболее проблемной группой в плане распространения антисоциальных идей в связи с несформированностью и неустойчивостью системы ценностных ориентиров и смысложизненных ориентиров. В связи с этим она особенно уязвима для проникновения экстремистских настроений.
Актуальность проблемы исследования определяется рисками, связанными с угрозой проникновения экстремистских настроений, которые могут быть продвинуты через СМК, нацеленные на молодежь.
Молодежь - наиболее «уязвимая» группа для пропаганды чуждых ценностей, идей и взглядов. В связи с этим остро встает вопрос о защите данной социальной группы. В данной работе мы попытаемся раскрыть все аспекты, которые благоприятно и неблагоприятно способствуют на развитие личности и принятии им жизненно важных решений.
Сфера, в которой в рассматриваемый период продвигаются экстремистские идеи - это прежде всего - сфера этноконфессиональных отношений.
Информационно-аналитический центр «СОВА» в марте 2017 года опубликовал статью, в которой проанализировал правомерность применения законов об экстремизме и терроризме в 2016 году. Выяснилось, что в рамках данных законов были рассмотрены множество дел, которые не имеют отношения к экстремизму и радикализму. Также все чаще можно услышать обвинения в сторону интернет пользователей, особенно это относится к пользователям социальных сетей, которым приходится отвечать по статье 148 УК об оскорблении чувств верующих, что ведет к напряжению отношений между представителями светского общества и религиозных 1 организаций.
Экстремизм в молодежной аудитории представляется явлением, влекущим за собой опасные последствия. Средства массовой коммуникации в данном случаи играют первостепенную роль в освещении не только профилактических мер, но и самого явления. От того, каким образом будет преподнесена информация влияет дальнейшая судьба молодого человека и его отношение к объекту освещения. В настоящее время в связи с политической, миграционной обстановкой в мире актуальность данного вопроса все больше возрастает и выходит на первый план.
В данной работе рассматриваются эффекты и эффективность средств массовой коммуникации в теме профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории на общегосударственном и социальном уровне в различных гранях реализации. Основным средством борьбы с экстремизмом в сфере этноконфессиональных отношений являются профилактические меры, которые ориентированы на просвещение относительно опасности данного явления и последствий его проникновения в сообщество. Ведущим каналом информационных потоков, ориентированных на профилактику, являются современные СМИ.
Изучение проблемы эффективности СМК в теме профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории актуально потому, что зачастую информационные агентства в погоне за рейтингом придают информации излишнюю сенсационность, использую при этом недопустимые приемы, которые ведут за собой реакцию зрителей. Данные материалы могут привести не только к бурному обсуждению вопроса, но и к серьезным действиям со стороны общества. Для предотвращения подобных инцидентов, необходимо воспитывать здоровую нацию, где каждый человек способен критически мыслить и осознавать опасность, которая может стоять перед ним и обществом в целом. Необходима масштабная работа с информационными агентствами, интерес которых направлен на этноконфессиональную тематику для предотвращения разжигания этноконфессиональных конфликтов.
Степень научной разработанности.
Проблема освещения экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории с каждым годом набирает все более глобальные масштабы, что сказывается на частоте публикуемых материалов по данной проблематике.
Для того, чтобы в полной мере осветить тему данного исследования, стоит обратить внимание на то, что является первоочередным в изучении проблем экстремизма.
В.И. Власов, Ю.М. Антонян в своих работах дают определение экстремизму и выявляют общие теории возникновения данного явления, указывают причины, виды, сущность экстремизма.
Такие авторы, как С.Н. Фридинский, Е.Г. Сазанова, Г.Е. Перепелкин, Ю.А. Зубок, А.В. Павлинов рассуждают о молодежном экстремизме как угрозе общественной безопасности, определяют специфику, выделяют особенности проявления и сущность данного экстремизма.
Вопросы профилактики экстремизма в молодежной аудитории, способы и механизм проведения, организация профилактических мер раскрываются в трудах Д.З. Зиядовой, Е.В. Сальникова, В.А. Смирнова.
А.В. Кузьмин, Ю.А. Акунина, О.И. Переходько в своих работах освещают проблему социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной аудитории, говорят о социальных акциях как о способах, способствующих достижению толерантности в обществе, об условиях их реализации и механизмах достижения цели путем общения с молодыми людьми и внедрением их в общественную жизнь.
