ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЖАНРОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ
1.1 Специфика жанров музыкальной критики на различных этапах ее
развития 13
1.2 Жанровая палитра музыкальной критики 21
1.3 Специфические особенности жанров музыкальной критики в различных типах СМИ 35
ГЛАВА ВТОРАЯ
МОДИФИКАЦИИ ЖАНРОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ 43
2.1 Жанровые модификации в музыкальном издании «Rolling Stone»
2.2 Жанровые модификации в музыкальном издании «Rap.ru» 55
2.3 Условия модификации жанровой палитры музыкальной критики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
В наши дни многие все чаще задумываются о состоянии музыкальной культуры России, которая является одним из показателей культурного уровня жизни народа, его духовного богатства. И выводы большинства весьма пессимистичны: современная музыкальная культура деградирует. К таким заключениям приводит, во-первых, то, что люди повсеместно увлекаются музыкальными продуктами низкого качества, это то, что относится к популярному музыкальному искусству. Во-вторых, то, что современное композиторское искусство находится не на высоком уровне.
Кроме того, специалисты отмечают, что классическое музыкальное искусство сейчас отошло на второй план.
Актуальность исследования. К такому положению музыкальной культуры во многом способствуют непрофессиональные публикации на страницах современных изданий. Но ведь СМИ играют огромную роль в жизни современного человека, современное общество без СМИ немыслимо. Они формируют общественное мнение, формируют повестку дня, влияют на сознание людей, удовлетворяет социальные, духовные и политические запросы аудитории и потребность в информации и т.д.
Работа музыкального критика - творческая деятельность. Здесь спектр действий журналиста широк: от поиска инфоповода до выбора жанра, в котором он будет работать. Но что мы видим, открывая газету, сайт или включая новости?
«Механические» новости, материалы, в которых отсутствует «живость», креативность. Это объясняется тем, что в основном контент создается в информационных жанрах, и все меньше не только музыкальной, но и критики вообще мы видим на страницах газет и журналов, сокращается объем публикаций, автор все меньше рассуждает на заданную тематику и высказывает свою точку зрения. Все это оказалось на уровне небольших рубрик, или даже реплик по поводу прошедшей передачи, оперы, фильма, спектакля, жанровая палитра музыкальной критики становится скуднее.
Актуальность исследования состоит также в том, что из-за большого потока информации в современности, аудитории надо помогать ориентироваться, давать представление о каком-либо музыкальном произведении, то есть использовать больше информационную группу жанров, тогда как природная специфика критических жанров, их особенность и главные задачи отходят на второй план.
Но ведь культурное пространство, в том числе и музыкальное искусство, не статично, оно продолжает развиваться, возможно, в каких-то новых и непривычных и для СМИ и для общества формах, и здесь сложно переоценить роль музыкальной критики для общественности. Ведь любая критика является в известном смысле посредницей между так называемым творцом и аудиторией. Одна из важных её функций - формирование культурного воспитания у аудитории посредством разъяснения смысла значения объектов музыкального пространства.
Критика всегда стремилась обращаться к широкой аудитории, воспитывать её вкус и эстетическое сознание, формировать общественное мнение и даже доносить идеологию определенного периода времени, как, например, в Советском союзе. И мы понимаем, что специфика жанров современной музыкальной критики также зависит и от состояния современной культуры.
Критика чаще всего определяется как «способность к оценке, проверке». Критика рождает оценочное отношение людей к различным явлениям музыкального пространства. Известный критик Н. Шелгунов писал: «Сила критической мысли автора не в том, что он разбирает сам, а в том, что он заставляет думать вас». Способность критики влиять на обновление и совершенствование культуры, развитие общества в целом обеспечивается ее свойством выносить критический анализ, суждения и оценки на публичное рассмотрение, стимулировать многосторонний обмен мнениями, в ходе которого преодолеваются узкие рамки индивидуального познания.
