Введение 3
Глава первая. Этноконфессиональная тематика в повестке дня СМИ РТ 9
1.1 Этническая информация, ее виды и формы подачи 9
1.2 Конфессиональная тематика в СМИ и типы религиозной журналистики 17
1.3 Требования к журналистам, освещающим этноконфессиональную тематику 27
Глава вторая. Механизмы подачи этноконфесиональной тематики в газетах «Ватаным Татарстан» и «Ирек мэйданы». Компетенции журналиста 36
2.1 Механизмы подачи этнической информации на примере мониторинга газет «Ватаным Татарстан» и «Ирек мэйданы» 36
2.2 Механизмы подачи конфессиональной информации на примере мониторинга газет «Ватаным Татарстан» и «Ирек мэйданы 49
2.3 Компитенции журналиста при освещении этноконфессиональной тематики и рекомендации 62
Заключение 70
Список литературы 75
Источники 80
Приложение
Актуальность исследования. Роль средств массовой информации (СМИ) в современном полиэтничном обществе очень существенна. Для данной работы прежде всего важны проблемы освещения этнической тематики, ее воздействия на общество и ее использования политикой. Известно, что пресса, радио, ТВ, Интернет — это основные коммуникационные каналы, через которые осуществляются поддержка и трансляция культуры, межэтническое общение и межкультурный диалог. Кроме того, это еще и серьезный идеологический инструмент, с помощью которого формируются массовые представления людей. СМИ не просто информируют общество о событиях, в том числе и в сфере этнополитики и межэтнических отношений, но, комментируя их, внедряют в массовое сознание толерантные или конфликтные ценности, образы, ориентиры и идеи.
Общеизвестно, что СМИ играют важную роль в современном этнокультурном развитии многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. За последние 20 лет в нашей стране фактически сформировалась заново разнообразная система региональных телевизионных каналов и радиостанций, которые имеют этнокультурный характер (это явление иногда называют «этнические СМИ»).
Практика показывает, что СМИ могут ориентировать массовое сознание не только на толерантные идеи равенства людей перед законом, но также и на идеи ксенофобии, шовинизма, неофашизма и расизма. От гражданской позиции и ответственности СМИ, их владельцев, спонсоров и конкретных авторов в большой мере зависит, будет ли в стране или регионе сохраняться межнациональный мир или будет нагнетаться межнациональная напряженность, разжигаться межнациональная рознь. Эту способность СМИ влиять на массовое сознание, на представления людей в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений активно используют в своих интересах современные политики во многих полиэтничных регионах мира. Понятно, что в таких ситуациях власти и общество должны уметь воздействовать на СМИ и противостоять негативным информационным попыткам спекулировать на этнической проблематике.
Основные положения, свидетельствующие об актуальности темы исследования, заключаются в следующем:
1. Актуальность работы определяется, прежде всего, научной и общественно-политической важностью исследования социальных, международно-правовых и иных аспектов функционирования массмедиа в современных условиях. Особенность Республики Татарстан в том, что в ней проживает много национальностей, кроме татар и все они стремятся развивать свою культуру, сохранить свои традиции. СМИ являются их главным оружием. Поэтому исследование этнической тематики, ее подачи остается актуальным на все времена.
2. Актуальность работы определяется научной и социально-политической важностью исследования татарстанской журналистики в современных условиях. В то время, когда Запад старается закрыться от мигрантов и беженцев, в нашей республике создаются условия для мигрантов и беженцев из Украины. Да, это знак солидарности с правительством РФ, но все же, не каждый регион готов принять жертв политических процессов и конфликтов. Отношение вот к этим людям отражается в СМИ РТ.
3. СМИ выступают не только непосредственным участником социально - политических процессов, но и их объектом. Именно поэтому особую актуальность приобретает комплексное изучение вопросов отражения освещения этнической тематики, ее подачи, стиля и формы изложения, характера, содержания, так как СМИ формируют общественное мнение, отношение.