Материалы, раскрывающие тему массовой коммуникации, рассматривающие средства массовой информации как источник информирования, пропаганды и формирования общественного мнения, представлены в работах В.Л. Артемова, Н.Н. Богомолова, В.Ю. Борее и А.В. Коваленко.
Тему эффектов и эффективности средств массовой коммуникации рассматривали М.М. Назаров и Г.Г. Почепцов , которые внесли немалый вклад в систематизирование данного вопроса, в раскрытие основных понятий и способов, с помощью которых можно выявить эффективность СМК.
О.П. Герасимович в своих работах рассуждает о роли журналистов в конфликтных ситуациях, о «языке вражды», которое ведет к разжиганию конфликтов, а также о влияние данных элементов на молодежную аудиторию. Особенно важно отметить, что Ю.А. Поляков рассмотрел проблему массовой информации с точки зрения международного гуманитарного права.
Продолжая рассматривать литературу, в которой освещена проблема разжигания конфликтов, стоит отметить труды Р.Д. Карымсаковой и О.В. Третьяковой, рассматривающие СМИ как способ предотвращения конфликтов и восстановления позитивного настроя в постконфликтной стадии.
Изучив литературу, касающуюся темы нашего исследования, стоит отметить, что направление, взятое нами, не ново для научного сообщества и было изучено многими авторами. Но, тем не менее, необходимо заметить, что тематика была нами намерено сужена, что позволит нам проанализировать эффективность СМК в профилактике этноконфессонального экстремизма одними из первых и сделать выводы по отношению к нашей области, то есть Республики Татарстан.
Научная новизна магистерской работы определяется предметом исследования.
1. Рассмотрен вопрос эффективности СМК в профилактике
этноконфессионального экстремизма в молодежной аудитории;
2. Проанализирован специальный информационный портал Islam.ruна предмет освещения темы профилактики экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений;
3. Рассмотрены социальные сети Вконтакте, Инстаграм и Фейсбук как потенциальные источники распространения экстремистских идеологий, а также как эффективный способ профилактики экстремизма в молодежной среде.
Объектом исследования является роль средств массовой коммуникации в формировании этноконфессиональных отношений в медиасфере.
Предмет исследования - эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Цель исследования - рассмотреть эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Задачи исследования:
1. определить логику и содержание терминов «эффект» и «эффективность» в СМИ;
2. рассмотреть молодежную аудиторию как объект экстремистской идеологии;
3. выявить специфику экстремизма в этноконфессиональной медиасфере;
4. изучить правовые и организационные меры профилактики экстремизма
в этноконфессиональной медиасфере в молодежной аудитории;
5. проанализировать риски обращения к теме экстремизма в СМК;
6. определить эффекты и эффективность СМИ РТ темы профилактики экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Методологические основы исследования.
Опираясь на сравнительный анализ, автор устанавливает грань между экстремизмом, в целом, и молодежным экстремизмом, в частности, а также пытается проанализировать опыт освещения СМК профилактики этноконфессионального экстремизма в Республике Татарстан.
Для достижения цели исследования следует воспользоваться системным методом. Он поможет раскрыть тему полностью и рассмотреть все ее грани, начиная от определения критериев эффективности СМК и заканчивая особенностями освещения темы профилактики экстремизма в СМИ в молодежной аудитории в Республике Татарстан.
С помощью структурно-функционального метода автор стремится показать значимость объективного освещения средствами массовой коммуникации мероприятий, направленные на стабилизацию этноконфессиональных отношений в республике и обозначить их как эффективный способ профилактики экстремизма в молодежной аудитории.
Метод анализа документов направлен на то, чтобы вычленить из огромного количества материалов таких, как нормативно-правовые документы, Кодекс РФ, Федеральные законы, а также исследования авторов, занимающихся проблемой профилактики экстремизма важную информацию для сбора данных и анализа событий, которые применяются в исследовании.
Был использован институциональный подход, который предполагает анализ правовых государственных систем, нацеленных на выявление проявлений экстремизма, противодействие экстремизму и его профилактику.
В данной работе автором также использованы общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Эмпирическая база работы.
