Приемы работы с аудиторией в творчестве телекритиков «Новой газеты» Ирины Петровской и «Литературной газеты» Александра Кондрашова
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. МЕДИЙНАЯ КРИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 10
1.1. Критика как специфический род творческой деятельности 10
1.2. Виды и функции медийной критики 14
1.3. Тенденции развития отечественной медийной критики 25
Глава II.
ТВОРЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КРИТИКОВ 30
2.1. Приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в традиционных изданиях 30
2.2 Приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра
Кондрашова в социальных сетях 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список использованных источников и научной литературы 63
Приложение
Глава I. МЕДИЙНАЯ КРИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 10
1.1. Критика как специфический род творческой деятельности 10
1.2. Виды и функции медийной критики 14
1.3. Тенденции развития отечественной медийной критики 25
Глава II.
ТВОРЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КРИТИКОВ 30
2.1. Приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в традиционных изданиях 30
2.2 Приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра
Кондрашова в социальных сетях 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список использованных источников и научной литературы 63
Приложение
Развитие профессионального критического мышления, совершенствование навыков критического анализа своих и чужих текстов и изучение практик работы журналистов с информацией - это важные задачи журналистского образования. Ввиду появления новых информационных технологий, увеличения количества выпускаемой ежечасно информации, представленных на самую широкую аудиторию, можно говорить также и о процедуре совершенствования и усложнения процесса оценивания той информационной повестки дня, в которой мы находимся.
Важно уметь понимать, какие на самом деле вкладывают понятия и смыслы в медиапродукт авторы. Понимание и осмысление представленной информации, в свою очередь, получается за счет глубокого анализа и проведения ряда исследований тех самых смыслов. Необходимо проводить обучение правилам поиска новой актуальной информации и вписывания этой информации в известный социальный порядок с помощью речевых приемов и средств. Медиакритика призвана повышать квалификацию и мастерство журналистов, осмысливать свой социальный и профессиональный опыт, изучать основные требования, предъявляемых к информации в СМИ, такие как точность, достоверность и наличие ссылок на источники, призвана разграничивать факты и мнения, плюрализм в представление разных точек зрения.
Медиакритика обладает значительным потенциалом в плане поддержки усилий образовательных и просветительских институтов в развитии медиакультуры аудитории. Данной области знаний принадлежит высокая и серьезная миссия - показать реальное общественное мнение, мнение аудитории, направлять и руководить данной задачей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время, при постоянной конкуренции на рынке средств массовой информации профессиональные деятели все чаще забывают о миссии такой профессии как журналистика. В погоне за рейтингами, авторы готовы жертвовать правдивым освещением общественной жизни, помощью в социальных вопросах, поднятием профессионального журналистского образования. Медиакритика, в свою очередь, все чаще производится не профессиональным работником медиасферы, а любым, не имеющим определенных навыков освоения и освещения информации человеком. Необходимо профессионально поднимать на качественном уровне то направление общественной жизни, которое отвечает за общую информационную повестку дня, за общественное мнение.
Помимо этого, с помощью таких средств, как социальные сети, образуется многоуровневая конвергенция профессиональных медиа и возникновение на данном опыте не существующих раннее практик. Данный дополнительный инструмент в приемах работы с аудиторией в рамках интернет-пространства предполагает крайне актуальное и дальнейшее изучение представленной темы.
Под социальной сетью имеется ввиду социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. Сегодня можно выделить несколько тенденций развития социальных сетей в Интернете, которые характеризуются следующим2:
1. Требование социализации профессиональных сайтов (практически от любого современного сайта требуются механизмы, обеспечивающие хотя бы минимальный социальный функционал);
2. Развитие так называемых нишевых социальных сетей;
3. Повышение технологизации уже существующих сетей;
4. Внедрение социальных сетей в бизнес;
5. Объединение и обмен информацией.
