Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования потребительских предпочтений продукции 6
1.1 Содержание понятия и сущность потребительских предпочтений 6
1.2 Классификация и характеристика методов исследования потребительских предпочтений продукции 10
1.3 Анализ тенденции и результаты исследования потребительских
предпочтений продукции 22
Глава 2 Анализ потребительских предпочтений продукции на примере предприятия 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» 30
2.2 Организация работ по изучению потребительских предпочтений на предприятии 37
2.3 Анализ предпочтений целевой группы потребителей гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» 41
Глава 3. Пути совершенствования исследования потребительских предпочтений продукции на предприятии 52
3.1 Рекомендации по исследованию потребительских предпочтений
гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» 52
3.2 Расчет эффекта предложенных рекомендаций по выявлению
потребительских предпочтений продукции 58
Заключение 63
Список использованной литературы 66
С каждым годом конкуренция среди компаний на рынке все выше. Когда предложения по товарам и услугам уже на одном уровне, и тут на первое место выходит маркетинговые стратегии предприятий.
Для успешной реализации данной задумки, необходимо понимать цель, задачи данных мероприятий, и соответственно последствий которые они преподнесут. Здесь и появляется необходимость исследований в маркетинге, а именно исследование предпочтений потребителей.
Необходимо изучать поведение потребителей, то чего ему необходимо, и то что не интересует покупателя. На данном этапе развития маркетинга во главу управления компании на первом месте встает клиент, немаловажная роль уделяется и такому понятию как лояльность.
Покупательскую лояльность можно определить как положительное отношение покупателя к тому или иному продукту, марке, магазину, услуге и т.д., которое хотя и является следствием значимых для покупателя факторов, лежит, скорее, в эмоциональной сфере. Как пример, в компании «Сделай своими руками-Казань», также известной как OBI, есть негласное правило, что клиент выше директора, то есть неважно чем занят сотрудник подойти к клиенту он должен в любом случае, клиент имеет высший приоритет.
Немаловажным фактором является актуальность темы, маркетинговые исследования необходимы на каждом этапе жизненного цикла товара, будь то поддержания интереса к существующему товару или анализ поведения потребителей, а при выпуске новой продукции проведение данных мероприятий просто обязательна к исполнению.
Актуальность маркетинговых исследований определяется возрастающей ролью маркетинга как в самой системе отношений субъектов рынка, так и можно сказать в жизни человека, а именно:
- реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений;
- возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;
- массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг;
Предметом исследования будут выступать исследования потребительских предпочтений, какова их сущность, какие существуют виды и методы. В основе предпочтения лежит предельная полезность получаемая потребителем, а именно какое экономическое благо он получит купив товар.
Объектом исследования будет выступать гипермаркет торгово-производственные процессы гипермаркета «Сделай своими руками-Казань», основным видом деятельности которого является розничная торговля товарами для сада и дома. Также клиентам дополнительные услуги а именно - сервисы к примеру распил дерева, колеровка краски и оверлок ковролина.
Цель работы - анализ потребительских предпочтений на примере гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» и на основе полученных данных составление рекомендации и предложений по повышению эффективности работы данного предприятия. Задачи которые будет решаться для достижения этой цели:
- изучение тематического литературы по данному вопросу;
- раскрытие ключевых определений потребительских предпочтений;
- выявление тенденций в сфере развития маркетинговых исследований потребительских предпочтений;
- анализ потребительских предпочтений на примере гипермаркета «Сделай своими руками;
Для достижения заданной цели будут использоваться следующие методы: анализа литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, интервьюирование, классификация, обобщение, наблюдение и описание.
Рассмотрим краткую структуру работы - введение, первая глава, вторая глава, в третья глава ,заключение, список использованной литературы и приложение.
Исследование потребительских предпочтений - с каждым годом эта статья расходов увеличивается в процентном соотношении. На данном этапе развития маркетинга, главная цель не товар, и не само предприятие, а именно покупатель, клиент.
На примере гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» были проведены маркетинговые исследования, а именно анкетирование. В котором выявились сильные и слабые стороны торгового процесса благодаря которым дали рекомендации и предложения в третьей главе (CRM и ERP системы)
CRM система принесла в совокупности следующие результаты:
- увеличение товарооборота на 5%
- повышение маржи на 4% благодаря тому, что более тесно взаимодействуем с клиентом и точно знаем что ему более желанно.
- повышение удовлетворенности клиентов в среднем на 3% в год, клиенты считают что компания вместе с ними решает проблемы, которые их беспокоят, клиент будет снова и снова возвращаться в гипермаркет, что говорит о повышении лояльности клиентов.
