Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Свобода выражения мнения в протестных отношений

Работа №79155

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

политология

Объем работы39
Год сдачи2020
Стоимость3400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования протестных отношений…………………………………………………………………………7
1.1. Свобода выражения мнения в контексте протестных отношений. Особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве…………7
1.2. Правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
Глава 2. Протестный потенциал российской молодежи………………………19
2.1. Участие молодежи в протестных акциях в современной России………..19
2.2. NEET-молодежь в современной протестной деятельности……………...22
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...35


Актуальность исследования. Феномен общественного протеста на протяжении длительного времени вызывает большой интерес ученых различных отраслей науки. Это явление традиционно рассматривают в философии, социологии, политологии , но в рамках отечественной юридической науки данная проблема изучается редко, что, однако, не исключает необходимости анализа протеста в конституционно-правовой науке.
Данная тема становится особенно значимой в связи с теми или иными социальными потрясениями, с возникновением реальных примеров протестных действий и суждений. В настоящее время актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена общемировой тенденцией роста протестных акций (протесты в России после выборов в 2011—12 гг., события «Арабской весны», движение «Occupy Wall Street» в США, протестные акции сторонников и противников признания однополых браков во Франции, события конца 2014 года в Украине, акции 2015—16 гг. в ряде европейских стран против миграционной политики властей в результате наплыва сирийских беженцев, акции по итогам президентских выборов в США 2016 года и т.д.). Протест реализуется в новых формах, в том числе, в рамках функционирования государственного механизма. Например, стало известно, что около 900 сотрудников Государственного департамента США выступили с протестом против миграционной политики нового президента США . Однако протестные отношения, т.е. отношения по поводу реализации права на протест, постоянно возникают в любой стране в связи с рассмотрением тех или иных инициатив, определением состава органов государственной власти, принятием отдельных государственно-властных решений. Все это подчеркивает остроту и актуальность многих вопросов, связанных с выражением протеста как важнейшей предпосылки формирования и развития гражданского общества в демократическом государстве . Вообще, с учетом различных пониманий категории «гражданское общество» его развитие в принципе невозможно без политической дискуссии и выражения протестных мнений.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема протестов в России не нова по своей сути. Анализом общественных движений, в частности протестных, занимались многие политологи и социологи. Наиболее известными из них являются В.В. Костюшев, который сосредоточил свое внимание на социальном протесте, его потенциале, репертуаре и дискурсе . В.Я. Гельман в статье «Режим и граждане в условиях российского кризиса: уход, протест или лояльность?» рассматривает протесты в условиях электорального авторитаризма. К. Клейман в книге «От обывателей к активистам» проводит глубокий анализ протестной активности в современной России и выявляет причины зарождения в российском обществе активизма. Коллективная монография «Политика аполитичных» в соавторстве Алюкова М.Л., Ерпылева С.В., Желниной А.А., Журавлева О.М., Завадской М.А., Клеман К., Магун А.В., Матвеева И.А., Невского А.В., Савельевой Н.В., и Туровец М.В. на основе коллективного эмпирического исследования протестного движения в России в 2011–2013 гг., предоставляет анализ характера политической вовлеченности граждан в политические протесты .
Объектом исследования выступают протестные отношения как особый вид правоотношений, основные подходы к их регулированию и изучению.
Предметом исследования выступаю:
- существующие в России доктринальные подходы к анализу феномена протеста, построенные на их основе теории;
- законодательство Российской Федерации в части норм, регулирующих протестные и непосредственно связанные с ними общественные отношения;
- правоприменительная практика (в том числе судебная и иных юрисдикционных органов) по делам, вытекающим из реализации протестного поведения в тех или иных формах.
Цель исследования – анализ государственной политики в области протестных отношений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть свободу выражения мнения в контексте протестных отношений, особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве;