В данной исследовательской работе мы будем говорить о телекритике как одном из направлений медиакритики, и в то же время мы равноценно апеллируем такими понятиями, как «медиакритика» и «телекритика». Следует заметить, что медиакритика- понятие более широкое, нежели телекритика. Объектом исследования телекритики является лишь телепродукт, в то время как объект исследования медийной критики становится массовое сознание потребителей медийной информации, на которую воздействуют критико-журналистские произведения любого характера.
Таким образом, именно изучение различных подходов к аудитории в медиакритике играет важную роль при исследовании общих тенденций, при попытке развития общей направленности теоретической части изучения медийной критики для дальнейшего совершенствования представленной сферы.
Цель работы: Выявить и изучить приемы работы с аудиторией в творчестве медийных критиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
Задачи:
1. Выявить специфику медийной критики;
2. Выделить и установить основные виды и функции представленных в прессе критических публикаций;
3. Проследить историю развития отечественной медиакритики и определить основные ее тенденции;
4. Выявить приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в традиционных изданиях;
5. Показать приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в социальных сетях.
Объект исследования: творчество телекритиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова в «Новой газете» и «Литературной газете», на своих страницах в социальных сетях.
Предмет исследования: Приемы работы с аудиторией в творчестве телекритиков телекритиков И.Петровской и А.Кондрашова.
Эмпирическая база: 207 публикаций Ирины Петровской на сайте издания «Новая газета», 118 публикаций Александра Кондрашова на сайте издания «Литературная газета», страницы указанных авторов в социальных сетях.
Хронологический период исследования: с 01.01.2012 по 31.12.2016 гг.
Степень изученности
На сегодняшний день в научных кругах медиакритика не является новым направлением в журналистике. Научная литература, найденная нами по данной теме, - это монографии Александра Короченского «Пятая власть?» и Романа Баканова «Книга жалоб» на телевидение: эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации, 1991-2000 гг.. Также доцент кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета Роман Баканов написал практические рекомендации в помощь медийному критику в материале «Масс-медиа глазами газет» , Сергей Муратов и российский культуролог и кинокритик Даниил Дондурей изучали медиакритику со стороны телевидения «ТВ - эволюция нетерпимости» , «Телевидение: режиссура реальности» .В середине 1960-х гг. были опубликованы статьи Н. Василенко, А. Богомолова 9, В. Дьяченко, в которых речь шла о миссии телекритики относительно ее функций и роли в улучшении качественного уровня телеэфиров. В свою очередь, В.Дьяченкоговорил, что нынешний «профессиональный уровень нашей телекритики явно недостаточен, хотя это скорее беда ее, чем вина. Каковы признаки профессиональности? Это, во-первых, постоянная работа в данной области, во-вторых, более или менее узкая специализация, и, в-третьих, авторитетность, общепризнанность. Кроме того, необходимым стимулом для профессионального роста работника всегда будет постоянный и растущий спрос на его труд». В. Кисунько, С. Муратов, Л. Польская, в «Литературной газете» В. Цветов и Г.Шергова на рубеже 1990-х годов неоднократно организовывали попытки провести качественную работу в журналах своих отраслей «Телевидение и радиовещание», «Журналист».
Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, позволяющем описать и объяснить внутренний механизм воздействия медиакритики на восприятие аудиторией журналистских материалов. В работе четко показаны приемы работы с аудиторией в творчестве двух регулярно цитируемыхв российской прессе телевизионных критиков. Также в работе демонстрируется необходимость наличия в средствах массовой информации материалов, посвященных медиакритике, что в дальнейшем будет способствовать объективному усвоению публикуемой информации аудиторией.
Методология исследования:
Теоретические методы:
- Обзор научной литературы, позволяющий рассмотреть теоретические основы медийной критики, ее развитие и современное становление;
Практические методы:
- сплошной мониторинг «Новой газеты» и «Литературной газеты» на наличие медиакритики;
- лексико-стилистический анализ публикаций изучаемых телекритиков;
- содержательный анализ публикаций изучаемых телекритиков;
- сравнительно-сопоставительный анализ приемов работы с аудиторией в творчестве каждого из изучаемых телевизионных критиков.
