Северное Причерноморье в первых веках нашей эры
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Северное Причерноморье в первых веках нашей эры: проявления и распространения христианства…………………………………………………..7
1.1. Религиозные поиски единого Бога на Боспоре……………………………...7
1.2. Эволюция проявлений личного благочестия населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры……………………………………23
1.3. Херсонес как колыбель христианства……………………………………...25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Изучение в школе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры……………………………………31
2.1. Формирование исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ…………………………………………………….31
2.2. Методическая разработка урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона…………………………………………………………………………...35
Выводы по главе 2………………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...57
Глава 1. Северное Причерноморье в первых веках нашей эры: проявления и распространения христианства…………………………………………………..7
1.1. Религиозные поиски единого Бога на Боспоре……………………………...7
1.2. Эволюция проявлений личного благочестия населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры……………………………………23
1.3. Херсонес как колыбель христианства……………………………………...25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Изучение в школе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры……………………………………31
2.1. Формирование исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ…………………………………………………….31
2.2. Методическая разработка урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона…………………………………………………………………………...35
Выводы по главе 2………………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемой литературы……………………………………………...57
Актуальность исследования. Религиозные верования древности – это сложнейший объект исследования. Светское и религиозное в культуре человечества неразрывно связаны. В тоже время религиозная сфера представляет собой специфичную систему взглядов, норм, ценностей, обусловленную осознанием и принятием мира сверхъестественных сил. Так было и в период I-III вв. в рамках крупнейших античных центров Северного Причерноморья (Ольвия, Херсонес и Боспорское царство).
Так, распространение христианства среди народов Северного Причерноморья неразрывно связанно с этапом мировой истории, который получил название Великое переселение народов. Этническим перемещениям в Европе IV—VII веках послужило множество факторов, основными из которых является ухудшение погодных условий, т.н. климатический пессимум раннего Средневековья, а также движение с Востока гуннских племён. Пришлые племена несли с собой уникальную для романизированной Европы культуру и мировоззрение, а также языковое отличие, что послужило не только военным, ради новых земель, но и культурным конфликтам.
Причерноморские степи сыграли важную роль в формировании современного Европейского мира, выступив в роли некоего котла, в котором варвары-кочевники, познакомившись с христианской верой понесли её дальше, в новые завоёванные земли.
До прихода готов в Северное Причерноморье христианство было не сильно распространено на территории Крымского полуострова, в основном христиане сосредотачивались в античных городах, таких как Пантикапей и Херсонес. В период III – нач. IV вв. христианство ещё находилось под запретом и лишь после принятия императором Константином Миланского эдикта в 313 г. вышло из подполья. Не смотря на принятие христианства как официальной государственной религии Римской империи миссионерство, как явление только зарождающееся, не имело в своих краткосрочных планах распространения христианского учения за пределами империи. Главной задачей миссионерства являлось обращение в христианство народов и земель подчинённых Риму, а позже Константинополю. Поэтому на перифериях империи процветали различные ответвления христианства, ереси не признанные Никейским собором. Так, готские племена первыми из варваров Северного Причерноморья приняли христианство, однако, арианского типа по наставлению захваченного вестготами миссионера-епископа арианской ориентации Ульфилоя, который «дал им алфавит и перевел на их язык, старый готский, Библию и основные богослужебные тексты» .
Важнейшим фактором распространения христианства среди кочевых племён Северного Причерноморья и Приазовья послужило вторжение гуннского конгломерата варваров-кочевников. Данный период истории принято называть Великим переселением народов. Как отмечает крымский историк В.П. Власов «гунны — это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны» . Далее автор пишет, что хунну потерпели поражение от китайского императора и признали его власть над собой, однако большая часть решила покинуть свою историческую родину и двинуться на Запад в поисках новых плодородных земель. Как продолжает В.П. Власов: «По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья» . В итоге вся эта общность варваровкочевников во многом переняла культуру друг друга и создала конгломерат, именуемый античными авторами, а впоследствии, и современными учёными, как гунны. Несмотря на попытки Византии навязать свою религию, гунны, как пишет украинский исследователь Я.М. Яновский, с уважением относились к христианской вере, а также «христиан гунны облагали данью вдвое меньшей, нежели завоёванных язычниковварваров (преимущественно германцев) и греко-римлян» . Это факт не мог не повлиять на ускоренную христианизацию племён подчинявшихся гуннам, особенно в сельскохозяйственных регионах.
