Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты формирования комплекса маркетинговых коммуникаций 6
1.1. Сущность, понятие и роль комплекса маркетинговых коммуникаций в
деятельности предприятия 6
1.2. Инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций 12
1.3. Этапы формирования комплекса маркетинговых коммуникаций с
целью расширения доли рынка 24
Глава 2: Анализ комплекса маркетинговых коммуникаций на примере
ООО «Фоника Гипс» 30
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации
ООО «Фоника Гипс» 30
2.2. Характеристика основных потенциальных клиентов предприятия ООО
«Фоника Гипс» 40
2.3. Анализ комплекса маркетинговых коммуникаций предприятия ООО
«Фоника Г ипс» 44
Глава 3: Рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинговых
коммуникаций предприятия ООО «Фоника Гипс» 56
3.1. Рекомендации по повышению эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций с целью расширения рынка предприятия ООО
«Фоника Гипс» 56
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций по повышению эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций предприятия ООО
«Фоника Гипс» 66
Заключение 72
Список литературы
В условиях постоянного роста конкуренции, нестабильности рыночной среды, а также увеличивающихся потоков информации, направленных на потребителей, акценты деятельности предприятий большинства отраслей и сфер смещаются с традиционных направлений в сторону эффективного информационного сопровождения продукции.
Сегодня недостаточно произвести качественный товар, установить на него привлекательную цену и обеспечить его оптимальной дистрибуцией. На первый план выходит умение предприятия строить эффективные коммуникации с целевыми рынками.
В научной литературе не существует однозначного подхода к трактовке и определению места маркетинговых коммуникаций в маркетинговой деятельности предприятия. Часть авторов отождествляет их с одним из элементов комплекса маркетинга - продвижением, другие приписывают им более широкие функции в деятельности предприятия. Маркетинговые коммуникации рассматриваются учеными, и как расходная часть бюджета предприятия, и как инвестиции. При этом, как и любой вид коммерческой деятельности, связанный с осуществлением денежных вливаний, маркетинговые коммуникации нуждаются в оценке своей эффективности.
Таким образом, в настоящее время на первое место выдвигается не просто грамотное коммуникационное сопровождение продукции предприятия, а оптимальное информационно-маркетинговое воздействие на целевые аудитории, соотносимое с финансовыми ресурсами предприятия, которое является одним из базисов разработки эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций.
Соответственно, от грамотного управления маркетинговыми коммуникациями, правильного выбора способов и средств информации напрямую зависит положение компании на рынке, успех всей ее деятельности.
Предметом данной дипломной работы является комплекс маркетинговых коммуникаций организации.
Объект дипломной работы - компания ООО «Фоника Гипс» - производитель гипсовых строительных материалов под торговой маркой «Aksolit».
Целью данной работы является изучение особенностей формирования и совершенствования комплекса маркетинговых коммуникаций предприятия, анализ и разработка комплекса маркетинговых коммуникаций для ООО «Фоника Гипс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- изучение теоретических аспектов разработки комплекса маркетинговых коммуникаций;
- изучение инструментов и этапов разработки программы маркетинговых коммуникаций;
- проведение общего и финансового анализа предприятия ООО «Фоника Гипс»;
- проведение анализа клиентской базы ООО «Фоника Гипс» и выделение основных сегментов потребителей;
- изучение условий и особенностей реализации коммуникационной деятельности ООО «Фоника Гипс»;
- оценка маркетинговой деятельности в области маркетинговых коммуникаций объекта исследования;
- разработка комплекса маркетинговых коммуникаций для ООО «Фоника Гипс» с целью расширения рынка;
- определение бюджета и оценка эффективности предложенного комплекса маркетинговых коммуникаций.
Теоретическими и методологическими основами данной работы являются труды ведущих специалистов в области мировых коммуникаций: Ф. Котлера, Бернет Дж., Мориарти С., Росситер Дж. и Перси Л., а также ведущих отечественных специалистов: Голубкова Е.Н., Дубровин И.А., Синяева И. М., Романов А.А.
Дипломная работа включает в себя следующие разделы: введение, основная часть в трех главах, заключение и список литературы.
В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилась роль маркетинговых коммуникаций. Действительно, эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации. Предприятия различного рода деятельности, внедряя в свою деятельность комплекс маркетинговых коммуникаций, преследуют реализацию следующих целей:
- информирование потенциальной аудитории о своем продукте, компании и условиях продаж;
- убеждение целевого сегмента в потребности приобретения продукта именно в данной компании;
- создании взаимовыгодных условий для совершения сделки в настоящее время и в будущем периоде.