Теоретическая значимость:результаты данной исследовательской работы могут быть заключены в учебный план по направлению «Журналистика» в таких дисциплинах как «Медийная критика в системе современной журналистики России», «Проблемно-аналитические жанры», «Стилистика и литературное редактирование», «История отечественной журналистики».
Практическая значимость: результаты данного исследования помогут в дальнейшей практической работе авторов, которые специализируются в области медиакритики. Также результаты данной работы могут помочь в написании текстов медийной критики.
Структура работы:
Дипломная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
В первой главе дается характеристика такой профессиональной области знаний как медийная критика, ее основные виды и функции, а также тенденции развития.
Во второй главе проводится исследовательская деятельность по представленным на сайте публикациям двух ведущих телекритиков страны Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
В заключение подводится итог выполненной работы, делаются выводы. В списке использованной литературы даны источники, используемые при написании исследования.
Важно уметь понимать, какие на самом деле вкладывают понятия и смыслы в медиапродукт авторы. Понимание и осмысление представленной информации, в свою очередь, получается за счет глубокого анализа и проведения ряда исследований тех самых смыслов. Необходимо проводить обучение правилам поиска новой актуальной информации и вписывания этой информации в известный социальный порядок с помощью речевых приемов и средств. Медиакритика призвана повышать квалификацию и мастерство журналистов, осмысливать свой социальный и профессиональный опыт, изучать основные требования, предъявляемых к информации в СМИ, такие как точность, достоверность и наличие ссылок на источники, призвана разграничивать факты и мнения, плюрализм в представление разных точек зрения.
Медиакритика обладает значительным потенциалом в плане поддержки усилий образовательных и просветительских институтов в развитии медиакультуры аудитории. Данной области знаний принадлежит высокая и серьезная миссия - показать реальное общественное мнение, мнение аудитории, направлять и руководить данной задачей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время, при постоянной конкуренции на рынке средств массовой информации профессиональные деятели все чаще забывают о миссии такой профессии как журналистика. В погоне за рейтингами, авторы готовы жертвовать правдивым освещением общественной жизни, помощью в социальных вопросах, поднятием профессионального журналистского образования. Медиакритика, в свою очередь, все чаще производится не профессиональным работником медиасферы, а любым, не имеющим определенных навыков освоения и освещения информации человеком. Необходимо профессионально поднимать на качественном уровне то направление общественной жизни, которое отвечает за общую информационную повестку дня, за общественное мнение.
Помимо этого, с помощью таких средств, как социальные сети, образуется многоуровневая конвергенция профессиональных медиа и возникновение на данном опыте не существующих раннее практик. Данный дополнительный инструмент в приемах работы с аудиторией в рамках интернет-пространства предполагает крайне актуальное и дальнейшее изучение представленной темы.
Под социальной сетью имеется ввиду социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. Сегодня можно выделить несколько тенденций развития социальных сетей в Интернете, которые характеризуются следующим2:
1. Требование социализации профессиональных сайтов (практически от любого современного сайта требуются механизмы, обеспечивающие хотя бы минимальный социальный функционал);
2. Развитие так называемых нишевых социальных сетей;
3. Повышение технологизации уже существующих сетей;
4. Внедрение социальных сетей в бизнес;
5. Объединение и обмен информацией.
В данной исследовательской работе мы будем говорить о телекритике как одном из направлений медиакритики, и в то же время мы равноценно апеллируем такими понятиями, как «медиакритика» и «телекритика». Следует заметить, что медиакритика- понятие более широкое, нежели телекритика. Объектом исследования телекритики является лишь телепродукт, в то время как объект исследования медийной критики становится массовое сознание потребителей медийной информации, на которую воздействуют критико-журналистские произведения любого характера.