В. В. Стасов писал: «Критика неизмеримо более нужна для публики, чем для авторов. Критика есть воспитание».3Вместе с тем критик должен внимательно прислушиваться к запросам аудитории и учитывать её требования при вынесении оценок и суждений о различных явлениях. Здесь подразумеваются, в том числе и жанры, в которых работает критик. Что сейчас будет читать аудитория, чего она требует? Небольшую рецензию по поводу прошедшего концерта, или же предпочтет емкое обозрение по поводу тенденций в музыкальном пространстве? Тесная, постоянная связь с аудиторией необходима для него не менее чем, например, для исполнителя. Реальную и действенную силу могут иметь только те критические суждения, которые опираются на глубокое понимание интересов широкой массы.
Но с другой стороны, интересы аудитории зависят также от воспитательного аспекта со стороны самого сообщества критиков. Здесь важно понимать, что данная область не только разъясняет, дает оценку существующей реальности в контексте определенного периода, формирует общественное мнение, но также воздействует на предпочтения аудитории, ее вкусы. Рождаются две своего рода зависимые переменные - аудитория, требующая «транскрибации» определенной (не всякой) информации в контексте реальности, и критики, которые «транскрибируя» эту информацию исходя из своих решений, влияют на дальнейшие запросы аудитории.
Еще один важный аспект, актуализирующий тему данного исследования - это то, что критика работает с вторичной реальностью. Критику порождает всеобщая потребность в понимании, или, опираясь на М. Хайдеггера, самобытие, понимание как сам способ существования. Критик «работает» с результатом подобной же интерпретаторской деятельности, интерпретацию с действительностью, своим представлениям о ней». Такая работа подразумевает высокую культуру критика, определенные умения и навыки, ведь если он не поймет смысла в каком либо объекте музыкального искусства, то и проанализировать, дать оценку будет сложно. А оценочность - главная составляющая критической деятельности.
Также в развитии жанровых специфик важно рассматривать роль самого критика в данной деятельности, т. е. его личность. Критик сегодня склонен в собственной деятельности видеть процесс самоосмысления, понимания не только исследуемого объекта, но и себя в связи с этим объектом. Р. Барт: « В рассуждениях всякой критики непременно подразумевается и суждение о себе, критика произведения всегда является и самокритикой; по выражению Клоделя, познание другого происходит в со- рождении на свет вместе с ним». Так, И. Кукулин следующим образом формулирует свою задачу как критика: «писать и пытаться разобраться в том, что мне интересно». В данном случае под «интересно» подразумевается личностно мотивированный отбор такого материала для материала, который не оставил равнодушным, а значит, «совпал» с важными вопросами. А. Уланов же говорит: «Может быть критика - не столько спор, сколько прояснение чего-то, прежде всего, для себя самого».
Областью музыкальной критики принято считать главным образом оценку явлений современности. Отсюда и некоторые особые требования, предъявляемые к ней. Критика должна быть мобильной, быстро откликаться на всё новое в той или иной области. Скорость, при которой работают современные СМИ, также влияет на модификации жанров. Виды и масштабы критических работ разнообразны - от краткой газетной или журнальной заметки до развёрнутой статьи с подробным анализом и обоснованием высказываемых суждений.
К распространённым жанрам критики относятся рецензия, очерк, обозрение, обзорная и проблемная статьи, творческий портрет, отзывы, эссе, полемическая реплика. К распространённым жанрам критики музыкальной относятся рецензия, нотографическая заметка, очерк, обозрение, полемическая реплика, творческий портрет. Это многообразие форм позволяет ей оперативно вмешиваться в процессы, происходящие в культурном пространстве, влиять на общественное мнение, помогать утверждению нового.
В условиях высокой динамики современной жизни, возникает острая потребность осмысления особенностей функционирования жанров музыкальной критики, закономерностей порождения новых тенденций современным культурным процессом, что и определяет актуальность постановки данной темы.
Цель: выявить и изучить трансформацию жанров музыкальной критики в современных федеральных изданиях.
Объект исследования: тексты в жанрах музыкальной критики в современных федеральных изданиях «Rolling Stone» и «Rap.ru».
