СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ РАЙОННОЙ ПЕЧАТИ (на примере газет «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 8
1.1 Понятия «этнической» и «конфессиональной» информации 8
1.2 Понятие толерантности. Российский и западноевропейский подходы к
пониманию термина 18
1.3 Маркеры этнической и конфессиональной информации 26
ГЛАВА II. ОСВЕЩЕНИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ «НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ» И «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 31
2.1 Анализ газеты «Зеленодольская правда» (2010-2016 гг.) 31
2.2. Анализ газеты «Наш Зеленый Дол» (2010-2016 гг.) 46
2.3 Сравнительный анализ специфик освещения этноконфессиональной тематики на страницах газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда»
58
ГЛАВА III. РОЛЬ ИЗДАНИЙ «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И «•ЗЕНЕНЫЙ ДОЛ» В ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ 60
3.1 СМИ как механизм регулирования межнациональных отношений 60
3.2 Роль изданий «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» в гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 85
I. ИСТОЧНИКИ 85
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 88
ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 8
1.1 Понятия «этнической» и «конфессиональной» информации 8
1.2 Понятие толерантности. Российский и западноевропейский подходы к
пониманию термина 18
1.3 Маркеры этнической и конфессиональной информации 26
ГЛАВА II. ОСВЕЩЕНИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ «НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ» И «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 31
2.1 Анализ газеты «Зеленодольская правда» (2010-2016 гг.) 31
2.2. Анализ газеты «Наш Зеленый Дол» (2010-2016 гг.) 46
2.3 Сравнительный анализ специфик освещения этноконфессиональной тематики на страницах газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда»
58
ГЛАВА III. РОЛЬ ИЗДАНИЙ «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И «•ЗЕНЕНЫЙ ДОЛ» В ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ 60
3.1 СМИ как механизм регулирования межнациональных отношений 60
3.2 Роль изданий «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» в гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 85
I. ИСТОЧНИКИ 85
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 88
В современном обществе в последние годы значительно возросла роль этноконфессиональных отношений: подобные процессы намного чаще входят в повестку дня средств массовой информации и вызывают серьезный резонанс. Специфика этноконфессиональных отношений во многом продиктована характером, сущностью, а также взаимодействием этнического и конфессионального начала. При этом важность этноконфессиональных процессов едва ли возможно переоценить - они оказывают существенное влияние на все сферы человеческой жизни и могут стать причиной межнационального или конфессионального конфликта. В то же время грамотное ведение политики в области этноконфессиональных отношений и профессиональная работа средств массовой информации в этом направлении могут своевременно разрешить проблему и не дать ей перерасти в более серьезную ситуацию, угрожающую национальной рознью.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в последние годы местом дислокации этнических или конфессиональных конфликтов становятся провинциальные города - в пример можно привести драку местного населения и выходцев с Кавказа в Казани в 2014 году, цыганский бунт и беспорядки в посёлке Плеханово Тульской области в 2016 году, конфликт представителей киргизской диаспоры с местными жителями в Бурятии в 2017 году и другие подобные происшествия. Если говорить о конфликтах с конфессиональным оттенком, то можно вспомнить спил православного креста в одном из районов Татарстана, возмущение жителей одного из сел Зеленодольского района строительством мечети и так далее. Таким образом, конфликты локализованы не только в Москве или крупных городах России, но зачастую и в провинции. Как пример, мы рассмотрим специфику освещения этноконфессиональной тематики на страницах районной печати - в газетах «Наш Зелёный Дол» и «Зеленодольская правда», выходящих в городе Зеленодольск, Республика Татарстан.
Республика Татарстан является одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации. По данным территориального органа Федеральной службы статистики РФ по РТ в Татарстане проживают представители 173 национальностей . Преобладающей народностью являются татары (53,2% от общего числа населения), на втором месте - русские (39,7%), на третьем - чуваши (3,1%). Наличие большого количества различных национальностей даёт основание считать Татарстан регионом «группы риска» в области межнациональных конфликтов.
