Свобода выражения мнения в протестных отношений
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования протестных отношений…………………………………………………………………………7
1.1. Свобода выражения мнения в контексте протестных отношений. Особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве…………7
1.2. Правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
Глава 2. Протестный потенциал российской молодежи………………………19
2.1. Участие молодежи в протестных акциях в современной России………..19
2.2. NEET-молодежь в современной протестной деятельности……………...22
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...35
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования протестных отношений…………………………………………………………………………7
1.1. Свобода выражения мнения в контексте протестных отношений. Особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве…………7
1.2. Правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
Глава 2. Протестный потенциал российской молодежи………………………19
2.1. Участие молодежи в протестных акциях в современной России………..19
2.2. NEET-молодежь в современной протестной деятельности……………...22
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...35
Актуальность исследования. Феномен общественного протеста на протяжении длительного времени вызывает большой интерес ученых различных отраслей науки. Это явление традиционно рассматривают в философии, социологии, политологии , но в рамках отечественной юридической науки данная проблема изучается редко, что, однако, не исключает необходимости анализа протеста в конституционно-правовой науке.
Данная тема становится особенно значимой в связи с теми или иными социальными потрясениями, с возникновением реальных примеров протестных действий и суждений. В настоящее время актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена общемировой тенденцией роста протестных акций (протесты в России после выборов в 2011—12 гг., события «Арабской весны», движение «Occupy Wall Street» в США, протестные акции сторонников и противников признания однополых браков во Франции, события конца 2014 года в Украине, акции 2015—16 гг. в ряде европейских стран против миграционной политики властей в результате наплыва сирийских беженцев, акции по итогам президентских выборов в США 2016 года и т.д.). Протест реализуется в новых формах, в том числе, в рамках функционирования государственного механизма. Например, стало известно, что около 900 сотрудников Государственного департамента США выступили с протестом против миграционной политики нового президента США . Однако протестные отношения, т.е. отношения по поводу реализации права на протест, постоянно возникают в любой стране в связи с рассмотрением тех или иных инициатив, определением состава органов государственной власти, принятием отдельных государственно-властных решений. Все это подчеркивает остроту и актуальность многих вопросов, связанных с выражением протеста как важнейшей предпосылки формирования и развития гражданского общества в демократическом государстве . Вообще, с учетом различных пониманий категории «гражданское общество» его развитие в принципе невозможно без политической дискуссии и выражения протестных мнений.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема протестов в России не нова по своей сути. Анализом общественных движений, в частности протестных, занимались многие политологи и социологи. Наиболее известными из них являются В.В. Костюшев, который сосредоточил свое внимание на социальном протесте, его потенциале, репертуаре и дискурсе . В.Я. Гельман в статье «Режим и граждане в условиях российского кризиса: уход, протест или лояльность?» рассматривает протесты в условиях электорального авторитаризма. К. Клейман в книге «От обывателей к активистам» проводит глубокий анализ протестной активности в современной России и выявляет причины зарождения в российском обществе активизма. Коллективная монография «Политика аполитичных» в соавторстве Алюкова М.Л., Ерпылева С.В., Желниной А.А., Журавлева О.М., Завадской М.А., Клеман К., Магун А.В., Матвеева И.А., Невского А.В., Савельевой Н.В., и Туровец М.В. на основе коллективного эмпирического исследования протестного движения в России в 2011–2013 гг., предоставляет анализ характера политической вовлеченности граждан в политические протесты .
Объектом исследования выступают протестные отношения как особый вид правоотношений, основные подходы к их регулированию и изучению.
Предметом исследования выступаю:
- существующие в России доктринальные подходы к анализу феномена протеста, построенные на их основе теории;
- законодательство Российской Федерации в части норм, регулирующих протестные и непосредственно связанные с ними общественные отношения;
- правоприменительная практика (в том числе судебная и иных юрисдикционных органов) по делам, вытекающим из реализации протестного поведения в тех или иных формах.
Цель исследования – анализ государственной политики в области протестных отношений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть свободу выражения мнения в контексте протестных отношений, особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве;
2) проанализировать правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации;
3) охарактеризовать участие молодежи в протестных акциях в современной России;
4) проанализировать деятельность NEET-молодежи в современной протестной деятельности.
Методологию и методы диссертационного исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования. К общенаучным методам, использованным при написании диссертации, относятся: диалектический метод, дедукция и индукция, анализ и синтез, системный метод исследования, сравнение, метод обобщения. К частно-научным методам, использованным при написании диссертации, относятся: сравнительно-правовой, историко-правовой, юридико-догматический, метод правового моделирования и др.