Предмет исследования: трансформация жанров музыкальной критики в современных федеральных изданиях.
Задачи:
1. Рассмотреть жанровую палитру музыкальной критики на разных этапах развития музыкальной критики;
2. Рассмотреть специфику жанров музыкальной критики;
3. Выявить специфические особенности подачи материалов в музыкальной критике в различных типах СМИ.
4. Провести анализ публикаций, написанных в жанрах музыкальной критики в журнале «Rolling Stone»;
5. Провести анализ публикаций, написанных в жанрах музыкальной критики в сетевом журнале «Rap.ru»
6. Выявить условия модификации жанров музыкальной критики.
Степень изученности. В данной теме достаточно богатая литературная база и ее можно разделить на несколько групп, в зависимости от объектов исследования.
Первая группа - исследователи, занимающиеся жанровыми особенностями журналистики, в том числе и музыкальной критики и исследованиями в области современного информационного общества.
Например, Т. А. Курышева, А. А. Тертычный, Ф. Уэбстер, Л. Е. Кройчик. В. Лазутина, Т. Д. Орлова, М. Кастельс, И. В. Жилавская литература помогла рассмотреть специфику музыкальных жанров относительно всей системы жанров журналистики. Рассмотреть музыкальную критику в условиях современного информационного общества, изучить особенности специализированной прессы.
Вторая группа - исследователи, чьи работы посвящены непосредственно развитию музыкальной журналистики и музыкальной критики. Это Ю. В. Келдыш, Т. А. Курышева, П. П. Поспелов, А. Онеггер, Т. Н. Ливанова, Мальчевская Е. А. Труды помогли четко разграничить понятия «музыкальная критика» и «музыкальная журналистика», дать определение музыкальной критике, изучить ее функции. Но наиболее точно определить специфику жанров музыкальной критики помог труд Т. А. Курышевой, так как в ее книге этой теме уделено большое внимание. Названная выше литература помогла определить специфику подачи музыкально-критических жанров в различных типах СМИ и рассмотреть условия, при которых происходит жанровая модификация.
Также исследовательские работы по теме музыкальной критики, современном образовании в области музыкальной критики, широко представлены в сетевом режиме: М.Г. Рыцарева, В.А. Афанасьев, Н. М. Мимянина, Л.Б. Баяхунова, Б. А. Барабанов, С.А. Гаврилюк. Данные работы помогли рассмотреть развитие музыкальной журналистики и музыкальной критики в условиях современности, выявить ключевые критерии анализа критических материалов, выявить условия модификации музыкально-критических жанров.
Но утверждать, что литературная и художественная критика в отечественной науке исследована в полной мере, нельзя. Во многих регионах газетная и журнальная музыкальная критика долгое время не привлекала внимание исследователей.
Эмпирическая база исследования:
1. Музыкальное издание «Rolling Stone» (русская версия): печатные версии журнала за 2009 год, а именно №1 - № 6 за 2004 год. Печатные версии журнала за 2009 год, а именно №1 - №12. Электронная версия журнала, публикации в период с января 2016 по апрель 2017 года.
2. Музыкальное сетевое издание «Rap.ru»: публикации за 2004, 2008, 2014 и 2017 годы.
Хронологический период исследования: различные этапы развития музыкальных журналов «Rolling Stone» и «Rap.ru» в период с 2004 по 2017 годы.
Методология исследования:
- Обзор научной литературы, который позволил рассмотреть теоретические основы специфики жанров музыкальной критики;
- мониторинг журналов «Rolling Stone» и «Rap.ru» на наличие в них жанров музыкальной критики;
- содержательный анализ публикаций, позволивший выявить специфику подачи материалов в жанрах музыкальной критики;
- проблемно-тематический анализ публикаций газеты журналов «Rolling Stone» и «Rap.ru», позволивший установить главную тематику и проблематику, освещаемые в журналах;
- лексико-стилистический анализ публикаций журналов «Rolling Stone» и «Rap.ru», позволивший определить жанровые специфики публикаций.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование может быть использовано студентами факультета журналистики как дополнительная литература при изучении современной музыкальной критики, а также для дальнейшего исследования в данной теме. Кроме того, работа поможет расширить имеющиеся теоретические знания в данной области, выявить тенденции развития музыкальной критики на основе имеющихся трудов и данного исследования.