Таким образом, именно изучение различных подходов к аудитории в медиакритике играет важную роль при исследовании общих тенденций, при попытке развития общей направленности теоретической части изучения медийной критики для дальнейшего совершенствования представленной сферы.
Цель работы: Выявить и изучить приемы работы с аудиторией в творчестве медийных критиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
Задачи:
1. Выявить специфику медийной критики;
2. Выделить и установить основные виды и функции представленных в прессе критических публикаций;
3. Проследить историю развития отечественной медиакритики и определить основные ее тенденции;
4. Выявить приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в традиционных изданиях;
5. Показать приемы работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова в социальных сетях.
Объект исследования: творчество телекритиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова в «Новой газете» и «Литературной газете», на своих страницах в социальных сетях.
Предмет исследования: Приемы работы с аудиторией в творчестве телекритиков телекритиков И.Петровской и А.Кондрашова.
Эмпирическая база: 207 публикаций Ирины Петровской на сайте издания «Новая газета», 118 публикаций Александра Кондрашова на сайте издания «Литературная газета», страницы указанных авторов в социальных сетях.
Хронологический период исследования: с 01.01.2012 по 31.12.2016 гг.
Степень изученности
На сегодняшний день в научных кругах медиакритика не является новым направлением в журналистике. Научная литература, найденная нами по данной теме, - это монографии Александра Короченского «Пятая власть?» и Романа Баканова «Книга жалоб» на телевидение: эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации, 1991-2000 гг.. Также доцент кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета Роман Баканов написал практические рекомендации в помощь медийному критику в материале «Масс-медиа глазами газет» , Сергей Муратов и российский культуролог и кинокритик Даниил Дондурей изучали медиакритику со стороны телевидения «ТВ - эволюция нетерпимости» , «Телевидение: режиссура реальности» .В середине 1960-х гг. были опубликованы статьи Н. Василенко, А. Богомолова 9, В. Дьяченко, в которых речь шла о миссии телекритики относительно ее функций и роли в улучшении качественного уровня телеэфиров. В свою очередь, В.Дьяченкоговорил, что нынешний «профессиональный уровень нашей телекритики явно недостаточен, хотя это скорее беда ее, чем вина. Каковы признаки профессиональности? Это, во-первых, постоянная работа в данной области, во-вторых, более или менее узкая специализация, и, в-третьих, авторитетность, общепризнанность. Кроме того, необходимым стимулом для профессионального роста работника всегда будет постоянный и растущий спрос на его труд». В. Кисунько, С. Муратов, Л. Польская, в «Литературной газете» В. Цветов и Г.Шергова на рубеже 1990-х годов неоднократно организовывали попытки провести качественную работу в журналах своих отраслей «Телевидение и радиовещание», «Журналист».
Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, позволяющем описать и объяснить внутренний механизм воздействия медиакритики на восприятие аудиторией журналистских материалов. В работе четко показаны приемы работы с аудиторией в творчестве двух регулярно цитируемыхв российской прессе телевизионных критиков. Также в работе демонстрируется необходимость наличия в средствах массовой информации материалов, посвященных медиакритике, что в дальнейшем будет способствовать объективному усвоению публикуемой информации аудиторией.
Методология исследования:
Теоретические методы:
- Обзор научной литературы, позволяющий рассмотреть теоретические основы медийной критики, ее развитие и современное становление;
Практические методы:
- сплошной мониторинг «Новой газеты» и «Литературной газеты» на наличие медиакритики;
- лексико-стилистический анализ публикаций изучаемых телекритиков;
- содержательный анализ публикаций изучаемых телекритиков;
- сравнительно-сопоставительный анализ приемов работы с аудиторией в творчестве каждого из изучаемых телевизионных критиков.