Для выявления эффективности СМК, анализа эффектов и способов воздействия на молодежную аудиторию, рассмотрения текста материалов более детально был использован контент-анализ, как основной метод исследования. Были проанализированы следующие издания СМИ: Islam.ru, Regnum, Российская газета, Известия Татарстана. Также под пристальным вниманием автора оказались социальные сети ВКонтакте, Инстаграм, Фейсбук, которые, в первую очередь, используют молодые люди для получения информации.
В качестве метода сбора первичной информации автором использован анализ экспертных мнений, статистических данных, опросов, материалов современных СМИ, в том числе СМИ Татарстана. Также была проведена фокус-группа, которое помогло выявить мнение целевой аудитории, касающееся темы данной работы.
Автором проанализированы следующие виды источников: нормативно-правовые акты Российской Федерации и представленного региона; статистические материалы; материалы газет, журналов, интернет-сайтов; диссертации на данную тематику и печатные публикации авторов, занимающихся проблемой профилактики экстремизма.
Структура работы.
Структура определяется целью и задачами исследования, методологической основой работы. Она отражает последовательность решения поставленных задач. Состоит из введения, трех глав, в каждом из которых по два параграфа, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Практическая значимость магистерской работы определяется возможностью использования результатов исследования в разработке теоретического курса по данной проблеме, а также при составлении программ проведения профилактических мер в данной области. Особую значимость приобретают результаты исследования для дальнейшей работы информационных агентств в профилактике экстремизма в молодежной аудитории. Результаты анализа также позволяют выявить проблемные составляющие современного законодательства и работы в рамках профилактики экстремизма, в том числе с использованием ресурсов СМИ. Устранение данных составляющих позволить более успешно сформировать и внедрить меры профилактического характера, ориентированные на предотвращение распространения экстремизма в молодежной аудитории.
Экстремистские организации пытаются создать атмосферу страха и напряжения в обществе, используя при этом средства массовой коммуникации в своих целях. Большую опасность вызывает тот факт, что воздействие через СМК, в первую очередь, оказывается на молодежь, которая является целевой аудиторией экстремистов. Стихия медиарынка, которая создает благоприятную среду для возникновения и распространения экстремистских идей, но при этом СМК могут выступать эффективным инструментом в борьбе против экстремизма.
В противовес данному тезису можно сказать об эффектах СМК, то есть посмотреть на реальные результаты, которых они достигают в рамках освещения тем. Сюда могут относиться изменения в сознании и поведении людей, укрепление собственных позиций, пробуждение любопытства к чему- то новому, либо отторжение интереса вовсе от темы.
Молодежь представляется наиболее проблемной группой в плане распространения антисоциальных идей в связи с несформированностью и неустойчивостью системы ценностных ориентиров и смысложизненных ориентиров. В связи с этим она особенно уязвима для проникновения экстремистских настроений.
Актуальность проблемы исследования определяется рисками, связанными с угрозой проникновения экстремистских настроений, которые могут быть продвинуты через СМК, нацеленные на молодежь.
Молодежь - наиболее «уязвимая» группа для пропаганды чуждых ценностей, идей и взглядов. В связи с этим остро встает вопрос о защите данной социальной группы. В данной работе мы попытаемся раскрыть все аспекты, которые благоприятно и неблагоприятно способствуют на развитие личности и принятии им жизненно важных решений.
Сфера, в которой в рассматриваемый период продвигаются экстремистские идеи - это прежде всего - сфера этноконфессиональных отношений.
Информационно-аналитический центр «СОВА» в марте 2017 года опубликовал статью, в которой проанализировал правомерность применения законов об экстремизме и терроризме в 2016 году. Выяснилось, что в рамках данных законов были рассмотрены множество дел, которые не имеют отношения к экстремизму и радикализму. Также все чаще можно услышать обвинения в сторону интернет пользователей, особенно это относится к пользователям социальных сетей, которым приходится отвечать по статье 148 УК об оскорблении чувств верующих, что ведет к напряжению отношений между представителями светского общества и религиозных 1 организаций.
Экстремизм в молодежной аудитории представляется явлением, влекущим за собой опасные последствия. Средства массовой коммуникации в данном случаи играют первостепенную роль в освещении не только профилактических мер, но и самого явления. От того, каким образом будет преподнесена информация влияет дальнейшая судьба молодого человека и его отношение к объекту освещения. В настоящее время в связи с политической, миграционной обстановкой в мире актуальность данного вопроса все больше возрастает и выходит на первый план.