4. Следует признать, что в средствах массовой информации поликультурных регионов и стран этнокультурная и этнополитическая проблематика присутствует постоянно. Более того, именно СМИ нередко тиражируют не только ценности и нормы, которые исповедует данное общество, но и предрассудки, стереотипы и установки, которые прямо или косвенно способствуют росту межэтнической напряженности, сохраняют и укрепляют внутренние культурные границы между этническими и расовыми общинами. Иногда это тиражирование осуществляется сознательно, поскольку этничность, как уже говорилось, используется в политической борьбе и служит дополнительным аргументом для обоснования позиций соперничающих политических сил или лидеров. Но чаще эксплуатация этнических предрассудков и стереотипов носит неспровоцированный и неявный характер следствием общей этнополитической неподготовленности журналистов, их нежелания соблюдать принципы журналистской этики, их стремления сыграть на чувствах читателей и сделать материал более понятным.
5. В последние десятилетия российские и мировые СМИ передают в больших количествах так называемую этнически окрашенную информацию, которая изначально имеет или обретает политический смысл и тем самым становится существенным компонентом современной этнополитики. Это упоминания в публикациях о странах и народах, об их образе жизни, о национальных или этнических обычаях и ценностях, информация об этнической культуре, экономике, спорте, медицине и о других сферах общественной жизни.
Основными признаками этнической информации в газете или в передачах радио и ТВ являются упоминания этнонимов, например узбекский, татарский, немецкий, английский, русский и др. Употребление терминов, связанных с этничностью: шовинизм, национализм, национал-экстремизм, ксенофобия, национал-фашизм и т.п.
Что считать толерантным или интолерантным и вредным при освещении в СМИ этнических особенностей нашей жизни? Это один из важных вопросов, ответ на который ищут многие.
Степень научной разработанности темы. Проблемы этнического самоопределения, аспекты освещения этнической тематики, политические функции этничности не раз становились предметом исследований как российских, так и зарубежных социологов, конфликтологов, этнологов и других специалистов и существует целый пласт научной литературы, посвященный этой тематике.
Религиоведческие, журналистиковедческие, философские, правовые и политологические особенности исследуемой проблемы освещались в работах Гарифуллина В.З., Мальковой В.К., Тишкова В.А., Мифтахова Ф.Ф., Семенова Ю.В., Примакова В.Л., Андержановой Г.В., Дриновой Е.М., Курабцева В.Л., Саблукова А.В., Султанова Ф.М., Мухаметдинова Р.Ф., Хакимова Р.С., Набиева Р.А., Фазлиева А.М., Ахметовой Р.А., Алмазовой Л.И. и других.
Цель исследования. Целью данного исследования является изучение освещения этнической тематики и определения путей дальнейшего развития разнообразия публикаций на данную тематику. Исходя из основной цели, ставятся следующие научно-практические задачи:
• выявить некоторые из наиболее примечательных и показательных методов, приемов и форм подачи этнической информации;
• охарактеризовать наиболее характерные черты и особенности, в том числе политико-идеологического плана, в освещении этнической тематики;
• определить сходства и различия освещения этноконфессиональной тематики в этих изданиях;
• определить компетенции журналиста при освещении этноконфессиональной тематики;
• выработать и сформулировать некоторые практические рекомендации и предложения, оптимизация которых будет способствовать дальнейшему повышению качества и эффективности подачи этнической тематики в СМИ.
Методологической основой данного исследования послужили системный и структурно-функциональный анализ, также контент-анализ, сравнительно-исторический метод, фундаментальные принципы и подходы таких наук, как философия, социология, теория массовых коммуникаций.
Объектом публикации на этноконфессиональную тематику в татароязычных средствах массовой информации («Ватаным Татарстан», «Ирек мэйданы»).
Предмет исследования - особенности освещения этноконфессиональной тематики СМИ РТ и компетенции журналиста.