Все эти процессы в дальнейшем привели к главенству христианской веры и мировоззрения в новой Европе, входившей в эпоху Средневековья.
Сказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Круг письменных источников по истории Северного Причерноморья очень узок как в отношении количества самих источников, так и с точки зрения объема и достоверности информации, содержащейся в них о религиозной жизни населения данного региона.
Объект исследования – религиозные отношения, складывающиеся среди населения Северного Причерноморья в начале нашей эры, и их изучение в школе.
Предмет исследования – религиозная жизнь населения Северного Причерноморья в начале нашей эры и ее изучение в школе.
Цель исследования заключается в анализе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры и особенностей ее изучения в школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть религиозные поиски единого Бога на Боспоре;
2) охарактеризовать Херсонес как колыбель христианства;
3) проанализировать свидетельства о первых христианах в Боспорском царстве;
4) рассмотреть особенности формирования исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ;
5) представить методическую разработку урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования выступили следующие подходы: историографический, системный, личностно-ориентированный.
Так, распространение христианства среди народов Северного Причерноморья неразрывно связанно с этапом мировой истории, который получил название Великое переселение народов. Этническим перемещениям в Европе IV—VII веках послужило множество факторов, основными из которых является ухудшение погодных условий, т.н. климатический пессимум раннего Средневековья, а также движение с Востока гуннских племён. Пришлые племена несли с собой уникальную для романизированной Европы культуру и мировоззрение, а также языковое отличие, что послужило не только военным, ради новых земель, но и культурным конфликтам.
Причерноморские степи сыграли важную роль в формировании современного Европейского мира, выступив в роли некоего котла, в котором варвары-кочевники, познакомившись с христианской верой понесли её дальше, в новые завоёванные земли.
До прихода готов в Северное Причерноморье христианство было не сильно распространено на территории Крымского полуострова, в основном христиане сосредотачивались в античных городах, таких как Пантикапей и Херсонес. В период III – нач. IV вв. христианство ещё находилось под запретом и лишь после принятия императором Константином Миланского эдикта в 313 г. вышло из подполья. Не смотря на принятие христианства как официальной государственной религии Римской империи миссионерство, как явление только зарождающееся, не имело в своих краткосрочных планах распространения христианского учения за пределами империи. Главной задачей миссионерства являлось обращение в христианство народов и земель подчинённых Риму, а позже Константинополю. Поэтому на перифериях империи процветали различные ответвления христианства, ереси не признанные Никейским собором. Так, готские племена первыми из варваров Северного Причерноморья приняли христианство, однако, арианского типа по наставлению захваченного вестготами миссионера-епископа арианской ориентации Ульфилоя, который «дал им алфавит и перевел на их язык, старый готский, Библию и основные богослужебные тексты» .
Важнейшим фактором распространения христианства среди кочевых племён Северного Причерноморья и Приазовья послужило вторжение гуннского конгломерата варваров-кочевников. Данный период истории принято называть Великим переселением народов. Как отмечает крымский историк В.П. Власов «гунны — это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны» . Далее автор пишет, что хунну потерпели поражение от китайского императора и признали его власть над собой, однако большая часть решила покинуть свою историческую родину и двинуться на Запад в поисках новых плодородных земель. Как продолжает В.П. Власов: «По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья» . В итоге вся эта общность варваровкочевников во многом переняла культуру друг друга и создала конгломерат, именуемый античными авторами, а впоследствии, и современными учёными, как гунны. Несмотря на попытки Византии навязать свою религию, гунны, как пишет украинский исследователь Я.М. Яновский, с уважением относились к христианской вере, а также «христиан гунны облагали данью вдвое меньшей, нежели завоёванных язычниковварваров (преимущественно германцев) и греко-римлян» . Это факт не мог не повлиять на ускоренную христианизацию племён подчинявшихся гуннам, особенно в сельскохозяйственных регионах.