В данной работе рассматриваются эффекты и эффективность средств массовой коммуникации в теме профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории на общегосударственном и социальном уровне в различных гранях реализации. Основным средством борьбы с экстремизмом в сфере этноконфессиональных отношений являются профилактические меры, которые ориентированы на просвещение относительно опасности данного явления и последствий его проникновения в сообщество. Ведущим каналом информационных потоков, ориентированных на профилактику, являются современные СМИ.
Изучение проблемы эффективности СМК в теме профилактики экстремизма в СМИ в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории актуально потому, что зачастую информационные агентства в погоне за рейтингом придают информации излишнюю сенсационность, использую при этом недопустимые приемы, которые ведут за собой реакцию зрителей. Данные материалы могут привести не только к бурному обсуждению вопроса, но и к серьезным действиям со стороны общества. Для предотвращения подобных инцидентов, необходимо воспитывать здоровую нацию, где каждый человек способен критически мыслить и осознавать опасность, которая может стоять перед ним и обществом в целом. Необходима масштабная работа с информационными агентствами, интерес которых направлен на этноконфессиональную тематику для предотвращения разжигания этноконфессиональных конфликтов.
Степень научной разработанности.
Проблема освещения экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории с каждым годом набирает все более глобальные масштабы, что сказывается на частоте публикуемых материалов по данной проблематике.
Для того, чтобы в полной мере осветить тему данного исследования, стоит обратить внимание на то, что является первоочередным в изучении проблем экстремизма.
В.И. Власов, Ю.М. Антонян в своих работах дают определение экстремизму и выявляют общие теории возникновения данного явления, указывают причины, виды, сущность экстремизма.
Такие авторы, как С.Н. Фридинский, Е.Г. Сазанова, Г.Е. Перепелкин, Ю.А. Зубок, А.В. Павлинов рассуждают о молодежном экстремизме как угрозе общественной безопасности, определяют специфику, выделяют особенности проявления и сущность данного экстремизма.
Вопросы профилактики экстремизма в молодежной аудитории, способы и механизм проведения, организация профилактических мер раскрываются в трудах Д.З. Зиядовой, Е.В. Сальникова, В.А. Смирнова.
А.В. Кузьмин, Ю.А. Акунина, О.И. Переходько в своих работах освещают проблему социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной аудитории, говорят о социальных акциях как о способах, способствующих достижению толерантности в обществе, об условиях их реализации и механизмах достижения цели путем общения с молодыми людьми и внедрением их в общественную жизнь.
Материалы, раскрывающие тему массовой коммуникации, рассматривающие средства массовой информации как источник информирования, пропаганды и формирования общественного мнения, представлены в работах В.Л. Артемова, Н.Н. Богомолова, В.Ю. Борее и А.В. Коваленко.
Тему эффектов и эффективности средств массовой коммуникации рассматривали М.М. Назаров и Г.Г. Почепцов , которые внесли немалый вклад в систематизирование данного вопроса, в раскрытие основных понятий и способов, с помощью которых можно выявить эффективность СМК.
О.П. Герасимович в своих работах рассуждает о роли журналистов в конфликтных ситуациях, о «языке вражды», которое ведет к разжиганию конфликтов, а также о влияние данных элементов на молодежную аудиторию. Особенно важно отметить, что Ю.А. Поляков рассмотрел проблему массовой информации с точки зрения международного гуманитарного права.
Продолжая рассматривать литературу, в которой освещена проблема разжигания конфликтов, стоит отметить труды Р.Д. Карымсаковой и О.В. Третьяковой, рассматривающие СМИ как способ предотвращения конфликтов и восстановления позитивного настроя в постконфликтной стадии.
Изучив литературу, касающуюся темы нашего исследования, стоит отметить, что направление, взятое нами, не ново для научного сообщества и было изучено многими авторами. Но, тем не менее, необходимо заметить, что тематика была нами намерено сужена, что позволит нам проанализировать эффективность СМК в профилактике этноконфессонального экстремизма одними из первых и сделать выводы по отношению к нашей области, то есть Республики Татарстан.
Научная новизна магистерской работы определяется предметом исследования.
1. Рассмотрен вопрос эффективности СМК в профилактике
этноконфессионального экстремизма в молодежной аудитории;
2. Проанализирован специальный информационный портал Islam.ruна предмет освещения темы профилактики экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений;
3. Рассмотрены социальные сети Вконтакте, Инстаграм и Фейсбук как потенциальные источники распространения экстремистских идеологий, а также как эффективный способ профилактики экстремизма в молодежной среде.