Теоретическая значимость:результаты данной исследовательской работы могут быть заключены в учебный план по направлению «Журналистика» в таких дисциплинах как «Медийная критика в системе современной журналистики России», «Проблемно-аналитические жанры», «Стилистика и литературное редактирование», «История отечественной журналистики».
Практическая значимость: результаты данного исследования помогут в дальнейшей практической работе авторов, которые специализируются в области медиакритики. Также результаты данной работы могут помочь в написании текстов медийной критики.
Структура работы:
Дипломная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
В первой главе дается характеристика такой профессиональной области знаний как медийная критика, ее основные виды и функции, а также тенденции развития.
Во второй главе проводится исследовательская деятельность по представленным на сайте публикациям двух ведущих телекритиков страны Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
В заключение подводится итог выполненной работы, делаются выводы. В списке использованной литературы даны источники, используемые при написании исследования.
Более двадцати пяти лет на страницах авторитетных центральных изданий регулярно публикуются интерпретации и анализ телеэфиров прошедшей недели, обсуждаются качественные и количественные характеристики телепередач, ведутся дискуссии по поводу профессиональных характеристик известных телеперсон. В нынешнее время зрителям необходимо тщательно отбирать и обрабатывать полученную с телеэкранов информацию, что говорит о большой важности телекритики на страницах изданий средств массовой информации. Подобная фильтрация служит определяющим фактором развития разумного, гуманного и справедливого общества.
Исследование критики как специфического рода творческой деятельности показало, что медиакритику стоит понимать как одну из форм литературно-художественной критики в СМИ, а основным материалом для работы с данным видом критики будут служить найденные медипродукты на страницах изданий и в сетках эфиров. В ходе исследования удалось понять, что медиакриктика преследует несколько основополагающих задач, одна из которых состоит в том, чтобы научить предполагаемую аудиторию осторожно относиться к анализу современной действительности путем отображения ее в общественной среде (в среде средств массовой информации). Должное понимание данного понятийного аппарата позволило нам понять суть проблемы нашего исследования и обозначить существенные различия в предоставляемой информации.
В ходе изучения критики как рода творческой деятельности выявлены следующие виды медиакритики: представлена профессиональными трудами исследователей и ученых академическая медиакритика, которая адресована как научным кругам, так и профессиональным деятелям масс-медиа, а характер данных работ в основном носит критико-журналистскую направленность; профессиональный состав авторов создает продукты профессиональной медиакритики (она же «внутрицеховая», внутрикорпоративная), где адресатом становится общество журналистов и людей, причастных к созданию контента профессиональным образом, к представителям данного вида медиакритики можно отнести создателей медиасодержания; отличительной чертой массовой медиакритики. является то, что адресатом выступают, как обычные телезрители, слушатели, читатели, так и представители самих журналистских профессиональных сообществ, при этом аудитория предстает сразу в нескольких ролях: обращение к массовым зрителям, как к коллегам с целью некоего обучения, напутствия, путем разбора их же деятельности, так и к общей части аудитории, к которой обращается медиакритик. Дополнительным видом медиакритики сегодня формируется гражданская медиакритика, где в роли адресата выступают обычные граждане, не имеющие отношения к журналистике, а авторами становятся активисты гражданских объединений и организаций.
Основными функциями медиакритикив ходе исследования были выявлены: информационно-коммуникативная функция, познавательная
функция, регулятивная функция, коррекционная функция, социально - организаторская функция, просветительская и коммерческо- промоцийная функции. С помощью исследования функций медиакритики мы поняли, что основными из перечисленных выше являются информационно- коммуникативная и познавательная функции.
В ходе исследования исторического аспекта развития медиакритики нам удалось выявить основные тенденции ее развития. Мы поняли, что первым из видов критики стала критика на литературные публикации в конце 18-го века. С расширением творческой возможности появляется критика на данный продукт. И с развитием критики в 20-м веке на страницах массовых изданий появляется анализ радийных, телевизионных программ, интернет- публикаций, где отчетливо наблюдается сходство с современным видом медиакритики.
