Введение
1. Содержание и роль маркетинга в малом бизнесе 6 1
1.1. Сущность и роль маркетинга в деятельности организации 6
1.2. Специфика и значение малого бизнеса в экономике страны 13
1.3. Меры государственной поддержки малого бизнеса 21
2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Экобрус» 30
2.2. Анализ внешней среды предприятия 41
2.3. Исследование удовлетворенности клиентов ООО «Экобрус»
оказанными услугами 47
3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности
предприятия 54
3.1. Предложения по совершенствованию организации маркетинговой
деятельности ООО «Экобрус» 54
3.2. Формирование функциональных аспектов деятельности маркетолога 59
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предложенных
решений 70
Заключение 75
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы работы. Предприятие в условиях рыночной экономики является центром удовлетворения потребностей покупателей. В условиях, когда товарное предложение превышает спрос со стороны потребительского рынка, усилия специалистов по маркетингу направлены на изучение того, чего же хотят потребители и за что они готовы платить деньги. Эффективно организованная маркетинговая и рекламная деятельность предприятия как раз и состоит в воплощении их потребностей и запросов в создание новых товаров и улучшение уже существующих, формирование цен на ассортиментный ряд, а также в построении эффективных каналов сбыта и выборе способов продвижения товаров на рынке.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей.
Степень изученности темы. Вопросы маркетинговой деятельности предприятия достаточно широко представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых. Основой для написания работы послужили труды таких ученых, как: Ф. Котлер, К.Л. Келлер, А.Н. Горностаева, Б.А. Соловьев, Н.Д. Эриашвили и др.
«Маркетинг менеджмент» - знаменитый труд классика маркетинга Ф. Котлера. Он содержит теоретические основы курса маркетинга, снабженные примерами из практики. Новое, 14-е издание, значительно изменено и дополнено. Добавлены новые концепции, многие темы получили развитие и отражают современные рыночные реалии, полностью изменены примеры.
В учебнике «Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе» под редакцией Н.Д. Эриашвили рассматриваются принципы, функции, средства и методы маркетинга, маркетинговые коммуникации. Особое внимание уделяется наиболее важной функции - реализации продукта, организации рыночной торговли и изучению потребительского рынка.
В учебнике Б.А. Соловьева «Маркетинг» рассматривается эволюция развития стратегической маркетинговой деятельности, раскрывается новая парадигма маркетинга, акцентируется внимание на формировании и удержании рынка для компании. Предпринимается попытка более широкого рассмотрения взаимосвязей маркетинга с другими функциональными подразделениями компании. Раскрываются процессы встраивания маркетинга в общую систему управления компанией.
Регулярно проблемы маркетинговой деятельности раскрываются в специальных периодических изданиях «Маркетинг», «Спрос», «Рекламный мир», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом». Здесь в основном описывается практический опыт применения маркетинга в тех или иных областях жизнедеятельности без теоретических обоснований и обобщений. В ряде статей анализируется история развития маркетинговой деятельности, некоторые моменты его современного развития и значение для экономической сферы деятельности предприятий и общества.
Объект работы - ООО «Экобрус».
Предмет работы - маркетинговая деятельность предприятия.
Цель работы - исследование маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи, поставленные в работе:
- раскрыть сущность и роль маркетинга в деятельности организации;
- рассмотреть специфику и значение малого бизнеса в экономике страны;
- изучить меры государственной поддержки малого бизнеса;
ООО «Экобрус»;
- проанализировать внешнюю среду предприятия;
- исследовать удовлетворенность клиентов ООО «Экобрус» оказанными услугами;
- разработать предложения по совершенствованию организации маркетинговой деятельности ООО «Экобрус»;
- рассмотреть формирование функциональных аспектов деятельности маркетолога;
- оценить социально-экономическую эффективность предложенных решений. При написании дипломной работы были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение, анализ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности конкретного предприятия - ООО «Экобрус».
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложений.
Работа выполнена на 76 страницах (без учета списка литературы и приложений) и содержит: 21 рисунок, 17 таблиц, 50 источников, 3 приложения
Маркетинговая деятельность предприятия состоит в комплексном изучении рынка с целью выявления существующей и прогнозной величины спроса для разработки конкретных программ, адресованных целевым рыночным сегментам, цель которых состоит в укреплении позиций предприятия на рынке, увеличении продаж, и, как следствие, обеспечении заданной величины прибыли.