Объектом исследования является роль средств массовой коммуникации в формировании этноконфессиональных отношений в медиасфере.
Предмет исследования - эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Цель исследования - рассмотреть эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Задачи исследования:
1. определить логику и содержание терминов «эффект» и «эффективность» в СМИ;
2. рассмотреть молодежную аудиторию как объект экстремистской идеологии;
3. выявить специфику экстремизма в этноконфессиональной медиасфере;
4. изучить правовые и организационные меры профилактики экстремизма
в этноконфессиональной медиасфере в молодежной аудитории;
5. проанализировать риски обращения к теме экстремизма в СМК;
6. определить эффекты и эффективность СМИ РТ темы профилактики экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной аудитории.
Методологические основы исследования.
Опираясь на сравнительный анализ, автор устанавливает грань между экстремизмом, в целом, и молодежным экстремизмом, в частности, а также пытается проанализировать опыт освещения СМК профилактики этноконфессионального экстремизма в Республике Татарстан.
Для достижения цели исследования следует воспользоваться системным методом. Он поможет раскрыть тему полностью и рассмотреть все ее грани, начиная от определения критериев эффективности СМК и заканчивая особенностями освещения темы профилактики экстремизма в СМИ в молодежной аудитории в Республике Татарстан.
С помощью структурно-функционального метода автор стремится показать значимость объективного освещения средствами массовой коммуникации мероприятий, направленные на стабилизацию этноконфессиональных отношений в республике и обозначить их как эффективный способ профилактики экстремизма в молодежной аудитории.
Метод анализа документов направлен на то, чтобы вычленить из огромного количества материалов таких, как нормативно-правовые документы, Кодекс РФ, Федеральные законы, а также исследования авторов, занимающихся проблемой профилактики экстремизма важную информацию для сбора данных и анализа событий, которые применяются в исследовании.
Был использован институциональный подход, который предполагает анализ правовых государственных систем, нацеленных на выявление проявлений экстремизма, противодействие экстремизму и его профилактику.
В данной работе автором также использованы общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Эмпирическая база работы.
Для выявления эффективности СМК, анализа эффектов и способов воздействия на молодежную аудиторию, рассмотрения текста материалов более детально был использован контент-анализ, как основной метод исследования. Были проанализированы следующие издания СМИ: Islam.ru, Regnum, Российская газета, Известия Татарстана. Также под пристальным вниманием автора оказались социальные сети ВКонтакте, Инстаграм, Фейсбук, которые, в первую очередь, используют молодые люди для получения информации.
В качестве метода сбора первичной информации автором использован анализ экспертных мнений, статистических данных, опросов, материалов современных СМИ, в том числе СМИ Татарстана. Также была проведена фокус-группа, которое помогло выявить мнение целевой аудитории, касающееся темы данной работы.
Автором проанализированы следующие виды источников: нормативно-правовые акты Российской Федерации и представленного региона; статистические материалы; материалы газет, журналов, интернет-сайтов; диссертации на данную тематику и печатные публикации авторов, занимающихся проблемой профилактики экстремизма.
Структура работы.
Структура определяется целью и задачами исследования, методологической основой работы. Она отражает последовательность решения поставленных задач. Состоит из введения, трех глав, в каждом из которых по два параграфа, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Практическая значимость магистерской работы определяется возможностью использования результатов исследования в разработке теоретического курса по данной проблеме, а также при составлении программ проведения профилактических мер в данной области. Особую значимость приобретают результаты исследования для дальнейшей работы информационных агентств в профилактике экстремизма в молодежной аудитории. Результаты анализа также позволяют выявить проблемные составляющие современного законодательства и работы в рамках профилактики экстремизма, в том числе с использованием ресурсов СМИ. Устранение данных составляющих позволить более успешно сформировать и внедрить меры профилактического характера, ориентированные на предотвращение распространения экстремизма в молодежной аудитории.
При изучении СМИ и степени успешности их воздействия на аудиторию не существует максимально точных методов и форм оценки эффекта и эффективности. Они могут быть выявлены только в приблизительных масштабах. Наиболее показательными в данном направлении становятся средства, которые позволяют проанализировать общий информационный фон и реакцию общественности на транслируемые информационные потоки.