- снижение расходов на продажи и маркетинг в среднем на 7%, благодаря системе автоматизированно большое количество процессов, и позволяет более точно сегментировать потребителей и персонализировать продукции под определенные группы потребителей.
Последние годы технологии развиваются с колоссальной скоростью. Внедрение информационных модернизаций в управлении предприятием является одним из предложенных модернизаций ,а именно введение ERP системы.
Всегда главная цель внедрения - это создания порядка в организации, а те компании. За тридцать лет компания SAP (немецкая компания, разработчик программного обеспечения) рассчитала "средний градус по больнице" и пришла к выводу, что ERP способна оказать следующие воздействия
- снижения операционных и управленческих затрат на 8%;
- снижения коммерческих затрат на 9%;
По этим данным и производились расчеты влияния введения данной системы в гипермаркет «Сделай своими руками-Казань»
Были исследованы потребительские предпочтения на примере гипермаркета «Сделай своими руками-Казань» и на основе полученных данных составлены рекомендации и рассчитан экономический эффект.
Предложенные нами модернизации, больше относятся к сфере информационных технологий. Все передовые компании не только в сфере торговли пытаются идти в ногу со временем, и для того чтобы не потерять клиента на рынке, используют все более новые и эффективные инновации.
Из данных исследований нами было выявлены следующие проблемы, периодическое отсутствие товара в необходимом, довольно слабые рекламные предложения и акции и недостаточное количество персонала в пиковые часы работы гипермаркета. Эти недостатки были решены при помощи внедрения CRM системы (акции и предложения стали привлекательнее для клиентов), недостаток товарного запаса и персонала в пиковые часы решено при помощи EPR системы. Сильные стороны которые были это- симпатия в целом к магазин, отзывчивые сотрудники, которые очень быстро помогают найти нужный товар и собственные брэнды продукции (CMI, LUX, OBI)
Те предприятия, которым удалось собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех, ведь именно от информации полученной в ходе исследования потребителей можно строить стратегию развития предприятия на долгосрочной период.
В последнее время качество оказываемых услуг в мире растет благодаря конкуренции, потребители предпочитают более качественные и дорогие товары, такова тенденция в целом по миру в целом. Сервисов предоставляет тоже больше, чем покупатели могли себе представить какие-то двадцать лет тому назад, это и доставка прямо к двери, бесплатный подгон стройматериалов до необходимых параметров. Общая тенденция по предпочтениям основана на двух факторах: быть ближе к клиенту и идти в ногу с технологиями.
Именно основываясь на этих тенденциях и были предложены модернизации по внедрению систем CRM и ERP.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. - Санкт-Петербург 2013. - 126 с.
3. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев.
— М. : КНОРУС, 2015. - 249 с.
4. Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2014. - 175 с.
5. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - М.: Фин-Пресс,
2015. - 364 с
6. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. — М.: Инфра
- М, 2016. - 59
7. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер — М.: Издательство АСТ, 2015.-376 с.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М. Пеньковой. M.: Прогресс, 2016. - 422 с.
9. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А.
Я. Якобсона. — 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2016. — 196 с.
10. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 145 с.
11. Михалева, Е. П. Маркетинг. Конспект лекций/ Е. П. Михалева. — М.: Юрайт-Издат, 2016. - 195 с.
12. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 275 с.
13. Океанова, З.К. Маркетинг: учеб./З. К. Океанова. — М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 383 с.
14. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л,
2016. - 472 с.
15. Рысев, Н.Ю. Активные продажи/Н.Ю. Рысев. — СПб.: Питер, 2014. - 155 с.
16. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. — М.: ИНФРА-М,
2015. - 272 с.
17. Управление маркетингом: учеб. пособие / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. - 281 с.
18. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. — М.: Высшее образование, 2015.- 127 с. —
19. Алексеев, И. С. Внешнеэкономическая деятельность / И. С. Алексеев. - М.: "Дашков и К", 2015. - 281 с.
20. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г. А. Ахинов, И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 295 с. - (Высшее образование: Бакалавриат)
21. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник; рекомендовано МО и науки РФ / ред. В. В. Трофимов. - М.: Юрайт, 2015. - 532 с.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильямс,
2016. - 496
23. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг. 5-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф Минобр. науки РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 351 с.
24. Шиловский, В.Н. Маркетинг и менеджмент технического сервиса машин и оборудования: Учебное пособие / В.Н. Шиловский, А.В. Питухин. - СПб.: Лань, 2015. - 272 с.
25. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
26. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
21. Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" и "Экономика" / И.В. Арженовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 135 с.
28. Скрипнюк, Д.Ф. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк; Отв. ред. Н.И. Диденко. - М.: Юрайт, 2012. - 556 с.
29. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 184 с.
30. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов. - М.: Дашков и К, 2015. - 185 с.