Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях: состояние и перспективы развития……………………………...5
1.1. Организация безопасной образовательной среды в условиях школы……………………………………………………………………………...5
1.2. Роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях……………………………………………10
1.3. Анализ проблем оказания медицинской помощи детям и подросткам в условиях общеобразовательных учреждений………………….14
Глава 2. Роль медицинской среды в организации безопасной среды для школьников в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» Ленинского района города Саратова…………………………………………...16
2.1. Безопасная среда школы……………………………………………..16
2.2. Работа медсестры МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» Ленинского района города Саратова………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Актуальность исследования. В настоящее время специалисты, занимающиеся изучением состояния здоровья населения страны, отличают высокий уровень заболеваемости подрастающего поколения. В связи с этим исследования состояния здоровья школьников и мер по его сохранению и укреплению являются приоритетным направлением современной науки.
В России лишь 10% выпускников школ остаются здоровыми к концу обучения, около 505 детей больны хроническими заболеваниями. Пять миллионов детей России причислены по состоянию здоровья к «группе риска». По данным Минздравсоцразвития России из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье. Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет на 18%. У подростков 15-17 лет в 94,5% случаев зарегистрированы различные заболевания. Среди них в 31,5% случаев отмечаются психологические расстройства, а в 33% - умственная отсталость и психопатия. У подростков 10-15 лет отмечается частая заболеваемость простудными заболеваниями, склонность к аллергии (35%), заболевания сердечно-сосудистой (16%) и дыхательной системы (11%).
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости объединения усилий школы, медицинских служб и родителей в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Цель исследования заключается в анализе работы медицинской сестры в организации безопасной среды для детей школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть организацию безопасной образовательной среды в условиях школы;
2) проанализировать роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях;
3) провести анализ проблем оказания медицинской помощи детям и подросткам в условиях общеобразовательных учреждений;
4) рассмотреть роль медицинской среды в организации безопасной среды для школьников в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» Ленинского района города Саратова.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Организация медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях не обеспечивает необходимый мониторинг за состоянием здоровья детей и подростков и их потребностями, что обусловлено дефицитом медицинских кадров, недостаточной материально-технической базой, отсутствием надлежащей санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей/законных представителей.
Для обеспечения качества оказания медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений необходимо использовать проверенный опыт школьной медицины, как зарубежной, так и отечественной, а также принципы доказательной медицины.
Средний медицинский персонал общеобразовательных учреждений нуждается в профессиональной переподготовке с формированием необходимых компетенций, постоянном совершенствовании в сфере школьной медицины по таким направлениям как профилактическая медицина, вакцинопрофилактика, первая доврачебная помощь и др.
1. Базанова Е.А. Цирульникова Е.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы / Е.А. Базанова, Е.А. Цирульникова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – С. 122–126
2. Базанова Е.А., Цирульникова Е.А. Формирование социальной компетентности учащихся «группы риска» в условиях общеобразовательной организации / Е.А. Базанова, Е.А. Цирульникова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – С. 118–121.
3. Камилова Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития. Гиг. и сан., Ташкент 2011; с. 52–55.
4. Кучма В.Р. Проблемы школьной и университетской медицины в Европе и России. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. – 2007. – № 5. – С. 37–40.
5. Миркаримова М.Б. «Оптимизация мониторинга роста и развития школьников средним медицинским персоналом в школе», маг. диссер., Ташкент 2015, с. 18–22.
6. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы / М. Ф. Секач. – М.: Академический Проект, 2003. – 192 с.
7. Турсунходжаева Л.А. Первичная профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных школ. Учебно-методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Ташкент 2011, с. 21.
8. Цирульникова Е.А. Организационно-педагогические условия формирования интегративности педагогов – субъектов воспитательного процесса детского оздоровительного центра диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.А. Цирульникова. – Кострома, 2002. – 415 с.
9. Цирульникова Е.А., Осокина Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития гуманитарных способностей учащихся в общеобразовательной организации / Е.А. Цирульникова, Н.И. Осокина // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – С. 122–126
10. Чегурова Я.Е. Анализ проблем оказания медицинской помощи детям и подросткам глазами медицинских работников общеобразовательных учреждений // Медсестра. 2020. № 1. С. 61 – 63.
11. Юрко Г.П., Лашнева И.П., Березина Н.О. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях. // Гигиена и санитария.— 2010. № 4.— с. 39–42.