Введение…………………………………………………………………………...3
1. Запрос предложений: определение понятия………………………………….4
2. Размещение извещения и документации о проведении запроса предложений в единой информационной системе……………………………...7
3. Прием заявок на участие в запросе предложений…………………………..14
4. Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и рассмотрение заявок на участие в запросе предложений……………………..16
5. Оценка и сопоставление окончательных предложений (подведение итогов, определение победителя)………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Актуальность темы исследования обусловлена сравнительной малоизученностью гражданско-правовых аспектов функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как правильно отмечает Андреева Л.А., «проводимые правовые исследования отношений в сфере государственных закупок в основном ограничиваются изучением отдельных вопросов и этапов государственных закупок».
В юриспруденции институт контрактной системы в сфере закупок изучен мало.
Цель исследования – рассмотреть особенности проведения запроса предложений.
Задачи исследования:
1. изучить определение понятия запрос предложений: определение понятия;
2. рассмотреть размещение извещения и документации о проведении запроса предложений в единой информационной системе;
3. проанализировать прием заявок на участие в запросе предложений;
4. рассмотреть вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и рассмотрение заявок на участие в запросе предложений;
5. изучить оценку и сопоставление окончательных предложений (подведение итогов, определение победителя).
В результате проведенного исследования автор выделяет проблемные вопросы и предлагает пути их решения.
Проблемным аспектом проведения запроса предложений является необходимость правильного исчисления сроков. По смыслу ч. 3 ст. 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Коль скоро не сказано, что речь идет о рабочих днях, имеются в виду дни календарные. С учетом ст. 191 ГК РФ нам представляется, что пять календарных дней должны быть в интервале от даты размещения извещения в ЕИС до даты окончания подачи заявок, исключая эти дни.
В настоящее время сложным практическим моментом в запросе предложений является оформление итогового протокола в случаях, когда участник не присутствовал при вскрытии конвертов. О. Баландина рекомендует «сделать паузу на один рабочий день», поскольку «за это время участники могут ознакомиться с размещенной в ЕИС выпиской из протокола и направить заявки с окончательным предложением». Такой вывод согласуется с арбитражной практикой. Так, из Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2015 года N Ф03-5255/2015 следует, что «две компании не прислали своих представителей на рассмотрение заявок. Однако в протоколе заседания комиссия указала, что все участники отказались направить окончательные предложения. Суд же счел, что данный протокол не является итоговым».
При проведении запроса предложений в связи с тем, что ранее не состоялся повторный конкурс, необходимо принимать во внимание, что закон в этом случае не позволяет изменять качественные и количественные характеристики объекта закупки (ч. 4 ст. 55 Закона о контрактной системе). В этой связи возникают сложные вопросы, связанные с применением национального режима.
Часть 9 ст. 83 Закона о контрактной системе предлагается изложить в следующей редакции: "В день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе предложений заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений, иным лицам, присутствующим при вскрытии этих конвертов, о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок. Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, а также любым лицам, желающим подать заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта";
Таким образом, в целях обеспечения прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо скорректировать положения Гражданского кодекса РФ таким образом, чтобы привести их в полное соответствие со специальным Законом о контрактной системе.
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
3. Андреева Л.В. Государственный контракт как эффективный способ обеспечения государственных нужд // «Гражданское право», 2016, № 5. С. 19 – 21.
4. Борисов О.И. Способы заключения государственного (муниципального) контракта // «Юрист», 2017, № 21. С. 14 – 17.
5. Гурин О.Ю. 44-ФЗ: Новый год - с новыми правилами закупок! // «Прогосзаказ.рф», 2018, № 1. С. 44 – 47.
6. Дыкин А.Ю. Проблемы осуществления закупок путем проведения запроса предложений // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017.
7. Красуля Е.В. Влияние способа осуществления закупки на ее эффективность (на примере медицинских учреждений) // «Судья», 2017, № 5. С. 21 – 23.
8. Тасалов Ф.А. Запрос котировок и запрос предложений как формы торгов // «Актуальные проблемы российского права», 2018, № 5. С. 47 – 49.
9. Тасалов Ф.А. На пути к электронным закупкам: комментарий к изменениям Закона о контрактной системе // «Право и экономика», 2018, № 2. С. 51 – 55.