Согласно исследованиям уровня межэтнической напряжённости в регионах России Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК), Татарстан входит в пятёрку регионов страны с самым высоким уровнем межэтнической напряжённости вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ставропольским краем и Республикой Дагестан. Одним из главных факторов межэтнической напряжённости в РТ эксперты исследования считают проблему «титульных этносов»: «В целом, эксперты не считают, что статус титульного этноса в субъекте Федерации обязательно является фактором напряжённости, в то же время отмечают проблемы, связанные с вытеснением представителями титульного этноса представителей других народов, в первую очередь русских, из государственных и муниципальных органов власти в ряде республик, прежде всего в Татарстане и Якутии».
Огромную роль в снижении межэтнической напряжённости могут сыграть средства массовой информации в целом и местные СМИ в частности - их грамотная работа в области межнациональной и межконфессиональной информации способна минимизировать напряжённость в конкретном населённом пункте и помочь мигрантам ассимилироваться в данном городе.
В идеале СМИ должны придерживаться толерантности. Важнейшей ценностью при освещении этноконфессиональной тематики должны стать установки на формирование толерантной идеологии.
Цель исследования - охарактеризовать специфику освещения этноконфессиональной тематики на страницах районной печати (на примере газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда»).
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Дать определение понятиям «этническая информация» и «конфессиональная информация»;
2. Сформулировать определение понятия «толерантность»;
3. Выявить маркеры, по которым информацию можно отнести к тому или иному виду;
4. Проанализировать номера газеты «Наш Зеленый Дол» (г. Зеленодольск) за период с 25.03.2010 по 31.12.2010;
5. Проанализировать номера газеты «Зеленодольская правда» (г. Зеленодольск) за период с 25.03.2010 по 31.12.2010;
6. Определить характерные сходства и различия в освещении этноконфессиональной тематики вышеназванных изданий;
7. Рассмотреть средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений;
8. Определить, способствуют ли вышеназванные СМИ гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе.
Объектом исследования являются газеты «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда», а предметом - специфика освещения этноконфессиональной тематики в данных СМИ.
Степень изученности. Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработка проблем этноконфессиональных отношений лежит в междисциплинарной области - политология, социология, психология, экономика, демография, правоведение, философия и многие другие науки обращаются к исследованию межэтнических и конфессиональных процессов. Наиболее полно процессы освещения этноконфессиональной тематики проанализированы в работах М. Курбанова, М. Мельникова, В. Мальковой, И. Блохина, Р. Абдулатипова и других. В то же время изучение освещения этноконфессиональных процессов является методологически трудной проблемой. Трудности в ее изучении создает то, что этнические и конфессиональные процессы осуществлялись в истории не обособленно друг от друга, а в существенной взаимной детерминации. Поэтому их можно четко отделить друг от друга лишь теоретически, но в истории они всегда существуют в синкретическом (нерасчлененном) виде. Серьезных исследований об изучении специфики освещения данной тематики в провинциальных СМИ до сих пор не предпринималось, поэтому очевидна новизна настоящей работы.
Теоретической базой данного исследования являются труды таких ученых, как М. Курбанов, М. Мельников, В. Малькова, И. Блохин, Р. Абдулатипов, С. Шайхитдинова, Л. Низамова и другие. Эмпирической базой работы являются архивные номера газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда» за период с 25.03. 2010 по 31.12.2016, а также статистические данные о национальном и конфессиональном составе Зеленодольска и республики Татарстан. В работе использовались теоретические и эмпирические методы, среди которых: синтез, научное обобщение, интервьюирование, анализ документов, контент-анализ прессы.
Структура работы. Первая глава настоящей работы носит название «Этническая и конфессиональная информация». В данной главе мы на основе теоретических трудов определяем термины «этнической информации» и «конфессиональной информации», а также следим за тем, как эти понятия определяют исследователи. Также во втором параграфе первой главы будут определены маркеры, которые позволяет нам отнести ту или иную информацию к «этнической» или «конфессиональной».
