ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГНОЗОВ, ПЛАНОВ И ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Место государственной региональной политики в государственном управлении………………………………………………………………………...5
1.2 Реализация государственных программ в регионах (на примере Ульяновской области)………………………………………………………….…9
ГЛАВА 2 ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ
2.1 Проектное управление: общие положения………………………………...19
2.2 Практика внедрения проектного управления при реализации государственных региональных программ…………………………………….23
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств государственные программы в нашей стране в регионах в последнее время стали применяться не всегда эффективно. Многими исследователями и практиками отмечается, например, что госпрограммы из механизма консолидации ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития стали зачастую использоваться в качестве инструмента дополнительного финансирования текущей деятельности региональных органов государственной власти, что искажает их смысл и назначение. Общий тренд на снижение роли государства в регулировании социально-экономической сферы, непоследовательность и непостоянство, а иногда непредсказуемость экономической политики стали негативно сказываться и на состоянии научных исследований в области повышения эффективности государственных программ как одного из ведущих механизмов государственного экономического регулирования. Данные положения обусловливают актуальность и целесообразность разработки выбранной для исследования темы.
Теоретико-методологической базой, раскрывающей степень проработанности темы исследования, послужили труды отечественных (А.Г.
Аганбегян, Б.З. Мильнер, Н.П. Молчанова, Б.А. Райзберг, Г.В. Федотова и др.) и зарубежных (Дж. Гелбрэйт, Р. Макнамара, Г. Минцберг и др.) ученых.
Научная новизна результатов исследования состоит в обобщении и развитии теоретических положений, определяющих роль и содержание программно-целевого управления социально-экономическим развитием регионов посредством реализации планов, прогнозов, программ.
Цель работы заключается в описании роли планов, прогнозов, программ в социально-экономическом развитии регионов России, в обосновании используемых теоретических положений, а также выработке и систематизации практических рекомендаций по совершенствованию программно-целевого управления социально-экономическим развитием.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
— проанализировать место государственной региональной политики в государственном управлении;
— охарактеризовать особенности реализации государственных программ в регионах (на примере Ульяновской области);
— рассмотреть общие положения проектного управления;
— проанализировать практику внедрения проектного управления при реализации государственных региональных программ.
Теоретическое и практическое значение курсовой работы заключается в том, что изложенные результаты исследования могут быть применены в деятельности органов управления субъектов РФ при разработке, проведении мониторинга и оценки реализации, а также корректировке стратегий, концепций, программ социально-экономического развития территорий; рекомендованы органам государственной власти и местного самоуправления в качестве инструментов, используемых для устранения системных недостатков практики программного управления, повышения эффективности реализуемых программ комплексного и отраслевого характера.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Государственная политика – это полномочное действие органа власти.
К задачам государственной региональной политики относятся:
- формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории государства, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;
- создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
- создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах.
В рамках политики субъектов РФ регламентируются взаимосвязи между федеральными органами власти и региональными, закрепляются права и полномочия административных единиц; формируется своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.
Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:
- глава государства и его полномочные представители в округах;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- ассоциации экономического взаимодействия субъектов;
- фонды регионального развития.
Отечественный и мировой опыт показывает, что программно-целевой подход в государственном управлении через реализацию государственных программ зарекомендовал себя как эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется государственная экономическая и социальная политика.
Участие Ульяновской области в почти половине программ является достаточно хорошим показателем для дотационного региона, который и так получает целевую финансовую поддержку из федерального центра.
1. Постановление Правительства РФ № 588 от 2 августа 2010 г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Барабашев А.Г. Теоретические ориентиры дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. – № 1. С. 14 – 21.
3. Виноградский Н.А. Совершенствование системы государственного управления в условиях современной модернизации / Н.А. Виноградский. – М.: МИСиС, 2013. – 82 c.
4. Зозуля А.В., Зозуля П.В. Устойчивое развитие: учебное пособие / А.В. Зозуля, П.В. Зозуля // М.: Издательский дом ГУУ, 2013. — 97 с.
5. Зотов В.Б. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (Проблемный обзор и рекомендации) / В.Б. Зотов // Научные труды Вольного экономического общества России. — М.: Издательство Общероссийская общественная организация «Вольное экономическое общество России», 2018. — 412–421.
6. Мищенко В.В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. 350 с.
7. Молчанова Н.П. Управление федеральным округом на основе программно-целевого подхода: методологическое, методическое и организационно-экономическое обеспечение : автореф. дис… д-ра экон. наук. М., 2011. 53 с.
8. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / М.Л. Разу, А.М. Лялин и др. — М.: Кнорус, 2018. —760 с.
9. Федотова Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: автореф. дис… д-ра экон. наук. Курск, 2015. 36 с.
10. Шедько Ю.Н. Программно-целевое управление в контексте пространственного стратегирования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7. № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN215.pdf (Дата обращения 25.09.2019)