Эти цели достигаются с помощью рекламы; квалифицированного персонала; оформления витрин, упаковки; при помощи рассылки и раздачи бесплатных образцов или купонов; создании пресс-релизов и других коммуникационных видов деятельности. Вышеупомянутое называется управление продвижением или маркетинговыми коммуникациями.
Для эффективного внедрения и использования инструментов маркетинга необходимо создать комплекс маркетинговых коммуникаций, который будет уникальным для каждого предприятия. Так как разработка КМК зависит от масштаба организации, рода ее деятельность, географического месторасположения и многих других внутренний и внешних факторов среды предприятия.
В данной дипломной работе были рассмотрены и раскрыты основные теоретические аспекты формирования комплекса маркетинговых коммуникаций, определены их роль, функции, основные инструменты и этапы, которые существуют при процессе продвижения продукта на рынке.
Также была проанализирована хозяйственную деятельность предприятия ООО «Фоника Гипс» и выявлены основные особенности общего финансового состояния и маркетинговой деятельности компании.
Проведенный анализ финансового состояния предприятия ООО «Фоника Гипс» показал все сильные и слабые стороны предприятия. Анализируемое предприятие финансово устойчивое. Большинство экономических показателей имеют положительную динамику. Однако, все показатели рентабельности предприятия имеют отрицательное значение. Необходимо пересмотреть использование инвестиций предприятия для повышения уровня рентабельности.
Целевой аудиторией существующего комплекса маркетинговых коммуникаций компании ООО «Фоника Гипс» являются 2 сегмента: строительные организации, мелкие и средние строительные бригады, частные лица.
Целью рекламной кампании организации является обеспечение высокого уровня знания о бренде AKSOLIT и продуктах в регионах представленности.
Проанализировав комплекс маркетинговых коммуникаций ООО «Фоника Гипс» за 2016 год, можно сделать выводы:
- подавляющее большинство, а именно 89,4 % рекламного бюджета компании было потрачено на продвижение предприятия среди конечных пользователей готовой продукции, а именно на сегмент 2 (стихийные бригады, частные мастера, частные лица);
- основной же доход предприятию приносит Сегмент 1 (торговые посредники и строительные организации). Но на них направлено всего лишь 11,6% рекламного бюджета, что однозначно требует немедленной корректировки;
- стратегическими регионами развития ООО «Фоника Гипс» являются Центральный и Приволжский федеральные округи. Большие коммуникационные расходы в общем бюджете на данных территориях уместны. Половина из основных средств потрачена на рекламу в Московской области и на внутреннем рынке - Республике Татарстан.
После проведение анализа маркетинговой деятельности предприятия ООО «Фоника Гипс», был разработан и предложен комплекс маркетинговых коммуникаций для расширения существующего целевого сегмента, а также выхода на новый рынок горнодобывающей промышленности.
Для сохранения позиций в строительной сфере и расширении рынка, посредством увеличения объемов продаж, комплекс маркетинговых коммуникаций направлен на:
- повышение лояльности к бренду;
- поддержание стабильного роста продаж компании ООО «Фоника Гипс» в целом;
- перемещение доли значимости комплекса маркетинговых коммуникаций с конечного потребителя в сектор B2B.
Решение выше поставленных целей и задач проводится комплексно по двум направлениям:
- интернет-продвижение;
- выставочная деятельность.
При создании проекта продвижения предприятия в новой отрасли деятельности комплекс маркетинговых коммуникаций преследует следующие цели:
- создание платформы бренда: позиционирование бренда, фирменный стиль, осведомленность потенциальной аудитории о бренде;
- организация сбытовой политики;
- повышение узнаваемости бренда на сырьевом рынке в секторе B2B.
Для решения вышепоставленных задач были определены два основных направления в организации маркетинговой стратегии ООО «Фоника Гипс» как горнодобывающей компании:
- выставочная деятельность;
- прямой маркетинг.
План мероприятий был составлен на второе полугодие 2017 года и на 2018 год. Расчет эффективности от данной комплекса маркетинговых коммуникаций был сделан вплоть до 2020 года.
Кроме того, мной было выдвинуто ряд предложений по увеличению эффективности размещения рекламы и по усовершенствованию методов использования инструментов маркетинговых коммуникаций.
Таким образом, данная дипломная работа включает в себя решение поставленных задач для достижения конечной цели - изучении особенностей формирования и совершенствования комплекса маркетинговых коммуникаций предприятия. А также применение полученных знаний на практике, в частности, разработка комплекса маркетинговых коммуникаций и расчет их эффективности для компании ООО «Фоника Гипс».