Все эти процессы в дальнейшем привели к главенству христианской веры и мировоззрения в новой Европе, входившей в эпоху Средневековья.
Сказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Круг письменных источников по истории Северного Причерноморья очень узок как в отношении количества самих источников, так и с точки зрения объема и достоверности информации, содержащейся в них о религиозной жизни населения данного региона.
Объект исследования – религиозные отношения, складывающиеся среди населения Северного Причерноморья в начале нашей эры, и их изучение в школе.
Предмет исследования – религиозная жизнь населения Северного Причерноморья в начале нашей эры и ее изучение в школе.
Цель исследования заключается в анализе религиозной жизни населения Северного Причерноморья в первых веках нашей эры и особенностей ее изучения в школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть религиозные поиски единого Бога на Боспоре;
2) охарактеризовать Херсонес как колыбель христианства;
3) проанализировать свидетельства о первых христианах в Боспорском царстве;
4) рассмотреть особенности формирования исторических представлений у обучающихся общеобразовательных школ;
5) представить методическую разработку урока Баптистерии Ранневизантийского Херсона.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования выступили следующие подходы: историографический, системный, личностно-ориентированный.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
1. Претендентов на пальму первенства адепта появления христианской религии в регионе Северного Причерноморья два - Боспорское царство и Херсонес Таврический.
В силу многих причин Херсонес не подвергся разрушительному нападению готов и гуннов. И со времени падения Боспорского царства он становится оплотом теперь не только греко-римского, а и христианского мира в Таврике.
Более трех веков понадобилось, чтобы христианские идеи начали покорять и окраинные народы римского мира. При широких торговых связях с родиной христианства Малой Азией это не малый срок, но и не столь большой, если учесть, какой переворот в умах и сердцах людей был совершен христианским учением. Если по мифологии древних греков весь окружающий мир вместе с богами возник из безграничного Хаоса, где путем постепенных порождений родились Земля-Гея, она породила Небо-Уран, Земля и Небо породили Океан и т.д., то христианство утверждало, что мир возник за шесть дней велением одного Бога. Если еще во II в. Лукиан мог воспевать «священную матерь всего сущего - Природу, которая, сочетав первичные стихии мироздания – землю, воздух, огонь и воду, - из их взаимного смешения породила все живое и одушевленное», то теперь все более и более прерогатива первоосновы, первопричины отдавалась Логосу, Слову, Богу. Если учитель древности Софокл мог утверждать: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего», то христианство на первое место в мироздании поставило Бога, человека сделав его подобием. Если другой учитель древности Эпикур наставлял умению приобрести «свободу от страданий тела и от смятений души», то христианство учило поклоняться страдающему и умирающему богочеловеку Христу. Если в пору язычества человек, умирая, уходил во мрак от любимой жизни, то теперь он приобретал царствие небесное.
Итак, к IV в. христианство прошло уже длительный путь развития, в ожесточенных спорах различных направлений рождалась новая религия.
2. Основной целью преподавания истории в школе в соответствии с ФГОС является развитие личности обучаемого на основе знания о прошлом, а также умения ориентироваться в основных достижениях мировой культуры.
В свою очередь, развитие личности школьника подразумевает, в первую очередь, способность анализировать как прошлое, так и настоящее, а также умение самостоятельно делать выводы на основе изучения исторических первоисточников.
В соответствии с ФГОС, дисциплина «История» должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, а также показывать неоднозначность различных моральных оценок событий в истории. Важной целью уроков истории является возможность способствовать процессу социализации подрастающего поколения, то есть самоопределению как личности, а также пониманию учащимся собственного места в социуме. Одним из принципиальных отличий современного подхода в процессе преподавания истории является ориентация стандартов не только на знания по самому предмету, но и умение применять полученные знания в практической деятельности.