2) проанализировать правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации;
3) охарактеризовать участие молодежи в протестных акциях в современной России;
4) проанализировать деятельность NEET-молодежи в современной протестной деятельности.
Методологию и методы диссертационного исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования. К общенаучным методам, использованным при написании диссертации, относятся: диалектический метод, дедукция и индукция, анализ и синтез, системный метод исследования, сравнение, метод обобщения. К частно-научным методам, использованным при написании диссертации, относятся: сравнительно-правовой, историко-правовой, юридико-догматический, метод правового моделирования и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Институционализация протестных отношений представляет собой одну из важных правовых ценностей современного демократического государства. Развитие законодательства и научной теории протестных отношений представляется одной из важнейших задач государственного строительства. С учетом последних глобальных и внутригосударственных тенденций роста числа протестных акций, ужесточения законодательства и ответственности, а также необходимостью обеспечения легитимации власти, с одной стороны, и общественной безопасности, и правопорядка, с другой, перед государствами остро стоит проблема обеспечения цивилизованного характера протестных отношений демократическими путями и средствами, ключевым инструментом которых является правовое регулирование.
Государство сегодня вынужденно балансирует между широкими гарантиями протестного поведения и необходимостью своевременного выявления и жёсткого подавления отдельных общественно опасных деструктивных форм протеста. Вся государственная политика любого современного государства в рассматриваемой сфере сводится к поиску наиболее взвешенных моделей регулирования, причём можно говорить о мировой тенденции ужесточения законодательства.
Для решения данной проблемы деятельность публичной власти осуществляется, в том числе, в следующих направлениях:
1) создание возможностей выражения различных мнений с учетом всей их палитры;
2) предотвращение и разрешение публичных споров, связанных с политическим протестом;
3) систематический учет общественного мнения и протестного потенциала при принятии государственно-властных решений;
4) использование наказания за совершение правонарушений на основе предсказуемых правил и норм в соответствии с принципами правовой определенности, законности и справедливости на недискриминационных началах;
5) взвешивание общественной опасности и социальных последствий привлечения к ответственности за нарушения в ходе протестных акций с учетом фактического характера и реальной общественной опасности совершенного деяния.
Гарантиями развития цивилизованных протестных отношений могли бы стать правовые инструменты расширения применения альтернативных способов разрешения публичных споров; трансформация неэффективных форм гражданского участия в рамках существующих и новых институтов непосредственной демократии; институционализация политической оппозиции; совершенствование правовых норм о политической конкуренции; расширение гарантий реализации свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации, в том числе посредством конкретизации и сокращения числа уголовно-правовых и административно-правовых составов, направленных на произвольное недопущение распространения отдельных видов протестных суждений.
Представляется, что значительный пересмотр системы разделения властей в пользу расширения механизмов взаимодействия и контроля, усиление представительных органов публичной власти, обеспечение большей независимости региональных органов власти и органов местного самоуправления, изменение подхода российского законодателя и правоприменителя к конституционно-правовому регулированию протестных публичных мероприятий (недопустимость подчинения нормам законодательства о публичных мероприятиях неполитических по своей природе собраний граждан; легализация спонтанных публичных мероприятий; сокращение сроков уведомления уполномоченных органов публичной власти о проведении публичных мероприятий; создание правовых гарантий для проведения непоименованных законом форм публичных мероприятий; создание эффективных механизмов судебной защиты прав организаторов и участников протестных акций, в том числе в случае запрета их проведения) будет способствовать созданию механизма эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.