В исследовательской работе представлены основные инструменты работы с аудиторией современных отечественных телекритиков нашей страны. Наряду сосновными в исследовательской работе также представлена деятельность в социальных сетях в качестве дополнительного инструмента работы с аудиторией.
В ходе исследования нами выявлены следующие инструменты работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова: 1) общий стиль изложения (использование приема высмеивания у И. Петровской и изложение в форме диалога у А. Кондрашова); 2) стилистические и синтаксические приемы (использование разнообразных средств выразительности помогают приобщить аудиторию к текстам, помогают в восприятии и понимании идей авторов и облегчают процесс чтения материалов); 3) особая структура текста (использование принципа кольцевой композиции И. Петровской и последовательное изложение материала А. Кондрашова); 4) разговоры об аудитории (использование приема описания читателей изданий «Новая газета» и «Литературная газета» как метод, улучшающий доверие со стороны аудитории); 5) размышления о профессиональном долге и о журналистике (говоря об основных проблемах повестки дня на телеэкранах, авторы способствуют здоровому развитию медисреды страны).
Эмпирическая же часть на конкретных примерах показала нам вид медиакритики, ее цели и функций, с которыми были связаны рассмотренные нами публикации авторов Александра Кондрашова («Литературная газета») и Ирины Петровской («Новая газета»).
Исследование показало нам, что действительно важно обладать конкретными знаниями и навыками для работы с анализом медиапродуктов, что недостаточно быть просто читателем или зрителем, необходимо также уметь рассматривать работы с помощью хорошо подготовленной, профессиональной теоретической базы.
В качестве работы в социальных сетях как дополнительного инструмента работы с аудиторией нами выявлены следующие критерии: способ обратной связи с целью улучшения или корректировки будущего контента, способ поддержания доверительной связи с аудитории, помощь в распространении актуальной информации читательской аудитории, а также использование эмодзи как дополнительного критерия в данном виде работы с аудиторией; возможность присоединения к дискуссии людей разных социальных слоев и статусов.
В ходе исследования все поставленные перед нами задачи были выполнены. Мы выявили специфику критики в контексте творческой деятельности, выделили и установили основные виды и функции современной медиакритики,,проследили историю развития отечественной медиакритики и определили основные и дополнительные инструменты работы с аудиторией телекритиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
В ходе проведения нами исследовательской работы мы поняли, что медиакритика способна создать общественную альтернативу манипулированию аудиторией. Что не может не говорить о важности изучения данного вопроса.
Исследование критики как специфического рода творческой деятельности показало, что медиакритику стоит понимать как одну из форм литературно-художественной критики в СМИ, а основным материалом для работы с данным видом критики будут служить найденные медипродукты на страницах изданий и в сетках эфиров. В ходе исследования удалось понять, что медиакриктика преследует несколько основополагающих задач, одна из которых состоит в том, чтобы научить предполагаемую аудиторию осторожно относиться к анализу современной действительности путем отображения ее в общественной среде (в среде средств массовой информации). Должное понимание данного понятийного аппарата позволило нам понять суть проблемы нашего исследования и обозначить существенные различия в предоставляемой информации.
В ходе изучения критики как рода творческой деятельности выявлены следующие виды медиакритики: представлена профессиональными трудами исследователей и ученых академическая медиакритика, которая адресована как научным кругам, так и профессиональным деятелям масс-медиа, а характер данных работ в основном носит критико-журналистскую направленность; профессиональный состав авторов создает продукты профессиональной медиакритики (она же «внутрицеховая», внутрикорпоративная), где адресатом становится общество журналистов и людей, причастных к созданию контента профессиональным образом, к представителям данного вида медиакритики можно отнести создателей медиасодержания; отличительной чертой массовой медиакритики. является то, что адресатом выступают, как обычные телезрители, слушатели, читатели, так и представители самих журналистских профессиональных сообществ, при этом аудитория предстает сразу в нескольких ролях: обращение к массовым зрителям, как к коллегам с целью некоего обучения, напутствия, путем разбора их же деятельности, так и к общей части аудитории, к которой обращается медиакритик. Дополнительным видом медиакритики сегодня формируется гражданская медиакритика, где в роли адресата выступают обычные граждане, не имеющие отношения к журналистике, а авторами становятся активисты гражданских объединений и организаций.