Главным требованием к современному уроку истории является воспитание гражданина своей страны, который будет способен к социальному творчеству, сможет отстаивать свои позиции, будет способен к участию в демократическом самоуправлении.
Истинный патриотизм не может сформироваться без знакомства с историей и культурой различных народов, а также понимания особенностей взаимодействия различных культур. Учащиеся должны осознавать, что их народ является частью мировой цивилизации.
Исходя из принципиальных положений ФГОС, в современной российской школе на первое место должна ставиться гуманизация истории. И это является еще одним требованием к уроку истории.
Процесс преподавания истории в современной школе должен способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся, а также ориентировать учащихся на общечеловеческие ценности и воспитание гуманизма.
Предмет истории как науки - человек в бесконечной смене поколений, именно поэтому гуманизация истории означает очеловечивание истории. Изучение закономерностей в истории, решение каких - либо проблем, связанных с историей, а также понимание смысла самой истории должно идти не через отвлеченные абстракции, а через человека и от человека. Гуманизация предмета истории - это повышенное внимания к личностям истории. Социально - психологические портреты, интеллектуальные и политические биографии должны стать основными составляющими современного урока истории.
В соответствии с современными стандартами, прежде всего, необходимо усиливать мотивацию учащихся к познанию исторических фактов, показать им, что занятия в школе – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот, занятия являются необходимой подготовкой к жизни, к поиску полезной информации, а также навыкам ее применения в реальной жизни.
Что касается конкретных методик, которые обучают универсальным учебным действиям, то они могут включать в себя следующие формы:
- экскурсии;
- поиск дополнительного материала на заданную тему;
- обмен собственными мнениями;
- выявление спорных вопросов по конкретной теме; - построение системы доказательств;
- выступление перед аудиторией;
- обсуждение в группах.
Уроки по истории необходимо строить по новой схеме. Если сейчас наиболее распространен объяснительно - иллюстративный метод в процессе обучения, то, в соответствии с требованиями ФГОС, упор необходимо делать на взаимодействие учеников и учителя, а также самих учеников. Учащиеся должны стать живой составляющей образовательного процесса
1. Претендентов на пальму первенства адепта появления христианской религии в регионе Северного Причерноморья два - Боспорское царство и Херсонес Таврический.
В силу многих причин Херсонес не подвергся разрушительному нападению готов и гуннов. И со времени падения Боспорского царства он становится оплотом теперь не только греко-римского, а и христианского мира в Таврике.
Более трех веков понадобилось, чтобы христианские идеи начали покорять и окраинные народы римского мира. При широких торговых связях с родиной христианства Малой Азией это не малый срок, но и не столь большой, если учесть, какой переворот в умах и сердцах людей был совершен христианским учением. Если по мифологии древних греков весь окружающий мир вместе с богами возник из безграничного Хаоса, где путем постепенных порождений родились Земля-Гея, она породила Небо-Уран, Земля и Небо породили Океан и т.д., то христианство утверждало, что мир возник за шесть дней велением одного Бога. Если еще во II в. Лукиан мог воспевать «священную матерь всего сущего - Природу, которая, сочетав первичные стихии мироздания – землю, воздух, огонь и воду, - из их взаимного смешения породила все живое и одушевленное», то теперь все более и более прерогатива первоосновы, первопричины отдавалась Логосу, Слову, Богу. Если учитель древности Софокл мог утверждать: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего», то христианство на первое место в мироздании поставило Бога, человека сделав его подобием. Если другой учитель древности Эпикур наставлял умению приобрести «свободу от страданий тела и от смятений души», то христианство учило поклоняться страдающему и умирающему богочеловеку Христу. Если в пору язычества человек, умирая, уходил во мрак от любимой жизни, то теперь он приобретал царствие небесное.