Молодежь становится объектом экстремистской деятельности в связи с психоэмоциональной нестабильностью, установками на трансформацию системы ценностей и устремленности к достижению положения в обществе, связанного с получением возможностей самореализации, признания обществом ценности и уникальности их личности. Особо подверженными деструктивному влиянию становятся люди из неблагополучной социальной среды, с низкой самооценкой, отсутствием поддержки со стороны социального окружения. Для них изменение из социального статуса и в целом образа жизни становится наиболее привлекательным в манипулировании деструктивными группами.
Экстремизм включает в себя политический, социальный, экономический аспект. Его представителя стремятся к преобразованиям при помощи агрессивных мер на уровне политической практики, устремлены к внедрению новой системы ценностных ориентиров, а также определению превосходства одной социальной группы над другой или напротив - устранению данного превосходства. Наиболее активно экстремистская идеология развивается и продвигается в молодежных группах, выводя молодых людей за рамки общепринятых социальных норм и типов взаимодействия. В основе экстремистских идей лежит идеология. которая может опираться на национализм, фашизм, конфессиональные идеологии и пр. сам экстремист в своей деятельности нацелен на то, чтобы причинить вред противодействующей группе. Этноконфессиональный экстремизм имеет особенности, которые выражаются в том, что в нем сочетается идеология и этнической и религиозной нетерпимости. Наиболее значимыми факторами становятся религиозный радикализм и фанатизм. Этноконфессиональный экстремист на этом фоне является уже не просто представителем радикальных взглядов, продвигать которые предполагается при помощи насильственных мер, а внесистемным радикалом, характеризующимся религиозной и социокультурной нетерпимостью.
Нормативно-правовая база, ориентированная на защиту молодых людей от пагубного информационного контента, не совершенна и в законодательстве существуют серьезные пробелы. На фоне этого фактически не развивается профилактическое направление, а существующие аспекты освещения событий, связанных с экстремизмом в СМИ скорее повышают риски его распространения, чем снижают. Для экстремистских организаций и последователей экстремистских идей становится доминирующим принципом получить возможность осветить свои свершения через СМИ. В связи с этим они берут на себя вину за теракты и различные правонарушения. Также во многом проблемой представляется и сам процесс освещения в СМИ экстремистской деятельности, а часто СМИ ненамеренно формируют негативный облик социальных групп, которые не имеют отношения к экстремизму, но тем не менее в рамках общественного мнения с ним связываются. Особенно явно данная тенденция прослеживается в отношении религиозных течений, на этом же фоне происходит стимулирование развития экстремистских организаций фашистского и националистского толка, которые используют данные СМИ для распространения ненависти к представителями отдельных религиозных и этнических групп. Даже у экспертов отрасли присутствует неверное представление причинах распространения экстремистских идей в молодежной аудитории. Основной акцент они делают на распространение чуждых культурных практик и миграцию тогда, как личностные особенности и потребности возраста, а также проблемы социального кружения представляются малозначимым фактором. В противовес этом экстремистские организации манипулируют данными составляющими для вербовки молодежи в свои ряды.
В рамках исследования были проанализированы данные портала «Ислам.ру». Результаты анализа показали, что у портала присутствует акцентирование внимания на проявлениях экстремизма и ислам, в целом, противопоставляется другим религиям, в том числе иным течениям ислама. Акцентируется внимание на группировках, которые являются последователями радикального ислама и их национальности, в частности том, что они являются мигрантами. Формируется ряд установок, согласно которым представителей экстремистских групп достаточно легко распознать, они не замаскированы.
В связи с этим, у читателей формируется ложное мнение о собственной безопасности и в том числе полной уверенности в том, что основными приспешниками экстремизма являются люди отличных с ними конфессий, а они всегда и с успехом смогут распознать правоверного и отличить его от потенциального террориста. Подобная уверенность формирует высокую степень доверия и к лидерам мнений, в том числе лиц, которые являются носителями религиозной культуры. Подобная же практика и уверенность в безопасности достаточно часто дает возможность радикальным группировкам распространять и продвигать свои идеи.