Практическая значимость исследования. Работа может уточнить имеющиеся знания в области жанров музыкальной критики, так как уследить за процессом жанровой модификации в современных условиях непросто, в виду большого потока информации. Кроме того, работа может помочь при изучении как влияния современной культуры на жанровую составляющую журналистики, так и влияния освещения музыкального культуры в СМИ на современную культуру. Также результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении трансформации жанров музыкальной критики.
Научная новизна исследования. Устоявшейся, удовлетворяющей абсолютное большинство исследователей теории журналистских жанров пока не создано. Между тем жанр остается сущностным параметром любого текста и важнейшей единицей классификации, подготавливающей читателя к восприятию содержания. Данная работа помогла выявить специфику музыкальных жанров в современных федеральных изданиях, которые ранее при изучении жанровой трансформации не использовались, благодаря чему в данной области теперь есть более актуальные знания, дополняющие общую картину.
Структура всей работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
В первой главе рассказывается о теории музыкально-критического труда, о жанровой палитре музыкальной критики, выделяется ее специфика, а также специфика подачи музыкально-критических материалов на радио, телевидении, печатной и сетевой прессе.
Вторая глава посвящена анализу критических материалов и выявлению специфики подачи музыкальных критических жанров на разных этапах существования журналов «Rolling Stone» и «Rap.ru», их сравнение и выявление жанровых модификаций.
В заключении подводится итог выполненной работы, делаются выводы. В списке использованной литературы содержатся список эмпирической базы по теме исследования и перечень используемой научной литературы
Таким образом, проведя исследование в области жанров музыкальной критики, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, рассматривать музыкальную критику в системе журналистских жанров необходимо с разных сторон. Важно разграничивать понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика», так как от этого зависит и жанровая специфика. Главным объектом музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс, а в музыкальной критике - творческая составляющая музыкального процесса, так как музыкальная критика по своей природе носит художественно-оценочный характер. Музыкальная журналистика главной задачей ставит информирование о новом, изложение фактов, а музыкальная критика отстаивает определенные эстетические концепции.
Кроме того, понятие музыкальная критика в рамках всей системы журналистских жанров имеет множество интерпретаций: устоявшихся и современных.
Музыкальная критика в узком смысле - это анализ и оценка произведений музыкального искусства. В широком смысле же элементы музыкальной критики могут содержаться в любом развернутом высказывании, при условии, что высказывание — это произведено на профессиональном уровне.
Также, музыкальная критика в более узком смысле слова, которая позиционировала себя как экспертная оценка музыкальных произведений, адресованная более или менее широкому кругу их слушателей». Но отличие этой интерпретации состоит в том, что такая музыкальная критика - результат аналитической работы произведенной музыковедением; музыкально-критическая мысль - оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления; именно она и есть «музыкальная критика» в точном смысле понятия».
Современные же определения показывают нам более четче, на каком месте действительно стоит современная музыкальная критика, так как исходят от журналистов-практиков, редакторов газет. Так, мы выявили, что современная музыкальная критика призвана расшифровывать суть, идею музыкального произведения, помочь слушателю разобраться в своем отношении к услышанному, и явление это двойственной: с одной стороны, это наука, критикующая произведения с профессиональной точки зрения, с другой - искусство, обобщающее результаты критического разбора и умения донести весь анализ до аудитории в той форме и в тех жанрах, которые ей будут понятны, и в которых она имеет потребность.