Вторая глава исследования называется «Освещение этноконфессиональной тематики на страницах газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда». Здесь мы проводим анализ архивных номеров изданий за период с 25.03.2010 по 31.12.2016 - с момента вступления в должность Президента РТ Рустама Минниханова. В процессе контент- анализа мы обращаем внимание на проблематику материалов, их направленность, авторскую цель сообщений, жанровое разнообразие, лексические конструкции, характер материалов, отношение автора. На основе полученных данных мы выделяем характерные сходства и различия в освещении этноконфессиональной тематики вышеназванных изданий. Всего было проанализировано 174 публикации газеты «Наш Зеленый Дол» и 218 публикаций газеты «Зеленодольская правда».
Третья глава носит название «Роль газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда» в гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе». Зеленодольский район Татарстана - территория, которая в определенной степени является «группой риска»: на его территории размещены цыганские поселения в Свияжске и Айше, а также технополис «Новая Тура», основной массой сотрудников которого являются мигранты. Также в Зеленодольском районе существуют объекты религиозного мира, которые приковывают внимание верующих со всей страны и из-за рубежа - это Раифский монастырь и остров-град-Свияжск. Глава построена на интервью с экспертами, в числе которых значатся благочинный по Зеленодольскому району отец Святослав, имам -хатиб Соборной мечети Зеленодольска Ильдар-хазрат Гатауллин, заместитель руководителя Исполнительного комитета Зеленодольска по вопросам противодействия экстремизму Александр Старостин, директор Зеленодольского представительства Ассамблеи народов РТ Венера Давлетшина, главный редактор газеты «Зеленодольская правда» Татьяна Витовская и главный редактор газеты «Наш Зеленый Дол» Светлана Васильева.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в последние годы местом дислокации этнических или конфессиональных конфликтов становятся провинциальные города - в пример можно привести драку местного населения и выходцев с Кавказа в Казани в 2014 году, цыганский бунт и беспорядки в посёлке Плеханово Тульской области в 2016 году, конфликт представителей киргизской диаспоры с местными жителями в Бурятии в 2017 году и другие подобные происшествия. Если говорить о конфликтах с конфессиональным оттенком, то можно вспомнить спил православного креста в одном из районов Татарстана, возмущение жителей одного из сел Зеленодольского района строительством мечети и так далее. Таким образом, конфликты локализованы не только в Москве или крупных городах России, но зачастую и в провинции. Как пример, мы рассмотрим специфику освещения этноконфессиональной тематики на страницах районной печати - в газетах «Наш Зелёный Дол» и «Зеленодольская правда», выходящих в городе Зеленодольск, Республика Татарстан.
Республика Татарстан является одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации. По данным территориального органа Федеральной службы статистики РФ по РТ в Татарстане проживают представители 173 национальностей . Преобладающей народностью являются татары (53,2% от общего числа населения), на втором месте - русские (39,7%), на третьем - чуваши (3,1%). Наличие большого количества различных национальностей даёт основание считать Татарстан регионом «группы риска» в области межнациональных конфликтов.
Согласно исследованиям уровня межэтнической напряжённости в регионах России Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК), Татарстан входит в пятёрку регионов страны с самым высоким уровнем межэтнической напряжённости вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ставропольским краем и Республикой Дагестан. Одним из главных факторов межэтнической напряжённости в РТ эксперты исследования считают проблему «титульных этносов»: «В целом, эксперты не считают, что статус титульного этноса в субъекте Федерации обязательно является фактором напряжённости, в то же время отмечают проблемы, связанные с вытеснением представителями титульного этноса представителей других народов, в первую очередь русских, из государственных и муниципальных органов власти в ряде республик, прежде всего в Татарстане и Якутии».
Огромную роль в снижении межэтнической напряжённости могут сыграть средства массовой информации в целом и местные СМИ в частности - их грамотная работа в области межнациональной и межконфессиональной информации способна минимизировать напряжённость в конкретном населённом пункте и помочь мигрантам ассимилироваться в данном городе.
В идеале СМИ должны придерживаться толерантности. Важнейшей ценностью при освещении этноконфессиональной тематики должны стать установки на формирование толерантной идеологии.
Цель исследования - охарактеризовать специфику освещения этноконфессиональной тематики на страницах районной печати (на примере газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда»).