Гипотеза исследования. Этноконфессиональная тематика в последние годы стала одной из самых многообсуждаемых и популярных тем среди остальных и она всегда в повестке дня. Это напрямую связано с военно-политической обстановкой в регионах, в странах и в мире целом. В связи с этим, этноконфессиональная тематика в последние годы выдвинулась на передний план теории и практики общественных преобразований. В СМИ республики Татарстан этноконфессиональная тема также является одной из самых значимых и передовых тем. Как многонациональная республика, Татарстан стремится сохранить гармонию между представителями разных национальностей и религий, СМИ является инструментом регулирования данного вопроса. Журналисты татароязычных СМИ компетентны в освещении этноконфессиональной тематики, их публикации всегда толерантны, им известно, что каждый факт может быть подан под разным углом зрения, событие может быть освещено тенденциозно, с симпатией или антипатией, нейтрально или агрессивно.
Эмпирической базой послужили материалы из газет «Ватаным Татарстан», «Ирек мэйданы» в период от 1 сентября 2013 по 1 июня 2014 года, сентябрь-ноябрь 2016 года.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней показаны основные критерии освещения этноконфессиональной тематики в татароязычных СМИ, а также компетенции журналиста, который освещает данную тематику.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке журналистских кадров, особенно для Республики Татарстан.
Апробация работы путем публикаций статей в научных изданиях и в форме публичных докладов на конференциях.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы, приложения
Роль СМИ в современном полиэтничном обществе очень существенна. Для данной работы прежде всего важны проблемы освещения этноконфессиональной тематики в татароязычной прессе, ее воздействия на общество и ее использования политикой и компетенции журналиста, при освещение данной тематики.
В ходе научного исследования, по результатам сравнительного анализа, который базируется на мониторинге двух татароязычных газет, я пришла к следующим выводам:
1. Гипотеза исследования, которая была выдвинута в начале, не
полностью соответствует реальности. Соответсвует реальности то, что этноконфессиональная тематика в последние годы стала одной из самых многообсуждаемых и популярных тем среди остальных и она всегда в повестке дня. Это напрямую связано с военно-политической обстановкой в регионах, в странах и в мире целом. В связи с этим, этноконфессиональная тематика в последние годы выдвинулась на передний план теории и практики общественных преобразований. В СМИ республики Татарстан этноконфессиональная тема также является одной из самых значимых и передовых тем. Как многонациональная республика, Татарстан стремится сохранить гармонию между представителями разных национальностей и религий, СМИ является инструментом регулирования данного вопроса. Но нельзя сказать, что журналисты татароязычных СМИ всегда компетентны в освещении этноконфессиональной тематики, их публикации всегда толерантны, и им известно, что каждый факт может быть подан под разным углом зрения, событие может быть освещено тенденциозно, с симпатией или антипатией, нейтрально или агрессивно. Мною были обнаружены
публикации, где есть скрытый язык вражды либо присутствуют механизмы подачи нетолерантной этноконфессиональной информации.
2. Этническая информация в татароязычных газетах связана с жизнью, с культурой, языком, традициями и обычаями татарского народа.
Но, в отличие от газеты «Ирек мойданы», газета «Ватаным Татарстан» к проблемам свободы и ущемления прав татарского народа с более нейтральной позиции. Газета «Ирек мойданы» делает акцент на том, что ущемляются права татар, политика РФ направлена против татар и т.п.
3. В выбранной мною период времени, а именно во время обострения ситуации на Украине и во время конфликтной ситуации с татарской певицей, которая танцевала на фоне Белой мечети, в повестку дня газеты «Ватаным Татарстан» попадают именно эти темы. Как и в газете «Ирек мойданы», публикации рассказывают о трудном положении крымских татар, которые были депортированы во время СССР. Тон публикаций сочувствующей, позиция издания к этой проблеме также сочувствующая и в духе: «Мы не оставим крымских татар без помощи».
4. В отличие от газеты «Ватаным Татарстан», ситуацию с татарской певицей у Белой мечети «Ирек мойданы» не считает такой аморальной и обижающих чувства верующих. Информация, которая получила не только региональный, но и федеральный резонанс, здесь подается лишь в форме заметке, где приведены извинения Резеды Ганиуллины.