Но вместе с тем понятия музыкальной журналистики и критики не всегда находятся по разные стороны. Музыкальная критика - это составляющая музыкальной журналистики, с свою очередь музыкальная журналистика - это часть художественной журналистики, включающей в себя кроме музыкальной литературную, изобразительную, театральную, кинокритику. Далее в различных жанровых классификациях музыкальная критика занимает разное место: по традиционной классификации мы относим ее к аналитической группе жанров, также она может занять исследовательски-новостную группу жанров, либо ситуативно аналитическую. Тем не менее, современную критику бывает сложно отнести к той или иной группе в чистом виде, так как иногда рецензии, аналитические статьи, творческие портреты включают в себя элементы информационной группы жанров.
Во-вторых, так как музыкальная критика является частью музыкальной журналистики, то жанровая палитра включает в себя и часть информационных жанров. Все жанры музыкальной журналистики разделяются на две группы: жанры формального параметра. Под жанрами содержательного параметра подразумевается то, что и с какой целью освещается в каком-либо выступлении (информация, анонс, аннотация, хроника, репортаж, рецензия, творческий портрет, обзор, обозрение и проблемное выступление).
Жанры формального параметра определяются тем, как, какими средствами и для кого вершится работа музыкального журналиста (Заметка, этюд, очерк, статья, фельетон, памфлет, интервью). Они возникают благодаря различию адресатов (т. е. печатных органов, трибун) и, соответственно, всему набору требований, влияющих на форму выступления. Одним из важных моментов здесь является то, что в журналистской практике чаще встречаются полижанровые разновидности, в которых можно обнаружить черты разных жанровых видов. Но осознанное привлечение элементов одного жанра в другой - один из профессиональных приемов журналистов, которая помогает автору достигнуть поставленной цели. Также жанровая палитра музыкальной критики характеризуется жанрами устной музыкальной критики. Отличие - специфике устной подачи материала, где одной из важнейших оказывается стилистика речи (интервью, или беседа, вступительное слово, обозрение, участие в «круглом столе», дискуссии, диспуте (или ведение таковых), музыкальная передача как целостная художественная форма).
В-третьих, мы обнаружили, что в различных типах СМИ музыкальная критика реализовывается по-разному. Выделяют 4 типа выхода музыкальной критики в сферу информационного рынка: периодические издания, радио, телевидение и сетевые СМИ.
Периодические издания массового характера и специализированные издания имеют разную жанровую специфику. В специализированных изданиях можно обнаружить рубрики, соответствующие названиям жанров, так как палитра здесь шире, чем в прессе не специализирующейся на музыкальной критике (рубрики «Обзоры», «очерки», «рецензии» и т.д.). Также такие издания направлены на определенный сегмент аудитории, это позволяет специализированному музыкальному изданию использовать различную терминологию, ссылаться на личности, которые не известны обывателю, и неочевидные факты из мира музыки. В изданиях массового характера музыкальная критика реализуется через такие рубрики как «Культура», «Музыка», «Звезды», где обычно можно встретить и киножурналистику, и литературную критику и т.п. Также в таких изданиях о музыке пишут либо в жанре рецензии, либо в информационных жанрах. В публикациях подобных изданий порой отсутствует такой важный фактор музыкальной критики как «оценочность». Также здесь имеет место быть жанровое смешение: интервью или новость с элементами рецензии, либо рецензия с элементом интервью. Объем музыкально-критических материалов ограничен.
На радио и телевидении и радио важная инструмент, играющий роль в создании формы материала — это слово. Эмоциональность, эффект участия, манера речи, артистизм журналиста, и то, аудио и видео возможности - вот что отличает жанры устной музыкальной критики и журналистики от других.
Сетевые СМИ зародились в начале 2000-х годов и на данном этапе обычно являются адаптированным альтернативным каналом печатной версии музыкального журнала. Специфика заключается в том, что сетевые СМИ не ограничиваются в объеме или эфирном времени, что позволяет жанрам принимать различные формы. Также это интерактивное общение с аудиторией.