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Дать определение понятиям «этническая информация» и «конфессиональная информация»;
2. Сформулировать определение понятия «толерантность»;
3. Выявить маркеры, по которым информацию можно отнести к тому или иному виду;
4. Проанализировать номера газеты «Наш Зеленый Дол» (г. Зеленодольск) за период с 25.03.2010 по 31.12.2010;
5. Проанализировать номера газеты «Зеленодольская правда» (г. Зеленодольск) за период с 25.03.2010 по 31.12.2010;
6. Определить характерные сходства и различия в освещении этноконфессиональной тематики вышеназванных изданий;
7. Рассмотреть средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений;
8. Определить, способствуют ли вышеназванные СМИ гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе.
Объектом исследования являются газеты «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда», а предметом - специфика освещения этноконфессиональной тематики в данных СМИ.
Степень изученности. Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработка проблем этноконфессиональных отношений лежит в междисциплинарной области - политология, социология, психология, экономика, демография, правоведение, философия и многие другие науки обращаются к исследованию межэтнических и конфессиональных процессов. Наиболее полно процессы освещения этноконфессиональной тематики проанализированы в работах М. Курбанова, М. Мельникова, В. Мальковой, И. Блохина, Р. Абдулатипова и других. В то же время изучение освещения этноконфессиональных процессов является методологически трудной проблемой. Трудности в ее изучении создает то, что этнические и конфессиональные процессы осуществлялись в истории не обособленно друг от друга, а в существенной взаимной детерминации. Поэтому их можно четко отделить друг от друга лишь теоретически, но в истории они всегда существуют в синкретическом (нерасчлененном) виде. Серьезных исследований об изучении специфики освещения данной тематики в провинциальных СМИ до сих пор не предпринималось, поэтому очевидна новизна настоящей работы.
Теоретической базой данного исследования являются труды таких ученых, как М. Курбанов, М. Мельников, В. Малькова, И. Блохин, Р. Абдулатипов, С. Шайхитдинова, Л. Низамова и другие. Эмпирической базой работы являются архивные номера газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда» за период с 25.03. 2010 по 31.12.2016, а также статистические данные о национальном и конфессиональном составе Зеленодольска и республики Татарстан. В работе использовались теоретические и эмпирические методы, среди которых: синтез, научное обобщение, интервьюирование, анализ документов, контент-анализ прессы.
Структура работы. Первая глава настоящей работы носит название «Этническая и конфессиональная информация». В данной главе мы на основе теоретических трудов определяем термины «этнической информации» и «конфессиональной информации», а также следим за тем, как эти понятия определяют исследователи. Также во втором параграфе первой главы будут определены маркеры, которые позволяет нам отнести ту или иную информацию к «этнической» или «конфессиональной».
Вторая глава исследования называется «Освещение этноконфессиональной тематики на страницах газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда». Здесь мы проводим анализ архивных номеров изданий за период с 25.03.2010 по 31.12.2016 - с момента вступления в должность Президента РТ Рустама Минниханова. В процессе контент- анализа мы обращаем внимание на проблематику материалов, их направленность, авторскую цель сообщений, жанровое разнообразие, лексические конструкции, характер материалов, отношение автора. На основе полученных данных мы выделяем характерные сходства и различия в освещении этноконфессиональной тематики вышеназванных изданий. Всего было проанализировано 174 публикации газеты «Наш Зеленый Дол» и 218 публикаций газеты «Зеленодольская правда».
Третья глава носит название «Роль газет «Наш Зеленый Дол» и «Зеленодольская правда» в гармонизации межнациональных отношений в Зеленодольском районе». Зеленодольский район Татарстана - территория, которая в определенной степени является «группой риска»: на его территории размещены цыганские поселения в Свияжске и Айше, а также технополис «Новая Тура», основной массой сотрудников которого являются мигранты. Также в Зеленодольском районе существуют объекты религиозного мира, которые приковывают внимание верующих со всей страны и из-за рубежа - это Раифский монастырь и остров-град-Свияжск. Глава построена на интервью с экспертами, в числе которых значатся благочинный по Зеленодольскому району отец Святослав, имам -хатиб Соборной мечети Зеленодольска Ильдар-хазрат Гатауллин, заместитель руководителя Исполнительного комитета Зеленодольска по вопросам противодействия экстремизму Александр Старостин, директор Зеленодольского представительства Ассамблеи народов РТ Венера Давлетшина, главный редактор газеты «Зеленодольская правда» Татьяна Витовская и главный редактор газеты «Наш Зеленый Дол» Светлана Васильева.