1. Постановление ЕСПЧ от 21 июля 2005 г. «Дело «Гринберг (Grinberg) против Российской Федерации» (жалоба № 23472/03) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. № 12 – С. 14 – 17.
2. Постановление ЕСПЧ от 22 февраля 2007 г. «Дело «Красуля (Krasulya) против Российской Федерации» (жалоба № 12365/03) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2008. № 7 – С. 21 – 23.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 4.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 6 – С. 44 – 47.
6. Авакьян С.А. Протестные отношения и конституционное право // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2012. Вып. 31. С. 8.
7. Азбука протеста: народный плакат / под ред. М. Амелина. М.: ОГИ, 2012; Жижек С. Год невозможного. М.: Европа, 2012. – 221 с.
8. Богданова Н.А., Троицкая А.А., Шустров Д.Г. Конституционно-правовые основы гражданского общества как общероссийской ценности: теоретические и практические аспекты // Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / Рук. авт. колл. и отв. редактор — д.ю.н., профессор Авакьян С.А. — М.: Юстицинформ, 2015. С. 16—62.
9. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. — C. 196–210.
10. Варшавская Е.Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России // Вопросы статистики. — 2015. — № 4. — С. 42.
11. Войскунский А.Е. Гуманитарные исследования в интернете. — Москва, Можайск-Терра, — 2000. – 214 с.
12. Горев А.И., Горева Е.Г. Интернет - зона свободы слова или новая сфера правового регулирования // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 3 (66). С. 44.
13. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства: пособие / [П. В. Агапов и др.]; Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. М., 2017. С. 4.
14. Доверие политикам [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/ (дата обращения: 05.06.2020).
15. Думбия С. Молодежное движение во Франции. М., 2005 – 214 с.
16. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы, проявления, тенденции. — М., 2009 — 320 с.
17. Индексы социального самочувствия [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/index.php?id=176 (дата обращения: 05.06.2020).
18. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. – 117 с.
19. Кобзева С.В. Обеспечение безопасного доступа к Интернету: обзор мирового опыта // Информационное право. 2008. № 4. С. 37 - 40.
20. Костенко В.В. Мониторинг протестной деятельности молодежных общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – №3. – С. 82– 89.
21. Костюшев В.В. Социальный протест вполе политики: потенциал, репертуар, дискурс (опыт теоретического понимания и эмпирической верификации) // Полис. Политические исследования. 2011. № 4. C. 144–157.
22. Левинсон А. Пространства протеста. Московские митинги и сообщество горожан. М., 2012 – 114 с.
23. Лефебр Ж. Протестные выступления XXI века. М.: Норма, 2008 – 117 с.
24. Минников В.К. Политическая активность представителей различных социальных групп. Автореф. канд. псих. наук. Автореф. Канд. псих. наук. Кострома, 2006. 28 с.
25. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Доклад подготовлен специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. – URL: http://vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
26. Новая протестная волна: мифы и реальность – URL http://www.politonline.ru/provocation/12525.html (дата обращения: 05.06.2020).
27. Новая протестная волна: мифы и реальность. — URL http://www.politonline.ru/provocation/12525.html (дата обращения: 05.06.2020).
28. Новичкова И.Ю., Колоярцева Е.А., Антонова О.Г. Гражданское общество: российский феномен (Коллективная монография). Саратов: «Саратовский источник», 2015. – 219 с.
29. Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011–2013 гг.: коллективная монография / Алюков М. Л., Ерпылева С. В., Желнина А.А., Журавлев О.М. и др.; ред. Ерпылева С. В., Магун А. В. М. : Новое литературное обозрение, 2014. – 214 с.
30. Путин В.В. О молодежной политике [Электронный ресурс] // Центр молодежных и предпринимательских инициатив. Поколение 2025. URL: https://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/ (дата обращения: 08.06.2020).
31. Решение ЕСПЧ от 24 июня 2003 г. по делу «Гароди (Garaudi) против Франции» (жалоба № 65831/01) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2003. № 11. С. 14 – 17.
32. Рожак Т. Создание контркультуры. СПб, 2004 – 218 с.
33. Саетгараев А.Д. Политическая идентичность в России // Филология и культура. 2010. № 21. С. 140–143.
34. Сажнов А.Н. Особенности политического участия неправительственных организаций в Современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2016. 29 с.
35. Салихов Д.Р. Конституционно-правовое регулирование протестных отношений в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Салихов Дамир Равильевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2017. - 21 с.
36. Смыслова В.Н. Влияние миграционных процессов на состояние преступности экстремистской направленности в условиях радикализации и роста протестной активности в России и зарубежных странах // Вопросы российского и международного права. 2017. Т.7. № 4 А. С. 283 – 297.
37. Смыслова В.Н. К вопросу о взаимной обусловленности экстремистских проявлений и протестной активности представителей ЛГБТ - сообществ // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 103 - 108.
38. Смыслова В.Н. Пенитенциарный экстремизм в условиях радикализации и роста протестной активности: некоторые механизмы противодействия // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: мат. Межд. науч. – практ. межвед. конференции (16 - 17 июня 2016, Самара) / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара, 2016. С. 587 – 590 с.
39. Струков К.В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. № 7. С. 21 – 23.
40. Фещенко П.Н. Социальная напряженность: проблемы криминологического воздействия: монография. М., 2018. – 219 с.
41. Фещенко П.Н. Социальная напряженность: проблемы криминологического воздействия: монография. М., 2018. – 308 с.
42. Червонюк В.И. Свобода слова (свободное выражение мнений) в интернет-пространстве: конституционный объем и пределы, особенности реализации // Конституционное и муниципальное право, 2019, № 10. С. 14 – 17.
43. Шевердяев С.Н. О некоторых общих аспектах в развитии российского конституционного права в контексте актуализации темы политического протеста // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 21—27.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