Введение
1. Интернет как инструмент маркетинговой деятельности 6
1.1 Сущность и проблемы развития маркетинга в Интернет 6
1.2 Виды и инструменты Интернет маркетинга 11
1.3 Методические аспекты оценки эффективности деятельности
организации в Интернет 19
2. Анализ возможностей использования Интернет - маркетинга в
маркетинговой деятельности ИП «Быков А.Г.» 27
2.1 Анализ отрасли производства электротоваров и работы малого бизнеса в
России, РТ и РМЭ 27
2.2 Организационно-экономическая характеристика ИП «Быков А.Г.» 41
2.3 Организация и обоснование необходимости внедрения Интернет -
маркетинга для организации 55
3. Разработка рекомендаций по использованию Интернет - маркетинга как
инструмента повышения эффективности деятельности 60
3.1 Маркетинговое исследование предпочтений и выявление целевой
аудитории с использованием Интернет - технологий 63
3.2 Рекомендации по результатам проведенных исследований 70
3.3. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 75
Заключение 82
Список литературы 87
Приложения
В современном мире Интернет развивается достаточно стремительно. Все больше издаются профессиональные книги, которые посвящают Сети, что прогнозирует его высокую потребность в совершенно различных областях жизнедеятельности. Интернет уже перестает быть просто игрушкой, а становится огромным информационным источником во всем мире.
Еще несколько лет назад Интернет представлял из себя большую библиотеку, которая обеспечивала помощь в поиске информации и организация доступа к ней. В настоящее время, время коммуникаций, основной задачей сети Интернет является возможность обеспечить поиск необходимых партнеров и предоставление инвестиций для организаций с будущей поддержкой данных коммуникаций с необходимой интенсивностью. С помощью многих исследований было доказано, что с помощью сети Интернет можно повысить эффективность и прибыль компании. Любая молодая, соответственно, малоизвестная компания нуждается в осведомленности потенциальных клиентов - добиться того, чтобы основная часть целевой аудитории знала о существовании компании, о продуктах или услугах, которые предлагает компания и их пользе. Информация о компании приобретается клиентом с помощью целенаправленного информирования о фирме и ее специфике. Существует большое количество каналов представления организации и ее товаров. Но на данный момент большинство компаний, особенно молодые, стремятся представить свою компании в таком сильном современном информационном пространстве, как Интернет.
Наиболее лучший способ для любой компании показать себя потенциальной аудитории - это представление товаров и услуг. Обыкновенное издание объявлений и публикация простого сайта без обновлений является в наши времена устарелым способом привлечения новых клиентов. Требуется создание комплексной системы интернет - продвижения коммерческой организации.
Общие темы интернет - маркетинга на предприятии исследованы в трудах зарубежных и отечественных авторов, таких как: Т. Амблер; Г. Васильев; Д. Забегалин; Е. Голубков; М. Зуев; Д. Разваляев; В. Кеворков; Н.Реброва; Ф. Гуров; В. Холмогоров. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по внедрению интернет - маркетинга для повышения эффективности деятельности магазина «Алеко» (ИП «Быков А.Г.»)
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность и особенности маркетинга в Интернет.
2. Выделить виды и инструменты Интернет - маркетинга.
3. Провести анализ методических аспектов оценки эффективности деятельности организации в Интернет.
4. Проанализировать отрасль малого бизнеса в РФ, РТ и РМЭ.
5. Представить организационно - экономическую характеристику организации ИП «Быков А.Г.»
6. Дать обоснование необходимости внедрения Интернет - маркетинга на организации.
7. Описать анализ микросреды организации и выявить целевую аудиторию с помощью Интернет - технологий.
8. Предложить рекомендации по результатам проведенных
исследования для организации.
9.Оценить эффективность предлагаемых рекомендаций для организации.
Конечной целью задачи (она может быть достигнута спустя некоторое время после защиты данной выпускной квалификационной работы) должна стать действующая и эффективная комплексная система Интернет- продвижения, включающая в себя многофункциональный сайт, интернет -
рекламу и создание групп в социальных сетях для эффективного взаимодействия с потребителями.
Объектом исследования бакалаврской работы является коммерческая организация ИП «Быков А.Г.»
Предметом исследования становится совокупность инструментов интернет - маркетинга коммерческой организации.
Структура данной бакалаврской работы состоит из следующих разделов: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы. Основная часть включает в себя три раздела, каждый из которых разделен на параграфы. В работе представлены приложения.
Одной из главных проблем, с которой сталкивается компания ИП «Быков А.Г.» является слаборазвитая сервисная составляющая компании. Отсутствие современных технологий и представительства компании в интернете являет собой негативный фактор для развития.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты интернет - маркетинга и некоторые из них применены на практике с целью улучшения сервиса компании. Также было предложено несколько рекомендаций по расширению деятельности организации и рассчитана эффективность данных рекомендаций.