5. Механизмы подачи этнической и конфессиональный информации в двух газетах отличаются. Если смотреть по лексике, то в газете «Ватаным Татарстан» встречаются лексемы-тревожности, лексемы- насмешки, лексемы-превосходства, тогда как в газете «Ирек мойданы» встречались лишь лексемы-тревожности. Создание этнических и конфессиональных образов также имеют сходства. «Ирек мойданы» создает один образ - образ татар, чьи права ущемлены и которым нужно объединиться и начать действовать, а в газете «Ватаным Татарстан» создаются различные образы - образ мигранта-преступника, образ мигранта- наркоторговца. Религиозные образы также отличаются. «Ирек мойданы» создает образы верующих медийных лиц, это и футболисты, и хоккеисты, и сам президент РТ, которые исповедует ислам и говорят об изменениях, после принятия ислама или начала соблюдения его канонов. В газете «Ватаным Татарстан» таких образов нет, она более нейтрально освещает конфессиональную тематику.
6. Этническая идеология изданий также отличается. Этническая идеология государственной газеты переплетается с идеологией национальной политики РФ и РТ, где есть стремление межнациональному и межэтническому согласию и сохранение спокойствия. Этническая идея частной газеты, то есть газеты «Ирек мэйданы» совсем другая. Она формирует у читателей мнение, что татары в плохом положении и им нужно объединиться, действовать, чтобы сохранить нацию. Этническая идеология этой газеты более национальна.
7. Компетенции журналистов при освещении
этноконфессиональной тематики связаны со знанием общих понятий и терминов, связанных данного роды информацией. Нередко, журналисты допускают ошибки именно из-за некомпетентности в данном вопросе. Также компетентный журналист будет разбираться в традициях и культуре, обычаях разных национальностей и будет знаком со священными книгами, их содержанием разных конфессий. Если у него не будет хотя бы базовых знаний, то при освещении этноконфессиональной тематики, у него могут возникнуть трудности.
8. Журналистам также необходимо знать правовые и этические регулирующие их деятельности, так как именно они регламентируют процесс творческой деятельности журналиста.
9. Этноконфессиональная тематика требует от журналиста особого внимания, так как она напрямую связана с национальной политикой, с ее целями и задачами. Журналист должен помнить, что его безопасность только в его же руках.
10. Повестка дня татароязычных СМИ связана лишь новостями из жизни татар, в связи с тем, что Татарстан многонациональная республика, это считается неполноценным освещением этноконфессиональной реальности. Рекомендую выводить в повестку дня проблемы и других народов республики, а не только событий из их культурной жизни.
Хотелось бы добавить, что в целом освещение этноконфессиональной тематики в татароязычной печатной прессе РТ толерантное, но все же встречаются недостатки, которые нужно исправить в дальнейшем, если хотим сохранить межэтническое и межконфессиональное спокойствие в регионе, где дружно проживают более 170 национальностей. Подводя итоги, хочется сказать, что публикации на этноконфессиональную тематику требуют осторожности. С помощью средств массовой информации можно добиться урегулирования межэтнических конфликтов, неурядиц, но также можно разжечь конфликты, которые могут привести в к неожиданным последствиям. Руководящие органы Республики Татарстан часто делают акцент на то, что Татарстан - республика многонациональная и все здесь живут в мире и согласии. Но СМИ РТ делают ошибки - упоминают национальность тогда, когда речь идет о преступлениях, нападениях и т.п. Как говорится, на ошибках учатся. Чтобы избежать этих значимых, порой ненамеренных ошибок в будущем, каждый журналист должен начать работу сегодня, с самого себя.
Журналисты, пишущие на общественно-политические темы должны помнить, что их главная миссия - создание атмосферы стабильности, спокойствия, взаимопонимания и дружбы народов, а также он должен способствовать развитию и процветанию региона и проживающих в нем народов. Ведь только путем установления стабильности в одном регионе, можно добиться к поддержанию стабильности на территории всей страны.