Процесс управления маркетингом на предприятии является непрерывным и представляет собой наблюдение за всеми изменениями внешней среды, функционирования системы маркетинга и выявления отклонений между фактическими и запланированными результатами маркетинговой деятельности.
Система маркетинга на предприятии подвержена воздействию огромного количества разнообразных факторов. Маркетинговые цели всегда направлены на то, чтобы превратить потребности покупателей в прибыль (доходы) предприятия и достичь конкретных результатов на определенных рынках.
Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребность и удовлетворить ее.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.
Компания ООО «Экобрус» осуществляет строительство домов под ключ из различных строительных материалов.
Данное предприятие имеет линейную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация.
За трехлетний период выручка возросла в среднем на 5%. При этом себестоимость возросла всего на 3%. Это положительный факт, он свидетельствует о более эффективных продажах в отчетном периоде. Соответственно прибыль от продаж возросла почти в 1,5 раза.
Оценка финансового состояния ООО «Экобрус» выявила негативные моменты в части не ликвидности баланса, низкой платежеспособности, финансовой устойчивости и зависимости от внешних источников финансирования. Предприятию следует разработать меры по укреплению своего финансового положения.
Внешняя среда компании ООО «Экобрус» представлена ее клиентами, конкурентами, поставщиками, государственными органами и обществом в целом. Основными конкурентами компании являются не только республиканские предприятия, но и федеральные сети.
Поставщики компании ООО «Экобрус» являются надежным, они давно функционируют на рынке и зарекомендовали себя в качестве надежных партнеров. География поставщиков включает Республику Татарстан, Марий Эл, Башкортостан.
В целом деятельность строительной компании ООО «Экобрус» можно считать конкурентоспособной и достаточно эффективной.
ООО «Экобрус» предлагается проект совершенствования маркетинговой деятельности. Цель проекта - увеличение выручки предприятия, за счет привлечения большего количества потребителей.
Предлагаемые мероприятия и их эффективность:
1. Продвижение интернет сайта.
Прогнозируемое увеличение прибыли от продвижения интернет сайта составит 4%. 9619*1,04=10004 тыс. руб.
Для продвижения сайта ООО «Экобрус» потребуются затраты в сумме 144 тыс. руб. в год. Таким образом эффективность затрат на данное мероприятие составит = (10 004 000-9 619 000) / 144 000*100=267%
Экономический эффект от данного мероприятия составит 385 тыс. руб.
2. Реклама на интернет порталах и распространение PR-статей.
Прогнозируемое увеличение прибыли от предложенного мероприятия составит 3%. 9619*1,03=9907 тыс. руб. Получается, что эффективность затрат на данное мероприятие составит = (9 907 000-9 619 000) / 100 000*100= 288%. Целесообразность проведения рекламы на интернет порталах и распространения RP-статей подтверждается тем, что экономический эффект от их проведения составит 289 тыс. руб.
3. Участие в выставке.
Прогнозируемое увеличение прибыли от мероприятия составит 3%. 9619*1,03=9907 тыс. руб. В итоге получается, что эффективность затрат на мероприятие составит = (9 907 000-9 619 000) / 200 000*100=144%
Целесообразность участия в выставке подтверждается тем, что экономический эффект от их проведения составит 289 тыс. руб.
4. Введение должности маркетолога.
Прогнозируемое увеличение прибыли за счет внедрения мероприятия составит 5%. 9619*1,05=10100 тыс. руб. Эффективность затрат на мероприятие составит = (10 100 000-9 619 000) / 440 000*100=110%
Экономический эффект от принятия в штат еще одного сотрудника составит 481 тыс. руб.
Получается, что эффективность затрат на предложенные мероприятие составит = (11 063 000-9 619 000) / 884 000*100= 163%
Экономический эффект от предложенных мероприятий составит 1444 тыс. руб.
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 П209-ФЗ (последняя редакция) - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
2. Постановление Правительства от 30 декабря 2014 г. №1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ - URL: http://base.garant.ru/70836848/#ixzz4giHsfrwt
3. Ануфриев К.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - М.: Дело, 2012. - 301 с.
4. Белявский И.К. Маркетинговое исследование. - М.: Московский ГУ статистики и информатики, 2014. - 414 с.