В рамках исследования также были проанализированы материалы светских СМИ Татарстана. В отличие от исламского портала в них фактически отсутствуют практики предостережения и деятельности, связанной с вербовкой последователей радикальных группировок, акцент делает фактически исключительно на явные действия и преступное поведение. Подобная практика формирует представление об экстремизме, как активной позиции и фактически не связывает его с работой по вербовке молодежи, распространению идей и призывов через СМИ. Данная проблема во много упускается в переносе и акцентировании внимания на более «горячих» темах. В итоге возникает картины, в рамках которой радикальные группировки совершают преступление исходя из конкретных мотивов, доминирующей среди которых является нетерпимость по отношению к культуре или образу жизни. При этом, совершенно упускается причина возникновения подобного поведения, то есть источник мотивации подобного поведения и деструктивных идей.
В рамках противодействия этноконфессиональному экстремизму в РТ на современном этапе используются следующие варианты пропаганды через СМИ:
- Освещение в новостях мероприятий по противодействию и оценка журналистами их значения.
- Распространение информации через региональное телевидение и прессу о многонациональности и разных религиозных группах и их культурных практиках в позитивном ключе.
- Информирование через региональное телевидение и прессу о деструктивных этноконфессиональных группах и их террористической деятельности, демонстрация практик вербовки ими молодежи и последствия подобных практик.
- Информирование о мероприятиях МВД по борьбе с этноконфессиональным экстремизмом.
- Использование блог-сферы и личных сетевых ресурсов для распространения информации профилактического характера.
- Осуществление сотрудничества с журналистами и региональными СМИ для разработки и внедрения действенных стратегий профилактики.
- Использование практики создания документального и художественного кино, как составляющей профилактики этноконфессионального экстремизма.
В результате был сделан вывод о том, что акцентирование внимания на роли СМИ в противодействии экстремизму и его противодействию в распространении в молодежной аудитории, основано на необходимости переориентации работы к более эффективным практикам. Для современных СМИ в ориентированности на молодежь необходимо говорить на доступном и актуальном для них языке и акцентировать внимание на возможностях саморазвития помимо экстремистских организаций, демонстрировать негативное и разрушающее влияние экстремизма без привязки к конкретной религии, нации, социальной группе. Для СМИ в рамках противодействия экстремизму в молодежной аудитории также необходимо отходить от устремленности к распространению сенсационного материала и создания образа экстремиста, который может показаться привлекательным.
Молодежь становится объектом экстремистской деятельности в связи с психоэмоциональной нестабильностью, установками на трансформацию системы ценностей и устремленности к достижению положения в обществе, связанного с получением возможностей самореализации, признания обществом ценности и уникальности их личности. Особо подверженными деструктивному влиянию становятся люди из неблагополучной социальной среды, с низкой самооценкой, отсутствием поддержки со стороны социального окружения. Для них изменение из социального статуса и в целом образа жизни становится наиболее привлекательным в манипулировании деструктивными группами.
Экстремизм включает в себя политический, социальный, экономический аспект. Его представителя стремятся к преобразованиям при помощи агрессивных мер на уровне политической практики, устремлены к внедрению новой системы ценностных ориентиров, а также определению превосходства одной социальной группы над другой или напротив - устранению данного превосходства. Наиболее активно экстремистская идеология развивается и продвигается в молодежных группах, выводя молодых людей за рамки общепринятых социальных норм и типов взаимодействия. В основе экстремистских идей лежит идеология. которая может опираться на национализм, фашизм, конфессиональные идеологии и пр. сам экстремист в своей деятельности нацелен на то, чтобы причинить вред противодействующей группе. Этноконфессиональный экстремизм имеет особенности, которые выражаются в том, что в нем сочетается идеология и этнической и религиозной нетерпимости. Наиболее значимыми факторами становятся религиозный радикализм и фанатизм. Этноконфессиональный экстремист на этом фоне является уже не просто представителем радикальных взглядов, продвигать которые предполагается при помощи насильственных мер, а внесистемным радикалом, характеризующимся религиозной и социокультурной нетерпимостью.