Основными функциями медиакритикив ходе исследования были выявлены: информационно-коммуникативная функция, познавательная
функция, регулятивная функция, коррекционная функция, социально - организаторская функция, просветительская и коммерческо- промоцийная функции. С помощью исследования функций медиакритики мы поняли, что основными из перечисленных выше являются информационно- коммуникативная и познавательная функции.
В ходе исследования исторического аспекта развития медиакритики нам удалось выявить основные тенденции ее развития. Мы поняли, что первым из видов критики стала критика на литературные публикации в конце 18-го века. С расширением творческой возможности появляется критика на данный продукт. И с развитием критики в 20-м веке на страницах массовых изданий появляется анализ радийных, телевизионных программ, интернет- публикаций, где отчетливо наблюдается сходство с современным видом медиакритики.
В исследовательской работе представлены основные инструменты работы с аудиторией современных отечественных телекритиков нашей страны. Наряду сосновными в исследовательской работе также представлена деятельность в социальных сетях в качестве дополнительного инструмента работы с аудиторией.
В ходе исследования нами выявлены следующие инструменты работы с аудиторией телекритика «Новой газеты» Ирины Петровской и телекритика «Литературной газеты» Александра Кондрашова: 1) общий стиль изложения (использование приема высмеивания у И. Петровской и изложение в форме диалога у А. Кондрашова); 2) стилистические и синтаксические приемы (использование разнообразных средств выразительности помогают приобщить аудиторию к текстам, помогают в восприятии и понимании идей авторов и облегчают процесс чтения материалов); 3) особая структура текста (использование принципа кольцевой композиции И. Петровской и последовательное изложение материала А. Кондрашова); 4) разговоры об аудитории (использование приема описания читателей изданий «Новая газета» и «Литературная газета» как метод, улучшающий доверие со стороны аудитории); 5) размышления о профессиональном долге и о журналистике (говоря об основных проблемах повестки дня на телеэкранах, авторы способствуют здоровому развитию медисреды страны).
Эмпирическая же часть на конкретных примерах показала нам вид медиакритики, ее цели и функций, с которыми были связаны рассмотренные нами публикации авторов Александра Кондрашова («Литературная газета») и Ирины Петровской («Новая газета»).
Исследование показало нам, что действительно важно обладать конкретными знаниями и навыками для работы с анализом медиапродуктов, что недостаточно быть просто читателем или зрителем, необходимо также уметь рассматривать работы с помощью хорошо подготовленной, профессиональной теоретической базы.
В качестве работы в социальных сетях как дополнительного инструмента работы с аудиторией нами выявлены следующие критерии: способ обратной связи с целью улучшения или корректировки будущего контента, способ поддержания доверительной связи с аудитории, помощь в распространении актуальной информации читательской аудитории, а также использование эмодзи как дополнительного критерия в данном виде работы с аудиторией; возможность присоединения к дискуссии людей разных социальных слоев и статусов.
В ходе исследования все поставленные перед нами задачи были выполнены. Мы выявили специфику критики в контексте творческой деятельности, выделили и установили основные виды и функции современной медиакритики,,проследили историю развития отечественной медиакритики и определили основные и дополнительные инструменты работы с аудиторией телекритиков Ирины Петровской и Александра Кондрашова.
В ходе проведения нами исследовательской работы мы поняли, что медиакритика способна создать общественную альтернативу манипулированию аудиторией. Что не может не говорить о важности изучения данного вопроса.