Данная тема становится особенно значимой в связи с теми или иными социальными потрясениями, с возникновением реальных примеров протестных действий и суждений. В настоящее время актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена общемировой тенденцией роста протестных акций (протесты в России после выборов в 2011—12 гг., события «Арабской весны», движение «Occupy Wall Street» в США, протестные акции сторонников и противников признания однополых браков во Франции, события конца 2014 года в Украине, акции 2015—16 гг. в ряде европейских стран против миграционной политики властей в результате наплыва сирийских беженцев, акции по итогам президентских выборов в США 2016 года и т.д.). Протест реализуется в новых формах, в том числе, в рамках функционирования государственного механизма. Например, стало известно, что около 900 сотрудников Государственного департамента США выступили с протестом против миграционной политики нового президента США . Однако протестные отношения, т.е. отношения по поводу реализации права на протест, постоянно возникают в любой стране в связи с рассмотрением тех или иных инициатив, определением состава органов государственной власти, принятием отдельных государственно-властных решений. Все это подчеркивает остроту и актуальность многих вопросов, связанных с выражением протеста как важнейшей предпосылки формирования и развития гражданского общества в демократическом государстве . Вообще, с учетом различных пониманий категории «гражданское общество» его развитие в принципе невозможно без политической дискуссии и выражения протестных мнений.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема протестов в России не нова по своей сути. Анализом общественных движений, в частности протестных, занимались многие политологи и социологи. Наиболее известными из них являются В.В. Костюшев, который сосредоточил свое внимание на социальном протесте, его потенциале, репертуаре и дискурсе . В.Я. Гельман в статье «Режим и граждане в условиях российского кризиса: уход, протест или лояльность?» рассматривает протесты в условиях электорального авторитаризма. К. Клейман в книге «От обывателей к активистам» проводит глубокий анализ протестной активности в современной России и выявляет причины зарождения в российском обществе активизма. Коллективная монография «Политика аполитичных» в соавторстве Алюкова М.Л., Ерпылева С.В., Желниной А.А., Журавлева О.М., Завадской М.А., Клеман К., Магун А.В., Матвеева И.А., Невского А.В., Савельевой Н.В., и Туровец М.В. на основе коллективного эмпирического исследования протестного движения в России в 2011–2013 гг., предоставляет анализ характера политической вовлеченности граждан в политические протесты .
Объектом исследования выступают протестные отношения как особый вид правоотношений, основные подходы к их регулированию и изучению.
Предметом исследования выступаю:
- существующие в России доктринальные подходы к анализу феномена протеста, построенные на их основе теории;
- законодательство Российской Федерации в части норм, регулирующих протестные и непосредственно связанные с ними общественные отношения;
- правоприменительная практика (в том числе судебная и иных юрисдикционных органов) по делам, вытекающим из реализации протестного поведения в тех или иных формах.
Цель исследования – анализ государственной политики в области протестных отношений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть свободу выражения мнения в контексте протестных отношений, особенности свободы выражения мнения в интернет-пространстве;
2) проанализировать правовое регулирование протестной активности населения в Российской Федерации;
3) охарактеризовать участие молодежи в протестных акциях в современной России;
4) проанализировать деятельность NEET-молодежи в современной протестной деятельности.
Методологию и методы диссертационного исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования. К общенаучным методам, использованным при написании диссертации, относятся: диалектический метод, дедукция и индукция, анализ и синтез, системный метод исследования, сравнение, метод обобщения. К частно-научным методам, использованным при написании диссертации, относятся: сравнительно-правовой, историко-правовой, юридико-догматический, метод правового моделирования и др.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Институционализация протестных отношений представляет собой одну из важных правовых ценностей современного демократического государства. Развитие законодательства и научной теории протестных отношений представляется одной из важнейших задач государственного строительства. С учетом последних глобальных и внутригосударственных тенденций роста числа протестных акций, ужесточения законодательства и ответственности, а также необходимостью обеспечения легитимации власти, с одной стороны, и общественной безопасности, и правопорядка, с другой, перед государствами остро стоит проблема обеспечения цивилизованного характера протестных отношений демократическими путями и средствами, ключевым инструментом которых является правовое регулирование.
Государство сегодня вынужденно балансирует между широкими гарантиями протестного поведения и необходимостью своевременного выявления и жёсткого подавления отдельных общественно опасных деструктивных форм протеста. Вся государственная политика любого современного государства в рассматриваемой сфере сводится к поиску наиболее взвешенных моделей регулирования, причём можно говорить о мировой тенденции ужесточения законодательства.
Для решения данной проблемы деятельность публичной власти осуществляется, в том числе, в следующих направлениях:
1) создание возможностей выражения различных мнений с учетом всей их палитры;
2) предотвращение и разрешение публичных споров, связанных с политическим протестом;
3) систематический учет общественного мнения и протестного потенциала при принятии государственно-властных решений;
4) использование наказания за совершение правонарушений на основе предсказуемых правил и норм в соответствии с принципами правовой определенности, законности и справедливости на недискриминационных началах;
5) взвешивание общественной опасности и социальных последствий привлечения к ответственности за нарушения в ходе протестных акций с учетом фактического характера и реальной общественной опасности совершенного деяния.