В-четвертых, проведя анализ критических публикаций в журнале «Rolling Stone» мы обнаружили, что иногда авторами материалов становятся сами читатели. Так в журнале существует рубрика «Корреспонденция». Также эта жанровая специфика прослеживается и в рецензиях, где из множества комментариев читателей по поводу одной темы рождается рецензия. Это рождает в текстах полемичность и взгляд на основное положение материала с различных позиций. Важно и то, что жанровые формы зависели и будут зависеть от авторского взгляда. Стиль изложения критических материалов всегда был простым, не усложненным музыкальной терминологией, исходя из чего можно сделать вывод, что в этом смысле трансформации происходили только исходя из субъективного взгляда автора, его подачи текста, так как концепция журнала на протяжении 13 лет всегда была выдержана в одном стиле. В 2013 году обнаруживается увеличение рекламы на страницах журнала, что, конечно, влияет на форму и жанры текстов. Объем публикаций уменьшается, жанровая палитра остается неизменной, меняется их содержание. Так, мы обнаруживаем что возникает взаимопроникновение некоторых элементов одного жанра в другой. В интервью проникают элементы рецензии, в рецензиях мы встречаем элементы интервью и т.д. Но несмотря на расширение рекламной составляющей издания в 2016-2017 году мы обнаруживаем увеличение количества критических материалов. Это объясняется тем, что журнал перешел от печатного формата в электронный. И именно в этот период модификация жанров происходит и на визуальном уровне. Рецензии сопровождаются большим количеством фотографий и даже видео, где главным элементом становятся детали, которые выступают как вспомогательное средство при оценке какого-либо объекта музыкального культуры.
В сетевом журнале «Rap.ru» динамика изменений жанровой специфики критических материалов не так высока, но все же некоторые модификации происходят. Так, мы обнаружили, что объем публикаций с каждым годом увеличивался и с 3 тыс. знаков он дошел до 6 тыс. знаков. На наш взгляд, это объясняется тем, что на этапе становления у журнала были неопытные авторы, которые по собственной инициативе решили создать профессиональное музыкальное издание. Также свою роль играет то, что издание специализируется на одном направлении, в данном случае это реп, и имеет свою четко обозначенную целевую аудиторию, тем самым занимая устойчивое положение в информационном рынке. Смешение жанров в данном случае не происходило, так как из года в год формировался стиль рубрики: издание пишет рецензии только на музыкальные альбомы, так, структура рецензии никогда серьезно не нарушалась. В жанре рецензии в данном случае установились свои традиционные приемы: образные сравнения (их суть мы пояснили выше). Одной из главных задач такого жанра как рецензия в данном случае является помощь читателям в оценке альбомов и принятии решения «слушать-не слушать». Также мы обнаружили отрицательную тенденцию: критических материалов на страницах данного издания становится все меньше. Если на первых этапах становления издания это было около 60 рецензий в год, то сейчас этот показатель упал в 10 раз.
В жанре рецензии в данном случае мы не находим излишней информационности, как в журнале «Rolling Stone», и не можем сказать, что жанр рецензия теряет свои свойства и приобретает признаки информационной группы жанров в равной степени, как и в аналитической.
В-пятых, условия модификации жанров музыкальной критики в основном обуславливаются состоянием современной культуры, запросами аудитории, умении авторов, уровнем профессионализма журналиста, уровень культуры аудитории, ориентация читателей в потоке информации, потребность в актуальной, объективной информации, ограниченный объем текстов, развлекательный характер культуры в современном обществе, рекламность и информационность и стилистические особенности текстов.
Современное информационное пространство предполагает писать об искусстве не в аналитическом жанре, а в информационном. В огромном потоке информации читателя нужно просто сориентировать, создать представление о произведении, обратить внимание на то, что оно появилось. Чаще всего для этого критики дают прямые рекомендации в своих публикациях, подробный пересказ содержания и озвучивают собственных впечатления. Поэтому в неспециализированных СМИ (как общественно-политических, так и развлекательных; как в печатных, так и в интернет- СМИ) музыкальные критические жанры все больше проникают друг в друга, меняя форму, содержание и основную цель критического текста.