5. Бородина И. Цель предприятия и стратегия ее достижения // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №3. - C. 25-32.
6. Вист А. Управление маркетингом // Маркетинг и реклама. - 2015. - №4. - С. 41-44.
7. Вечканова Г.Р. Микроэкономика - М.: Дело, 2013 - 208 с.
8. Воронцова М.М. Маркетинговая деятельность предприятия // Директор. - 2017. - №3. - С. 42-44.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление - М.: Экономистъ, 2014. - 296 с.
10. Гарин А.М. Экономика предприятия - М.: Центр, 2014. - 93 с.
11. Годовой отчет ООО «Экосруб» за 2016 год
12. Горбункова В.И. Малый бизнес в экономике - СПб.: Наука, 2013. - 256 с.
13. Горностаева А.Н. Менеджмент и маркетинг - Брянск: БГТУ, 2014. - 107 с.
14. Дмитриева Н. Маркетинговая деятельность российских предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №11. - С. 3¬14.
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет. - 2014. - 528 с.
16. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной операций развитых стран. - Екатеринбург: Каменный пояс, 2015. - 224 с.
17. Игнатова Е.А., Пушкарева Г.М. Анализ финансового результата деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 396 с.
18. Караванов О.Г. Микроэкономика - М.: Центр, 2013. - 394 с.
19. Карпов А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности - М.: Центр, 2014. - 362 с.
20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - 800 с.
21. Крутова А.Н. Экономика предприятия - М.: Экзамен, 2016. - 426 с.
22. Лапин И.К. Стратегическое управление - СПб.: Наука, 2013. - 248 с.
23. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - С. 15-17.
24. Макаренко О.В. Маркетинговая среда предприятия. - М.: Дело, 2013. - 94 с.
25. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент - М.: Дело, 2014. - 224 с.
26. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 255 с.
27. Николаев В. Анализ стратегических позиций предприятия
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://infomanagement.ru/lekciya/analiz_strategicheskoi_pozitsii, свободный
28. Николаева Е. Организационные структуры управления //
Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №4. - С. 41-42.
29. Патрушева Е. Методика оценки состояния маркетинга на
предприятии // Маркетинг. - 2015. - №1. - С. 80-85.
30. Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. - 2016. - № 1. - С. 29-31.
31. Положение об Отделе маркетинга ООО «Экобрус»
32. Применение системы маркетинга в строительстве - URL: http://www.it-nv.ru/articles/primenenie_sistemi_marketinga_v_stroitelstve
33. Резник А.Е. Современный маркетинг в строительной индустрии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №4. - С. 41-44.
34. Русланова М. Профессия маркетолог // Управление персоналом. - 2016. - №2. - С. 49-52.
35. Сазонов А. Стратегическое видение и системный подход к управлению // Директор-инфо. - 2016. - №2. - С. 25-28.
36. Сайт ООО «Экобрус» - URL: http://ecobruscom.pulscen.ru/
37. Семенов Б.Д. Конкуренция и конкурентоспособность - Мн.: ФУАинформ, 2014. - 251 с.
38. Соловьев Б.А. Маркетинг. - М.: Инфра-М, 2014. - 383 с.
39. Степанов О. Организация и проведение маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 11. - С. 39-42.
40. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии - М.: Дело, 2013. - 264 с.
41. Трифонов А. Классификация и виды рекламы // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №3. - С. 42-44.
42. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования учебник для бакалавров - М.: Юрайт, 2013. - 293 с.
43. Уфимов А. Конкурентные стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 6. - С. 41-44.
44. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации - Казань: Лана, 2013. - 349 с.
45. Финансовый словарь трейдера / Предпочтения потребителей - URL: http://utmagazine.ru/posts/14889-predpochteniya-potrebiteley
46. Хворостова Е.Р. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2014.
- 294 с.
47. Шевчук Д. Стратегический менеджмент: конспект лекций - М.: ЭКСМО, 2013. - 122 с.
48. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Калининград: РГУ им. Канта, 2012. - 153 с.
49. Яхонтова Е. Маркетинговая деятельность // Маркетинг. - 2017. - №3 - С. 16-20.
50. HR-сообщество и Публикации / Прямой маркетинг на вооружении у
финансового сектора. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/pryamoy-
marketing-navooruzhenii-u-finansovogo-sektora