Гарантиями развития цивилизованных протестных отношений могли бы стать правовые инструменты расширения применения альтернативных способов разрешения публичных споров; трансформация неэффективных форм гражданского участия в рамках существующих и новых институтов непосредственной демократии; институционализация политической оппозиции; совершенствование правовых норм о политической конкуренции; расширение гарантий реализации свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации, в том числе посредством конкретизации и сокращения числа уголовно-правовых и административно-правовых составов, направленных на произвольное недопущение распространения отдельных видов протестных суждений.
Представляется, что значительный пересмотр системы разделения властей в пользу расширения механизмов взаимодействия и контроля, усиление представительных органов публичной власти, обеспечение большей независимости региональных органов власти и органов местного самоуправления, изменение подхода российского законодателя и правоприменителя к конституционно-правовому регулированию протестных публичных мероприятий (недопустимость подчинения нормам законодательства о публичных мероприятиях неполитических по своей природе собраний граждан; легализация спонтанных публичных мероприятий; сокращение сроков уведомления уполномоченных органов публичной власти о проведении публичных мероприятий; создание правовых гарантий для проведения непоименованных законом форм публичных мероприятий; создание эффективных механизмов судебной защиты прав организаторов и участников протестных акций, в том числе в случае запрета их проведения) будет способствовать созданию механизма эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.
Институционализация протестных отношений представляет собой одну из важных правовых ценностей современного демократического государства. Развитие законодательства и научной теории протестных отношений представляется одной из важнейших задач государственного строительства. С учетом последних глобальных и внутригосударственных тенденций роста числа протестных акций, ужесточения законодательства и ответственности, а также необходимостью обеспечения легитимации власти, с одной стороны, и общественной безопасности, и правопорядка, с другой, перед государствами остро стоит проблема обеспечения цивилизованного характера протестных отношений демократическими путями и средствами, ключевым инструментом которых является правовое регулирование.
Государство сегодня вынужденно балансирует между широкими гарантиями протестного поведения и необходимостью своевременного выявления и жёсткого подавления отдельных общественно опасных деструктивных форм протеста. Вся государственная политика любого современного государства в рассматриваемой сфере сводится к поиску наиболее взвешенных моделей регулирования, причём можно говорить о мировой тенденции ужесточения законодательства.
Для решения данной проблемы деятельность публичной власти осуществляется, в том числе, в следующих направлениях:
1) создание возможностей выражения различных мнений с учетом всей их палитры;
2) предотвращение и разрешение публичных споров, связанных с политическим протестом;
3) систематический учет общественного мнения и протестного потенциала при принятии государственно-властных решений;
4) использование наказания за совершение правонарушений на основе предсказуемых правил и норм в соответствии с принципами правовой определенности, законности и справедливости на недискриминационных началах;
5) взвешивание общественной опасности и социальных последствий привлечения к ответственности за нарушения в ходе протестных акций с учетом фактического характера и реальной общественной опасности совершенного деяния.
Гарантиями развития цивилизованных протестных отношений могли бы стать правовые инструменты расширения применения альтернативных способов разрешения публичных споров; трансформация неэффективных форм гражданского участия в рамках существующих и новых институтов непосредственной демократии; институционализация политической оппозиции; совершенствование правовых норм о политической конкуренции; расширение гарантий реализации свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации, в том числе посредством конкретизации и сокращения числа уголовно-правовых и административно-правовых составов, направленных на произвольное недопущение распространения отдельных видов протестных суждений.
Представляется, что значительный пересмотр системы разделения властей в пользу расширения механизмов взаимодействия и контроля, усиление представительных органов публичной власти, обеспечение большей независимости региональных органов власти и органов местного самоуправления, изменение подхода российского законодателя и правоприменителя к конституционно-правовому регулированию протестных публичных мероприятий (недопустимость подчинения нормам законодательства о публичных мероприятиях неполитических по своей природе собраний граждан; легализация спонтанных публичных мероприятий; сокращение сроков уведомления уполномоченных органов публичной власти о проведении публичных мероприятий; создание правовых гарантий для проведения непоименованных законом форм публичных мероприятий; создание эффективных механизмов судебной защиты прав организаторов и участников протестных акций, в том числе в случае запрета их проведения) будет способствовать созданию механизма эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.
Подобные работы
- Гарантии соблюдения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕСТО ПРОТЕСТНЫХ ДВИЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ
ТРАНСФОРМАЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В 1960-1970-Е ГГ.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Отношение работающего населения г.Барнаула к иностранным
трудовым мигрантам
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2020 - Протестный потенциал российской оппозиции (на примере Санкт-Петербурга)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Языковые средства выражения оценки в учебных текстах по истории (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Роль и место социальных сетей в политической социализации и формировании электоральной культуры избирателей (на примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные вопросы правового регулирования Интернета
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОБЛОГА Ю. ДУДЯ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Влияние Китая, Великобритании и США на формирование протестных (демократических) движений в Гонконге (1980–2022 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025