1. Музыкальное издание «Rolling Stone» (русская версия): печатные версии журнала за 2009 год, а именно №1 - № 6 за 2004 год. Печатные версии журнала за 2009 год, а именно №1 - №12. Электронная версия журнала, публикации в период с января 2016 по апрель 2017 года.
2. Музыкальное сетевое издание «Rap.ru»:
публикации за 2004, 2008, 2014 и 2017 годы.
3. Александров Н., Бавильский Д., Кукулин И. Критика: последний призыв - М.: Знамя, 1999. - 214 с.
4. Барт Р. Что такое критика? - М.: Прогресс, 1989. - с. 272
5. Говорухина Ю. А. Критика как литература // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №7. - 234 с.
6. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: монография - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — 243 с.
7. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 285
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
9. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для вузов - М.: Владос Пресс, 2007. - 294 с.
10. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки: учеб. пособие. - Советский композитор. - 1978. - 514 с.
11. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/ Основы творческой деятельности - СПб, 2000. - 168 с.
12. Курышева Т. А. Чудо музыки Рахманинова. Беседа с Н. Луганским // Российский музыкант. - 2013. - №3
13. Ливанова Т. Н. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века: учеб. пособие, вып. 1-6. - М: Музгиз., 1960 - 350 с.
14. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 238 с.
15. Набиева Е. А. Оценочность в жанре рецензии: лингвистический и прагматический аспекты Автореф. дис. канд. фил. Наук. - Тюмень, 2010.
- С.32
16. Орлова Т. Д. Музыкальная журналистика: учеб. пособие. - Минск: Современные знания, 2007. - 132 с.
17. Онеггер А. О музыкальном искусстве: пер. с фр. и комментарии В. Н. Александровой, В. И. Быкова - СПб.: Музыка, 1979 - 264 с.
18. Стасов В. Собрание сочинений. 1847-1886. том 3. - М.: Императорская Публичная библиотека, 1894. - стлб. 850
19. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект-Пресс, 2006. -120 с.
20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества - М.: Аспект Пресс, 2008. - 164 с.
21. Поспелов П. А. Что есть событие, достойное рецензии? // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. Вып
2. - М.: изд. РГБ. - 2000.
22. Свердлов П. Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапространства// ВЕСТНИК БДУ. - 2007. - №3. - С. 88-93
Список использованных источников
1. Афанасьев В. Люди слушают отраву и думают, что это музыка. (беседа с В. Ивановой) // Культура в современном мире, Известия. — 2014. — № 4.
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http: //infoculture.rsl.ru
2. Б. Барабанов Как правильно писать рецензию. - 20.06.2017. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: Barabanov.fm
3. Баяхунова Л. Современная музыкальная критика: наблюдения за особенностями жанра// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM archive/articles/2014/04/2 014-04 r kvm-s6.pdf
4. Гаврилюк С. Разнообразие неформальной прессы на Юге России на рубеже ХХ-XXI вв.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: //www.ncfu.ru/uploads/doc/gavriluk konfmt.pdf
5. Зимянина Н. Музыкальный критик - профессия штучная (беседа с Н.
Михайловым)// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //www.nuralis.ru/6920. html
6. История российского Rolling Stone глазами его создателей// Афиша Daily.- 2013. - 12.09. - [Электронный ресурс]. -Доступна на: URL:
https: //www.afisha.ru/article/muzsmi_rs/
7. Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии. - // Весшк БДУ. - 2011. - № 1. - 74-77 с.
8. Рыцарева М. Критика музыкальная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.classic-music.ru/kritika.html(дата обращения: 3.03.2017)
9. Стволов С. О. О знаменитых гитаристах [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: ййр://днйш^:агзДшбо.сош/о-знаменитых-гитаристах/
10. Что такое объективная музыкальная критика? [Электронный ресурс]. - Доступна на: URL: https://daily.afisha.rH/archive/volna/context/chto-takoe- obektivnaya-muzykalnaya-kritika/