Итак, к IV в. христианство прошло уже длительный путь развития, в ожесточенных спорах различных направлений рождалась новая религия.
2. Основной целью преподавания истории в школе в соответствии с ФГОС является развитие личности обучаемого на основе знания о прошлом, а также умения ориентироваться в основных достижениях мировой культуры.
В свою очередь, развитие личности школьника подразумевает, в первую очередь, способность анализировать как прошлое, так и настоящее, а также умение самостоятельно делать выводы на основе изучения исторических первоисточников.
В соответствии с ФГОС, дисциплина «История» должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, а также показывать неоднозначность различных моральных оценок событий в истории. Важной целью уроков истории является возможность способствовать процессу социализации подрастающего поколения, то есть самоопределению как личности, а также пониманию учащимся собственного места в социуме. Одним из принципиальных отличий современного подхода в процессе преподавания истории является ориентация стандартов не только на знания по самому предмету, но и умение применять полученные знания в практической деятельности.
Главным требованием к современному уроку истории является воспитание гражданина своей страны, который будет способен к социальному творчеству, сможет отстаивать свои позиции, будет способен к участию в демократическом самоуправлении.
Истинный патриотизм не может сформироваться без знакомства с историей и культурой различных народов, а также понимания особенностей взаимодействия различных культур. Учащиеся должны осознавать, что их народ является частью мировой цивилизации.
Исходя из принципиальных положений ФГОС, в современной российской школе на первое место должна ставиться гуманизация истории. И это является еще одним требованием к уроку истории.
Процесс преподавания истории в современной школе должен способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся, а также ориентировать учащихся на общечеловеческие ценности и воспитание гуманизма.
Предмет истории как науки - человек в бесконечной смене поколений, именно поэтому гуманизация истории означает очеловечивание истории. Изучение закономерностей в истории, решение каких - либо проблем, связанных с историей, а также понимание смысла самой истории должно идти не через отвлеченные абстракции, а через человека и от человека. Гуманизация предмета истории - это повышенное внимания к личностям истории. Социально - психологические портреты, интеллектуальные и политические биографии должны стать основными составляющими современного урока истории.
В соответствии с современными стандартами, прежде всего, необходимо усиливать мотивацию учащихся к познанию исторических фактов, показать им, что занятия в школе – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот, занятия являются необходимой подготовкой к жизни, к поиску полезной информации, а также навыкам ее применения в реальной жизни.
Что касается конкретных методик, которые обучают универсальным учебным действиям, то они могут включать в себя следующие формы:
- экскурсии;
- поиск дополнительного материала на заданную тему;
- обмен собственными мнениями;
- выявление спорных вопросов по конкретной теме; - построение системы доказательств;
- выступление перед аудиторией;
- обсуждение в группах.
Уроки по истории необходимо строить по новой схеме. Если сейчас наиболее распространен объяснительно - иллюстративный метод в процессе обучения, то, в соответствии с требованиями ФГОС, упор необходимо делать на взаимодействие учеников и учителя, а также самих учеников. Учащиеся должны стать живой составляющей образовательного процесса
Подобные работы
- Северное Причерноморье в первых веках нашей эры
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - Ш ВЕКА ДО Н.Э.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - Ш ВЕКА ДО Н.Э.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО
ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - Ш ВЕКА ДО Н.Э.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ БОСПОРА VI - 1 ТРЕТИ III В.ДО Н.Э.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - История изучения памятников раннего железного века на территории Белгородской области
памятники, ранний железный век, Белгородская область, изучение
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННОГО ИСКУССТВА АНТИЧНЫХ
ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
(VI - 1-Й ТРЕТИ III В. ДО Н.Э.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - СВИНЦОВОЕ ПИСЬМО, НАЙДЕННОЕ В ОЛЬВИИ В 2010 ГОДУ, И ОЛЬВИЙСКИЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ VI-IV ВЕКОВ ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Античный некрополь Мирмекия: топография и хронология
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