Нормативно-правовая база, ориентированная на защиту молодых людей от пагубного информационного контента, не совершенна и в законодательстве существуют серьезные пробелы. На фоне этого фактически не развивается профилактическое направление, а существующие аспекты освещения событий, связанных с экстремизмом в СМИ скорее повышают риски его распространения, чем снижают. Для экстремистских организаций и последователей экстремистских идей становится доминирующим принципом получить возможность осветить свои свершения через СМИ. В связи с этим они берут на себя вину за теракты и различные правонарушения. Также во многом проблемой представляется и сам процесс освещения в СМИ экстремистской деятельности, а часто СМИ ненамеренно формируют негативный облик социальных групп, которые не имеют отношения к экстремизму, но тем не менее в рамках общественного мнения с ним связываются. Особенно явно данная тенденция прослеживается в отношении религиозных течений, на этом же фоне происходит стимулирование развития экстремистских организаций фашистского и националистского толка, которые используют данные СМИ для распространения ненависти к представителями отдельных религиозных и этнических групп. Даже у экспертов отрасли присутствует неверное представление причинах распространения экстремистских идей в молодежной аудитории. Основной акцент они делают на распространение чуждых культурных практик и миграцию тогда, как личностные особенности и потребности возраста, а также проблемы социального кружения представляются малозначимым фактором. В противовес этом экстремистские организации манипулируют данными составляющими для вербовки молодежи в свои ряды.
В рамках исследования были проанализированы данные портала «Ислам.ру». Результаты анализа показали, что у портала присутствует акцентирование внимания на проявлениях экстремизма и ислам, в целом, противопоставляется другим религиям, в том числе иным течениям ислама. Акцентируется внимание на группировках, которые являются последователями радикального ислама и их национальности, в частности том, что они являются мигрантами. Формируется ряд установок, согласно которым представителей экстремистских групп достаточно легко распознать, они не замаскированы.
В связи с этим, у читателей формируется ложное мнение о собственной безопасности и в том числе полной уверенности в том, что основными приспешниками экстремизма являются люди отличных с ними конфессий, а они всегда и с успехом смогут распознать правоверного и отличить его от потенциального террориста. Подобная уверенность формирует высокую степень доверия и к лидерам мнений, в том числе лиц, которые являются носителями религиозной культуры. Подобная же практика и уверенность в безопасности достаточно часто дает возможность радикальным группировкам распространять и продвигать свои идеи.
В рамках исследования также были проанализированы материалы светских СМИ Татарстана. В отличие от исламского портала в них фактически отсутствуют практики предостережения и деятельности, связанной с вербовкой последователей радикальных группировок, акцент делает фактически исключительно на явные действия и преступное поведение. Подобная практика формирует представление об экстремизме, как активной позиции и фактически не связывает его с работой по вербовке молодежи, распространению идей и призывов через СМИ. Данная проблема во много упускается в переносе и акцентировании внимания на более «горячих» темах. В итоге возникает картины, в рамках которой радикальные группировки совершают преступление исходя из конкретных мотивов, доминирующей среди которых является нетерпимость по отношению к культуре или образу жизни. При этом, совершенно упускается причина возникновения подобного поведения, то есть источник мотивации подобного поведения и деструктивных идей.
В рамках противодействия этноконфессиональному экстремизму в РТ на современном этапе используются следующие варианты пропаганды через СМИ:
- Освещение в новостях мероприятий по противодействию и оценка журналистами их значения.
- Распространение информации через региональное телевидение и прессу о многонациональности и разных религиозных группах и их культурных практиках в позитивном ключе.
- Информирование через региональное телевидение и прессу о деструктивных этноконфессиональных группах и их террористической деятельности, демонстрация практик вербовки ими молодежи и последствия подобных практик.
- Информирование о мероприятиях МВД по борьбе с этноконфессиональным экстремизмом.
- Использование блог-сферы и личных сетевых ресурсов для распространения информации профилактического характера.
- Осуществление сотрудничества с журналистами и региональными СМИ для разработки и внедрения действенных стратегий профилактики.
- Использование практики создания документального и художественного кино, как составляющей профилактики этноконфессионального экстремизма.
В результате был сделан вывод о том, что акцентирование внимания на роли СМИ в противодействии экстремизму и его противодействию в распространении в молодежной аудитории, основано на необходимости переориентации работы к более эффективным практикам. Для современных СМИ в ориентированности на молодежь необходимо говорить на доступном и актуальном для них языке и акцентировать внимание на возможностях саморазвития помимо экстремистских организаций, демонстрировать негативное и разрушающее влияние экстремизма без привязки к конкретной религии, нации, социальной группе. Для СМИ в рамках противодействия экстремизму в молодежной аудитории также необходимо отходить от устремленности к распространению сенсационного материала и создания образа экстремиста, который может показаться привлекательным.