В современном обществе этноконфессиональная тематика является одном из самых важных и регулярно входит в повестку дня средств массовой информации различных уровней и форматов. Работа и межнациональной и конфессиональной информацией требует от журналиста высокой правовой культуры, религиозной грамотности и специальных знаний. Роль СМИ в межнациональных и конфессиональных отношениях населения сегодня крайне высока - средства массовой информации могут как «подогреть» межнациональный конфликт, так и поспособствовать его решению.
Рассмотрев понятия «этнической» и «конфессиональной» информации мы выяснили, что этническая информация в СМИ - это, прежде всего, упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. Исследователи выделяют так называемую «этническую журналистику», куда относится журналистика, обращающаяся к тематике особенностей жизни и культуры любых народов, к проблеме межэтнического взаимодействия, а также журналистика, имеющая отношение исключительно к народам России, к этническим меньшинствам России, журналистика диаспор, представленная в средствах массовой информации и издающихся как на национальных языках, так и на русском языке. Конфессиональная информация представляет собой информацию об обычаях и традициях, праздниках и других мероприятиях различных конфессий. Существует также религиозная журналистика, которая включает в себя различные виды: богословскую, религиоведческую, религиозно-правовую и т.д. Ключевым аспектом в данной работе предстает конфессиональная информация, публикуемая на страницах светских средств массовой информации.
Определив понятие «толерантность», мы отметили, что трактовка понятие толерантности как терпимость является не совсем верной. По нашему мнению, толерантность - это «уважение прав человека при уважении им ваших прав». Также мы рассмотрели российский и западноевропейский подходы к понятию толерантности.
Рассмотрев маркеры этнической и конфессиональной информации в СМИ, мы выяснили, то таковыми являются употребление этнонимов, употребление названий регионов и стран, употребление слов «этнический» и «национальный», разделение на «мы» и «они», трансляцию этнических идеологем, стереотипов с ярко выраженной негативной окраской, употребление соответствующих иллюстраций. К маркерам конфессиональной информации в СМИ мы отнесли специализированную религиозную лексику, присутствие духовных лиц в материалах, а также тип издания.
Для анализа издания «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» нами были выбраны выпуски газет за период с 25.03.2010 по 31.12.2016 - верхней границей стало вступление в должность Президента РТ Рустама Минниханова. Проанализировав этноконфессиональные публикации двух изданий мы обратили внимание на авторскую цель сообщений, язык, инфоповоды, лексические конструкции, позиции автора и издания, а также проследили динамику освещения этноконфессиональных процессов в Зеленодольском районе за указанный период. Всего было проанализировано 218 материалов газеты «Зеленодольская правда» и 174 материала газеты «Наш Зеленый Дол». Используя полученные в ходе анализа данные, мы сопоставили манеру освещения этноконфессиональных процессов в данных изданиях и выявили сходства и различия. К сходствам мы отнесли использование малых жанровых форм, идентичность тем, наличие авторских проектов, превалирование религиозной информации над этнической, равные объемы православных и мусульманских материалов. В числе различий мы выделили стиль освещения, отношение журналистов к цыганским диаспорам, а также разные подходы в освещении этноконфессиональной информации.
Рассмотрев средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений, мы выяснили, что ключевым фактором в данной ситуации является позиция самих СМИ, поскольку все они обладают как серьезным миротворческим потенциалом, так и провокативными возможностями. В этой связи особую важность приобретает концепция социальной ответственности прессы в действии, поскольку именно саморегуляция СМИ является ключом к толерантному освещению межнациональных вопросов и способствованию разрешению этноконфессиональных конфликтов. Опираясь на собственные наблюдения и позицию экспертов, мы рассмотрели четыре аспекта в освещении указанными СМИ этноконфессиональной тематики: регулярность выхода публикаций, функции. Реализуемые этноконфессиональными публикациями, толерантность/интолерантность позиции СМИ, а также объемы освещения православной и мусульманской конфессий. Обобщив полученные данные, мы сделали вывод, что издания «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» играют важную роль в гармонизации межнациональных и конфессиональных отношений в Зеленодольском районе.