Проведя анализ финансовых результатов организации, а также анализ отрасли, было сделано несколько выводов:
Число малых предприятий (без учета микропредприятий) в РФ По данным Росстата, в России резко сократилось. Специалисты, однако, утверждают, что реальную картину в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.
Также был проведен расширенный SWOT - анализ, в ходе которого были выделены основные угрозы и возможности предприятия. Выводы из SWOT - матрицы необходимо сделать по 4-м ключевым группам:
1. Конкурентные активы. Какие сильные стороны компании эффективнее всего использовать для освоения рыночных возможностей (S¬O).
Наиболее сильными сторонами являются: Большой ассортимент товаров; благополучное финансовое состояние фирмы; высококачественный предоставляемый товар; в силу того, что именно данные сильные стороны покрывают большую часть возможностей и угроз предприятия.
2. Конкурентные пассивы. Какие слабые стороны особенно уязвимы с учетом рыночных угроз (W-T)
Наиболее уязвимыми слабыми сторонами были выявлены: Недостаточно эффективная организационная структура; недостаточно места в точке продаж для выкладки товара, так как именно данные слабые стороны сильно влияют на будущие угрозы предприятия и не дают развиваться основным возможностям предприятия.
3. Узкие места. Какие слабые стороны особенно критичны для освоения рыночных возможностей (W-O)
Для освоения рыночных возможностей наиболее критичными слабыми сторонами являются неудовлетворенность персонала заработной платой; недостаточно места в точке продаж для выкладки товара.
4. Безопасность и защита. Какие сильные стороны особенно актуальны для нивелирования рыночных угроз (S-T)
Лучшие сильные стороны высококачественный предоставляемый товар; квалифицированные специалисты. Таким образом, по проведению данного SWOT анализа стали видны наиболее сильные стороны, которые необходимо продолжать развивать и наиболее слабые стороны, от которых необходимо избавляться.
По ходу анализа финансовых показателей предприятия, было выявлено, объем выручки за 2014 год увеличился на 1118 тыс. руб. по отношению к 2013 г., а в 2015 году уменьшился на 713 тыс. руб. Издержки обращения в 2014 г. увеличились на 1489 тыс. руб. по отношению к 2013 г., а в 2015 г. увеличились на 519 тыс. руб. Валовый доход увеличился на 120 % в 2014 г. и на 95 % в 2015 г. Среднегодовая численность работников осталась на одном уровне. Производительность труда увеличилась на 124 % в 2013 г. и на 112 % в 2015 г. Прибыль организации увеличилась на 135% в 2013 г. и уменьшилась на 75 % в 2015 г. Рентабельность увеличилась на 107% в 2014 г. и уменьшилась на 88% в 2015 гг.
По итогу маркетингового исследования, которое заключалось в определении основной целевой аудитории и ее потребностях. По итогу исследования было выявлено:
1. Среди опрашиваемых, женщин больше чем мужчин. 56,8% составляют женщины и 43,2% мужчины. Возраст опрашиваемых преобладает 26 и старше. Гипотеза подтверждается, что основная целевая аудитория - женщины (но лишь из за их больше лояльности в сети Интернет). Возраст большей частью составляет 26 и старше. В данном случае, необходимо провести дополнительное маркетинговое исследование непосредственно в точке продаж
2. Средний чек за единоразовую покупку электротоваров большей частью составляет от 1000 до 2500 тысячи рублей. Гипотеза не подтвердилась. Данное маркетинговое исследование показывает, что люди готовы потратить больше на покупку товаров. Это обосновывается тем, что качественные электротовары стоят около 2 тысяч рублей за продукт.
3. По гипотезе - 90% знают магазин «Алеко». По исследованию, 84,1% знают магазин «Алеко», что почти подтверждает гипотезу. Это означает, что 84% - это наши потенциальные клиенты, которых необходимо привлекать к покупке именно в этот магазин.
4. Гипотеза: что потребители покупают данный товар 1 - 3 раза в месяц не подтвердилась. Потребители редко покупают товар в данном магазине или никогда не покупали товар в данном магазине. Что опять доказывает необоснованность целевой аудитории исследования. (Приложение 4; рис.5)
5. По гипотезе: наиболее посещаемые точки продаж хозяйственного назначения являются «Алеко»; «Дубрава»; «Орбита». Гипотеза подтверждается.
6. Что является наиболее важным критерием для Вас при выборе магазина. По гипотезе: цена, консультация при покупке и послепродажное обслуживание. По итогу исследования: Доступные цены; большой ассортимент; качество товара и удобство расположения. Таким образом, можно сделать вывод, что главным конкурентом является «Дубрава» (ИП Артюшкина И.А.» за счет наиболее удобного расположения магазина.