Рассмотрев понятия «этнической» и «конфессиональной» информации мы выяснили, что этническая информация в СМИ - это, прежде всего, упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. Исследователи выделяют так называемую «этническую журналистику», куда относится журналистика, обращающаяся к тематике особенностей жизни и культуры любых народов, к проблеме межэтнического взаимодействия, а также журналистика, имеющая отношение исключительно к народам России, к этническим меньшинствам России, журналистика диаспор, представленная в средствах массовой информации и издающихся как на национальных языках, так и на русском языке. Конфессиональная информация представляет собой информацию об обычаях и традициях, праздниках и других мероприятиях различных конфессий. Существует также религиозная журналистика, которая включает в себя различные виды: богословскую, религиоведческую, религиозно-правовую и т.д. Ключевым аспектом в данной работе предстает конфессиональная информация, публикуемая на страницах светских средств массовой информации.
Определив понятие «толерантность», мы отметили, что трактовка понятие толерантности как терпимость является не совсем верной. По нашему мнению, толерантность - это «уважение прав человека при уважении им ваших прав». Также мы рассмотрели российский и западноевропейский подходы к понятию толерантности.
Рассмотрев маркеры этнической и конфессиональной информации в СМИ, мы выяснили, то таковыми являются употребление этнонимов, употребление названий регионов и стран, употребление слов «этнический» и «национальный», разделение на «мы» и «они», трансляцию этнических идеологем, стереотипов с ярко выраженной негативной окраской, употребление соответствующих иллюстраций. К маркерам конфессиональной информации в СМИ мы отнесли специализированную религиозную лексику, присутствие духовных лиц в материалах, а также тип издания.
Для анализа издания «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» нами были выбраны выпуски газет за период с 25.03.2010 по 31.12.2016 - верхней границей стало вступление в должность Президента РТ Рустама Минниханова. Проанализировав этноконфессиональные публикации двух изданий мы обратили внимание на авторскую цель сообщений, язык, инфоповоды, лексические конструкции, позиции автора и издания, а также проследили динамику освещения этноконфессиональных процессов в Зеленодольском районе за указанный период. Всего было проанализировано 218 материалов газеты «Зеленодольская правда» и 174 материала газеты «Наш Зеленый Дол». Используя полученные в ходе анализа данные, мы сопоставили манеру освещения этноконфессиональных процессов в данных изданиях и выявили сходства и различия. К сходствам мы отнесли использование малых жанровых форм, идентичность тем, наличие авторских проектов, превалирование религиозной информации над этнической, равные объемы православных и мусульманских материалов. В числе различий мы выделили стиль освещения, отношение журналистов к цыганским диаспорам, а также разные подходы в освещении этноконфессиональной информации.
Рассмотрев средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений, мы выяснили, что ключевым фактором в данной ситуации является позиция самих СМИ, поскольку все они обладают как серьезным миротворческим потенциалом, так и провокативными возможностями. В этой связи особую важность приобретает концепция социальной ответственности прессы в действии, поскольку именно саморегуляция СМИ является ключом к толерантному освещению межнациональных вопросов и способствованию разрешению этноконфессиональных конфликтов. Опираясь на собственные наблюдения и позицию экспертов, мы рассмотрели четыре аспекта в освещении указанными СМИ этноконфессиональной тематики: регулярность выхода публикаций, функции. Реализуемые этноконфессиональными публикациями, толерантность/интолерантность позиции СМИ, а также объемы освещения православной и мусульманской конфессий. Обобщив полученные данные, мы сделали вывод, что издания «Зеленодольская правда» и «Наш Зеленый Дол» играют важную роль в гармонизации межнациональных и конфессиональных отношений в Зеленодольском районе.