7. Потребителей наиболее полно устраивает обслуживание магазина «Алеко».
8. По итогу исследования наиболее востребованными сервисными характеристиками предприятия ИП «Быков А.Г.» будут являться: скидочная карта постоянного покупателя; рассрочка товара и доставка товара по городу. Гипотеза подтвердилась не полностью.
По результатам маркетингового исследования было предложено несколько рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности предприятия:
1. Создание группы в социальных сети вконтакте.
2. Создание сайта компании aleko - kzm.ru.
3. Создание электронных касс (влияние политических факторов: обязательное введение электронных касс всему малому бизнесу с 2018 года закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ) и создание дисконтной системы компании.
4.Организация доставки товара по городу району.
5.Организация рассрочки товара.
По оценке эффективности, указанных в разделе 3.3, были выделены несколько наиболее эффективных и выгодных рекомендаций для организации:
1. Создание группы в социальных сетях.
2. Создание сайта компании.
3. Введение электронных касс и дисконтной системы компании.
В ходе расчетов, было выявлено, что общие затраты на внедрение данных мероприятий составляют 783 000 рублей, а прогнозируемая прибыль от внедрения составляет 1 119 000 рублей в год. Учитывая, что данные мероприятия прибыльны для организации, необходимо их внедрение для улучшения маркетинговой деятельности ИП «Быков А,Г.»
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были выполнены.
Цель выпускной квалификационной работы частично выполнена и требует доработки после защиты данной выпускной квалификационной работы, то есть должна стать действующая и эффективная комплексная система Интернет-продвижения, включающая в себя многофункциональный сайт, интернет - рекламу и группу в социальных сетях для эффективного взаимодействия с потребителями.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правильно организованная и хорошо спланированная коммерческая деятельность с использованием интернет-технологий в ИП «Быков А.Г.» может значительно повысить объем продаж а, следовательно эффективность деятельности.
1. «Конституция Российской Федерации» от 12 декабря 1993 г.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
3. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) № 212 - ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант- плюс».
4. О развитии малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 11 июля 2007 г., № 209 - ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
5. О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 22.05.2003 № 54-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант- плюс».
6. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2015. - 400с.
7. Андрейчиков А.В. Системный анализ и синтез стратегических
решений в инноватике: Основы стратегического инновационного
менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: КД Либроком, 2013. - 248 с.
8. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 804с.
9. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом №4, 2014 г. - 215 с.
10. Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Электронный бизнес. Реклама в Интернете. - Юнити-Дана, 2015 г., с. 183
11. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие - М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2016 - 437 с.
12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология
и практика. - М.: Издательство "Финпресс", 2013 - 367 с.
13. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом №3 (29), 2014 г. - 432 с.
14. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2016 - 125 с.
15. Дубровин И.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2016. - 89 с.
16. Зуев М.В., Разваляев Д.А. Интернет-маркетинг. Взгляд практиков. - Вершина, 2015 г., с: 248
17. Ильяшенко, В.В. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2012. - 336 с.
18. Кеворков В.В. Практический маркетинг-2. Руководство по внедрению", М, "РИП-холдинг", 2014" - 223 с.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2016. - 496 с.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
21. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
22. Максимова И.В. Маркетинг: Учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2014 - 225 с.
23. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
24. Маркевич, А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота / А.Л. Маркевич. - М.: МОРКНИГА, 2015. - 267 с.
25. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2013. - 148 с.
26. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
27. Овечкин А.В. Интернет-маркетинг в условиях кризиса// Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - с. 365
28. Орлов В.А. Маркетинг предприятия Мн: Знание, 2006.
29. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова. - М: Бек,2005.- 451с.
30. Пархименко В.А. и др. Маркетинг информационных технологий: особенности и инструменты// Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №
5. - с.224
31. Реброва, Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
32. Руделиус У. Маркетинг: Энциклопедия. - М.: издательство «ДеНово». 2014. - 230 с.
33. Садченко, К.В. Основы современного международного маркетинга / К.В. Садченко. - М.: ДиС, 2013. - 272 с.
34. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
35. Цахаев, Р.К. Основы маркетинга / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиев. - М.: Экзамен, 2016. - 448 с.
36. Филипп Гуров. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети. - Вершина, 2014 г., с: 152
37. В. Холмогоров. Интернет-маркетинг. Краткий курс. - Питер, 2015 г., с: 272
38. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Доступhttp: //www.gks.ru/
39. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Доступ http://tatstat.gks.ru/
40. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий - Эл [Электронный ресурс]. - Доступ http://maristat. gks.ru/
41. Причины падения рейтинга социально - политической устойчивости Республики Марий - Эл [Электронный ресурс]. - Доступ https: //7x7-j ournal .ru/item/7564